Недействующий

ЗАКОН

ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ

от 01 ноября 2001 года N 194-ОЗ-2

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "КОМПЛЕКСНЫЕ МЕРЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЮ НАРКОТИЧЕСКИМИ СРЕДСТВАМИ, ПСИХОТРОПНЫМИ ВЕЩЕСТВАМИ И ИХ НЕЗАКОННОМУ ОБОРОТУ В ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2002 - 2004 ГОДЫ"

(истек срок применения)

(Изменение:

закон Тверской области от 03.10.2002 г. N 64-зо

закон Тверской области от 26.10.2004 г. N 57-зо )

Принят постановлением Законодательного Собрания

Тверской области от 1 ноября 2001 г. N 897-П-2

Статья 1. Утвердить областную целевую программу "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотическими средствами, психотропными веществами и их незаконному обороту в Тверской области на 2002 - 2004 годы".

Статья 2. Настоящий закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

И. о. председателя

Законодательного Собрания

Тверской области

А.В.ГРИБОВ

   Приложение
     к закону Тверской области
     от 1 ноября 2001 г. N 194-ОЗ-2

Одобрена постановлением
Губернатора Тверской области от 24.10.2001 г. N 437

ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "КОМПЛЕКСНЫЕ МЕРЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЮ НАРКОТИЧЕСКИМИ СРЕДСТВАМИ, ПСИХОТРОПНЫМИ ВЕЩЕСТВАМИ И ИХ НЕЗАКОННОМУ ОБОРОТУ В ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2002 - 2004 ГОДЫ"

г. Тверь

ПАСПОРТ областной целевой программы


Наименование программы

"Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотическими средствами, психотропными веществами и их незаконному обороту в Тверской области на 2002 - 2004 годы"

Дата принятия решения о разработке Программы

Распоряжение Президента Российской Федерации от 17.09.1998 N 343-рп, Закон Тверской области "О профилактике наркомании и токсикомании в Тверской области" от 29.12.1999 N 84-ОЗ-2, постановление Законодательного Собрания Тверской области от 27.02.2001 N 669-П-2

Государственный заказчик - координатор областной целевой Программы

Администрация Тверской области

Второй заказчик Программы

- Управление Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Тверской области;

 - Управление внутренних дел Тверской области

Основные разработчики Программы

- Управление Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Тверской области;

 - Управление внутренних дел Тверской области;

 - Департамент здравоохранения Тверской области;

 - Департамент образования Тверской области;

 - Прокуратура Тверской области;

 - Управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Тверской области;

 - Управление исполнения наказаний Министерства юстиции Российской Федерации по Тверской области;

 - Тверская таможня

Цели и задачи областной целевой Программы

- обеспечение условий для приостановления роста злоупотребления наркотиками и их незаконного оборота;
сокращение распространения наркомании и связанных с ней преступлений и правонарушений до уровня минимальной опасности для общества;
- совершенствование системы профилактики потребления наркотиков различными категориями населения, прежде всего молодежью и несовершеннолетними;
- совершенствование системы лечения и реабилитации лиц, допускающих потребление наркотиков без назначения врача
 - совершенствование межведомственного сотрудничества в области противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту;

 - создание системы мониторинга распространения наркотиков.

Сроки реализации Программы

2002 - 2004 годы

Перечень основных мероприятий

Мероприятия по улучшению материально - технической базы подразделений правоохранительных органов, ведущих борьбу с незаконным распространением наркотиков. Мероприятия по улучшению организации оказания медицинской помощи, лекарственного обеспечения и материально - технической базы наркологических и лечебно - профилактических учреждений системы здравоохранения. Совершенствование системы профилактики злоупотреблений наркотическими средствами

Исполнители основных мероприятий Программы

- Управление Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркот иков по Тверской области;

 - Управление внутренних дел Тверской области;

 - Департамент здравоохранения Тверской области;

 - Департамент образования Тверской области;

 - Прокуратура Тверской области;

 - Управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Тверской области;

 - Управление исполнения наказаний Министерства юстиции Российской Федерации по Тверской области;

 - Тверская таможня;

 - Комитет по делам молодежи Тверской области;

 - Комитет по физической культуре и спорту Тверской области;

 - Департамент социальной защиты населения Тверской области.

Объемы и источники финансирования Программы

Общая стоимость программы 4,05 млн. рублей за счет средств областного бюджета: 2002 год - 1050 тыс. руб.;
2003 год - 1550 тыс. руб.;
2004 год - 1450 тыс. руб.

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

- определение практических масштабов распространения наркомании и незаконного оборота наркотиков;
- создание системы профилактики и привлечения молодежи к активным занятиям спортом, как альтернативе употребления наркотиков;
- улучшение материально - технической базы правоохранительных органов, создание системы координации их действий в борьбе с незаконным оборотом наркотиков, повышение эффективности работы;
- улучшение материально - технической базы лечебных учреждений, повышение качества и своевременности оказания наркологической помощи ;
- приостановление роста злоупотребления наркотиками и их незаконного оборота.

