Недействующий

МИНИСТЕРСТВО СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРИКАЗ

от 10 сентября 2010 года N 249-н

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ "СОЦИАЛЬНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ НАСЕЛЕНИЯ. ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ"

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Приказа Министерства социальной защиты Сахалинской области от 02.04.2019 N 51-н, вступившего в силу со дня его официального опубликования.
____________________________________________________________________

В соответствии с Федеральным законом от 10.12.1995 N 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" и постановлением Правительства Сахалинской области от 08.07.2010 N 332 "Об утверждении Порядка установления государственных стандартов социального обслуживания населения в Сахалинской области" приказываю:

1. Утвердить государственный стандарт Сахалинской области "Социальное обслуживание населения. Термины и определения" (далее - государственный стандарт социального обслуживания).

2. Управлению семейной политики и социального обслуживания (Рязанцева И.В.):

2.1. Обеспечить реализацию государственного стандарта социального обслуживания государственными учреждениями социального обслуживания Сахалинской области.

2.2. Осуществлять методическую помощь государственным учреждениям социального обслуживания населения Сахалинской области по применению государственного стандарта социального обслуживания.

2.3. Осуществлять контроль за применением государственного стандарта социального обслуживания государственными учреждениями социального обслуживания Сахалинской области.

3. Контроль за исполнением приказа возложить на первого заместителя министра Касьянову Е.Н.

4. Опубликовать настоящий приказ в газете "Губернские ведомости".

Исполняющий обязанности министра

социальной защиты Сахалинской области Е.Н. Касьянова

Утвержден
приказом министерства
социальной защиты
Сахалинской области
от 10 сентября 2010 года N 249-н

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ СОЦИАЛЬНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ НАСЕЛЕНИЯ ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ


1. Область применения

Настоящий стандарт устанавливает термины и определения понятий в области социального обслуживания населения.

Термины, установленные настоящим стандартом, обязательны для применения во всех видах документации и литературы по социальному обслуживанию населения, входящих в сферу работ по стандартизации и (или) использующих результаты этих работ.

2. Термины и определения

2.1. Общие понятия

2.1.1. Социальное обслуживание: деятельность социальных служб, направленная на предоставление социальных услуг, осуществление социальной реабилитации и адаптации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.

2.1.2. Социальная служба: предприятие или учреждение независимо от его ведомственной принадлежности и формы собственности, предоставляющее социальные услуги, а также граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью в области социального обслуживания населения без образования юридического лица.

2.1.3. Работник социальной службы: лицо, непосредственно предоставляющее либо организующее предоставление социальных услуг клиентам социальной службы.

2.1.4. Клиент социальной службы: гражданин, находящийся в трудной жизненной ситуации, которому в связи с этим предоставляют социальные услуги.

2.1.5. Трудная жизненная ситуация: ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина по причинам инвалидности, неспособности к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом или болезнью, безработицы, сиротства, одиночества, безнадзорности, малообеспеченности, конфликтов и жестокого обращения в семье, нарушения законных прав и интересов, отсутствия определенного места жительства и т.д., которую он не может преодолеть самостоятельно.

2.1.6. Девиантное поведение - поведение, характеризующееся устойчивым, повторяющимся нарушением социальных норм и правил; поступки, действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам и правилам.

2.1.7. Социальная дезадаптация: нарушение процесса социализации клиента, проявляющееся в отклоняющемся поведении, искажении личностных структур, разрыве социальных связей, ограничении способности выполнять социальные функции, ослаблении интенсивности ведущих видов деятельности.

2.1.8. Адресность: принцип социального обслуживания населения, предусматривающий предоставление социальных услуг конкретным лицам (адресатам), нуждающимся в этих услугах.

2.1.9. Социальная адаптация: система мероприятий, направленных на приспособление гражданина, находящегося в трудной жизненной ситуации, к принятым в обществе правилам и нормам поведения, окружающей его среде жизнедеятельности.

2.1.10. Социальная реабилитация: система мероприятий, направленных на восстановление утраченных гражданином социальных связей, социального статуса, устранение или возможно полную компенсацию ограничений жизнедеятельности.

2.1.11. Потребительская корзина: минимальный набор продовольственных и непродовольственных товаров, а также услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности.

2.1.12. Прожиточный минимум: стоимость потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы.

2.1.13. Вредная привычка: привычка к употреблению алкоголя, наркотиков, токсических веществ, курению, использованию нецензурных выражений, отрицательно влияющая на здоровье.

2.1.14. Индивидуальная профилактическая работа: деятельность, направленная на своевременное выявление несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также их социально-педагогическую реабилитацию и (или) предупреждение совершения ими правонарушений и других антиобщественных действий.

