Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 16 октября 2012 года N 605-пп

О государственной программе Тверской области "Экономическое развитие и инновационная экономика Тверской области" на 2013 - 2018 годы

(Утратил силу постановлением Правительства от 17.12.2013 N 642-пп НГРru69000201301191)

(Изменения:
постановление Правительства Тверской области от 30.04.2013 N 156-пп НГРru69000201300284
постановление Правительства Тверской области от 25.06.2013 N 274-пп НГРru69000201300493
постановление Правительства от 06.08.2013 N 373-пп НГРru69000201300691
постановление Правительства от 26.11.2013 N 597-пп НГРru69000201301098
постановление Правительства от 25.12.2013 N 704-пп НГРru69000201301291)

В соответствии с законом Тверской области от 18.01.2006 N 13-ЗО "О бюджетном процессе в Тверской области" Правительство Тверской области постановляет:

1. Утвердить государственную программу Тверской области "Экономическое развитие и инновационная экономика Тверской области" на 2013 - 2018 годы (далее - государственная программа Тверской области) (прилагается).

2. Определить:

а) главным администратором государственной программы Тверской области Министерство экономического развития Тверской области;

б) администратором государственной программы Тверской области Министерство промышленности и информационных технологий Тверской области;

б) в государственной программе Тверской области "Экономическое развитие и инновационная экономика Тверской области" на 2013 - 2018 годы, утвержденной Постановлением (далее – Программа).

{п.2 в редакции постановления Правительства от 26.11.2013 N 597-пп}

3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания, подлежит официальному опубликованию и размещению в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте администратора государственной программы Тверской области.

Губернатор области А.В. Шевелев

Приложение
к постановлению Правительства
Тверской области
от 16.10.2012 N 605-пп

{в редакции постановления Правительства от 25.06.2013 N 274-пп
постановления Правительства от 06.08.2013 N 373-пп
постановления Правительства от 26.11.2013 N 597-пп
постановления Правительства от 25.12.2013 N 704-пп}

Государственная программа Тверской области "Экономическое развитие и инновационная экономика Тверской области" на 2013 - 2018 годы

г. Тверь 2012

Паспорт государственной программы Тверской области


Наименование программы

Государственная программа Тверской области "Экономическое развитие и инновационная экономика Тверской области" на 2013 - 2018 годы (далее также - государственная программа)

Главный администратор программы

Министерство экономического развития Тверской области

Администратор программы

Министерство  промышленности и информационных технологий Тверской области

Срок реализации программы

2013 - 2018 годы

Цели программы

Цель программы "Создание  условий для обеспечения сбалансированного экономического роста Тверской области"

Подпрограммы

Подпрограмма  1 "Обеспечение развития инвестиционного потенциала Тверской области" (далее также - подпрограмма 1);

 Подпрограмма  2 "Развитие туристской отрасли и внешних связей Тверской области" (далее также - подпрограмма 2);

 Подпрограмма  3 "Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в Тверской области" (далее также - подпрограмма 3);

 Подпрограмма  4 "Государственная поддержка и развитие инновационной деятельности в Тверской области" (далее также - подпрограмма 4);

 Подпрограмма 5 "Государственная поддержка развития  промышленности и торговли в Тверской области" (далее также - подпрограмма 5);

 Подпрограмма 6 "Мониторинг социально-экономического развития Тверской области и совершенствование системы программно-целевого планирования и  прогнозирования социально-экономического развития Тверской области" (далее также - подпрограмма 6);