Система организации контроля за исполнением Программы

- представление ежеквартальных отчетов исполнителями Программы в Администрацию Тверской области до 20 числа следующего за кварталом месяца;
- рассмотрение хода реализации Программы на заседаниях Межведомственной комиссии по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами, психотропными веществами и их незаконному обороту;
- представление ежегодных отчетов исполнителями Программы в Администрацию Тверской области, в Законодательное Собрание Тверской области о ходе реализации Программы и о результатах ее выполнения за каждый предыдущий год до 20 января следующего года

{паспорт в редакции

закона Тверской области от 03.10.2002 г. N 64-зо

закона Тверской области от 26.10.2004 г. N 57-зо}

1. Содержание проблемы


Оперативная обстановка на территории Тверской области свидетельствует о сложной наркотической ситуации, которая имеет выраженную тенденцию к обострению. Растет число лиц, допускающих немедицинское потребление наркотиков. В 1999 году количество потребителей, состоящих на учете в ОВД, увеличилось по сравнению с 1998 годом почти на 28 % и превысило 5 тысяч человек. По итогам 2000 года на учете органов внутренних дел состоит свыше 6000 лиц, связанных с незаконным оборотом наркотиков (включая сбытчиков, перевозчиков и т. п.). Активно идет процесс омолаживания лиц, втянутых в наркоманию. 46 % состоящих на учете наркоманов - лица до 25 лет. На общем неблагоприятном фоне растущей наркотизации населения особую тревогу вызывает увеличивающееся потребление наркотических средств подростками. На учете состоит 161 несовершеннолетний потребитель. Происходит феминизация потребителей наркотиков, почти каждый четвертый потребитель - женщина. С ростом числа потребляющих наркотики инъекционным способом связано увеличивающееся поражение населения ВИЧ - инфекцией, вирусными гепатитами.

Наряду с ростом злоупотребления наркотическими средствами развивается и преступность, связанная с ними. Удельный вес преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, в 1999 году составлял 3,1 % от общего числа, в 2000 году - 4,2 %. За последние четыре года количество выявленных наркопреступлений в области возросло в 1,7 раза (с 614 до 1048). В 1999 году к уголовной ответственности привлечено 551 лицо, в 2000 году - 598. Если в 1999 году отмечался рост количества выявленных преступлений по линии незаконного оборота наркотиков в 22 районах области, то в 2000 году - уже в 27 районах. В 2000 году преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков, выявлялись во всех районах области. Таким образом, география распространения наркотических средств расширилась и охватила практически всю область.

Если ранее в основном использовались наркотики, изготавливаемые кустарно или полукустарно из растительного сырья (мак, конопля), то в последнее время растет потребление высококонцентрированных наркотических средств. Особенностями наркотизации населения области является увеличение в структуре потребляемых наркотиков доли героина. Если в 1998 году героин изымался 91 раз, в 1999 году уже зарегистрировано 714 фактов изъятия героина, удельный вес которого от общего числа изъятий составлял 73 %, по городу Твери - 92 %. В 2000 году зарегистрировано 832 таких факта, вес изъятого героина составил 2 кг 33 грамма. Всего из незаконного оборота в 2000 году изъято 314 кг 151 грамм наркотических средств. В настоящее время наркорынок области пополнился наркотиками синтетического ряда, такими как амфетамин, метадон.

Наиболее распространенным и потребляемым наркотиком является героин. Его "популярность" в молодежной среде, а также то, что с ростом числа потребителей наркотических средств происходит и увеличение денежной массы, обращающейся в незаконном обороте наркотиков, используется лидерами преступной среды для формирования групп с явно выраженной антисоциальной направленностью. Поставками и сбытом героина занимаются организованные преступные наркогруппировки, сформированные по этническому признаку.

Главным препятствием для совершенствования антинаркотической деятельности органов внутренних дел, является ее недостаточное ресурсное обеспечение.

Слабое финансирование мешает совершенствованию организационно - кадровой работы, что в свою очередь тормозит развитие системы подразделений по борьбе с незаконным оборотом наркотиков, которые из-за своей малочисленности не могут в должной мере справиться с возрастающим объемом работы. Только в 16 ГРОВД области созданы подразделения по борьбе с незаконным оборотом наркотиков, причем из них в 6 ОВД работают по 1 специализированному сотруднику.

Отрицательную роль играет слабая материально - техническая база подразделений БНОН. Невозможность финансирования необходимых потребностей правоохранительных органов приводит к кадровой неукомплектованности, недостаточному оснащению средствами связи, оргтехникой, автотранспортом, специальными средствами по обнаружению, изъятию и исследованию наркотических средств, что значительно снижает эффективность их деятельности.