2.1.15. Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: система социальных, правовых, педагогических и иных мер, включая индивидуальную профилактическую работу с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении, направленных на выявление и устранение причин, следствием которых могут быть безнадзорность, беспризорность, правонарушения и другие антиобщественные действия несовершеннолетних.

2.1.16. Жестокое обращение с детьми: нанесение физического, психологического, эмоционального ущерба ребенку путем умышленного действия, а также пренебрежение родителями (законными представителями), воспитателями, другими лицами обязанностями по отношению к нему, наносящее вред его физическому и психическому развитию.

2.1.17. Межличностный конфликт: столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов, вызывающее негативное эмоциональное восприятие сторонами конфликта.

2.1.18. Самообеспечение: самостоятельные действия клиента, заключающиеся в поддержании и улучшении личного жизненного уровня и жизненного уровня своей семьи.

2.1.19. Социальная недостаточность: условия социальной среды, ограничивающие жизнедеятельность человека и приводящие к необходимости его социальной защиты.

2.1.20. Инвалидность: социальная недостаточность вследствие нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма, приводящая к ограничению жизнедеятельности и необходимости социальной защиты.

2.1.21. Психический дискомфорт: состояние человека, характеризующееся неприятными субъективными психическими ощущениями или переживаниями.

2.1.22. Семья: лица, связанные родством и (или) свойством, совместно, как правило, проживающие и ведущие совместное хозяйство.

2.1.23. Одинокая мать - женщина, родившая вне брака ребенка, при регистрации которого сведения об отце занесены с ее слов либо отсутствуют.

2.1.24. Ранняя профилактика семейного неблагополучия - система мероприятий, направленная на выявление признаков семейного неблагополучия, оказания комплексной помощи и поддержки семьям, находящимся в состоянии кризиса или пережившим острую травмирующую ситуацию, семьям с педагогической несостоятельностью родителей, с целью максимальной мобилизацией ресурсов самой семьи и ее ближайшего окружения для предупреждения дальнейшего развития кризисной ситуации и (или) ее преодоления.

2.1.25. Форма социальной услуги: характер конкретных действий социальной службы при оказании социальной помощи клиенту.

2.1.26. Качество социальной услуги: совокупность свойств социальной услуги, определяющая ее возможность и способность удовлетворить потребности клиента социальной службы и осуществить его социальную реабилитацию или социальную адаптацию.

2.1.27. Объем социальных услуг: перечень предоставляемых населению социальных услуг с указанием их видов.

2.1.28. Государственный стандарт социального обслуживания: установленный национальным стандартом государственный эталон, образец различных сторон деятельности социальных служб по социальному обслуживанию граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.

2.2. Виды социальных услуг

2.2.1. Социальная услуга: действия социальной службы, заключающиеся в оказании социальной помощи клиенту для преодоления им трудной жизненной ситуации.

2.2.2. Социально-экономическая услуга: социальная услуга, предоставляемая клиентам с целью поддержать и улучшить их жизненный уровень путем оказания материальной помощи, консультирования, содействия в трудоустройстве, в решении других социально-экономических проблем жизнедеятельности.

2.2.2.1. Материальная помощь: социально-экономическая услуга, состоящая в предоставлении клиентам денежных средств, продуктов питания, средств санитарии и гигиены, средств ухода за детьми, одежды, обуви и других предметов первой необходимости, топлива, а также специальных транспортных средств, технических средств реабилитации инвалидов и лиц, нуждающихся в постороннем уходе.

2.2.3. Социально-медицинская услуга: социальная услуга, предоставляемая клиентам в целях поддержания и улучшения состояния их здоровья, социально-медицинской реабилитации путем организации лечебно-оздоровительных мероприятий, предоставления медикаментов и медицинской техники, консультирования, содействия в своевременном получении квалифицированной медицинской помощи, в решении других социально-медицинских проблем жизнедеятельности.

2.2.3.1. Социально-медицинский патронаж: социально-медицинская услуга, заключающаяся в систематическом наблюдении за клиентами для выявления отклонений в состоянии их здоровья и оказания им, при необходимости, социально-медицинской помощи.

2.2.4. Социально-психологическая услуга: социальная услуга, направленная на содействие клиентам в улучшении их психического состояния, восстановлении способности к адаптации в среде жизнедеятельности.

2.2.4.1. Социально-психологическое консультирование: социально-психологическая услуга, заключающаяся в получении информации от клиента о его проблемах и обсуждении с ним этих проблем для раскрытия и мобилизации клиентом внутренних ресурсов и последующего решения социально-психологических проблем.

