• Текст документа
  • Статус
0 %
Начинаю
Завершаю
Оглавление
Поиск в тексте
Действующий


ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ АЛТАЙСКОГО КРАЯ

ПРИКАЗ

от 29 августа 2012 года N 3318


Об утверждении программы подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами

(с изменениями на 11 июня 2019 года)

(в ред. Приказов Главного управления образования и молодежной политики Алтайского края от 10.12.2012 N 4957, от 29.10.2014 N 5737, от 31.03.2016 N 544, Приказа Главного управления образования и науки Алтайского края от 16.09.2016 N 1515, Приказов Минобрнауки Алтайского края от 27.02.2017 N 336, от 11.06.2019 N 15-П)




В соответствии с Федеральным законом от 30.11.2011 N 351-ФЗ "О внесении изменений в статьи 127 и 146 Семейного кодекса Российской Федерации и статью 271 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации", постановлением Администрации Алтайского края от 24.08.2012 N 442 "Об утверждении Порядка подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах" приказываю:


(в ред. Приказа Минобрнауки Алтайского края от 11.06.2019 N 15-П)


1. Утвердить:


1.1. Программу подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах (приложение 1);


1.2. Формы:


заявления гражданина о прохождении подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей (приложение 2);


журнала регистрации письменных заявлений граждан о желании пройти подготовку лиц к принятию на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей (приложение 3);


абзац исключен. - Приказ Главного управления образования и молодежной политики Алтайского края от 10.12.2012 N 4957;


журнала учета выданных свидетельств о прохождении подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, на территории Российской Федерации (приложение 5).


2. Рекомендовать органам местного самоуправления, наделенным государственными полномочиями по организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних:


2.1. обеспечить информирование граждан об организациях, осуществляющих подготовку лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, месте их расположения, контактных данных и режиме работы, а также легкую доступность указанной информации для заинтересованных лиц;


2.2. проводить информационные кампании по привлечению потенциальных кандидатов в приемные родители;


2.3. обеспечить контроль за деятельностью организаций, осуществляющих подготовку лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, в порядке, установленном органом опеки и попечительства.


3. Отделу специального образования, опеки и попечительства Министерства образования и науки Алтайского края (Багина Л.В.):


(в ред. Приказа Главного управления образования и науки Алтайского края от 16.09.2016 N 1515, Приказа Минобрнауки Алтайского края от 27.02.2017 N 336)


3.1. обеспечить ведение реестра организаций, осуществляющих полномочия органов опеки и попечительства по подготовке лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей;


3.2. организовать систему информирования граждан об организациях, осуществляющих подготовку лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, месте их расположения, контактных данных и режиме работы.


4. Считать утратившим силу приказ управления Алтайского края по образованию и делам молодежи от 26.11.2009 N 4084 "Об утверждении Положения об организации подготовки кандидатов в замещающие родители в Алтайском крае".


5. Контроль за исполнением данного приказа возложить на заместителя министра образования и науки Алтайского края Дюбенкову М.В.


(в ред. Приказа Минобрнауки Алтайского края от 27.02.2017 N 336)



Заместитель Губернатора
Алтайского края, начальник
Главного управления
Ю.Н.ДЕНИСОВ

Приложение N 1. Программа подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством ..



Приложение N 1
к Приказу
Главного управления
образования и молодежной
политики Алтайского края
от 29 августа 2012 г. N 3318



ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ ГРАЖДАН, ВЫРАЗИВШИХ ЖЕЛАНИЕ СТАТЬ ОПЕКУНАМИ ИЛИ ПОПЕЧИТЕЛЯМИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ГРАЖДАН ЛИБО ПРИНЯТЬ ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, В СЕМЬЮ НА ВОСПИТАНИЕ В ИНЫХ УСТАНОВЛЕННЫХ СЕМЕЙНЫМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФОРМАХ

(в ред. Приказов Главного управления образования и молодежной политики Алтайского края от 10.12.2012 N 4957, от 29.10.2014 N 5737, от 31.03.2016 N 544, Приказов Минобрнауки Алтайского края от 27.02.2017 N 336, от 11.06.2019 N 15-П)

I. Пояснительная записка


Одним из приоритетов государственной политики на современном этапе является решение проблем семейного жизнеустройства детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. Семейное устройство детей, оставшихся без попечения родителей, формирует новое семейное пространство - институт замещающей семьи.


