• Текст документа
  • Статус
Оглавление
Поиск в тексте
Действующий

 
ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ АЛТАЙСКОГО КРАЯ

ПРИКАЗ

от 29 августа 2012 года N 3318

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ ГРАЖДАН, ВЫРАЗИВШИХ ЖЕЛАНИЕ СТАТЬ ОПЕКУНАМИ

(в редакции Приказов Главного управления образования и молодежной политики Алтайского края от 10.12.2012 N 4957, от 29.10.2014 N 5737, от 31.03.2016 N 544, Приказа Главного управления образования и науки Алтайского края от 16.09.2016 N 1515, Приказа Минобрнауки Алтайского края от 27.02.2017 N 336)

В соответствии с Федеральным законом от 30.11.2011 N 351-ФЗ "О внесении изменений в статьи 127 и 146 Семейного кодекса Российской Федерации и статью 271 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации", постановлением Администрации Алтайского края от 24.08.2012 N 442 "Об утверждении Порядка подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами" приказываю:

1. Утвердить:

1.1. Программу подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах (приложение 1);

1.2. Формы:

заявления гражданина о прохождении подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей (приложение 2);

журнала регистрации письменных заявлений граждан о желании пройти подготовку лиц к принятию на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей (приложение 3);

абзац исключен. - Приказ Главного управления образования и молодежной политики Алтайского края от 10.12.2012 N 4957;

журнала учета выданных свидетельств о прохождении подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, на территории Российской Федерации (приложение 5).

2. Рекомендовать органам местного самоуправления, наделенным государственными полномочиями по организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних:

2.1. обеспечить информирование граждан об организациях, осуществляющих подготовку лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, месте их расположения, контактных данных и режиме работы, а также легкую доступность указанной информации для заинтересованных лиц;

2.2. проводить информационные кампании по привлечению потенциальных кандидатов в приемные родители;

2.3. обеспечить контроль за деятельностью организаций, осуществляющих подготовку лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, в порядке, установленном органом опеки и попечительства.

3. Отделу специального образования, опеки и попечительства Министерства образования и науки Алтайского края (Багина Л.В.):

(в ред. Приказа Главного управления образования и науки Алтайского края от 16.09.2016 N 1515, Приказа Минобрнауки Алтайского края от 27.02.2017 N 336)

3.1. обеспечить ведение реестра организаций, осуществляющих полномочия органов опеки и попечительства по подготовке лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей;

3.2. организовать систему информирования граждан об организациях, осуществляющих подготовку лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, месте их расположения, контактных данных и режиме работы.

4. Считать утратившим силу приказ управления Алтайского края по образованию и делам молодежи от 26.11.2009 N 4084 "Об утверждении Положения об организации подготовки кандидатов в замещающие родители в Алтайском крае".

5. Контроль за исполнением данного приказа возложить на заместителя министра образования и науки Алтайского края Дюбенкову М.В.

(в ред. Приказа Минобрнауки Алтайского края от 27.02.2017 N 336)

Заместитель Губернатора
Алтайского края, начальник
Главного управления
Ю.Н.ДЕНИСОВ

Приложение N 1. ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ ГРАЖДАН, ВЫРАЗИВШИХ ЖЕЛАНИЕ СТАТЬ ОПЕКУНАМИ ИЛИ ПОПЕЧИТЕЛЯМИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ГРАЖДАН ЛИБО ПРИНЯТЬ ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, В СЕМЬЮ НА ВОСПИТАНИЕ В ИНЫХ УСТАНОВЛЕННЫХ СЕМЕЙНЫМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ ..






Приложение N 1
к Приказу
Главного управления
образования и молодежной
политики Алтайского края
от 29 августа 2012 года N 3318

ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ ГРАЖДАН, ВЫРАЗИВШИХ ЖЕЛАНИЕ СТАТЬ ОПЕКУНАМИ ИЛИ ПОПЕЧИТЕЛЯМИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ГРАЖДАН ЛИБО ПРИНЯТЬ ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, В СЕМЬЮ НА ВОСПИТАНИЕ В ИНЫХ УСТАНОВЛЕННЫХ СЕМЕЙНЫМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФОРМАХ

(в редакции Приказов Главного управления образования и молодежной политики Алтайского края от 10.12.2012 N 4957, от 29.10.2014 N 5737, от 31.03.2016 N 544, Приказа Минобрнауки Алтайского края от 27.02.2017 N 336)

I. Пояснительная записка


Одним из приоритетов государственной политики на современном этапе является решение проблем семейного жизнеустройства детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. Семейное устройство детей, оставшихся без попечения родителей, формирует новое семейное пространство - институт замещающей семьи.

