Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 12 июля 2012 года N 354

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ДОЛГОСРОЧНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ "МОЛОДЕЖЬ САХАЛИНА И КУРИЛ НА 2012 - 2015 ГОДЫ И НА ПЕРИОД ДО 2018 ГОДА"

{Утратило силу: постановление Правительства Сахалинской области от 09.08.2013 N 448}

{Изменения:
постановление Правительства Сахалинской области от 29.10.2012 N 510;
постановление Правительства Сахалинской области от 19.04.2013 N 205;
постановление Правительства Сахалинской области от 28.06.2013 N 327;
постановление Правительства Сахалинской области от 02.08.2013 N 412;
постановление Правительства Сахалинской области от 13.11.2013 N 645;
постановление Правительства Сахалинской области от 24.12.2013 N 761}

В целях реализации государственной молодежной политики на территории Сахалинской области Правительство Сахалинской области постановляет:

1. Утвердить долгосрочную целевую программу Сахалинской области "Молодежь Сахалина и Курил на 2012 - 2015 годы и на период до 2018 года" (далее - Программа) (прилагается).

2. Министерству финансов Сахалинской области (Т.В.Карпова) и министерству экономического развития Сахалинской области (С.А.Карпенко) при формировании проекта областного бюджета на соответствующий год включать Программу в перечень долгосрочных целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств областного бюджета.

3. Опубликовать настоящее постановление в газете "Губернские ведомости".

4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя председателя Правительства Сахалинской области С.В.Хоточкина.

Губернатор Сахалинской области А.В. Хорошавин

УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Сахалинской области
от 12 июля 2012 г. N 354
{в ред. постановления Правительства
Сахалинской области от 29.10.2012 N 510;
постановления Правительства
Сахалинской области от 28.06.2013 N 327}

ДОЛГОСРОЧНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА САХАЛИНСКАЯ ОБЛАСТИ "Молодежь Сахалина и Курил на 2012-2015 годы и на период до 2018 года"

Паспорт Долгосрочной целевой программы "Молодежь Сахалина и Курил на 2012-2015 годы и на период до 2018 года"


Наименование Программы

Долгосрочная целевая программа "Молодежь Сахалина и Курил на 2012 - 2015 годы и на период до 2018 года" (далее - Программа)

Основание для разработки Программы

- Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная  распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р;

 - Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 18.12.2006 N 1760-р;

 - Федеральный закон от 06.10.99 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации";

 - Федеральный закон от 28.06.95 N 98-ФЗ "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений";

   - Указ Президента Российской Федерации от 06.04. 2006 N 325 "О мерах государственной поддержки талантливой молодежи";

 - Закон Сахалинской области от 31.10.2002
 N 369 "О государственной молодежной политике в Сахалинской области"
;

 -  Закон Сахалинской области от 16.07.2002
 N 356 "О поддержке детских и молодежных общественных объединений в Сахалинской области"
;

 -  постановление Правительства Сахалинской области от 28.03.2011 N 99 "О Стратегии социально-экономического развития Сахалинской области на период до 2025 года", перечень поручений Губернатора Сахалинской области от 10.02.2011 N 7-ПП;

 -  распоряжение Правительства Сахалинской области от 10.02.2012 N 75-р "О Концепции долгосрочной целевой программы Сахалинской области "Молодежь Сахалина и Курил на 2012 - 2015 годы и на период до 2018 года"

Заказчик Программы

Правительство Сахалинской области

Разработчик Программы

Министерство спорта, туризма и молодежной политики Сахалинской области

Цели и задачи Программы

Цель Программы - формирование условий для воспитания молодежи и реализации молодежных инициатив.
 Задачи:
 - обеспечить нормативно-правовое регулирование реализации государственной молодежной политики на территории Сахалинской области;

 - создать инфраструктуру государственной молодежной политики на региональном и муниципальном уровнях (кадровое, методическое, материально-техническое обеспечение, система повышения квалификации и переподготовки кадров, обеспеченность учреждениями, развитие детских и молодежных общественных организаций и объединений, механизмы социального партнерства государства, некоммерческих организаций и бизнеса);

   - сформировать механизмы государственной поддержки талантливой молодежи, представленной в различных отраслях социальной сферы и экономики региона;

 - создать механизмы поддержки реализации молодежных проектов и инициатив, напра вленных на эффективную социализацию молодежи, находящейся в трудной жизненной ситуации;

 - сформировать региональную систему мероприятий государственной молодежной политики.