2.2.4.2. Психологическое консультирование: социально-психологическая услуга, заключающаяся в оказании помощи клиенту в налаживании межличностных взаимоотношений с близкими и другими значимыми для него людьми.

2.2.4.3. Психодиагностика и обследование личности: социально-психологическая услуга, заключающаяся в выявлении и анализе психического состояния и индивидуальных особенностей личности клиента, влияющих на отклонения в его поведении и взаимоотношениях с окружающими людьми, для составления прогноза и разработки рекомендаций по психологической коррекции этих отклонений.

2.2.4.4. Психологическая коррекция: социально-психологическая услуга, заключающаяся в активном психологическом воздействии, направленном на преодоление или ослабление отклонений в развитии, эмоциональном состоянии и поведении клиента с целью обеспечить соответствие этих отклонений возрастным нормативам, требованиям социальной среды и интересам клиента.

2.2.4.5. Психотерапевтическая помощь: социально-психологическая услуга, заключающаяся в психологических воздействиях в системе "психолог - клиент", направленных на решение проблем клиента, которые лежат в основе глубинных жизненных трудностей и межличностных конфликтов.

2.2.4.6. Психологическая помощь - социально-психологическая услуга, направленная на формирование у клиента мотивации к активности, поддержанию жизненного тонуса, в создании условий для полноценного психологического развития личности на каждом возрастном этапе, для своевременного предупреждения возможных нарушений в становлении и развитии личности клиента.

2.2.4.7. Психопрофилактическая и психологическая работа: социально-психологическая услуга, заключающаяся в содействии в формировании у клиентов потребности в психологических знаниях, желания использовать их для работы над собой, своими проблемами, в создании условий для полноценного психического развития личности на каждом возрастном этапе для своевременного предупреждения возможных нарушений в становлении и развитии личности клиента.

2.2.4.8. Психологический тренинг: социально-психологическая услуга, заключающаяся в активном психологическом воздействии, направленном на снятие последствий психотравмирующих ситуаций, нервно-психической напряженности, формирование личностных предпосылок для адаптации к новым условиям.

2.2.4.9. Социально-психологический патронаж: социально-психологическая услуга, заключающаяся в систематическом наблюдении за клиентами для своевременного выявления ситуаций психического дискомфорта или межличностного конфликта и других ситуаций, могущих усугубить трудную жизненную ситуацию, и оказания им, при необходимости, социально-психологической помощи.

2.2.5. Социально-педагогическая услуга: социальная услуга, направленная на организацию досуга клиентов, оказание им содействия в семейном воспитании детей и решении других социально-педагогических проблем жизнедеятельности.

2.2.5.1. Социально-педагогический патронаж: социально-педагогическая услуга, заключающаяся в систематической работе с родителями, опекунами, попечителями, детьми, в том числе на дому, для обеспечения нормального воспитания и развития детей.

2.2.6. Социально-бытовая услуга: социальная услуга, направленная на поддержание или обеспечение жизнедеятельности клиентов в быту.

2.2.7. Социально-правовая услуга: социальная услуга, предоставляемая клиентам для поддержания или изменения их правового статуса, оказания юридической помощи, защиты законных прав и интересов, содействия в решении других социально-правовых проблем жизнедеятельности.

2.2.7.1. Социально-правовой патронаж: социально-правовая услуга, заключающаяся в систематическом наблюдении за клиентами для своевременного выявления угрозы насилия или применения насилия, а также другого незаконного действия в отношении детей, женщин, инвалидов, пожилых людей и оказания им, при необходимости, социально-правовой помощи.

2.2.8. Срочная социальная услуга: неотложная помощь разового характера гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию.

2.2.9. Консультирование: предоставление клиенту информации, рекомендаций о конкретных действиях, необходимых ему для преодоления трудной жизненной ситуации.

2.2.10. Социальный патронаж: систематическое наблюдение за клиентами для своевременного выявления степени их социальной дезадаптации, могущей усугубить трудную жизненную ситуацию, и оказания им, при необходимости, социально-правовой или иной помощи.

2.2.11. Индивидуальная программа социальной реабилитации несовершеннолетнего и семьи: форма ведения документации, содержащей информацию о несовершеннолетнем, его семье, комплексе реабилитационных мер, осуществляемых специалистами учреждения социального обслуживания в соответствии с индивидуальными особенностями и потребностями ребенка и его семьи.

2.2.12. Семейная воспитательная группа: временная семейная форма устройства несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации, альтернативная помещению в учреждения социального обслуживания.

2.2.13. Патронатное воспитание: форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семью патронатного воспитателя при сохранении прав и обязанностей опекуна (попечителя) в отношении ребенка (детей) у учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

2.3. Учреждения социального обслуживания

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»