Значительные резервы совершенствования антинаркотической деятельности лежат в сфере ведомственного и межведомственного взаимодействия. Без тесного взаимодействия территориальных и транспортных подразделений ОВД, таможни невозможно проведение межрегиональных контролируемых поставок наркотических средств с целью документирования и последующего пресечения преступной деятельности всех звеньев, которые входят в наркогруппировки, специализирующиеся на контрабанде наркотиков.

Недостаточно налажено сотрудничество органов исполнительной власти и ОВД в профилактической работе антинаркотической направленности. Это касается взаимодействия органов внутренних дел, здравоохранения и образования в противодействии злоупотреблению наркотиками.

Преодолению недостатков в антинаркотической деятельности органов внутренних дел может способствовать решение имеющихся проблем в правоприменительной практике. Это касается внесения изменений в действующее законодательство.

Существуют проблемы в сфере судопроизводства. Нередко судами назначаются чрезмерно мягкие наказания опасным наркопреступникам.

По оценкам экспертов МВД к 2001 году сформирована наркоситуация, характеризующаяся:

- значительным ростом спроса на наркотики, увеличением числа лиц, больных наркоманией;

- изменением структуры немедицинского потребления наркотических средств в сторону увеличения доли "жестких" наркотиков;

- возрастающим влиянием наркомании на общеуголовную преступность, общественный порядок, проникновением наркогруппировок в сферу экономической деятельности государственных и коммерческих структур, перемещением незаконных доходов от торговли наркотиками в сферу легального бизнеса;

- усилением активности противоправной деятельности организованных преступных наркогруппировок с межрегиональными и международными связями, усилением в этой связи контрабандной деятельности.

Кроме того, прогнозируемая обстановка на предстоящий период будет осложняться следующими обстоятельствами:

1. Весовые характеристики изымаемых наркотических средств и психотропных веществ могут снижаться из-за изменений в структуре наркотиков, связанных с увеличением доли более сильных наркотиков, таких как героин, кокаин и синтетические стимуляторы.

2. Учитывая несовершенство контрольных механизмов в легальном обороте, будет продолжаться рост контрабанды различных видов наркотических и психотропных веществ в форме лекарственных препаратов, в первую очередь стимуляторов, транквилизаторов. Кроме того, наркотические средства в виде таблеток и капсул более приспособлены к преодолению психологического барьера при их потреблении, поскольку не связаны с употреблением шприцов, с возможностью передачи инфекции СПИДа и гепатита.

2. Основные программные мероприятия

-------------------------------T-----------T----------T-------------------------

|   Наименование мероприятий   |Исполнители|   Сроки  |  Планируемые средства   |

|                              |           |исполнения|        (тыс. руб.)      |

|                              |           |          +------T------------------+

|                              |           |          |Всего |  В том числе на  |

|                              |           |          |      +------T-----T-----+

|                              |           |          |      | 2002 |2003 |2004 |

|                              |           |          |      |  г.  |  г. |  г. |

+------------------------------+-----------+----------+------+------+-----+-----+

|              1. Мероприятия в сфере противодействия незаконному               |

|               распространению наркотиков и злоупотреблению ими                |

+------------------------------T-----------T----------T------T------T-----T-----+

|1.1. Постоянно    осуществлять|Задейство- |В  течение|      |      |     |     |

|анализ результатов  работы  по|ванные     |сроков    |      |      |     |     |

|противодействию               |структуры и|реализации|      |      |     |     |

|злоупотреблению наркотическими|ведомства  |программы |      |      |     |     |

|средствами  и  их  незаконному|           |          |      |      |     |     |

|обороту  и  на   этой   основе|           |          |      |      |     |     |

|разрабатывать             меры|           |          |      |      |     |     |

|реагирования на складывающуюся|           |          |      |      |     |     |

|ситуацию                      |           |          |      |      |     |     |

+------------------------------+-----------+----------+------+------+-----+-----+

|1.2. В     целях    перекрытия|УВД,  УФСБ,|В  течение|    50|    30|   10|   10|

|каналов     поступления      в|Тверская   |сроков    |      |      |     |     |

|незаконный              оборот|таможня,   |реализации|      |      |     |     |

|наркотических          средств|Управление |программы |      |      |     |     |

|растительного    происхождения|Федеральной|          |      |      |     |     |

|ежегодно     проводить      на|службы Рос-|          |      |      |     |     |

|территории области комплексную|сийской Фе-|          |      |      |     |     |

|операцию "Мак"                |дерации по |          |      |      |     |     |

|                              |контролю за|          |                         |

|                              |оборотом   |          |                         |

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»