Мероприятия Программы

Мероприятия Программы предусматривают реализацию основных направлений государственной молодежной политики Сахалинской области, реализуемых посредством следующих механизмов:
 - разработка, проведение общественных экспертиз и принятие нормативно-правовых актов Сахалинской области, регулирующих реализацию на территории региона задач государственной молодежной политики;

 - создание условий для появления и развития некоммерческих организаций в сфере молодежной политики, в том числе государственных и муниципальных учреждений, детских и молодежных общественных организаций, создание региональной системы подготовки, повышения квалификации, аттестации кадров органов и учреждений по делам молодежи, формирование региональной базы методического, научно-исследовательского обеспечения отрасли, организация мероприятий по обмену инновационным опытом, участие представителей Сахалинской области в мероприятиях федерального, межрегионального уровня, организация и проведение конкурсов проектов некоммерческих организаций, молодых граждан, конкурсов проектов и программ муниципальных образований Сахалинской области;

 - реализация мероприятий по государственной поддержке талантливой молодежи, проведение конкурсов, фестивалей молодых специалистов различных отраслей социально-экономической жизни региона, информационная поддержка реализации молодежных проектов и инициатив;

 - организация и проведение конкурсов проектов некоммерческих организаций, молодых граждан, конкурсов проектов и программ муниципальных обр азований Сахалинской области, направленных на реализацию задач по эффективной социализации различных групп молодежи, находящейся в трудной жизненной ситуации, профилактику правонарушений, употребления психоактивных веществ, экстремизма, социального сиротства и т.д.;

 - организация на конкурсной основе мероприятий по основным направлениям государственной молодежной политики, формирование целостной региональной системы проектирования, реализации и оценки эффективности мероприятий.

Сроки реализации Программы

2012 - 2018 годы

Исполнители Программы

Министерство спорта, туризма и молодежной политики Сахалинской области;

 министерство образования Сахалинской области;

 министерство социальной защиты Сахалинской области;

 министерство здравоохранения Сахалинской области;

 министерство культуры Сахалинской области;

 министерство экономического развития Сахалинской области;

 агентство по труду Сахалинской области;

 детские и молодежные общественные организации и объединения

Объемы и источники финансирования Программы

Программа финансируется из областного бюджета

Планируемые основные результаты Программы (количественные значения индикаторов результативности Программы и оценка социально-экономической эффективности реализации Программы)

1) Количество проектов и программ муниципальных образований, муниципальных органов по делам молодежи, детских и молодежных общественных организаций и объединений, получивших финансовую поддержку в рамках Программы, - не менее 153;

 2) количество молодых людей в возрасте 14 - 30 лет, принимающих участие в реализации добровольческих мероприятий (по количеству выданных книжек добровольца), - не менее 600 человек;

 3) количество молодых людей в возрасте 14 - 30 лет, принимающих участие в деятельности молодежных трудовых бригад и отрядов, - не менее 600 человек;

 4) степень удовлетворенности молодежи реализацией государственной молодежной политики в Сахалинской области (на основании проведенного независимого социологического исследования) - 60%.

1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ РЕШЕНИЯ ЕЕ ПРОГРАММНЫМИ МЕТОДАМИ


Модель молодежной политики в Сахалинской области формировалась с начала 2000-х годов. За последние годы в сфере молодежной политики были приняты важнейшие документы, которые определяют вектор развития молодежной политики и ее место в социально-экономическом развитии Сахалинской области.

Целостная и последовательная реализация государственной молодежной политики является важным условием успешного развития Сахалинской области. С этих позиций работа с молодежью выстраивается как особое направление, основным содержанием которого является управление общественными изменениями в молодежной среде, обеспечивающее новые социальные, экономические и культурные перспективы Сахалинской области. Содержанием молодежной политики являются отношения власти, молодежи, бизнеса и иных институтов гражданского общества, направленные на согласование общественных интересов, целей, представлений о будущем региона, и организация продуктивного взаимодействия между всеми заинтересованными субъектами.

Успешное решение задач социально-экономического и культурного развития Сахалинской области невозможно без активного участия молодежи.

Это объясняется прежде всего тем, что молодежь выполняет особые социальные функции:

- обеспечивает преемственность развития общества и государства, формирует образ будущего и несет функцию социального воспроизводства;

- обладает инновационным потенциалом развития экономики, социальной сферы, образования, спорта, науки и культуры;

- составляет важный источник пополнения кадров для экономики области.

Последовательная государственная молодежная политика в Сахалинской области является безусловным важнейшим фактором устойчивого развития региона и общества, роста благосостояния его граждан и совершенствования общественных отношений.

По данным Росстата, на начало 2010 года в Сахалинской области насчитывалось 120 тыс. молодых людей в возрасте от 14 до 30 лет, что составляет 23,5% от общего количества населения Сахалинской области. С 2000 года наблюдается стойкая тенденция сокращения молодой категории населения. Одной из причин такой ситуации является регулярный отток молодежи за пределы Сахалинской области. Основной причиной оттока молодежи является выезд для получения высшего профессионального образования.