Развитие замещающей семьи происходит по тем же законам, что и развитие любой другой семьи. При этом основная функция замещающих родителей - воспитание ребенка, принятого извне, имеющего свое прошлое, свой опыт.


В связи с этим необходимо создать для граждан, выразивших желание принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, условия для успешного принятия ребенка на основе повышения их медико-психологической, социально-педагогической и правовой грамотности.


Данная программа разработана с учетом требований к содержанию программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, (далее - "Граждане"), утвержденных приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.08.2012 N 623.


В Алтайском крае подготовка Граждан осуществляется в соответствии с Конвенцией о правах ребенка, Гражданским кодексом Российской Федерации, Семейным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 24.04.2008 N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве", постановлением Правительства Российской Федерации от 18.05.2009 N 423 "Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан", приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.02.2015 N 101 "Об утверждении Порядка формирования, ведения и использования государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей", приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 13.03.2015 N 235 "Об утверждении порядка организации и осуществления деятельности по подготовке лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей", законом Алтайского края от 25.12.2007 N 149-ЗС "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями в сфере организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству над детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей", постановлением Администрации Алтайского края от 24.08.2012 N 442 "Об утверждении Порядка подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах".


(в ред. Приказов Минобрнауки Алтайского края от 27.02.2017 N 336, от 11.06.2019 N 15-П)


Цель программы - обеспечить психолого-педагогическую и социально-правовую подготовку Граждан, направленную на формирование у них родительских компетенций.


Задачи:


- выявление и формирование у Граждан воспитательных компетенций, а также родительских навыков для содержания и воспитания ребенка, в том числе для охраны его прав и здоровья, создания безопасной среды, успешной социализации, развития и образования;


- оказание помощи Гражданам в определении своей готовности к приему на воспитание ребенка, оставшегося без попечения родителей, в осознании собственных возможностей, а также реальных проблем, с которыми предстоит встретиться в процессе воспитания приемного ребенка;


- ознакомление Граждан с основами законодательства в сфере защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей, в семью, правами и обязанностями замещающих родителей, существующими формами профессиональной помощи, поддержки и сопровождения замещающих семей.


Общая трудоемкость программы подготовки для очной и очно-заочной форм составляет 56 академических часов, из них 40 академических часов практической работы (организованные занятия с элементами тренинга) и 16 часов самостоятельной работы, в т.ч. индивидуальных консультаций. При проведении очно-заочной формы используются дистанционные методы подготовки.


Продолжительность занятий в течение одного дня не более 8 часов.


При подготовке Граждан используются такие методы, как интерактивная беседа, структурированное интервьюирование, социально-психологический тренинг, ролевые и деловые игры, решение проблемных и ситуационных задач, рефлексивная самодиагностика, методы выработки коллективных решений и др.


Занятия проводятся в группе, численность которой при проведении практических занятий (тренингов) не должна превышать 15 человек. Подготовка в очно-заочной форме осуществляется по индивидуальному графику, установленному органом опеки и попечительства или уполномоченной организацией и согласованному с Гражданином.


(в ред. Приказа Главного управления образования и молодежной политики Алтайского края от 31.03.2016 N 544)


Для иностранных граждан, не владеющих русским языком, предоставляется возможность пройти подготовку с переводчиком. Программа подготовки включает 13 разделов, раскрывающих вопросы социально-правовых основ семейного жизнеустройства детей, оставшихся без попечения родителей; психолого-педагогического сопровождения приемных детей; медико-дефектологического воспитания и развития детей, воспитывающихся в приемной семье.

Требования к уровню подготовки


В результате освоения программы Граждане будут:


"Знать": отличительные особенности форм семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; закономерности развития ребенка в разные возрастные периоды; права и обязанности приемных родителей в отношении ребенка.


"Уметь": ориентироваться в выборе методов и приемов помощи и поддержки ребенку, оставшемуся без попечения родителей; оценивать возможные риски для жизни, здоровья и психического благополучия ребенка, создавать безопасную среду; понимать связи между потребностями ребенка и возможностями своей семьи.


"Владеть": способами конструктивного взаимодействия с ребенком, учитывая его психологические особенности; способностью осуществлять анализ собственных родительских установок и организовывать эффективное сотрудничество семьи и специалистов служб сопровождения при воспитании ребенка.