Развитие замещающей семьи происходит по тем же законам, что и развитие любой другой семьи. При этом основная функция замещающих родителей - воспитание ребенка, принятого извне, имеющего свое прошлое, свой опыт.

В связи с этим необходимо создать для граждан, выразивших желание принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, условия для успешного принятия ребенка на основе повышения их медико-психологической, социально-педагогической и правовой грамотности.

Данная программа разработана с учетом требований к содержанию программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, (далее - "Граждане"), утвержденных приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.08.2012 N 623.

В Алтайском крае подготовка Граждан осуществляется в соответствии с Конвенцией о правах ребенка, Гражданским кодексом Российской Федерации, Семейным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 24.04.2008 N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве", постановлением Правительства Российской Федерации от 18.05.2009 N 423 "Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан", приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.02.2015 N 101 "Об утверждении Порядка формирования, ведения и использования государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей", приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 13.03.2015 N 235 "Об утверждении порядка организации и осуществления деятельности по подготовке лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей", законом Алтайского края от 25.12.2007 N 149-ЗС "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями в сфере организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству над детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей", постановлением Администрации Алтайского края от 24.08.2012 N 442 "Об утверждении Порядка подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами".

(в ред. Приказа Минобрнауки Алтайского края от 27.02.2017 N 336)

Цель программы - обеспечить психолого-педагогическую и социально-правовую подготовку Граждан, направленную на формирование у них родительских компетенций.

Задачи:

- выявление и формирование у Граждан воспитательных компетенций, а также родительских навыков для содержания и воспитания ребенка, в том числе для охраны его прав и здоровья, создания безопасной среды, успешной социализации, развития и образования;

- оказание помощи Гражданам в определении своей готовности к приему на воспитание ребенка, оставшегося без попечения родителей, в осознании собственных возможностей, а также реальных проблем, с которыми предстоит встретиться в процессе воспитания приемного ребенка;

- ознакомление Граждан с основами законодательства в сфере защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей, в семью, правами и обязанностями замещающих родителей, существующими формами профессиональной помощи, поддержки и сопровождения замещающих семей.

Общая трудоемкость программы подготовки для очной и очно-заочной форм составляет 56 академических часов, из них 40 академических часов практической работы (организованные занятия с элементами тренинга) и 16 часов самостоятельной работы, в т.ч. индивидуальных консультаций. При проведении очно-заочной формы используются дистанционные методы подготовки.

Продолжительность занятий в течение одного дня не более 8 часов.

При подготовке Граждан используются такие методы, как интерактивная беседа, структурированное интервьюирование, социально-психологический тренинг, ролевые и деловые игры, решение проблемных и ситуационных задач, рефлексивная самодиагностика, методы выработки коллективных решений и др.

Занятия проводятся в группе, численность которой при проведении практических занятий (тренингов) не должна превышать 15 человек. Подготовка в очно-заочной форме осуществляется по индивидуальному графику, установленному органом опеки и попечительства или уполномоченной организацией и согласованному с Гражданином.

(в ред. Приказа Главного управления образования и молодежной политики Алтайского края от 31.03.2016 N 544)

Для иностранных граждан, не владеющих русским языком, предоставляется возможность пройти подготовку с переводчиком. Программа подготовки включает 13 разделов, раскрывающих вопросы социально-правовых основ семейного жизнеустройства детей, оставшихся без попечения родителей; психолого-педагогического сопровождения приемных детей; медико-дефектологического воспитания и развития детей, воспитывающихся в приемной семье.

Требования к уровню подготовки


В результате освоения программы Граждане будут:

"Знать": отличительные особенности форм семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; закономерности развития ребенка в разные возрастные периоды; права и обязанности приемных родителей в отношении ребенка.

"Уметь": ориентироваться в выборе методов и приемов помощи и поддержки ребенку, оставшемуся без попечения родителей; оценивать возможные риски для жизни, здоровья и психического благополучия ребенка, создавать безопасную среду; понимать связи между потребностями ребенка и возможностями своей семьи.

"Владеть": способами конструктивного взаимодействия с ребенком, учитывая его психологические особенности; способностью осуществлять анализ собственных родительских установок и организовывать эффективное сотрудничество семьи и специалистов служб сопровождения при воспитании ребенка.

