АЛТАЙСКИЙ КРАЕВОЙ СОВЕТ НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 06 мая 2002 года N 82-Р
Об утверждении правил оформления правовых актов Алтайского краевого Совета народных депутатов
Документ утратил силу на основании распоряжения Алтайского краевого Совета народных депутатов от 11 апреля 2005 года N 01-05/67 "Об утверждении Правил оформления проектов правовых актов Алтайского краевого Совета народных депутатов".
{ Изменения: распоряжение Алтайского краевого Совета народных депутатов от 4 октября 2002 года N 164-Р. }
{ Новая редакция с изменениями от 4 октября 2002 года.}
В целях унификации используемой в документах терминологии, обеспечения стилистического, логического и шрифтового единообразия при подготовке проектов правовых актов, принимаемых Алтайским краевым Советом народных депутатов:
1. Утвердить Правила оформления проектов правовых актов Алтайского краевого Совета народных депутатов (примерные) (прилагаются) {в редакции распоряжения Алтайского краевого Совета народных депутатов от 4 октября 2002 года N 164-Р.}
2. Рекомендовать субъектам права законодательной инициативы в краевом Совете народных депутатов использовать настоящие Правила в правотворческой деятельности {в редакции распоряжения Алтайского краевого Совета народных депутатов от 4 октября 2002 года N 164-Р.}.
3. Признать утратившим силу письмо Алтайского краевого Законодательного Собрания от 28 июня 1999 года N 24/170 "Об унификации приемов юридической техники, связанных с подготовкой проектов нормативных и иных правовых актов, принимаемых краевым Законодательным Собранием".
4. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя председателя краевого Совета народных депутатов Б.В. Ларина.
Председатель краевого Совета народных депутатов А.Г.Назарчук
Правила оформления проектов правовых актов Алтайского краевого Совета народных депутатов (примерные)
{ Наименование Правил изложено в редакции распоряжения Алтайского краевого Совета народных депутатов от 4 октября 2002 года N 164-Р.}
Настоящие Правила устанавливают требования к оформлению проектов правовых актов и сопроводительных материалов, подготавливаемых субъектами законодательной инициативы для представления к рассмотрению Алтайским краевым Советом народных депутатов (далее - краевой Совет). Правила рассчитаны на использование в подразделениях аппарата краевого Совета и администрации края электронно-вычислительной техники.
1.1. При подготовке документов рекомендуется применять текстовый редактор Word for Windows версии от 6.0 и выше с использованием шрифтов Times N ew Roman Cyr размером N 12 (для оформления табличных материалов), 13, 14, через 1 межстрочный интервал (при объеме текста менее 1/3 страницы допустимо использование 1,5 межстрочных интервала). Текст выравнивается по ширине страницы с расстановкой переносов слов или без таковой.
1.2. Каждый лист документа, оформленный как на бланке установленной формы, так и без него, должен иметь поля не менее, см:
2,5 - левое;
1,0 - правое;
2,0 - верхнее;
2,0 - нижнее.
Размер левого отступа (красной строки) равен 1,25 - 1,27 см.
1.3. При оформлении текста документа на двух и более страницах вторая и последующие страницы должны быть пронумерованы. Порядковые номера страниц проставляются в правом углу верхнего поля страницы арабскими цифрами без слова "страница" и знаков препинания.
1.4. Текст законопроекта представляется в аппарат краевого Совета в 1 экземпляре на стандартных листах бумаги формата А4 и в электронной форме на дискете 3,5 дюйма.
1.5. В проекте правового акта не рекомендуется употребление аббревиатур (в частности, РФ вместо Российская Федерация в соответствующем падеже).
1.6. В тексте правового акта не допускается употребление вместо "Алтайский край" сокращенного наименования "край". В то же время допустимо употребление наименований "Алтайский краевой Совет народных депутатов" и "администрация Алтайского края" в редуцированной форме, соответственно "краевой Совет народных депутатов", "администрация края", за исключением постановлений краевого Совета, направляемых в федеральные органы государственной власти.
