Недействующий

АЛТАЙСКИЙ КРАЕВОЙ СОВЕТ НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 06 мая 2002 года N 82-Р

Об утверждении правил оформления правовых актов Алтайского краевого Совета народных депутатов

Документ утратил силу на основании распоряжения Алтайского краевого Совета народных депутатов от 11 апреля 2005 года N 01-05/67 "Об утверждении Правил оформления проектов правовых актов Алтайского краевого Совета народных депутатов".

{ Изменения: распоряжение Алтайского краевого Совета народных депутатов от 4 октября 2002 года N 164-Р. }

{ Новая редакция с изменениями от 4 октября 2002 года.}

В целях унификации используемой в документах терминологии, обеспечения стилистического, логического и шрифтового единообразия при подготовке проектов правовых актов, принимаемых Алтайским краевым Советом народных депутатов:

1. Утвердить Правила оформления проектов правовых актов Алтайского краевого Совета народных депутатов (примерные) (прилагаются) {в редакции распоряжения Алтайского краевого Совета народных депутатов от 4 октября 2002 года N 164-Р.}

2. Рекомендовать субъектам права законодательной инициативы в краевом Совете народных депутатов использовать настоящие Правила в правотворческой деятельности {в редакции распоряжения Алтайского краевого Совета народных депутатов от 4 октября 2002 года N 164-Р.}.

3. Признать утратившим силу письмо Алтайского краевого Законодательного Собрания от 28 июня 1999 года N 24/170 "Об унификации приемов юридической техники, связанных с подготовкой проектов нормативных и иных правовых актов, принимаемых краевым Законодательным Собранием".

4. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя председателя краевого Совета народных депутатов Б.В. Ларина.

Председатель краевого Совета народных депутатов А.Г.Назарчук

Приложение
к распоряжению краевого Совета народных депутатов от 06.05.2002
N 82- Р

Правила оформления проектов правовых актов Алтайского краевого Совета народных депутатов (примерные)


{ Наименование Правил изложено в редакции распоряжения Алтайского краевого Совета народных депутатов от 4 октября 2002 года N 164-Р.}

Настоящие Правила устанавливают требования к оформлению проектов правовых актов и сопроводительных материалов, подготавливаемых субъектами законодательной инициативы для представления к рассмотрению Алтайским краевым Советом народных депутатов (далее - краевой Совет). Правила рассчитаны на использование в подразделениях аппарата краевого Совета и администрации края электронно-вычислительной техники.

1. Общие требования


1.1. При подготовке документов рекомендуется применять текстовый редактор Word for Windows версии от 6.0 и выше с использованием шрифтов Times N ew Roman Cyr размером N 12 (для оформления табличных материалов), 13, 14, через 1 межстрочный интервал (при объеме текста менее 1/3 страницы допустимо использование 1,5 межстрочных интервала). Текст выравнивается по ширине страницы с расстановкой переносов слов или без таковой.

1.2. Каждый лист документа, оформленный как на бланке установленной формы, так и без него, должен иметь поля не менее, см:

2,5 - левое;

1,0 - правое;

2,0 - верхнее;

2,0 - нижнее.

Размер левого отступа (красной строки) равен 1,25 - 1,27 см.

1.3. При оформлении текста документа на двух и более страницах вторая и последующие страницы должны быть пронумерованы. Порядковые номера страниц проставляются в правом углу верхнего поля страницы арабскими цифрами без слова "страница" и знаков препинания.

1.4. Текст законопроекта представляется в аппарат краевого Совета в 1 экземпляре на стандартных листах бумаги формата А4 и в электронной форме на дискете 3,5 дюйма.

1.5. В проекте правового акта не рекомендуется употребление аббревиатур (в частности, РФ вместо Российская Федерация в соответствующем падеже).

1.6. В тексте правового акта не допускается употребление вместо "Алтайский край" сокращенного наименования "край". В то же время допустимо употребление наименований "Алтайский краевой Совет народных депутатов" и "администрация Алтайского края" в редуцированной форме, соответственно "краевой Совет народных депутатов", "администрация края", за исключением постановлений краевого Совета, направляемых в федеральные органы государственной власти.

1.7. В подписи правового акта наименование должности председателя (заместителя председателя) краевого Совета, подписывающего постановление этого органа государственной власти, указывается без слова "Алтайского", за исключением постановлений краевого Совета, направляемых в федеральные органы государственной власти (образец 10).