В ходе реализации программы у Граждан формируются следующие компетенции:

способность осуществлять анализ собственных родительских установок и выбирать оптимальные методы воспитания ребенка, оставшегося без попечения родителей;

умение понимать особенности личности и поведения ребенка, оставшегося без попечения родителей, на разных этапах возрастного развития;

способность самостоятельно разрешать сложные жизненные ситуации детско-родительского взаимодействия в замещающей семье.

Эффективность освоения программы обеспечивается за счет проведения:

текущего контроля - контрольные задания и результаты выполнения рефлексивных заданий, продукты самостоятельной деятельности;

итоговой аттестации - итоговый тест.

II. Учебно-тематический план

N

Наименование разделов

Всего часов

В том числе

Формы контроля

Лекции

Практические занятия, круглые столы, игры, тренинги

Самостоятельная работа и индивидуальное консультирование

1.

Введение в курс подготовки кандидатов в замещающие родители.

4

1

3

Структурированное интервью. Анкетирование

2.

Представление о потребностях развития приемного ребенка и необходимых компетенциях приемных родителей. Понятие о мотивации приемных родителей.

4

4

Эссе

3.

Этапы развития ребенка.

4

1

3

Решение ситуационных задач

4.

Особенности развития и поведения ребенка, оставшегося без попечения родителей; подвергавшегося жестокому обращению. Диспропорции развития ребенка.

4

1

2

1

5.

Особенности переживания горя и потери. Последствия нарушения привязанности ребенка.

4

1

2

1

Контрольная работа

6.

Адаптация приемного ребенка и приемной семьи.

4

1

1

2

Контрольная работа

7.

Расстройства поведения приемного ребенка, навыки управления поведением ребенка.

4

1

2

1

Решение ситуационных задач

8.

Условия обеспечения безопасности ребенка. Предотвращение рисков жестокого обращения и причинения вреда здоровью ребенка.

4

1

1

2

Решение ситуационных задач

9.

Особенности полового воспитания приемного ребенка.

4

1

1

2

Решение ситуационных задач

10.

Роль семьи в обеспечении потребностей развития и реабилитации приемного ребенка.

4

1

2

1

Творческая работа

11.

Основы законодательства Российской Федерации об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан.

8

2

2

4

Контрольная работа

(в ред. Приказа Главного управления образования и молодежной политики Алтайского края от 10.12.2012 N 4957)

12.

Взаимодействие приемной семьи с органами опеки и попечительства и иными организациями, предоставляющими услуги детям и семьям.

4

1

1

2

13.

Подведение итогов освоения курса подготовки кандидатов в замещающие родители.

4

4

Тестирование

Итого:

56

12

28

16

III. Содержание программы по разделам

Раздел 1. ВВЕДЕНИЕ В КУРС ПОДГОТОВКИ КАНДИДАТОВ В ЗАМЕЩАЮЩИЕ РОДИТЕЛИ


Теоретические вопросы:

Содержание, цели программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей.

Задачи подготовки и формирования воспитательных компетенций замещающих родителей, а также родительских навыков для содержания и воспитания детей, оставшихся без попечения родителей.

Охрана прав и здоровья детей, создание безопасной среды для их успешной социализации, образования и развития.

Основы законодательства Российской Федерации в сфере защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей.

Эмоциональный комфорт и настроение всех членов семьи в процессе ожидания приемного ребенка.

Процедура выявления ребенка, оставшегося без попечения родителей, его устройства в организацию для детей-сирот и знакомства с потенциальной приемной семьей.

Формы профессиональной помощи, поддержки и сопровождения замещающих семей в Алтайском крае.

Общая характеристика установленных законодательством семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

Практические вопросы:

Индивидуальное собеседование. Структурированное интервью. Выяснение ожиданий лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей. Выявление ресурсов и ограничений семьи (материальных, социальных и психологических условий в семье, которые будут способствовать воспитанию ребенка).

Мозговой штурм "Как изменится жизнь семьи с приходом приемного ребенка?".

Обязанности замещающих родителей по сохранению здоровья ребенка и организации его безопасного воспитания.

Дискуссия "Влияние прошлого опыта ребенка, оставшегося без попечения родителей, на его психофизическое развитие и поведение" (депривации, жестокое обращение, пренебрежения нуждами ребенка, разлука с биологической семьей).