В ходе реализации программы у Граждан формируются следующие компетенции:


способность осуществлять анализ собственных родительских установок и выбирать оптимальные методы воспитания ребенка, оставшегося без попечения родителей;


умение понимать особенности личности и поведения ребенка, оставшегося без попечения родителей, на разных этапах возрастного развития;


способность самостоятельно разрешать сложные жизненные ситуации детско-родительского взаимодействия в замещающей семье.


Эффективность освоения программы обеспечивается за счет проведения:


текущего контроля - контрольные задания и результаты выполнения рефлексивных заданий, продукты самостоятельной деятельности;


итоговой аттестации - итоговый тест.

II. Учебно-тематический план

N

Наименование разделов

Всего часов

В том числе

Формы контроля

Лекции

Практические занятия, круглые столы, игры, тренинги

Самостоятельная работа и индивидуальное консультирование

1.

Введение в курс подготовки кандидатов в замещающие родители.

4

1

3

Структурированное интервью. Анкетирование

2.

Представление о потребностях развития приемного ребенка и необходимых компетенциях приемных родителей. Понятие о мотивации приемных родителей.

4

4

Эссе

3.

Этапы развития ребенка.

4

1

3

Решение ситуационных задач

4.

Особенности развития и поведения ребенка, оставшегося без попечения родителей; подвергавшегося жестокому обращению. Диспропорции развития ребенка.

4

1

2

1

5.

Особенности переживания горя и потери. Последствия нарушения привязанности ребенка.

4

1

2

1

Контрольная работа

6.

Адаптация приемного ребенка и приемной семьи.

4

1

1

2

Контрольная работа

7.

Расстройства поведения приемного ребенка, навыки управления поведением ребенка.

4

1

2

1

Решение ситуационных задач

8.

Условия обеспечения безопасности ребенка. Предотвращение рисков жестокого обращения и причинения вреда здоровью ребенка.

4

1

1

2

Решение ситуационных задач

9.

Особенности полового воспитания приемного ребенка.

4

1

1

2

Решение ситуационных задач

10.

Роль семьи в обеспечении потребностей развития и реабилитации приемного ребенка.

4

1

2

1

Творческая работа

11.

Основы законодательства Российской Федерации об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан.

8

2

2

4

Контрольная работа

(в ред. Приказа Главного управления образования и молодежной политики Алтайского края от 10.12.2012 N 4957)

12.

Взаимодействие приемной семьи с органами опеки и попечительства и иными организациями, предоставляющими услуги детям и семьям.

4

1

1

2

13.

Подведение итогов освоения курса подготовки кандидатов в замещающие родители.

4

4

Тестирование

Итого:

56

12

28

16

III. Содержание программы по разделам

Раздел 1. Введение в курс подготовки кандидатов в замещающие родители


Теоретические вопросы:


Содержание, цели программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей.


Задачи подготовки и формирования воспитательных компетенций замещающих родителей, а также родительских навыков для содержания и воспитания детей, оставшихся без попечения родителей.


Охрана прав и здоровья детей, создание безопасной среды для их успешной социализации, образования и развития.


Основы законодательства Российской Федерации в сфере защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей.


Эмоциональный комфорт и настроение всех членов семьи в процессе ожидания приемного ребенка.


Процедура выявления ребенка, оставшегося без попечения родителей, его устройства в организацию для детей-сирот и знакомства с потенциальной приемной семьей.


Формы профессиональной помощи, поддержки и сопровождения замещающих семей в Алтайском крае.


Общая характеристика установленных законодательством семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей.


Практические вопросы:


Индивидуальное собеседование. Структурированное интервью. Выяснение ожиданий лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей. Выявление ресурсов и ограничений семьи (материальных, социальных и психологических условий в семье, которые будут способствовать воспитанию ребенка).


Мозговой штурм "Как изменится жизнь семьи с приходом приемного ребенка?".


Обязанности замещающих родителей по сохранению здоровья ребенка и организации его безопасного воспитания.


Дискуссия "Влияние прошлого опыта ребенка, оставшегося без попечения родителей, на его психофизическое развитие и поведение" (депривации, жестокое обращение, пренебрежения нуждами ребенка, разлука с биологической семьей).

Раздел 2. Представление о потребностях развития приемного ребенка и необходимых компетенциях приемных родителей. Понятие о мотивации приемных родителей


Практические вопросы:


Мотивационный тренинг:


Упражнения на знакомство и презентацию каждого участника. Групповое обсуждение по теме: "Основные потребности развития ребенка (безопасность, здоровье, образование, умственное развитие, привязанность, эмоциональное развитие, идентичность, стабильные отношения в приемной семье, социальная адаптация)".


