Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 07 июля 2011 года N 274

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ДОЛГОСРОЧНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ "ПРОФИЛАКТИКА СОЦИАЛЬНОГО СИРОТСТВА И ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ С ДЕТЬМИ В САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2011 - 2015 ГОДЫ"

{Утратило силу: постановление Правительства Сахалинской области от 28.06.2013 N 331}

{Изменения:
постановление Правительства Сахалинской области от 18.11.2011 N 483
постановление Правительства Сахалинской области от 11.07.2012 N 349;
постановление Правительства Сахалинской области от 09.10.2012 N 487;
постановление Правительства Сахалинской области от 24.05.2013 N 259;
постановление Правительства Сахалинской области от 06.12.2013 N 689}

В соответствии с распоряжением Правительства Сахалинской области от 06 мая 2011 года N 286-р "Об утверждении Концепции долгосрочной целевой программы Сахалинской области "Профилактика социального сиротства и жестокого обращения с детьми в Сахалинской области на 2011 - 2015 годы" Правительство Сахалинской области постановляет:

1. Утвердить долгосрочную целевую программу "Профилактика социального сиротства и жестокого обращения с детьми в Сахалинской области на 2011 - 2015 годы" (прилагается).

2. Министерству финансов Сахалинской области (Н.М.Новикова), министерству экономического развития Сахалинской области (С.А.Карпенко) при разработке Закона Сахалинской области "Об областном бюджете Сахалинской области на 2012 год" предусмотреть средства на реализацию долгосрочной целевой программы "Профилактика социального сиротства и жестокого обращения с детьми в Сахалинской области на 2011 - 2015 годы" (далее - Программа) и включить Программу в перечень долгосрочных целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств областного бюджета.

3. Установить, что в ходе реализации Программы программные мероприятия и объемы их финансирования подлежат корректировке в соответствии с ассигнованиями, предусмотренными в законе Сахалинской области об областном бюджете Сахалинской области на соответствующий финансовый год.

4. Опубликовать настоящее постановление в газете "Губернские ведомости".

Губернатор Сахалинской области А.В. Хорошавин

УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Сахалинской области
от 07.07.2011 N 274
{в ред. постановления Правительства
Сахалинской области от 18.11.2011 N 483}

ДОЛГОСРОЧНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ

"Профилактика социального сиротства и жестокого обращения с детьми в Сахалинской области на 2011-2015 годы"

Паспорт долгосрочной целевой программы Сахалинской области "Профилактика социального сиротства и жестокого обращения с детьми в Сахалинской области на 2011 - 2015 годы"


Наименование Программы

"Профилактика социального сиротства и жестокого обращения с детьми в Сахалинской области на 2011 - 2015 годы"

Основание для разработки Программы

Программа разработана во исполнение:
 - послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 30.11.2010;

 - Перечня поручений Президента Российской Федерации от 06.12.2010 N Пр-3534;

 - Стратегии  социально-экономического развития Сахалинской области на период до 2025 года, утвержденной постановлением Правительства Сахалинской области от 28.03.2011 N 99;

 - распоряжения Правительства Сахалинской области от 06.05.2011  N 286-р "О Концепции долгосрочной целевой программы "Профилактика социального сиротства и жестокого обращения с детьми в Сахалинской области на 2011 - 2015 годы"

Заказчик Программы

Правительство Сахалинской области

Разработчик-координатор Программы

Министерство образования Сахалинской области

Цели и задачи Программы

Цели:
 1. Снижение уровня социального сиротства и жестокого обращения с детьми.
 2. Увеличение числа положительно адаптированных лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни.
 Задачи:
 1. Создание организационно-управленческих механизмов профилактики социального сиротства, постинтернатного сопровождения лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
 2. Развитие инфраструктуры профилактики социального сиротства, постинтернатного сопровождения лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
 3. Формирование муниципальных систем межведомственного взаимодействия органов и учреждений системы профилактики по вопросам предупреждения социального сиротства  и постинтернатного сопровождения лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
 4.  Создание методической базы по вопросам профилактики социального сиротства и  постинтернатного сопровождения лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
 5. Формирование системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров

Основные мероприятия Программы

Программа предусматривает мероприятия согласно приложению N 2 к настоящей Программе по следующим направлениям:
 - создание организационно-управленческих механизмов профилактики социального сиротства, постинтернатного сопровождения лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

 - развитие инфраструктуры профилактики социального сиротства, постинтернатного сопровождения лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

 - формирование муниципальных систем межведомственного взаимодействия органов и учреждений системы профилактики по вопросам предупреждения социального сиротства  и постинтернатного сопровождения лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

 - создание методической базы;

 - информационно-просветительская работа среди населения;