 Обеспечивающая подпрограмма

Ожидаемые результаты реализации
 программы

Увеличение объема валового регионального продукта с  294 835,0 до 500 548,0  млн рублей.
 Увеличение объема внешнеторгового оборота с 1 080,8 до  1 409,1 млн долларов США.
 Увеличение объема ВРП в расчете на 1 жителя субъекта Российской Федерации увеличится с 221,7 до 386,2 тыс. рублей.
 Снижение доли населения с денежными доходами ниже региональной величины прожиточного минимума в общей численности населения субъекта Российской Федерации снизится с 12,9 до 11,4 %.
 Темп роста реальной среднемесячной начисленной заработной платы работников составит 104,3 % к предыдущему году.
 Увеличение величины прожиточного минимума с 7 250,0 до 10 100,0 рублей.
 Увеличение доли среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) субъектов малого и среднего предпринимательства в среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) всех предприятий и организаций с 27,0 до 28,8 %.
 Увеличение доли продукции, произведенной субъектами малого и среднего предпринимательства, в общем объеме валового регионального продукта с 17,1 до 18,4 %.
 Увеличение количества вновь зарегистрированных субъектов малого и среднего предпринимательства на 1 тысячу существующих субъектов малого и среднего предпринимательства с 175 до 180 единиц.
 Увеличение количества вновь зарегистрированных субъектов малого и среднего предпринимательства с 8 120,0 до 9 085 единиц.
 Увеличение доли занятых в малом и среднем предпринимательстве от числа работающих в экономике Тверской области с 42,6 до 44,1 %.
 Увеличение количества малых предприятий в расчете на  1 тысячу человек населения Тверской области с 9,5 до 10,6 единиц

Объемы и источники финансирования программы по годам ее реализации в разрезе подпрограмм

Общий объем финансирования государственной программы на 2013 - 2018 годы - 1 148 764,1 тыс. рублей, в том числе:
 за счет средств областного бюджета Тверской области 1 115 364,1 тыс. рублей;

 за счет средств федерального бюджета 33 400,0 тыс. рублей;

   2013 г. - 260 539,0 тыс. рублей, в том числе:
 подпрограмма 1 - 66 915,0 тыс. рублей;

 подпрограмма 2 - 15 433,0 тыс. рублей;

 подпрограмма 3 - 38 711,3 тыс. рублей;

 подпрограмма 4 - 20 987,7 тыс. рублей;

 подпрограмме 5 - 21 741,2 тыс. рублей;

 подпрограмма 6 - 12 913,7 тыс. рублей;

 обеспечивающая подпрограмма - 83 837,1 тыс. рублей.
   2014 г. - 185 769,0 тыс. рублей, в том числе:
 подпрограмма 1 - 39 584,1 тыс. рублей;

 подпрограмма 2 - 20 623,5 тыс. рублей;

 подпрограмма 3 - 12 500,0 тыс. рублей;

 подпрограмма 4 - 7 428,9 тыс. рублей;

 подпрограмме 5 - 18 602,3 тыс. рублей;

 подпрограмма 6 - 4 128,7 тыс. рублей;

 обеспечивающая подпрограмма - 82 901,5 тыс. рублей.
   2015 г. - 175 710,7 тыс. рублей, в том числе:
 подпрограмма 1 - 39 584,1 тыс. рублей;

 подпрограмма 2 - 10 565,2 тыс. рублей;

 подпрограмма 3 - 12 500,0 тыс. рублей;

 подпрограмма 4 - 7 428,9 тыс. рублей;

 подпрограмме 5 - 18 602,3 тыс. рублей;

 подпрограмма 6 - 4 128,7 тыс. рублей;

 обеспечивающая подпрограмма - 82 901,5 тыс. рублей.
   2016 г. - 175 581,8 тыс. рублей, в том числе:
 подпрограмма 1 - 39 584,1 тыс. рублей;

 подпрограмма 2 - 10 565,2 тыс. рублей;

 подпрограмма 3 - 12 500,0 тыс. рублей;

 подпрограмма 4 - 7 300,0 тыс. рублей;

 подпрограмме 5 - 18 602,3 тыс. рублей;

 подпрограмма 6 - 4 128,7 тыс. рублей;

 обеспечивающая подпрограмма - 82 901,5 тыс. рублей
   2017 г. - 175 581,8 тыс. рублей, в том числе:
 подпрограмма 1 - 39 584,1 тыс. рублей;

 подпрограмма 2 - 10 565,2 тыс. рублей;

 подпрограмма 3 - 12 500,0 тыс. рублей;

 подпрограмма 4 - 7 300,0 тыс. рублей;

 подпрограмме 5 - 18 602,3 тыс. рублей;

 подпрограмма 6 - 4 128,7 тыс. рублей;