Раздел 2. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ПОТРЕБНОСТЯХ РАЗВИТИЯ ПРИЕМНОГО РЕБЕНКА И НЕОБХОДИМЫХ КОМПЕТЕНЦИЯХ ПРИЕМНЫХ РОДИТЕЛЕЙ. ПОНЯТИЕ О МОТИВАЦИИ ПРИЕМНЫХ РОДИТЕЛЕЙ


Практические вопросы:

Мотивационный тренинг:

Упражнения на знакомство и презентацию каждого участника. Групповое обсуждение по теме: "Основные потребности развития ребенка (безопасность, здоровье, образование, умственное развитие, привязанность, эмоциональное развитие, идентичность, стабильные отношения в приемной семье, социальная адаптация)".

Социальные нормы и правила поведения приемных детей и замещающих родителей. Социальные роли в замещающей семье. Общение приемного ребенка со сверстниками и взрослыми.

Особенности формирования навыков самообслуживания, санитарно-гигиенических и бытовых навыков.

Анализ родительских компетенций по воспитанию ребенка, поиск путей формирования и возможности компенсации недостающих компетенций.

Эссе на тему "Что для меня материнство (отцовство)".

Раздел 3. ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА


Теоретические вопросы:

Общая характеристика основных возрастных периодов развития ребенка на основе периодизации психического развития Л.С.Выготского и Д.Б.Эльконина (младенчество, ранний возраст, дошкольный возраст, младший школьный возраст, подростковый возраст, юношество).

Особенности развития детей дошкольного и школьного возраста. Комплексная диагностика и оценка резервов потенциальных возможностей детей. Системный анализ личностных особенностей ребенка, определение динамики его индивидуального развития.

Особенности развития познавательной сферы дошкольников и младших школьников (восприятие, внимание, память, мышление, речь).

Формирование готовности к обучению в школе. Отношение к учебной деятельности, особенности мотивации.

Речь как важнейшая социальная функция. Особенности развития речи детей на разных возрастных этапах. Основные правила речевого поведения родителей.

Практические вопросы:

Групповое обсуждение "Портрет приемного ребенка".

Дискуссия по теме "Ведущая деятельность и развитие ребенка".

Работа в группах "Сравнительная характеристика основных периодов развития ребенка".

Самостоятельная работа:

Систематизация Интернет-ресурсов по теме.

Подбор упражнений для развития познавательных процессов детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Раздел 4. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ И ПОВЕДЕНИЯ РЕБЕНКА, ОСТАВШЕГОСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, ПОДВЕРГАВШЕГОСЯ ЖЕСТОКОМУ ОБРАЩЕНИЮ. ДИСПРОПОРЦИИ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА


Теоретические вопросы:

Проявления и последствия эмоциональной депривации у ребенка, оставшегося без попечения родителей, подвергавшегося жестокому обращению.

Виды жестокого обращения (пренебрежение нуждами ребенка, физическое, психологическое и сексуальное насилие) и их последствия для физического, эмоционального, интеллектуального, социального и сексуального развития ребенка. Семья как основной источник психологического благополучия ребенка. Оценка Гражданином своей возможности воспитывать ребенка, пережившего жестокое обращение. Методы воспитания ребенка. Эффективность и приемлемость наказаний ребенка.

Современные подходы к организации системы коррекционно-развивающего обучения. Значение своевременной коррекционной работы.

Система коррекционно-развивающего обучения, направленная на компенсацию недостатков детского развития.

Практические вопросы:

Общая характеристика детей, имеющих различные отклонения в психическом или физическом развитии.

Групповая дискуссия по теме "Семья как социальный институт, организующий реабилитацию ребенка с ограниченными возможностями здоровья".

Обсуждение "Особенности обучения и воспитания детей с особенностями психофизического развития".

Групповая работа по разработке памятки для замещающего родителя, воспитывающего ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Решение ситуационных задач.

Самостоятельная работа:

Изучение информационно-методических ресурсов по вопросам отбора детей с ограниченными возможностями здоровья в специальное (коррекционное) учреждение.

Заполнение таблицы "Виды специальных (коррекционных) образовательных учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья".

Составление карты помощи ребенку, принятому на воспитание в семью, с учетом инфраструктуры местожительства семьи.

Раздел 5. ОСОБЕННОСТИ ПЕРЕЖИВАНИЯ ГОРЯ И ПОТЕРИ. ПОСЛЕДСТВИЯ НАРУШЕНИЯ ПРИВЯЗАННОСТИ РЕБЕНКА


Теоретические вопросы:

Потребность в привязанности, идентичность как основа благополучного развития ребенка. Роль родителей и кровных родственников в жизни ребенка.

