(с изменениями на 7 ноября 2024 года)
(в ред. Приказов Главного управления образования и молодежной политики Алтайского края от 10.12.2012 N 4957, от 29.10.2014 N 5737, от 31.03.2016 N 544, Приказа Главного управления образования и науки Алтайского края от 16.09.2016 N 1515, Приказов Минобрнауки Алтайского края от 27.02.2017 N 336, от 11.06.2019 N 15-П, от 26.05.2020 N 22-П, от 28.03.2023 N 18-П, от 07.11.2024 N 58-П)
В соответствии с Федеральным законом от 30.11.2011 N 351-ФЗ "О внесении изменений в статьи 127 и 146 Семейного кодекса Российской Федерации и статью 271 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации", постановлением Администрации Алтайского края от 24.08.2012 N 442 "Об утверждении Порядка подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах" приказываю:
(в ред. Приказа Минобрнауки Алтайского края от 11.06.2019 N 15-П)
1. Утвердить:
1.1. Программу подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах (приложение 1);
1.2. Формы:
заявления гражданина о прохождении подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей (приложение 2);
журнала регистрации письменных заявлений граждан о желании пройти подготовку лиц к принятию на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей (приложение 3);
абзац исключен. - Приказ Главного управления образования и молодежной политики Алтайского края от 10.12.2012 N 4957;
журнала учета выданных свидетельств (дубликатов) о прохождении подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, на территории Российской Федерации (приложение 5).
(в ред. Приказа Минобрнауки Алтайского края от 28.03.2023 N 18-П)
2. Рекомендовать органам местного самоуправления, наделенным государственными полномочиями по организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних:
2.1. обеспечить информирование граждан об организациях, осуществляющих подготовку лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, месте их расположения, контактных данных и режиме работы, а также легкую доступность указанной информации для заинтересованных лиц;
2.2. проводить информационные кампании по привлечению потенциальных кандидатов в приемные родители;
2.3. обеспечить контроль за деятельностью организаций, осуществляющих подготовку лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, в порядке, установленном органом опеки и попечительства.
3 - 3.2. Утратили силу. - Приказ Минобрнауки Алтайского края от 28.03.2023 N 18-П.
4. Считать утратившим силу приказ управления Алтайского края по образованию и делам молодежи от 26.11.2009 N 4084 "Об утверждении Положения об организации подготовки кандидатов в замещающие родители в Алтайском крае".
5. Утратил силу. - Приказ Минобрнауки Алтайского края от 28.03.2023 N 18-П.
Заместитель Губернатора
Алтайского края, начальник
Главного управления
Ю.Н.ДЕНИСОВ
ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ ГРАЖДАН, ВЫРАЗИВШИХ ЖЕЛАНИЕ СТАТЬ ОПЕКУНАМИ ИЛИ ПОПЕЧИТЕЛЯМИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ГРАЖДАН ЛИБО ПРИНЯТЬ ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, В СЕМЬЮ НА ВОСПИТАНИЕ В ИНЫХ УСТАНОВЛЕННЫХ СЕМЕЙНЫМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФОРМАХ
(в ред. Приказов Главного управления образования и молодежной политики Алтайского края от 10.12.2012 N 4957, от 29.10.2014 N 5737, от 31.03.2016 N 544, Приказов Минобрнауки Алтайского края от 27.02.2017 N 336, от 11.06.2019 N 15-П, от 26.05.2020 N 22-П, от 28.03.2023 N 18-П, от 07.11.2024 N 58-П)
Одним из приоритетов государственной политики на современном этапе является решение проблем семейного жизнеустройства детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. Семейное устройство детей, оставшихся без попечения родителей, формирует новое семейное пространство - институт замещающей семьи.
Развитие замещающей семьи происходит по тем же законам, что и развитие любой другой семьи. При этом основная функция замещающих родителей - воспитание ребенка, принятого извне, имеющего свое прошлое, свой опыт.
В связи с этим необходимо создать для граждан, выразивших желание принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, условия для успешного принятия ребенка на основе повышения их медико-психологической, социально-педагогической и правовой грамотности.
Данная программа разработана с учетом требований к содержанию программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, (далее - "Граждане"), утвержденных приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.08.2012 N 623.