 обеспечивающая подпрограмма - 82 901,5 тыс. рублей.
 2018 г. - 175 581,8 тыс. рублей, в том числе:
 подпрограмма 1 - 39 584,1 тыс. рублей;

 подпрограмма 2 - 10 565,2 тыс. рублей;

 подпрограмма 3 - 12 500,0 тыс. рублей;

 подпрограмма 4 - 7 300,0 тыс. рублей;

 подпрограмме 5 - 18 602,3 тыс. рублей;

 подпрограмма 6 - 4 128,7 тыс. рублей;

 обеспечивающая подпрограмма - 82 901,5 тыс. рублей

{паспорт в редакции постановления Правительства от 30.04.2013 N 156-пп

постановления Правительства от 25.06.2013 N 274-пп

постановления Правительства от 26.11.2013 N 597-пп

постановления Правительства от 25.12.2013 N 704-пп}

Раздел I Общая характеристика сферы реализации государственной программы

Подраздел I Общая характеристика сферы реализации государственной программы и прогноз ее развития


1. Важную роль в увеличении экономического потенциала тверского региона играет процесс реализации инвестиционных проектов, предусматривающих комплексное развитие территорий, создание новых производств и промышленных объектов, объектов сферы торговли и услуг. За период 2006 - 2011 гг. в Тверской области реализовано около 50 крупных инвестиционных проектов с общим объемом инвестиций около 35 млрд рублей, создано около 8 000 рабочих мест. Общий перечень заявленных в настоящее время к реализации инвестиционных проектов содержит90 проектов, в разных отраслях экономики, с общим заявленным объемом инвестиций около 146 млрд руб., количеством создаваемых рабочих мест - около 22 тыс., в том числе 15 инвестиционных проектов в сфере туризма.

2. Тверская область благодаря наличию значительного туристского потенциала и многообразию туристских ресурсов является одним из наиболее перспективных регионов для развития данной отрасли. На территории Тверской области расположено 14 малых исторических городов, более 10 тысяч памятников истории, культуры и археологии, более 800 рек и 1700 озер, национальный парк и 1 заповедник, имеющий статус "Резерват ЮНЕСКО". Инвестиционные и туристские возможности Тверской области, промышленный потенциал региона презентуются на международных форумах и выставках, среди которых основными являются:

а) инвестиционный форум "Сочи" - один из наиболее масштабных инвестиционных форумов, проводимых в Российской Федерации. В мероприятии ежегодно принимают участие первые лица страны и руководители регионов. Тверская область является постоянным участником форума с 2006 года. В 2011 году в мероприятии участвовало более 8200 человек;

б) Петербургский экономический форум - один из наиболее авторитетных и влиятельных мероприятий, организуемых в Российской Федерации. С 2006 года форум проводится под патронажем Президента Российской Федерации. Тверская область является постоянным участником форума с 2006 года. В 2011 году в мероприятии приняли участие более 4700 человек из 96 стран мира.

3. Тверская область имеет достаточно развитое промышленное производство. Удельный вес промышленных видов деятельности в общем объеме валового регионального продукта Тверской области составляет около 30 %. В промышленности Тверской области работают 4,2 тыс. предприятий. На предприятиях промышленности занято 114,2 тыс. человек. Потребительский рынок - одна из важнейших сфер деятельности каждого региона, состояние, структура, тенденции и динамика развития которой отражают социально-экономическое положение в регионе. Доля торговли в валовом региональном продукте в последние годы составляет 15-18 %. За последние годы обеспеченность населения Тверской области торговыми площадями выросла на 43,5 % с 393 кв. м на 1000 жителей на начало 2008 года до 564 кв. м на 1000 жителей на начало 2013 года. В существующих условиях достигнутый уровень обеспеченности торговыми площадями явно недостаточен, так как среднеевропейский показатель составляет 600 кв. м на 1 000 человек.