Психологические особенности и этапы процесса переживания ребенком горя, связанного с потерей семьи (шок, потрясение и недоверие, отрицание, стадия гнева и смешения чувств, депрессия, принятие).

Практические вопросы:

Групповая работа по теме "Типы "нарушенной привязанности" по классификации Мэри Эйнсворт: (понятия "негативной (невротической) привязанности", "амбивалентной привязанности", "избегающей привязанности", "дезорганизованной привязанности")".

Групповая дискуссия по теме "Понятие "горя и потери" в жизни ребенка, оставшегося без попечения родителей".

Самостоятельная работа:

Анализ интернет-ресурсов по теме.

Раздел 6. АДАПТАЦИЯ РЕБЕНКА И ЗАМЕЩАЮЩЕЙ СЕМЬИ


Теоретические вопросы:

Общая характеристика личностных проблем и кризисов, которые испытывают замещающие родители в связи с появлением в семье приемного ребенка.

Особенности ожиданий семей. Страхи, тревоги и разочарования взрослых в разные периоды адаптации. Подготовка родственников к появлению приемного ребенка.

Этапы адаптационного периода. Особенности адаптационного процесса для ребенка в первый год его проживания в приемной семье. Чувства и переживания ребенка, приходящего в семью. Способы преодоления трудностей адаптации.

Задачи приемной семьи в процессе адаптации семьи и ребенка (перераспределение ролей, учет индивидуальных особенностей ребенка, знакомство ребенка с правилами и традициями приемной семьи, организация быта, учебы, отдыха, охраны здоровья, контакта с родными и сверстниками).

Стрессогенные факторы в адаптационный период и семейные способы реагирования на стрессовые ситуации.

Практические вопросы:

Групповое обсуждение по теме "Семейная система после появления ребенка в семье". Мозговой штурм "Распределение ролей в замещающей семье".

Самодиагностика "Ресурсы семьи".

Дискуссия "Семейный уклад: образ жизни семьи, семейные традиции".

Групповая работа по определению стратегии детско-родительского взаимодействия в период адаптации.

Анализ режима учебной нагрузки.

Самостоятельная работа:

Ответить на вопросы:

Какие подарки могут сделать родители при первой встрече с ребенком? Какие подарки могут нарушать эмоциональное самочувствие ребенка? С чем это может быть связано?

Раздел 7. РАССТРОЙСТВА ПОВЕДЕНИЯ ПРИЕМНОГО РЕБЕНКА, НАВЫКИ УПРАВЛЕНИЯ ПОВЕДЕНИЕМ РЕБЕНКА


Теоретические вопросы:

Типичные ошибки воспитания в замещающей семье. Проблемы различия в восприятии поступков родного и приемного ребенка. Различия в управлении поведением ребенка, выросшего в семье, и ребенка, переданного в замещающую семью на воспитание. Проблема различий интерпретирования указаний родителя приемными и родными детьми.

Разрешение конфликтов и преодоление расстройств поведения детей. Формирование моральных норм у ребенка.

Формы расстройств поведения приемного ребенка: воровство, ложь, агрессия, попрошайничество, бродяжничество, избегание близких отношений, аддиктивное поведение детей. Их причины и способы коррекционно-развивающей работы.

Формирование моральных норм у ребенка. Причины задержки усвоения ребенком этических ценностей и общественных норм. Понимание приемными родителями, как их собственный опыт влияет на их отношение к детям с дезадаптивными формами поведения, осознание своих слабых сторон, понимание, каким образом в решении проблем поведения могут помочь специалисты.

Пути формирования компетенций в области конструктивного взаимодействия с ребенком. Планирование семейного бюджета и экономическое воспитание детей. Виды семейного бюджета, структура. Основы планирования семейного бюджета, принципы экономии. Возрастные изменения интереса детей к деньгам. Привлечение детей к планированию семейного бюджета.

Практические вопросы:

Практикум "Техники эмоциональной саморегуляции".

Дискуссия "Методы воспитания ребенка".

Мозговой штурм "Эффективность и приемлемость поощрения и наказания ребенка". Групповая работа по отбору методов воспитания и критериев оценки воспитанности ребенка.

Структура "Я-высказывания".

Решение ситуационных задач.

Самостоятельная работа:

Ответить на вопросы:

Каковы причины задержки усвоения ребенком этических ценностей и общественных норм. Каким образом у ребенка формируется способность к этической оценке своего поведения и какими могут быть сдерживающие факторы.