Социальные нормы и правила поведения приемных детей и замещающих родителей. Социальные роли в замещающей семье. Общение приемного ребенка со сверстниками и взрослыми.


Особенности формирования навыков самообслуживания, санитарно-гигиенических и бытовых навыков.


Анализ родительских компетенций по воспитанию ребенка, поиск путей формирования и возможности компенсации недостающих компетенций.


Эссе на тему "Что для меня материнство (отцовство)".

Раздел 3. Этапы развития ребенка


Теоретические вопросы:


Общая характеристика основных возрастных периодов развития ребенка на основе периодизации психического развития Л.С.Выготского и Д.Б.Эльконина (младенчество, ранний возраст, дошкольный возраст, младший школьный возраст, подростковый возраст, юношество).


Особенности развития детей дошкольного и школьного возраста. Комплексная диагностика и оценка резервов потенциальных возможностей детей. Системный анализ личностных особенностей ребенка, определение динамики его индивидуального развития.


Особенности развития познавательной сферы дошкольников и младших школьников (восприятие, внимание, память, мышление, речь).


Формирование готовности к обучению в школе. Отношение к учебной деятельности, особенности мотивации.


Речь как важнейшая социальная функция. Особенности развития речи детей на разных возрастных этапах. Основные правила речевого поведения родителей.


Практические вопросы:


Групповое обсуждение "Портрет приемного ребенка".


Дискуссия по теме "Ведущая деятельность и развитие ребенка".


Работа в группах "Сравнительная характеристика основных периодов развития ребенка".


Самостоятельная работа:


Систематизация Интернет-ресурсов по теме.


Подбор упражнений для развития познавательных процессов детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Раздел 4. Особенности развития и поведения ребенка, оставшегося без попечения родителей, подвергавшегося жестокому обращению. Диспропорции развития ребенка


Теоретические вопросы:


Проявления и последствия эмоциональной депривации у ребенка, оставшегося без попечения родителей, подвергавшегося жестокому обращению.


Виды жестокого обращения (пренебрежение нуждами ребенка, физическое, психологическое и сексуальное насилие) и их последствия для физического, эмоционального, интеллектуального, социального и сексуального развития ребенка. Семья как основной источник психологического благополучия ребенка. Оценка Гражданином своей возможности воспитывать ребенка, пережившего жестокое обращение. Методы воспитания ребенка. Эффективность и приемлемость наказаний ребенка.


Современные подходы к организации системы коррекционно-развивающего обучения. Значение своевременной коррекционной работы.


Система коррекционно-развивающего обучения, направленная на компенсацию недостатков детского развития.


Практические вопросы:


Общая характеристика детей, имеющих различные отклонения в психическом или физическом развитии.


Групповая дискуссия по теме "Семья как социальный институт, организующий реабилитацию ребенка с ограниченными возможностями здоровья".


Обсуждение "Особенности обучения и воспитания детей с особенностями психофизического развития".


Групповая работа по разработке памятки для замещающего родителя, воспитывающего ребенка с ограниченными возможностями здоровья.


Решение ситуационных задач.


Самостоятельная работа:


Изучение информационно-методических ресурсов по вопросам отбора детей с ограниченными возможностями здоровья в специальное (коррекционное) учреждение.


Заполнение таблицы "Виды специальных (коррекционных) образовательных учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья".


Составление карты помощи ребенку, принятому на воспитание в семью, с учетом инфраструктуры местожительства семьи.

Раздел 5. Особенности переживания горя и потери. Последствия нарушения привязанности ребенка


Теоретические вопросы:


Потребность в привязанности, идентичность как основа благополучного развития ребенка. Роль родителей и кровных родственников в жизни ребенка.


Психологические особенности и этапы процесса переживания ребенком горя, связанного с потерей семьи (шок, потрясение и недоверие, отрицание, стадия гнева и смешения чувств, депрессия, принятие).


Практические вопросы:


Групповая работа по теме "Типы "нарушенной привязанности" по классификации Мэри Эйнсворт: (понятия "негативной (невротической) привязанности", "амбивалентной привязанности", "избегающей привязанности", "дезорганизованной привязанности")".


Групповая дискуссия по теме "Понятие "горя и потери" в жизни ребенка, оставшегося без попечения родителей".