{п. 3 в редакции постановления Правительства от 06.08.2013 N 373-пп}

4. В Тверской области по состоянию на 01.01.2013 число учтенных в статистическом регистре хозяйствующих субъектов Федеральной службы государственной статистики по Тверской области 57,920 тыс. субъектов малого и среднего предпринимательства, из них 22,876 тыс. - малые (включая микропредприятия) предприятия; 0,172 тыс. - средние предприятия; 34,660 тыс. - предприниматели без образования юридического лица; 0,212 тыс. - крестьянские (фермерские) хозяйства. На территории Тверской области продолжается процесс формирования инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, а также молодежного предпринимательства. Формируемая система поддержки предпринимательства в первую очередь направлена на создание положительного имиджа предпринимательства, вовлечение молодежи в предпринимательскую среду, проведение обучающих экспресс-курсов, семинаров, круглых столов, создание информационного поля.

{п. 4 в редакции постановления Правительства от 06.08.2013 N 373-пп}

5. В связи с завершением срока реализации Программы экономического и социального развития Тверской области на период до 2010 года "От экономики переходного периода к рыночной экономике" и отсутствием утвержденной Стратегии социально-экономического развития Тверской области на долгосрочный период большое значение приобретает работа Министерства экономического развития Тверской области по принятию Стратегии социально-экономического развития Тверской области на долгосрочную перспективу и разработке Программы социально- экономического развития Тверской области.

6. Другим важным направлением в планировании развития Тверской области является наличие концепций, стратегий и программ социально-экономического развития муниципальных образований Тверской области.

7. Важным направлением является разработка прогноза социально-экономического развития Тверской области на очередной финансовый год и среднесрочную перспективу и разработка показателей для составления проекта областного бюджета Тверской области.

Подраздел II Основные проблемы в сфере реализации государственной программы и их краткое описание, включая анализ причин их возникновения


8. Основные проблемы, препятствующие развитию инвестиционного потенциала Тверской области:

а) отсутствие развитой инженерной инфраструктуры и недостаточный темп обновления существующих объектов инфраструктуры, необходимых для реализации инвестиционных проектов;

б) сроки прохождения процедур выделения земельного участка под строительство, согласования проектно-сметной документации, государственной регистрации имущества. Проблема заключается в длительных сроках рассмотрения документов, невысоком уровне взаимодействия и обмена информацией в работе государственных и муниципальных органов, затягивании сроков регистрации прав собственности, постановки на государственный учет, прохождении процедур по землеотводу под строительство, согласительно-разрешительных процедур;

в) подключение к объектам инженерной инфраструктуры. Имеется монополизм рынка, непрозрачность формирования платы за техническое присоединение, нарушение сроков либо отказ в присоединении к объектам инженерной инфраструктуры.

9. Основные проблемы, препятствующие развитию туристской отрасли и внешних связей Тверской области:

а) недостаточная координация усилий органов исполнительной власти Тверской области, муниципальных образований, общественных организаций и бизнеса по вопросам развития туризма;

б) отсутствие единых планов развития туристскоориентированных территорий;

в) недостаточная информированность российского и международного туристских рынков об имеющихся туристских ресурсах Тверской области.

10. В 2011 году общее количество туристов, посетивших область, составило около 1,4 млн. человек, при этом иностранный турпоток в регион составил около 45 тыс. человек, данный показатель вырос по сравнению с 2007 годом почти на 30 %. Основными видами туризма для Тверской области являются культурно-познавательный, деловой, рекреационный, экологический, спортивно-оздоровительный.

11. Как показывает анализ развития туристского рынка, Тверская область в среднесрочной перспективе может утратить свое положение по количеству туристов, посетивших область. Данная ситуация обусловлена ростом межрегиональной конкуренции. Ближайшие конкуренты Тверской области: Владимирская и Ярославская области - значительно активизировали работу по продвижению на российском и международном туристских рынках регионального туристского продукта и по реализации системных инвестиционных проектов, что повышает их привлекательность и перенаправляет туристские потоки, ранее ориентированные на Тверскую область.