Разработка памятки "Способы выражения ребенку похвалы".

Раздел 8. УСЛОВИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ РЕБЕНКА. ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ РИСКОВ ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ И ПРИЧИНЕНИЯ ВРЕДА ЗДОРОВЬЮ РЕБЕНКА


Теоретические вопросы:

Обеспечение безопасной среды для ребенка. Создание безопасных условий для воспитания ребенка в доме и вне семейной среды в зависимости от его возрастных особенностей и опыта жизни (воспитание в учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, безнадзорность в семье родителей, бродяжничество). Предотвращение рисков жестокого обращения с ребенком в замещающей семье. Охрана здоровья ребенка и здоровый образ жизни.

Медицинские аспекты ухода за ребенком в зависимости от возраста, состояния здоровья и развития ребенка.

Гигиенические требования к уходу за ребенком и требования к организации питания. Естественный и приобретенный иммунитет. Индивидуальный график профилактических прививок. Противопоказания для вакцинации.

Уход за больным ребенком. Виды закаливания. Основные эффекты закаливающих процедур, принципы. Основные факторы закаливания. Условия проведения закаливания.

Особенности питания детей и подростков. Рациональное питание детей и подростков в разные сезоны. Организация режима питания детей. Регуляция водно-солевого обмена.

Практические вопросы:

Групповая работа по планированию деятельности ребенка с учетом уровня его психофизического развития.

Практикум "Режим дня ребенка с учетом его возрастных особенностей".

Мозговой штурм "Организация безопасного пространства ребенка".

Работа в группах по разработке рациона питания с учетом возрастных особенностей ребенка и состояния его здоровья (на неделю).

Раздел 9. ОСОБЕННОСТИ ПОЛОВОГО ВОСПИТАНИЯ ПРИЕМНОГО РЕБЕНКА


Теоретические вопросы:

Полоролевая ориентация и осознание половой принадлежности. Основы полового воспитания мальчиков и девочек в замещающей семье. Возрастные закономерности и особенности психосексуального развития ребенка.

Методы и приемы полового воспитания в семье. Роль сверстников, родителей, педагогов, средств массовой информации в формировании полового самосознания ребенка. Мотивация и нравственная сторона сексуальной активности в подростковом и юношеском возрасте.

Практические вопросы:

Практикум "Организация коммуникативного взаимодействия с ребенком подросткового возраста".

Дискуссия "Как организовать половое воспитание детей в семье".

Решение педагогических ситуаций.

Групповое обсуждение по теме "Способы защиты ребенка от сексуального насилия".

Самостоятельная работа:

Разработка памятки замещающему родителю "Воспитываем мальчика. Воспитываем девочку".

Раздел 10. РОЛЬ СЕМЬИ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ПОТРЕБНОСТЕЙ РАЗВИТИЯ И РЕАБИЛИТАЦИИ ПРИЕМНОГО РЕБЕНКА


Теоретические вопросы:

Особенности общения и взаимодействия в семье: семейные границы, эмоциональная близость, семейная иерархия и семейные роли, семейные правила.

Родительское отношение к ребенку и его влияние на формирование личности и характера ребенка. Паттерны семейного взаимодействия. Роль семьи в воспитании ребенка. Стили семейного воспитания.

Типы семейных взаимоотношений. Стабильность семейных отношений замещающих родителей и возможность их развития.

Личная и семейная ситуация замещающих родителей в настоящее время и ее потенциальное влияние на помещение ребенка в их семью.

Особенности общения и взаимодействия в семье: семейные границы, эмоциональная близость, семейная иерархия и семейные роли, семейные правила.

Родительское отношение к ребенку и его влияние на формирование личности и характер ребенка.

Практические вопросы:

Групповое обсуждение по теме "Семейная история и взаимодействие членов замещающей семьи в процессе воспитания ребенка".

Мозговой штурм "Способы детско-родительского взаимодействия (игры, театрализации, праздники, совместное чтение, прогулки)".

Групповой коллаж "Книга жизни ребенка".

Самостоятельная работа:

Построение семейной генограммы.

Раздел 11. ОСНОВЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ УСТРОЙСТВЕ ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, НА ВОСПИТАНИЕ В СЕМЬИ ГРАЖДАН

(в редакции Приказа Главного управления образования и молодежной политики Алтайского края от 10.12.2012 N 4957)


Теоретические вопросы:

Правовое положение детей, оставшихся без попечения родителей, и основания их устройства на воспитание в семью.