1.7. В подписи правового акта наименование должности председателя (заместителя председателя) краевого Совета, подписывающего постановление этого органа государственной власти, указывается без слова "Алтайского", за исключением постановлений краевого Совета, направляемых в федеральные органы государственной власти (образец 10).
1.8. Должности руководителей краевого Совета и администрации края в тексте проекта закона или иного правового акта указываются со строчной буквы.
1.9. Наименования федеральных законов и законов края, на которые делается ссылка в тексте проекта закона или иного правового акта, приводятся с кавычками. При этом дата принятия соответствующего закона и его номер не указываются.
1.10. Если в проекте закона или иного правового акта делается ссылка на указ Президента Российской Федерации, постановление Правительства Российской Федерации, постановление краевого Совета, постановление главы администрации края, то они приводятся полностью с указанием наименования и даты их принятия, например:
постановление главы администрации края от 7 июля 1998 года N 429 "О Фонде воспроизводства минерально-сырьевой базы Алтайского края" (следует иметь в виду, что постановления принимаются главой администрации края, а не администрацией края).
При этом вначале указывается вид правового акта, затем приводится дата его принятия, далее - номер и лишь потом - наименование правового акта. Дата принятия правового акта приводится словесно-цифровым способом: 26 сентября 1997 года, 8 июля 2002 года и т.д. В тексте проекта правового акта не допускается указывать дату принятия тремя парами арабских цифр (например, 26.09.99).
1.11. Употребление дефисов в текстах проектов законов или иных правовых актов в начале абзаца не допускается.
1.12. При внесении изменений и (или) дополнений в ранее принятые законы или иные правовые акты следует указывать официальный источник опубликования: Сборник законодательства Алтайского края (номер и год), где был опубликован этот закон или иной правовой акт и все предыдущие изменения (образец 6).
1.13. Правовой акт может быть признан утратившим силу (отменен) лишь аналогичным правовым актом: закон - законом, постановление - постановлением (образцы 1 и 4).
2.1. Проект закона Алтайского края также печатается на стандартных листах бумаги формата А4 тем же шрифтом. На первой странице законопроекта в пределах верхней и правой границ текстового поля проставляется пометка - Проект (без кавычек)(образцы 1, 6, 7).
2.2. Законопроект имеет следующие реквизиты:
1) Наименование вида акта - ЗАКОН Алтайского края. Отделяется от слова "проект" 1 межстрочным интервалом. Слово ЗАКОН печатается прописными буквами размером шрифта N 14 и выравнивается по центру. Через 1 интервал печатаются слова - Алтайского края.
2) Заголовок отделяется от предыдущего реквизита 2 межстрочными интервалами. Печатается с прописной буквы, через 1 интервал, выравнивается по центру с одинаковым отступом от правого и левого краев текста, при этом он не должен выходить за пределы красной строки. Точка в конце заголовка не ставится.
3) Текст отделяется от заголовка 3 межстрочными интервалами. Печатается через 1 интервал. Текстовая часть законопроекта может подразделяться на преамбулу и основную часть.
Преамбула служит для обоснования принятия закона или декларирования его принципов.
Основная часть текста законопроекта структурируется в целях его изложения в логической последовательности, обеспечивающей переход от общих положений к частным. Текст законопроекта может подразделяться на части (например, часть первая Гражданского кодекса Российской Федерации), разделы, главы, статьи.
4) Подпись отделяется от текста 2-3 межстрочными интервалами. Состоит из слов "Глава администрации Алтайского края". Слова "Глава администрации" и "Алтайского края" печатаются в 2 строки через 1 интервал.
Глава администрации | А.А.Суриков |
2.3. Содержание правовых норм должно быть логически последовательным и содержательно определенным, не допускающим различного понимания и толкования.
Следует правильно использовать официально установленные наименования, общеизвестные термины, не перегружать текст специальными, узкопрофессиональными терминами, а также иностранной терминологией. Не допускается употребление сложных фраз и грамматических конструкций, образных сравнений, эпитетов и метафор. Следует избегать использования устаревших и многозначных слов и выражений.
Текст подготовленного проекта нормативного правового акта должен быть отредактирован в соответствии с правилами русского языка.
2.4. Определение основных понятий и обозначающих их терминов, используемых в законопроекте, целесообразно размещать в начале текста законопроекта.