1.8. Должности руководителей краевого Совета и администрации края в тексте проекта закона или иного правового акта указываются со строчной буквы.

1.9. Наименования федеральных законов и законов края, на которые делается ссылка в тексте проекта закона или иного правового акта, приводятся с кавычками. При этом дата принятия соответствующего закона и его номер не указываются.

1.10. Если в проекте закона или иного правового акта делается ссылка на указ Президента Российской Федерации, постановление Правительства Российской Федерации, постановление краевого Совета, постановление главы администрации края, то они приводятся полностью с указанием наименования и даты их принятия, например:

постановление Правительства Российской Федерации от 26 сентября 1997 года N 1239 "Об утверждении Правил оказания услуг почтовой связи";

постановление главы администрации края от 7 июля 1998 года N 429 "О Фонде воспроизводства минерально-сырьевой базы Алтайского края" (следует иметь в виду, что постановления принимаются главой администрации края, а не администрацией края).

При этом вначале указывается вид правового акта, затем приводится дата его принятия, далее - номер и лишь потом - наименование правового акта. Дата принятия правового акта приводится словесно-цифровым способом: 26 сентября 1997 года, 8 июля 2002 года и т.д. В тексте проекта правового акта не допускается указывать дату принятия тремя парами арабских цифр (например, 26.09.99).

1.11. Употребление дефисов в текстах проектов законов или иных правовых актов в начале абзаца не допускается.

1.12. При внесении изменений и (или) дополнений в ранее принятые законы или иные правовые акты следует указывать официальный источник опубликования: Сборник законодательства Алтайского края (номер и год), где был опубликован этот закон или иной правовой акт и все предыдущие изменения (образец 6).

1.13. Правовой акт может быть признан утратившим силу (отменен) лишь аналогичным правовым актом: закон - законом, постановление - постановлением (образцы 1 и 4).

2. Оформление проектов законов Алтайского края


2.1. Проект закона Алтайского края также печатается на стандартных листах бумаги формата А4 тем же шрифтом. На первой странице законопроекта в пределах верхней и правой границ текстового поля проставляется пометка - Проект (без кавычек)(образцы 1, 6, 7).

2.2. Законопроект имеет следующие реквизиты:

1) Наименование вида акта - ЗАКОН Алтайского края. Отделяется от слова "проект" 1 межстрочным интервалом. Слово ЗАКОН печатается прописными буквами размером шрифта N 14 и выравнивается по центру. Через 1 интервал печатаются слова - Алтайского края.

2) Заголовок отделяется от предыдущего реквизита 2 межстрочными интервалами. Печатается с прописной буквы, через 1 интервал, выравнивается по центру с одинаковым отступом от правого и левого краев текста, при этом он не должен выходить за пределы красной строки. Точка в конце заголовка не ставится.

3) Текст отделяется от заголовка 3 межстрочными интервалами. Печатается через 1 интервал. Текстовая часть законопроекта может подразделяться на преамбулу и основную часть.

Преамбула служит для обоснования принятия закона или декларирования его принципов.

Основная часть текста законопроекта структурируется в целях его изложения в логической последовательности, обеспечивающей переход от общих положений к частным. Текст законопроекта может подразделяться на части (например, часть первая Гражданского кодекса Российской Федерации), разделы, главы, статьи.

4) Подпись отделяется от текста 2-3 межстрочными интервалами. Состоит из слов "Глава администрации Алтайского края". Слова "Глава администрации" и "Алтайского края" печатаются в 2 строки через 1 интервал.

Глава администрации
 Алтайского края

А.А.Суриков

2.3. Содержание правовых норм должно быть логически последовательным и содержательно определенным, не допускающим различного понимания и толкования.

Следует правильно использовать официально установленные наименования, общеизвестные термины, не перегружать текст специальными, узкопрофессиональными терминами, а также иностранной терминологией. Не допускается употребление сложных фраз и грамматических конструкций, образных сравнений, эпитетов и метафор. Следует избегать использования устаревших и многозначных слов и выражений.

Текст подготовленного проекта нормативного правового акта должен быть отредактирован в соответствии с правилами русского языка.

2.4. Определение основных понятий и обозначающих их терминов, используемых в законопроекте, целесообразно размещать в начале текста законопроекта.