 - повышение квалификации кадров

Сроки реализации Программы

Программа реализуется в 2011 - 2015 годах

Исполнители Программы

Министерство образования Сахалинской области
 Министерство социальной защиты Сахалинской области
 Министерство здравоохранения Сахалинской области
 Агентство спорта, туризма и молодежной политики Сахалинской области
 Агентство государственной службы занятости населения по Сахалинской области
 Управление Министерства внутренних дел по Сахалинской области
 Администрации муниципальных образований Сахалинской области
 Областные и муниципальные учреждения образования, социальной защиты, здравоохранения, центры занятости населения, отделы внутренних дел

Объемы и источники финансирования Программы

Программа финансируется из бюджета Сахалинской области.
 Общий объем средств, направленных на реализацию мероприятий, - 25957,7  тысячи рублей, в том числе по годам:
 2011 - без финансирования;

 2012 - 4151,7 тысячи рублей;

 2013 - 7752 тысячи рублей;

 2014 - 7402 тысячи рублей;

 2015 - 6652 тысячи рублей
 {в ред. постановления Правительства Сахалинской области от 18.11.2011 N 483 }

Ожидаемые конечные результаты Программы

1. Создание устойчивой системы деятельности в муниципальных образованиях,  обеспечивающей снижение уровня социального сиротства и жестокого обращения с детьми в Сахалинской области.
 2. Создание устойчивой системы деятельности в муниципальных образованиях Сахалинской области,  обеспечивающей увеличение числа положительно адаптированных лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни.
 3. Сокращение сети учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
 4. Снижение уровня преступности среди лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Контроль за реализацией Программы

Контроль за реализацией Программы осуществляет Правительство Сахалинской области

Раздел 1. Содержание проблемы и обоснование необходимости решения ее программными методами


Необходимость разработки Программы обусловлена проведенным анализом ситуации с социальным сиротством в Сахалинской области.

В области на сегодняшний день проживает 3203 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Из них 609 воспитываются в государственных учреждениях, 674 обучаются в учреждениях профессионального образования, 2056 проживают в семьях опекунов и приемных родителей, 788 в семьях усыновителей. На учете в региональном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, состоит 1060 детей. Только 14% детей являются настоящими сиротами, остальные - сироты при живых родителях.

Обеспечивая реализацию права ребенка на проживание и воспитание в семье, с 2005 года в Сахалинской области активизирована деятельность по устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан:

2005

2006

2007

2008

2009

2010

Устроено в семьи

508

624

725

787

543

511

Наблюдающееся в 2009, 2010 годах снижение числа детей, устроенных в семьи, объясняется в первую очередь ужесточением требований к кандидатам в замещающие родители, предъявляемых Федеральным законом от 24.04.2008 N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве". Вместе с тем за 2005 - 2010 годы в семьи граждан на воспитание было передано 3698 детей из числа воспитанников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и из вновь выявленных.

Но количество детей, выявляемых ежегодно как нуждающихся в помощи государства, не снижается:

2005

2006

2007

2008

2009

2010

Выявлено детей

866

745

866

803

784

795

Растет число родителей, лишенных родительских прав: 2008 год - 382, 2009 год - 383, 2010 год - 412. Только за последние 3 года социальными сиротами в области стали 1682 ребенка. Лишение родительских прав по-прежнему является основной мерой при защите прав детей.

Об остроте социальных явлений в Сахалинской области, порождаемых в том числе и семьями, находящимися в социально опасном положении, говорят следующие факты:

- число зарегистрированных случаев жестокого обращения с детьми: 2008 год - 362, 2009 год - 279, 2010 год - 111;

- количество преступлений в отношении несовершеннолетних лиц:

N пп.

Вид преступления

2008

2009

2010

1.

Убийство

3

5

2

2.

Убийство матерью новорожденного ребенка

1

3

-

3.

Угроза убийством или причинение телесных повреждений ребенку

18

16

22

4.

Преступления сексуального характера

80

35

24

ИТОГО:

209

- отказы матерей от новорожденных детей: 2008 год - 33, 2009 год - 27, 2010 год - 35;

- аборты в возрасте до 14 лет: 2008 год - 9, 2009 год - 8, 2010 год - 8;

- зарегистрировано детей и подростков, злоупотребляющих алкоголем:

дети до 14 лет: в 2008 году - 65, в 2009 году - 63, в 2010 году - 84;

подростки 15 - 17 лет: в 2008 году - 245, в 2009 году - 210, в 2010 году - 221;

- суицид среди несовершеннолетних: за 2008 - 2010 годы - 51 попытка, 16 - факт;

- большое число семей с незарегистрированными браками: 23,3 тысячи;

- число детей, рожденных вне брака: в 2008 году - 2515, в 2009 году - 2327, или 38,3% от числа родившихся;

- число родителей, привлеченных к уголовной ответственности за неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетних: в 2004 году - 10 уголовных дел, в 2008 году - 57, в 2009 году - 61, в 2010 году - 65.