Нормативное содержание законопроекта, в зависимости от предмета правового регулирования, объема, формы законопроекта, конструируется в следующей последовательности:
1) общие положения (определяются предмет правового регулирования, основные принципы правового регулирования, указывается на соответствие положений законопроекта Конституции Российской Федерации, действующему федеральному законодательству, Уставу (Основному Закону) Алтайского края и др.);
2) определение, при необходимости, используемых понятий;
3) изложение конкретных правовых норм по регулируемому вопросу;
4) определение санкций за нарушение установленных правовых норм;
5) переходные и заключительные положения;
6) вступление закона в силу (отдельной статьей).
2.5. Наименование частей, разделов и глав, если они имеются, следует печатать прописными буквами размером шрифта N 14 и располагать от левого отступа (красной строки) и до правого края текстового поля. Точка в конце заголовка не ставится. Например:
ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ. ПРОВЕДЕНИЕ .
2.6. Статья - первичная часть текста закона, посвященная отдельному вопросу и содержащая обычно одну или несколько связанных между собой правовых норм. Каждая статья по своему содержанию должна быть законченной.
Слово "статья" печатается с красной строки с прописной буквы. Номер статьи проставляется арабскими цифрами.
К статьям закона, где имеется более 10 статей, должны даваться их наименования, обозначающие предмет регулирования соответствующей статьи (исключение составляют законы о бюджете).
Наименования статей печатаются строчными буквами через 1 межстрочный интервал до правого края текстового поля. Вторая строка (и последующие) наименования статьи выравнивается по левой границе начала наименования статьи. Точка в конце наименования не ставится. Расстояние между последней строкой наименований частей, разделов, глав, статей и первой строкой текста правового акта должно составлять 1,5-2 межстрочных интервала. Например:
При отсутствии наименования слово "Статья" и номер выделяются полужирным шрифтом. Текст статьи печатается в строку, например:
Статья 3. Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования в газете "Алтайская правда".
Расстояние между статьями составляет 2 межстрочных интервала.
2.7. Текст статьи законопроекта может подразделяться на части, пункты и подпункты, абзацы.
Часть, как структурная единица статьи, имеет законченное смысловое выражение, не имеет нумерации и заканчивается точкой. Ссылка на нее оформляется следующим образом: часть первая статьи 2. При этом следует иметь в виду, что текст статьи разбивается на пункты, если количество частей в нем составляет три и более.
Пункты нумеруются арабскими цифрами с точкой, подпункты - арабскими цифрами с круглой скобкой. Ссылки на них оформляются следующим образом: пункт 2 статьи 6, подпункт 6 пункта 2 статьи 7. В случае отсутствия в статье пункта, нумерующегося арабской цифрой с точкой, а имеется цифра с круглой скобкой, то этот абзац именуется пунктом. После цифровых обозначений со скобкой пункты и подпункты нужно начинать со строчной буквы и отделять друг от друга точкой с запятой.
Пункты или подпункты могут подразделяться на абзацы без буквенно-цифрового обозначения. Равным образом, при количестве абзацев три и более, пункт разбивается на подпункты. Следует учитывать, что нумерация абзацев начинается с первой строки, например:
Юридические лица обязаны:
своевременно информировать контролирующие органы.;
оказывать содействие.
В данном случае слова "Юридические лица обязаны" следует считать абзацем первым.
2.8. Если начало статьи приходится близко к границе нижнего поля страницы, то не рекомендуется отделять название статьи от основного текста, а полностью переносить его на другую страницу.
2.9. Наряду со статьями, предусматривающими решение того или иного вопроса, в законопроекте могут содержаться статьи, отсылающие к другим положениям данного нормативного правового акта (отсылочные статьи), а также статьи, отсылающие к положениям других нормативных актов (бланкетные статьи).
Отсылочные и бланкетные статьи используются в исключительных случаях для обозначения взаимосвязи правовых норм или избежания повторений. В отсылочных статьях следует точно указывать соответствующие положения данного нормативного правового акта (статья 7 в образце 1). В бланкетных - указывать официальное наименование соответствующих документов, даты их принятия и номер (образец 5).