Недействующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ДОЛГОСРОЧНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ "МОЛОДЕЖЬ САХАЛИНА И КУРИЛ НА 2012 - 2015 ГОДЫ И НА ПЕРИОД ДО 2018 ГОДА"

1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ РЕШЕНИЯ ЕЕ ПРОГРАММНЫМИ МЕТОДАМИ


Модель молодежной политики в Сахалинской области формировалась с начала 2000-х годов. За последние годы в сфере молодежной политики были приняты важнейшие документы, которые определяют вектор развития молодежной политики и ее место в социально-экономическом развитии Сахалинской области.

Целостная и последовательная реализация государственной молодежной политики является важным условием успешного развития Сахалинской области. С этих позиций работа с молодежью выстраивается как особое направление, основным содержанием которого является управление общественными изменениями в молодежной среде, обеспечивающее новые социальные, экономические и культурные перспективы Сахалинской области. Содержанием молодежной политики являются отношения власти, молодежи, бизнеса и иных институтов гражданского общества, направленные на согласование общественных интересов, целей, представлений о будущем региона, и организация продуктивного взаимодействия между всеми заинтересованными субъектами.

Успешное решение задач социально-экономического и культурного развития Сахалинской области невозможно без активного участия молодежи.

Это объясняется прежде всего тем, что молодежь выполняет особые социальные функции:

- обеспечивает преемственность развития общества и государства, формирует образ будущего и несет функцию социального воспроизводства;

- обладает инновационным потенциалом развития экономики, социальной сферы, образования, спорта, науки и культуры;

- составляет важный источник пополнения кадров для экономики области.

Последовательная государственная молодежная политика в Сахалинской области является безусловным важнейшим фактором устойчивого развития региона и общества, роста благосостояния его граждан и совершенствования общественных отношений.

По данным Росстата, на начало 2010 года в Сахалинской области насчитывалось 120 тыс. молодых людей в возрасте от 14 до 30 лет, что составляет 23,5% от общего количества населения Сахалинской области. С 2000 года наблюдается стойкая тенденция сокращения молодой категории населения. Одной из причин такой ситуации является регулярный отток молодежи за пределы Сахалинской области. Основной причиной оттока молодежи является выезд для получения высшего профессионального образования.

Молодежь продолжает оставаться одной из уязвимых групп на рынке труда. В структуре трудоспособного населения молодежь составляет 34,8% населения Сахалинской области. Но отсутствие профессионального опыта, невостребованность полученного в островных вузах образования зачастую не позволяют многим молодым людям найти работу по специальности. Особенностью является тем не менее стойкий дефицит кадров в бюджетной сфере, а также в сфере высококвалифицированных рабочих специальностей.

Характерной чертой малого и среднего предпринимательства в Сахалинской области является невысокая доля молодежи в их рядах. Данные о желании и готовности молодежи заняться предпринимательской деятельностью коррелируются с общероссийскими. По материалам Всероссийского Фонда общественного мнения, только 12% молодежи в возрасте до 26 лет планируют в ближайшем будущем заняться предпринимательством. Доля таких людей в сфере сельского хозяйства ниже 5%. Налицо смена жизненных ориентиров с середины 90-х годов, когда большинство старшеклассников рассматривали предпринимательство как привлекательную сферу для жизнедеятельности.

При большом количестве проводимых мероприятий всероссийского уровня творческая и талантливая молодежь Сахалинской области зачастую не имеет возможности участвовать во всероссийских конкурсах, выигрывать гранты и т.д. Статус ученого в России в последние годы не стимулировал молодежь связать свою деятельность со сферой науки, с научно-исследовательской и инновационной деятельностью.

До сих пор наблюдается низкий уровень вовлеченности молодежи в социальную практику. Доля молодых людей, активно участвующих в жизни общества, составляет не более 10% от общей численности молодежи. Эта тенденция проявляется во всех сферах жизни молодого человека - гражданской, профессиональной, культурной, семейной. Чуть более 15% молодых людей состоит в политических партиях, в выборах различного уровня принимает участие в роли избирателя не более 30%. При сохранении такой ситуации возникает угроза устойчивой привычки к социальной инфантильности как норме жизни, к игнорированию собственного участия в активной политической жизни, формированию общего политического нигилизма.

Для многих молодых людей сдерживающим фактором является отсутствие необходимых знаний и навыков. Информация о реализуемых мерах в отношении молодежи не полностью доходит до целевой группы. Неэффективны на сегодня и механизмы организации "обратной связи" учреждений социализации и адаптации молодежи к взрослой жизни с молодыми людьми. Решение этой системной проблемы в настоящий момент возможно только при условии наличия координации деятельности различных институтов гражданского общества. При этом одним из ключевых инструментов решения проблемы должно стать широкомасштабное внедрение современных информационно-коммуникационных технологий, которые позволяют установить взаимодействие со всеми представителями целевой группы с минимальными издержками.

В настоящее время в качестве ключевых проблем молодежи рассматриваются:

- недостаточная информированность молодых людей о возможностях реализации своего потенциала;

- несоответствие жизненных установок, ценностей и моделей поведения молодых людей потребностям региона;

- отсутствие комплексной системы продвижения продуктов инициативной и талантливой молодежи;

- низкий уровень интереса у молодежи к участию в общественно-политической жизни общества;

- социальная изолированность молодых людей, находящихся в трудной жизненной ситуации, отсутствие возможностей для полноценной социализации и вовлечения в трудовую деятельность.

Вместе с тем молодежь обладает значительным потенциалом, который используется не в полной мере: мобильностью, инициативностью, новыми технологиями, способностью противодействовать негативным вызовам. Системное, полноценное информирование всех молодых людей о возможностях их интеграции в социально-экономическое развитие Сахалинской области, Российской Федерации, основанное на интерактивных подходах и новейших коммуникационных технологиях, применение созданных возможностей личностного и общественного развития и вовлечение молодежи в многообразную социальную практику не только позволит молодежи полнее реализовать свой потенциал, но и укрепит ее уверенность в своем будущем.

Однако наряду с тем, что в последние годы проблемам молодежи в Сахалинской области уделяется достаточно серьезное внимание, необходимо отметить, что отрасль в настоящее время характеризуется системными проблемами.

Важным методологическим недостатком нынешней ситуации в отрасли молодежной политики является фактическое отрицание собственной активности молодежи. Мероприятия молодежной политики в основном построены на объектной методологии, когда молодежь как активный субъект исключена собственно из процесса проектирования, планирования и реализации государственной молодежной политики в регионе.

Исполнение Программы позволит сформировать механизмы активного участия молодежи в реализации государственной молодежной политики в качестве созидательного субъекта. Основными принципами формирования таких механизмов должны стать соответствие государственным задачам, конкуренция в реализации инициатив и проектов, значимость мероприятий для развития региона.

Необходимость применения программно-целевого метода обусловлена возможностью повышения эффективности действия различных ведомств, что позволит, с одной стороны, устранить дублирование функций в работе с молодежью на территории Сахалинской области, а с другой, сделать услуги для молодежи комплексными и объединяющими усилия различных органов исполнительной власти.

Исходя из вышеизложенного, для совершенствования работы по социализации и адаптации, воспитанию и образованию молодежи, по защите ее законных прав и интересов, реализации общественно значимых инициатив, организации общественно полезной деятельности молодежи возникает необходимость разработки Программы.