Молодежь продолжает оставаться одной из уязвимых групп на рынке труда. В структуре трудоспособного населения молодежь составляет 34,8% населения Сахалинской области. Но отсутствие профессионального опыта, невостребованность полученного в островных вузах образования зачастую не позволяют многим молодым людям найти работу по специальности. Особенностью является тем не менее стойкий дефицит кадров в бюджетной сфере, а также в сфере высококвалифицированных рабочих специальностей.

Характерной чертой малого и среднего предпринимательства в Сахалинской области является невысокая доля молодежи в их рядах. Данные о желании и готовности молодежи заняться предпринимательской деятельностью коррелируются с общероссийскими. По материалам Всероссийского Фонда общественного мнения, только 12% молодежи в возрасте до 26 лет планируют в ближайшем будущем заняться предпринимательством. Доля таких людей в сфере сельского хозяйства ниже 5%. Налицо смена жизненных ориентиров с середины 90-х годов, когда большинство старшеклассников рассматривали предпринимательство как привлекательную сферу для жизнедеятельности.

При большом количестве проводимых мероприятий всероссийского уровня творческая и талантливая молодежь Сахалинской области зачастую не имеет возможности участвовать во всероссийских конкурсах, выигрывать гранты и т.д. Статус ученого в России в последние годы не стимулировал молодежь связать свою деятельность со сферой науки, с научно-исследовательской и инновационной деятельностью.

До сих пор наблюдается низкий уровень вовлеченности молодежи в социальную практику. Доля молодых людей, активно участвующих в жизни общества, составляет не более 10% от общей численности молодежи. Эта тенденция проявляется во всех сферах жизни молодого человека - гражданской, профессиональной, культурной, семейной. Чуть более 15% молодых людей состоит в политических партиях, в выборах различного уровня принимает участие в роли избирателя не более 30%. При сохранении такой ситуации возникает угроза устойчивой привычки к социальной инфантильности как норме жизни, к игнорированию собственного участия в активной политической жизни, формированию общего политического нигилизма.

Для многих молодых людей сдерживающим фактором является отсутствие необходимых знаний и навыков. Информация о реализуемых мерах в отношении молодежи не полностью доходит до целевой группы. Неэффективны на сегодня и механизмы организации "обратной связи" учреждений социализации и адаптации молодежи к взрослой жизни с молодыми людьми. Решение этой системной проблемы в настоящий момент возможно только при условии наличия координации деятельности различных институтов гражданского общества. При этом одним из ключевых инструментов решения проблемы должно стать широкомасштабное внедрение современных информационно-коммуникационных технологий, которые позволяют установить взаимодействие со всеми представителями целевой группы с минимальными издержками.

В настоящее время в качестве ключевых проблем молодежи рассматриваются:

- недостаточная информированность молодых людей о возможностях реализации своего потенциала;

- несоответствие жизненных установок, ценностей и моделей поведения молодых людей потребностям региона;

- отсутствие комплексной системы продвижения продуктов инициативной и талантливой молодежи;

- низкий уровень интереса у молодежи к участию в общественно-политической жизни общества;

- социальная изолированность молодых людей, находящихся в трудной жизненной ситуации, отсутствие возможностей для полноценной социализации и вовлечения в трудовую деятельность.

Вместе с тем молодежь обладает значительным потенциалом, который используется не в полной мере: мобильностью, инициативностью, новыми технологиями, способностью противодействовать негативным вызовам. Системное, полноценное информирование всех молодых людей о возможностях их интеграции в социально-экономическое развитие Сахалинской области, Российской Федерации, основанное на интерактивных подходах и новейших коммуникационных технологиях, применение созданных возможностей личностного и общественного развития и вовлечение молодежи в многообразную социальную практику не только позволит молодежи полнее реализовать свой потенциал, но и укрепит ее уверенность в своем будущем.

Однако наряду с тем, что в последние годы проблемам молодежи в Сахалинской области уделяется достаточно серьезное внимание, необходимо отметить, что отрасль в настоящее время характеризуется системными проблемами.

Важным методологическим недостатком нынешней ситуации в отрасли молодежной политики является фактическое отрицание собственной активности молодежи. Мероприятия молодежной политики в основном построены на объектной методологии, когда молодежь как активный субъект исключена собственно из процесса проектирования, планирования и реализации государственной молодежной политики в регионе.