12. Основные проблемы, препятствующие развитию малого и среднего предпринимательства:

а) недостаточность развития ресурсной и имущественной базы (недостаточное количество и неудовлетворительное состояние областного и муниципального недвижимого имущества, предназначенного для сдачи в аренду субъектам малого и среднего предпринимательства);

б) низкий уровень кадров (недостаточный уровень подготовки организаторов предпринимательской деятельности из-за отсутствия комплексного подхода к подготовке кадров для осуществления предпринимательской деятельности);

в) недостаточность финансовых ресурсов (отсутствие необходимого залогового обеспечения и кредитных историй, а также неразвитость финансово-кредитной инфраструктуры в муниципальных образованиях Тверской области);

г) низкий уровень социальной защиты (низкий уровень системы социальных гарантий и социального обеспечения);

д) наличие административных барьеров (чрезмерное количество установленных норм, запретов, внутренних инструкций и т.п., зачастую противоречащих друг другу);

е) недостаточный уровень информированности населения о государственной поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства (отсутствие системы регулярного информирования населения муниципальных образований Тверской области о мероприятиях, направленных на поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства).

13. Основные проблемы, препятствующие развитию научно-технической и инновационной деятельности:

а) недостаточный уровень коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности (трудности взаимодействия научно-технических и промышленных предприятий, отсутствие мотивации предприятий на повышение эффективности работы за счет использования инноваций; недостаток специалистов в сфере управления инновациями, интеллектуальной собственностью, инновационными рисками; отсутствие заинтересованности авторов в реализации изобретений);

б) сокращение количества организаций, выполняющих научные исследования и разработки (снижение инновационной активности на производственных предприятиях; недостаток денежных средств, высокая стоимость нововведений, низкий уровень господдержки и экономические риски, связанные с инновациями);

в) недостаточная активность субъектов в области правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности, характеризуемая падением показателей количества патентных заявок и выдачи патентов на изобретения и полезные модели (отсутствие у большинства предприятий единой политики в области охраны интеллектуальной собственности и продвижении своих товаров и технологий на рынок, а также отсутствие специалистов в области патентоведения и защити интеллектуальной собственности);

г) низкие темпы роста создания малых инновационных предприятий при высших учебных заведения тверского региона (проблемным вопросом остается аренда помещения и научного оборудования; сложности при оформлении бюджетными организациями патентов на изобретения и другие результаты интеллектуальной деятельности, а также ноу-хау, что препятствует привлечению инвестиций и созданию новых компаний; неразвитость системы информационной поддержки малых инновационных предприятий при вузах).

14. Основными проблемами, препятствующими развитию промышленности являются:


а) несистемное предоставление государственной поддержки предприятиям в целях развития регионального промышленного комплекса. Проблема выражается, с одной стороны, в отсутствии у исполнительных органов государственной власти Тверской области системного программного документа, определяющего цели и задачи развития промышленного комплекса, а, с другой стороны, в недостаточной реализации комплексного подхода реализации инвестиционных проектов предприятиями промышленного производства;

б) ограниченность рынков сбыта товарной продукции тверских производителей. Проблема проявляется в невозможности полностью реализовать производственный потенциал тверскими предприятиями на рынках других регионов и за рубежом. Первичной причиной такого положения является недостаточный уровень информированности потенциальных потребителей об ассортименте, качестве и цене тверских товаров;

в) дефицит квалифицированных кадров. Существование проблемы обусловлено географическим положением Тверской области между двух активно развивающихся субъектов Российской Федерации (г. Москва и г. Санкт-Петербург), имеющих крупные по объему рынки труда и предлагающих высокооплачиваемые рабочие места для квалифицированных специалистов.

15. Основными проблемами, препятствующими развитию торговли являются:

а) низкая доля продаж товаров на рынках и ярмарках по доступным для населения ценам;

б) недостаточная территориальная доступность объектов торговли и низкая обеспеченность населения торговыми площадями в отдельных районах Тверской области. Постановлением Правительства Тверской области от 18.10.2011 N 87-пп "Об утверждении нормативов минимальной обеспеченности населения Тверской области площадью торговых объектов" утверждены нормативы минимальной обеспеченности населения Тверской области площадью торговых объектов для каждого муниципального образования Тверской области. Фактическая обеспеченность населения площадью торговых объектов на 1000 человек в Тверской области ниже утвержденных нормативов минимальной обеспеченности населения Тверской области площадью торговых объектов в 10 муниципальных образованиях Тверской области.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»