Нормативное содержание законопроекта, в зависимости от предмета правового регулирования, объема, формы законопроекта, конструируется в следующей последовательности:

1) общие положения (определяются предмет правового регулирования, основные принципы правового регулирования, указывается на соответствие положений законопроекта Конституции Российской Федерации, действующему федеральному законодательству, Уставу (Основному Закону) Алтайского края и др.);

2) определение, при необходимости, используемых понятий;

3) изложение конкретных правовых норм по регулируемому вопросу;

4) определение санкций за нарушение установленных правовых норм;

5) переходные и заключительные положения;

6) вступление закона в силу (отдельной статьей).

2.5. Наименование частей, разделов и глав, если они имеются, следует печатать прописными буквами размером шрифта N 14 и располагать от левого отступа (красной строки) и до правого края текстового поля. Точка в конце заголовка не ставится. Например:

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ. ПРОВЕДЕНИЕ .

РАЗДЕЛ 2. УЧАСТНИКИ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА

ГЛАВА 14. ПОЛНОМОЧИЯ УЧАСТНИКОВ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА - ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ


2.6. Статья - первичная часть текста закона, посвященная отдельному вопросу и содержащая обычно одну или несколько связанных между собой правовых норм. Каждая статья по своему содержанию должна быть законченной.

Слово "статья" печатается с красной строки с прописной буквы. Номер статьи проставляется арабскими цифрами.

К статьям закона, где имеется более 10 статей, должны даваться их наименования, обозначающие предмет регулирования соответствующей статьи (исключение составляют законы о бюджете).

Наименования статей печатаются строчными буквами через 1 межстрочный интервал до правого края текстового поля. Вторая строка (и последующие) наименования статьи выравнивается по левой границе начала наименования статьи. Точка в конце наименования не ставится. Расстояние между последней строкой наименований частей, разделов, глав, статей и первой строкой текста правового акта должно составлять 1,5-2 межстрочных интервала. Например:

Статья 27. Взаимодействие администрации Алтайского края с органами местного самоуправления


При отсутствии наименования слово "Статья" и номер выделяются полужирным шрифтом. Текст статьи печатается в строку, например:

Статья 3. Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования в газете "Алтайская правда".

Расстояние между статьями составляет 2 межстрочных интервала.

2.7. Текст статьи законопроекта может подразделяться на части, пункты и подпункты, абзацы.

Часть, как структурная единица статьи, имеет законченное смысловое выражение, не имеет нумерации и заканчивается точкой. Ссылка на нее оформляется следующим образом: часть первая статьи 2. При этом следует иметь в виду, что текст статьи разбивается на пункты, если количество частей в нем составляет три и более.

Пункты нумеруются арабскими цифрами с точкой, подпункты - арабскими цифрами с круглой скобкой. Ссылки на них оформляются следующим образом: пункт 2 статьи 6, подпункт 6 пункта 2 статьи 7. В случае отсутствия в статье пункта, нумерующегося арабской цифрой с точкой, а имеется цифра с круглой скобкой, то этот абзац именуется пунктом. После цифровых обозначений со скобкой пункты и подпункты нужно начинать со строчной буквы и отделять друг от друга точкой с запятой.

Пункты или подпункты могут подразделяться на абзацы без буквенно-цифрового обозначения. Равным образом, при количестве абзацев три и более, пункт разбивается на подпункты. Следует учитывать, что нумерация абзацев начинается с первой строки, например:

Юридические лица обязаны:

своевременно информировать контролирующие органы.;

оказывать содействие.

В данном случае слова "Юридические лица обязаны" следует считать абзацем первым.

2.8. Если начало статьи приходится близко к границе нижнего поля страницы, то не рекомендуется отделять название статьи от основного текста, а полностью переносить его на другую страницу.

2.9. Наряду со статьями, предусматривающими решение того или иного вопроса, в законопроекте могут содержаться статьи, отсылающие к другим положениям данного нормативного правового акта (отсылочные статьи), а также статьи, отсылающие к положениям других нормативных актов (бланкетные статьи).

Отсылочные и бланкетные статьи используются в исключительных случаях для обозначения взаимосвязи правовых норм или избежания повторений. В отсылочных статьях следует точно указывать соответствующие положения данного нормативного правового акта (статья 7 в образце 1). В бланкетных - указывать официальное наименование соответствующих документов, даты их принятия и номер (образец 5).

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»