Исполнение Программы позволит сформировать механизмы активного участия молодежи в реализации государственной молодежной политики в качестве созидательного субъекта. Основными принципами формирования таких механизмов должны стать соответствие государственным задачам, конкуренция в реализации инициатив и проектов, значимость мероприятий для развития региона.

Необходимость применения программно-целевого метода обусловлена возможностью повышения эффективности действия различных ведомств, что позволит, с одной стороны, устранить дублирование функций в работе с молодежью на территории Сахалинской области, а с другой, сделать услуги для молодежи комплексными и объединяющими усилия различных органов исполнительной власти.

Исходя из вышеизложенного, для совершенствования работы по социализации и адаптации, воспитанию и образованию молодежи, по защите ее законных прав и интересов, реализации общественно значимых инициатив, организации общественно полезной деятельности молодежи возникает необходимость разработки Программы.

2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ


В соответствии с приоритетными направлениями Стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 18.12.2006 N 1760-р, Программа направлена на создание правовых, экономических, социальных и организационных условий для развития личности молодого человека, поддержки молодежных инициатив, молодежных объединений и организаций в Сахалинской области.

Основной стратегической целью Программы является формирование условий для воспитания молодежи и реализации молодежных инициатив.

Для достижения поставленной цели необходимо решение ряда задач:

- обеспечить нормативно-правовое регулирование реализации государственной молодежной политики на территории Сахалинской области;

- создать инфраструктуру государственной молодежной политики на региональном и муниципальном уровнях (кадровое, методическое, материально-техническое обеспечение, система повышения квалификации и переподготовки кадров, обеспеченность учреждениями, развитие детских и молодежных общественных организаций и объединений, механизмы социального партнерства государства, некоммерческих организаций и бизнеса);

- сформировать механизмы государственной поддержки талантливой молодежи, представленной в различных отраслях социальной сферы и экономики региона;

- создать механизмы поддержки реализации молодежных проектов и инициатив, направленных на эффективную социализацию молодежи, находящейся в трудной жизненной ситуации;

- сформировать региональную систему мероприятий государственной молодежной политики.

3. СИСТЕМА ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ


Достижение целевых установок и решение поставленных задач будет осуществляться в рамках мероприятий, включенных в следующие разделы Программы:

- раздел первый - "Обеспечение нормативно-правового регулирования реализации государственной молодежной политики на территории Сахалинской области";

- раздел второй - "Создание инфраструктуры государственной молодежной политики";

- раздел третий - "Формирование механизмов государственной поддержки талантливой молодежи";

- раздел четвертый - "Создание механизмов поддержки реализации молодежных проектов и инициатив, направленных на эффективную социализацию молодежи, находящейся в трудной жизненной ситуации";

- раздел пятый - "Формирование региональной системы мероприятий государственной молодежной политики".

Обеспечение нормативно-правового регулирования реализации государственной молодежной политики на территории Сахалинской области


Одной из главных проблем развития государственной молодежной политики в Сахалинской области является отсутствие системообразующих нормативных правовых актов по реализации государственной молодежной политики на региональном, а вследствие этого - и на муниципальном уровне.

В рамках решения указанной проблемы предусматривается создание механизмов взаимодействия с органами государственной власти Сахалинской области, органами по делам молодежи муниципальных образований, экспертным сообществом, молодежными общественными объединениями в целях формирования и развития региональной нормативно-правовой базы государственной молодежной политики. Пространством реализации молодежных инициатив будут являться молодежные объединения общественно-политического направления (Молодежное правительство Сахалинской области, Молодежный парламентский центр при Сахалинской областной Думе, Сахалинский студенческий Совет, региональные молодежные штабы (студотрядов, добровольческого движения и т.д.), молодежные парламентские палаты муниципальных представительных органов власти, молодые депутаты, государственные и муниципальные служащие всех уровней власти и местного самоуправления.

Органом исполнительной власти Сахалинской области, ответственным за реализацию мероприятий настоящего раздела, является министерство спорта, туризма и молодежной политики Сахалинской области.

Реализация мероприятий данного раздела Программы не потребует выделения финансовых средств из бюджета Сахалинской области.

Создание инфраструктуры государственной молодежной политики

Предусматривается создание условий для появления и развития некоммерческих организаций в сфере молодежной политики, государственных и муниципальных учреждений, детских и молодежных общественных организаций, региональной системы подготовки, повышения квалификации, аттестации кадров органов и учреждений по делам молодежи, формирование региональной базы методического, научно-исследовательского обеспечения отрасли, организация мероприятий по обмену инновационным опытом, участие представителей Сахалинской области в мероприятиях федерального, межрегионального уровня, организация и проведение конкурсов проектов некоммерческих организаций, молодых граждан, конкурсов проектов и программ муниципальных образований Сахалинской области.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»