Имеющиеся научные данные показывают, что в большинстве семей с высоким риском социального сиротства детей кризисная ситуация, приводящая к нарушению их прав, складывается постепенно и нарастает в течение ряда лет. Причиной нарастания кризисных явлений выступает сочетание социально-экономических трудностей (таких, как потеря работы, низкие доходы, многодетность и др.) с медицинскими проблемами (например, инвалидность членов семей, злоупотребление психоактивными веществами) и психологическими факторами (нарушения привязанности, неблагополучные супружеские отношения, нарушенные детско-родительские отношения, слабые родительские навыки, трансформация отрицательного опыта семейных отношений из семей родителей в собственные семьи и т.д.).

Многие семьи, переживающие раннюю стадию развития кризисной ситуации, имеют внутрисемейные и личностные ресурсы для ее преодоления. Необходимым условием восстановления выступает своевременное получение извне целенаправленной помощи, использующей потенциал семьи для реабилитации ее способностей осуществлять воспитание детей и уход за ними.

Снизить остроту вышеперечисленных проблем помогло бы создание в области, в каждом муниципальном образовании системы комплексной (социально-правовой, социально-педагогической, социально-психологической, медико-социальной) помощи семьям и детям по направлениям семейных отношений, детско-родительских отношений, трудных жизненных ситуаций, кризисных жизненных ситуаций.

Сложившаяся же в области система работы не позволяет решать социальные проблемы комплексно, целенаправленно.

Семьями, оказавшимися в социально опасном положении, сегодня занимаются различные органы исполнительной власти - органы внутренних дел, социальной защиты населения, образования, здравоохранения, занятости населения. Тем не менее их усилия не составляют единый процесс, зачастую это просто набор услуг, мер, слабо ориентированный на конечный результат, никем не координируемый и не контролируемый.

Организация системной, эффективной работы по предотвращению социального сиротства и жестокого обращения с детьми, снижению уровня безнадзорности, уменьшению числа семей, находящихся в социально опасном положении, осуществляется неэффективно по следующим причинам:

- недостаточное правовое регулирование деятельности всех субъектов системы профилактики, в первую очередь комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, обеспечивающих координацию вышеназванной деятельности, а также органов опеки и попечительства;

- отсутствие организационно-управленческих механизмов профилактики социального сиротства, постинтернатного сопровождения лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

- отсутствие инструктивно-методических материалов, регламентирующих эту деятельность (раннее выявление семейного неблагополучия, разработка индивидуального плана реабилитации семьи и т.д.);

- отсутствие системы работы с семьями, ограниченными в родительских правах или лишенными родительских прав;

- отсутствие муниципальных программ профилактики социального сиротства и жестокого обращения с детьми;

- недостаточная организация медико-социальной помощи беременным женщинам из группы социального риска (несовершеннолетние, учащиеся, одинокие, малообеспеченные);

- не организована работа по профилактике отказов от новорожденного ребенка;

- не организована работа по раннему выявлению семейного неблагополучия;

- в области отсутствуют кризисные центры по работе с несовершеннолетними мамами, не желающими отказываться от ребенка и не имеющими моральной, финансовой поддержки в семьях родителей; с семьями, находящимися в кризисных ситуациях из-за внутренних проблем; с семьями, находящимися в социально опасном положении;

- необходимость развития дополнительных мер поддержки семей, взявших на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

- недостаточно сформирована сеть учреждений социальной помощи семье и детям (например, для семей с детьми-инвалидами);

- не сформирована система деятельности по постинтернатному сопровождению выпускников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, профессионального образования;

- работа образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, профессионального образования по подготовке выпускников к самостоятельной жизни неэффективна.

Вопросы профилактики социального сиротства и жестокого обращения с детьми тесно связаны с проблемами социальной адаптации выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, профессионального образования.

Негативными последствиями социального сиротства для детей, воспитывающихся в образовательных учреждениях, является их социальная незрелость, недостаточная развитость социальных навыков личности - ответственности, самостоятельности, умения делать выбор, принимать решения, сотрудничать. Замкнутость системы социальных связей в учреждении, ограниченность круга общения создают проблемы в развитии социальных навыков, преодолении сложности взросления.

Ежегодно в Сахалинской области к месту жительства из образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, профессионального образования направляется 150 - 200 выпускников.

В 2008 году Сахалинским государственным университетом по заказу департамента образования Сахалинской области была выполнена научно-исследовательская работа по теме "Социальная адаптация выпускников детских домов Сахалинской области 1995 - 2004 годов".

Результаты исследований показали следующее (количество респондентов - 503):

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»