Формы семейного устройства: усыновление, опека (попечительство); формы опеки (возмездная и безвозмездная); различия между формами семейного устройства детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей.

Требования, предъявляемые законодательством Российской Федерации к кандидатам в приемные родители; порядок представления кандидатами в приемные родители документов для получения заключения о возможности гражданина быть усыновителем, опекуном (попечителем) или приемным родителем.

Порядок представления кандидатам в приемные родители сведений о детях, оставшихся без попечения родителей, органами опеки и попечительства, региональными и федеральным операторами государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей.

Правила посещения организаций для детей, оставшихся без попечения родителей, обязанности администрации такой организации, возможность проведения независимого медицинского обследования ребенка.

Правовые аспекты тайны усыновления; возможность и последствия изменения ребенку фамилии, имени, отчества, даты и места рождения.

Меры социальной поддержки замещающих семей и детей, воспитывающихся в них, установленные федеральным законодательством и законодательством Алтайского края. Выплаты, осуществляемые на содержание ребенка, переданного на воспитание в семью, в зависимости от формы семейного устройства.

Правовые последствия усыновления, установления опеки (попечительства) - личные неимущественные и имущественные права, обязанности и ответственность усыновителей, опекунов (попечителей), а также членов их семей.

Практические вопросы:

Дискуссия "Права и обязанности несовершеннолетних".

Мозговой штурм "Обязанности и права замещающих родителей".

Групповое обсуждение "Последствия отмены усыновления, опеки и попечительства".

Работа в группах по разработке конституции семьи.

Дискуссия на тему "Защита личных неимущественных и имущественных прав ребенка".

Самостоятельная работа:

Заполнение таблицы "Особенности разных форм замещающего семейного устройства".

Разработка памятки "Как рассказать ребенку, что он приемный?"

Ответить на вопросы:

Какими законодательными документами нужно руководствоваться при принятии ребенка в семью? Какие права ребенка закреплены в Конституции РФ, Конвенции ООН о правах ребенка, Семейном кодексе РФ? Какой правовой статус имеют замещающие родители? Каковы формы семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей? В чем их отличия? Какие пособия и выплаты имеют замещающие родители в различных формах семейного устройства детей?

Раздел 12. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЗАМЕЩАЮЩЕЙ СЕМЬИ С ОРГАНАМИ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА И ИНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ, ПРЕДОСТАВЛЯЮЩИМИ УСЛУГИ ДЕТЯМ И СЕМЬЯМ


Теоретические вопросы:

Взаимодействие замещающей семьи с органами опеки и попечительства и сопровождающими организациями.

Организации, оказывающие медико-социальную и психолого-педагогическую помощь детям и замещающим семьям.

Презентация деятельности органов опеки и попечительства и центров психолого-медико-социального сопровождения Алтайского края.

Взаимодействие замещающих семей с социальным окружением и родительским сообществом (на примере деятельности краевого общественного совета по замещающему семейному устройству в Алтайском крае).

Практические вопросы:

Дискуссия по теме "Ожидания замещающих родителей от сопровождающих организаций".

Групповое обсуждение "Виды медико-социальной и психолого-педагогической помощи детям и замещающим семьям".

Самостоятельная работа:

Составление памятки "Инфраструктура социальных услуг для замещающих семей по месту жительства"

Раздел 13. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ОСВОЕНИЯ КУРСА ПОДГОТОВКИ


Практические вопросы:

Психологическая диагностика.

Обсуждение результатов подготовки.

Групповое обсуждение "Ожидания от подготовки и результаты". Самооценка ресурсных возможностей замещающих родителей и выявление их готовности к приему ребенка на воспитание.

IV. Итоговая аттестация по программе. Выдача свидетельства о прохождении подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей


По завершении программы всего курса подготовки организуется итоговая аттестация, которая проводится в форме собеседования посредством тестирования (Приложение 1*). При успешном прохождении итоговой аттестации Гражданину выдается свидетельство о прохождении подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, по форме, утвержденной Министерством образования и науки Российской Федерации. В случае его утери либо непригодности для дальнейшего использования вследствие износа или повреждения, гражданину на основе личного заявления выдается дубликат свидетельства, который регистрируется в журнале учета выданных свидетельств о прохождении подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, на территории Российской Федерации.
________________
* Приложение 1 не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.