Самостоятельная работа:


Анализ интернет-ресурсов по теме.

Раздел 6. Адаптация ребенка и замещающей семьи


Теоретические вопросы:


Общая характеристика личностных проблем и кризисов, которые испытывают замещающие родители в связи с появлением в семье приемного ребенка.


Особенности ожиданий семей. Страхи, тревоги и разочарования взрослых в разные периоды адаптации. Подготовка родственников к появлению приемного ребенка.


Этапы адаптационного периода. Особенности адаптационного процесса для ребенка в первый год его проживания в приемной семье. Чувства и переживания ребенка, приходящего в семью. Способы преодоления трудностей адаптации.


Задачи приемной семьи в процессе адаптации семьи и ребенка (перераспределение ролей, учет индивидуальных особенностей ребенка, знакомство ребенка с правилами и традициями приемной семьи, организация быта, учебы, отдыха, охраны здоровья, контакта с родными и сверстниками).


Стрессогенные факторы в адаптационный период и семейные способы реагирования на стрессовые ситуации.


Практические вопросы:


Групповое обсуждение по теме "Семейная система после появления ребенка в семье". Мозговой штурм "Распределение ролей в замещающей семье".


Самодиагностика "Ресурсы семьи".


Дискуссия "Семейный уклад: образ жизни семьи, семейные традиции".


Групповая работа по определению стратегии детско-родительского взаимодействия в период адаптации.


Анализ режима учебной нагрузки.


Самостоятельная работа:


Ответить на вопросы:


Какие подарки могут сделать родители при первой встрече с ребенком? Какие подарки могут нарушать эмоциональное самочувствие ребенка? С чем это может быть связано?

Раздел 7. Расстройства поведения приемного ребенка, навыки управления поведением ребенка


Теоретические вопросы:


Типичные ошибки воспитания в замещающей семье. Проблемы различия в восприятии поступков родного и приемного ребенка. Различия в управлении поведением ребенка, выросшего в семье, и ребенка, переданного в замещающую семью на воспитание. Проблема различий интерпретирования указаний родителя приемными и родными детьми.


Разрешение конфликтов и преодоление расстройств поведения детей. Формирование моральных норм у ребенка.


Формы расстройств поведения приемного ребенка: воровство, ложь, агрессия, попрошайничество, бродяжничество, избегание близких отношений, аддиктивное поведение детей. Их причины и способы коррекционно-развивающей работы.


Формирование моральных норм у ребенка. Причины задержки усвоения ребенком этических ценностей и общественных норм. Понимание приемными родителями, как их собственный опыт влияет на их отношение к детям с дезадаптивными формами поведения, осознание своих слабых сторон, понимание, каким образом в решении проблем поведения могут помочь специалисты.


Пути формирования компетенций в области конструктивного взаимодействия с ребенком. Планирование семейного бюджета и экономическое воспитание детей. Виды семейного бюджета, структура. Основы планирования семейного бюджета, принципы экономии. Возрастные изменения интереса детей к деньгам. Привлечение детей к планированию семейного бюджета.


Практические вопросы:


Практикум "Техники эмоциональной саморегуляции".


Дискуссия "Методы воспитания ребенка".


Мозговой штурм "Эффективность и приемлемость поощрения и наказания ребенка". Групповая работа по отбору методов воспитания и критериев оценки воспитанности ребенка.


Структура "Я-высказывания".


Решение ситуационных задач.


Самостоятельная работа:


Ответить на вопросы:


Каковы причины задержки усвоения ребенком этических ценностей и общественных норм. Каким образом у ребенка формируется способность к этической оценке своего поведения и какими могут быть сдерживающие факторы.


Разработка памятки "Способы выражения ребенку похвалы".

Раздел 8. Условия обеспечения безопасности ребенка. Предотвращение рисков жестокого обращения и причинения вреда здоровью ребенка


Теоретические вопросы:


Обеспечение безопасной среды для ребенка. Создание безопасных условий для воспитания ребенка в доме и вне семейной среды в зависимости от его возрастных особенностей и опыта жизни (воспитание в учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, безнадзорность в семье родителей, бродяжничество). Предотвращение рисков жестокого обращения с ребенком в замещающей семье. Охрана здоровья ребенка и здоровый образ жизни.


Медицинские аспекты ухода за ребенком в зависимости от возраста, состояния здоровья и развития ребенка.