В Алтайском крае подготовка Граждан осуществляется в соответствии с Конвенцией о правах ребенка, Гражданским кодексом Российской Федерации, Семейным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 24.04.2008 N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве", постановлением Правительства Российской Федерации от 18.05.2009 N 423 "Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан", приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 03.07.2024 N 461 "Об утверждении Порядка формирования, ведения и использования государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей", приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 13.03.2015 N 235 "Об утверждении порядка организации и осуществления деятельности по подготовке лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей", законом Алтайского края от 25.12.2007 N 149-ЗС "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями в сфере организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству над детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей", постановлением Администрации Алтайского края от 24.08.2012 N 442 "Об утверждении Порядка подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах".
(в ред. Приказов Минобрнауки Алтайского края от 27.02.2017 N 336, от 11.06.2019 N 15-П, от 28.03.2023 N 18-П, от 07.11.2024 N 58-П)
Цель программы - обеспечить психолого-педагогическую и социально-правовую подготовку Граждан, направленную на формирование у них родительских компетенций.
Задачи:
- выявление и формирование у Граждан воспитательных компетенций, а также родительских навыков для содержания и воспитания ребенка, в том числе для охраны его прав и здоровья, создания безопасной среды, успешной социализации, развития и образования;
- оказание помощи Гражданам в определении своей готовности к приему на воспитание ребенка, оставшегося без попечения родителей, в осознании собственных возможностей, а также реальных проблем, с которыми предстоит встретиться в процессе воспитания приемного ребенка;
- ознакомление Граждан с основами законодательства в сфере защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей, в семью, правами и обязанностями замещающих родителей, существующими формами профессиональной помощи, поддержки и сопровождения замещающих семей.
Общая трудоемкость программы подготовки для очной формы составляет 56 академических часов, из них 40 академических часов практической работы, включая итоговую аттестацию (организованные занятия с элементами тренинга), и 16 часов самостоятельной работы.
(в ред. Приказа Минобрнауки Алтайского края от 28.03.2023 N 18-П)
Общая трудоемкость программы подготовки для очно-заочной формы составляет не менее 30 академических часов, из них 70% академических часов практических занятий, включая итоговую аттестацию. При проведении очно-заочной формы используются дистанционные методы подготовки.
(в ред. Приказа Минобрнауки Алтайского края от 26.05.2020 N 22-П)
Продолжительность занятий в течение одного дня не более 8 часов.
При подготовке Граждан используются такие методы, как интерактивная беседа, структурированное интервьюирование, социально-психологический тренинг, ролевые и деловые игры, решение проблемных и ситуационных задач, рефлексивная самодиагностика, методы выработки коллективных решений и др.
Занятия проводятся в группе, численность которой при проведении практических занятий (тренингов) не должна превышать 15 человек. Подготовка в очно-заочной форме осуществляется по индивидуальному графику, установленному органом опеки и попечительства или уполномоченной организацией и согласованному с Гражданином.
(в ред. Приказа Главного управления образования и молодежной политики Алтайского края от 31.03.2016 N 544)
Для иностранных граждан, не владеющих русским языком, предоставляется возможность пройти подготовку с переводчиком. Программа подготовки включает 13 разделов, раскрывающих вопросы социально-правовых основ семейного жизнеустройства детей, оставшихся без попечения родителей; психолого-педагогического сопровождения приемных детей; медико-дефектологического воспитания и развития детей, воспитывающихся в приемной семье.
В результате освоения программы Граждане будут:
"Знать": отличительные особенности форм семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; закономерности развития ребенка в разные возрастные периоды; права и обязанности приемных родителей в отношении ребенка.
"Уметь": ориентироваться в выборе методов и приемов помощи и поддержки ребенку, оставшемуся без попечения родителей; оценивать возможные риски для жизни, здоровья и психического благополучия ребенка, создавать безопасную среду; понимать связи между потребностями ребенка и возможностями своей семьи.
"Владеть": способами конструктивного взаимодействия с ребенком, учитывая его психологические особенности; способностью осуществлять анализ собственных родительских установок и организовывать эффективное сотрудничество семьи и специалистов служб сопровождения при воспитании ребенка.
В ходе реализации программы у Граждан формируются следующие компетенции:
способность осуществлять анализ собственных родительских установок и выбирать оптимальные методы воспитания ребенка, оставшегося без попечения родителей;