V. Требования, к составу и квалификации специалистов, реализующих программу


К проведению подготовки Граждан привлекаются: социальные педагоги (социальные работники), юрисконсульты, педагоги-психологи, медицинские работники (врач-педиатр, детский психиатр, психотерапевт), учитель-логопед, учитель-дефектолог. При отборе специалистов приоритет отдается имеющим базовое профильное высшее образование, а также практический опыт работы с замещающими семьями и детьми и владеющим навыками обучения взрослых.

К участию в подготовке могут быть привлечены замещающие родители, имеющие значительный положительный опыт воспитания детей, оставшихся без попечения родителей.




Приложение N 2. ЗАЯВЛЕНИЕ гражданина о прохождении подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей

Приложение N 2
к Приказу
Главного управления
образования и молодежной
политики Алтайского края
от 29 августа 2012 года N 3318


Руководителю органа опеки и попечительства/
директору уполномоченной организации
___________________________________________
(наименование организации)
___________________________________________
(Ф.И.О. руководителя органа опеки и
попечительства/ директора
уполномоченной организации)
от ________________________________________
(Ф.И.О. гражданина)


ЗАЯВЛЕНИЕ гражданина о прохождении подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей


Я, _______________________________________________________________________,

(Ф.И.О. гражданина)

гражданство ______________________, документ, удостоверяющий личность

___________________________________________________________________________

(когда и кем выдан)

__________________________________________________________________________,

проживающий по адресу ____________________________________________________,

прошу организовать мне подготовку граждан, выразивших желание стать

опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей,

оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных

установленных семейным законодательством Российской Федерации формах, в

_______________________ форме.

(очной, очно-заочной)

Даю согласие на проведение психологического тестирования, на обработку

и использование моих персональных данных, содержащихся в настоящем

заявлении и в представленных мною документах.

С содержанием программы подготовки ознакомлен(а) и согласен(на).

Контактный телефон: ________________________________.

Электронная почта: _________________________________.

Подпись _____________________

"___"___________ 20___ г.




Приложение N 3. ЖУРНАЛ регистрации письменных заявлений граждан о желании пройти подготовку лиц к принятию на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей

Приложение N 3
к Приказу
Главного управления
образования и молодежной
политики Алтайского края
от 29 августа 2012 года N 3318


___________________________________________________________________________

(наименование органа опеки и попечительства/уполномоченной организации)

Начат "___"_____________ 20__ г.

Окончен "___"_____________ 20__ г.

N п/п

Ф.И.О. гражданина

Паспортные данные

Дата составления заявления

Дата принятия заявления

Форма подготовки, указанная в заявлении

Серия

Номер

Кем и когда выдан

1

2

3

4

5

6

7

8

Приложение N 4. ДОГОВОР о прохождении подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей






Приложение N 4
к Приказу
Главного управления
образования и молодежной
политики Алтайского края
от 29 августа 2012 года N 3318


Исключен. - Приказ Главного управления образования и молодежной политики Алтайского края от 10.12.2012 N 4957.





Приложение N 5. ЖУРНАЛ учета выданных свидетельств о прохождении подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, на территории Российской Федерации


Приложение N 5
к Приказу
Главного управления
образования и молодежной
политики Алтайского края
от 29 августа 2012 года N 3318


___________________________________________________________________________

(наименование органа опеки и попечительства/уполномоченной организации)

Начат "___"_________ 20__ г.

Окончен "___"_________ 20__ г.

N п/п

Ф.И.О. гражданина

Реквизиты свидетельства

Период прохождения подготовки

Форма прохождения подготовки

Дата получения свидетельства гражданином

Подпись гражданина о получении свидетельства

Дата

Номер

Начало

Окончание

1

2

3

4

6

7

8

9

10

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ ГРАЖДАН, ВЫРАЗИВШИХ ЖЕЛАНИЕ СТАТЬ ОПЕКУНАМИ (с изменениями на: 27.02.2017)

Название документа: ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ ГРАЖДАН, ВЫРАЗИВШИХ ЖЕЛАНИЕ СТАТЬ ОПЕКУНАМИ (с изменениями на: 27.02.2017)

Номер документа: 3318

Вид документа: Приказ Главного управления образования и молодежной политики Алтайского края

Принявший орган: Главное управление образования и молодежной политики Алтайского края

Статус: Действующий

Опубликован: "Сборник законодательства Алтайского края", N 197, ч. 2, сентябрь, 2012, с. 65 (подписано в печать 18.10.2012)
Дата принятия: 29 августа 2012

Дата редакции: 27 февраля 2017