Действующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ДОЛГОСРОЧНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ "ОБ ОКАЗАНИИ ПОМОЩИ ЛИЦАМ, ОТБЫВШИМ НАКАЗАНИЕ В ВИДЕ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ, И СОДЕЙСТВИИ ИХ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ НА 2010 - 2012 ГОДЫ"

1. Содержание проблемы и обоснование необходимости решения ее программными методами


Стратегией социально-экономического развития Сахалинской области на период до 2020 года, утвержденной постановлением администрации Сахалинской области от 11 июля 2008 года N 203-па, определена главная стратегическая цель развития Сахалинской области - обеспечение высокого уровня благосостояния и стандартов качества жизни населения, соответствующих уровню наиболее развитых стран.

Динамичное развитие и будущее Сахалинской области зависят не только от образования и мотивации граждан к инновационному поведению, но и, прежде всего, от их здоровья, уверенности в завтрашнем дне, наличие либо отсутствие которой неразрывно связано с обеспечением правопорядка и общественной безопасности.

Актуальность рассматриваемой проблемы обусловлена значительными масштабами социально-экономического ущерба, наносимого Сахалинской области преступлениями и правонарушениями.

Социальный ущерб, проявляющийся во всем негативном многообразии, сводится к криминализации общества, деформации общественных ценностей. В связи с чем, необходима система мероприятий, направленных на оказание содействия социальной реабилитации лиц, освобожденных из мест лишения свободы, что в конечном итоге позволит снизить уровень рецидивной преступности.

Экономический ущерб проявляется в увеличении потенциала теневой экономики и криминального мира, а также в значительных затратах бюджетных средств на содержание, лечение осужденных.

Стратегический характер рассматриваемой проблемы обусловлен масштабами угрозы успешному социально-экономическому развитию Сахалинской области в случае негативного развития ситуации.

На заседании Государственного совета Российской Федерации 29 июня 2007 года в г. Ростове-на-Дону при рассмотрении вопроса о первоочередных мерах по реализации государственной системы профилактики правонарушений и обеспечению общественной безопасности Президентом Российской Федерации было обращено особое внимание на вопросы социальной адаптации людей, освободившихся из мест лишения свободы.

В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 24 июня 1999 года N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" лица, вернувшиеся из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа и учреждений уголовно-исполнительной системы, подпадают под категорию граждан, в отношении которых проводится индивидуально-профилактическая работа, заключающаяся в оказании помощи в социальном и бытовом устройстве, в осуществлении иных функций по социальной реабилитации.

В соответствии с Перечнем поручений Президента Российской Федерации от 25 февраля 2009 года N Пр-444 (по итогам заседания президиума Государственного совета Российской Федерации от 11 февраля 2009 года) субъектам Российской Федерации рекомендовано разработать и принять программы по оказанию помощи лицам, отбывшим наказание в виде лишения свободы, и содействию их социальной реабилитации.

Программно-целевой метод планирования деятельности с четким определением целей и задач Программы, выбором перечня скоординированных мероприятий по оказанию помощи лицам, освобожденным из мест лишения свободы, их финансированием из областного бюджета будет эффективным механизмом решения проблемы.

Использование указанного метода позволит мобилизовать ресурсные возможности и сконцентрировать усилия областных органов исполнительной власти и правоохранительных органов на приоритетных направлениях.

Социально-экономическая напряженность в обществе, недостаточная занятость населения, высокий уровень преступности обострили проблему социальной адаптации лиц, отбывших уголовное наказание в виде лишения свободы. Испытывая трудности в решении вопросов трудоустройства, обеспечения жилья, социальных выплат, медицинского обслуживания, получения необходимого образования, реализации гражданских прав, они вновь встают на путь совершения преступлений. В наибольшей социальной поддержке нуждаются лица без документов, страдающие тяжелыми хроническими заболеваниями и инвалиды.

Это обусловливает необходимость разработки и принятия системы мер (экономического, социально-культурного, воспитательного и правового характера), направленных на дальнейшее совершенствование профилактической деятельности с учетом накопленного опыта и специфики территории Сахалинской области.

Необходимость разработки Программы обусловлена и анализом состояния рецидивной преступности в Сахалинской области. Так, в 2008 году выявлено 5713 лиц, совершивших преступления (2007 год - 5834), из них:

- 1453 чел. (25,4%) совершали преступления ранее (2007 год - 1341, 23%);

- 3420 чел. (59,8%) не имели постоянного источника дохода (2007 год - 3421, 58,6%);

- 2580 чел. (45,2%) в возрасте от 18 до 29 лет (2007 год - 2659, 45,5%).

Программа представляет собой систему мероприятий, направленных на оказание содействия социальной реабилитации лиц, освобожденных из мест лишения свободы, в конечном итоге - на снижение уровня рецидивной преступности.

Учитывая, что в Сахалинской области сложная криминогенная обстановка, не решены многие проблемы в борьбе с преступностью и по обеспечению общественного порядка в жилом секторе, безопасности на улицах и в других общественных местах, профилактика правонарушений среди лиц, ранее судимых за совершение преступлений, позволит существенно стабилизировать состояние правопорядка.

Одной из причин снижения преступности в течение 2007-2008 годов является реализация областной и муниципальных программ профилактики правонарушений.

Настоящая Программа также будет способствовать снижению правонарушений на территории Сахалинской области.

На протяжении последних двух лет на территории Сахалинской области произошло снижение уровня преступности, рост которого наблюдался в предыдущие годы (2007 год - 5,6%, 2008 год - 9,7%). Уровень преступности (на 10 тыс. населения) снизился с 291,9 (2007 год) до 264,9 (2008 год), однако по-прежнему превышает среднероссийский показатель (226).

Учитывая кризисную ситуацию, сложившуюся в мировой финансовой системе, и, как следствие этого, рост безработицы и социальной напряженности в обществе, в последующие годы можно ожидать увеличения количества регистрируемых преступлений до 5% ежегодно.

Одними из факторов, влияющих на рост уровня преступности, останутся сокращение численности постоянного населения Сахалинской области с преобладанием миграционного оттока (как правило, законопослушных граждан) и значительный приток в связи с экономической и, следовательно, криминальной привлекательностью региона, как иностранной рабочей силы, так и российских граждан из других регионов страны.

Среди лиц, совершивших преступления, возрастет число лиц, не имеющих постоянного источника дохода. Их доля в 2012 году может составить 70% (в настоящее время - 60%). До 35% возрастет доля лиц, ранее совершавших преступления.