Гигиенические требования к уходу за ребенком и требования к организации питания. Естественный и приобретенный иммунитет. Индивидуальный график профилактических прививок. Противопоказания для вакцинации.


Уход за больным ребенком. Виды закаливания. Основные эффекты закаливающих процедур, принципы. Основные факторы закаливания. Условия проведения закаливания.


Особенности питания детей и подростков. Рациональное питание детей и подростков в разные сезоны. Организация режима питания детей. Регуляция водно-солевого обмена.


Практические вопросы:


Групповая работа по планированию деятельности ребенка с учетом уровня его психофизического развития.


Практикум "Режим дня ребенка с учетом его возрастных особенностей".


Мозговой штурм "Организация безопасного пространства ребенка".


Работа в группах по разработке рациона питания с учетом возрастных особенностей ребенка и состояния его здоровья (на неделю).

Раздел 9. Особенности полового воспитания приемного ребенка


Теоретические вопросы:


Полоролевая ориентация и осознание половой принадлежности. Основы полового воспитания мальчиков и девочек в замещающей семье. Возрастные закономерности и особенности психосексуального развития ребенка.


Методы и приемы полового воспитания в семье. Роль сверстников, родителей, педагогов, средств массовой информации в формировании полового самосознания ребенка. Мотивация и нравственная сторона сексуальной активности в подростковом и юношеском возрасте.


Практические вопросы:


Практикум "Организация коммуникативного взаимодействия с ребенком подросткового возраста".


Дискуссия "Как организовать половое воспитание детей в семье".


Решение педагогических ситуаций.


Групповое обсуждение по теме "Способы защиты ребенка от сексуального насилия".


Самостоятельная работа:


Разработка памятки замещающему родителю "Воспитываем мальчика. Воспитываем девочку".

Раздел 10. Роль семьи в обеспечении потребностей развития и реабилитации приемного ребенка


Теоретические вопросы:


Особенности общения и взаимодействия в семье: семейные границы, эмоциональная близость, семейная иерархия и семейные роли, семейные правила.


Родительское отношение к ребенку и его влияние на формирование личности и характера ребенка. Паттерны семейного взаимодействия. Роль семьи в воспитании ребенка. Стили семейного воспитания.


Типы семейных взаимоотношений. Стабильность семейных отношений замещающих родителей и возможность их развития.


Личная и семейная ситуация замещающих родителей в настоящее время и ее потенциальное влияние на помещение ребенка в их семью.


Особенности общения и взаимодействия в семье: семейные границы, эмоциональная близость, семейная иерархия и семейные роли, семейные правила.


Родительское отношение к ребенку и его влияние на формирование личности и характер ребенка.


Практические вопросы:


Групповое обсуждение по теме "Семейная история и взаимодействие членов замещающей семьи в процессе воспитания ребенка".


Мозговой штурм "Способы детско-родительского взаимодействия (игры, театрализации, праздники, совместное чтение, прогулки)".


Групповой коллаж "Книга жизни ребенка".


Самостоятельная работа:


Построение семейной генограммы.

Раздел 11. Основы законодательства Российской Федерации об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан

(в ред. Приказа Главного управления образования и молодежной политики Алтайского края от 10.12.2012 N 4957)



Теоретические вопросы:


Правовое положение детей, оставшихся без попечения родителей, и основания их устройства на воспитание в семью.


Формы семейного устройства: усыновление, опека (попечительство); формы опеки (возмездная и безвозмездная); различия между формами семейного устройства детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей.


Требования, предъявляемые законодательством Российской Федерации к кандидатам в приемные родители; порядок представления кандидатами в приемные родители документов для получения заключения о возможности гражданина быть усыновителем, опекуном (попечителем) или приемным родителем.


Порядок представления кандидатам в приемные родители сведений о детях, оставшихся без попечения родителей, органами опеки и попечительства, региональными и федеральным операторами государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей.


Правила посещения организаций для детей, оставшихся без попечения родителей, обязанности администрации такой организации, возможность проведения независимого медицинского обследования ребенка.


Правовые аспекты тайны усыновления; возможность и последствия изменения ребенку фамилии, имени, отчества, даты и места рождения.


Меры социальной поддержки замещающих семей и детей, воспитывающихся в них, установленные федеральным законодательством и законодательством Алтайского края. Выплаты, осуществляемые на содержание ребенка, переданного на воспитание в семью, в зависимости от формы семейного устройства.


Правовые последствия усыновления, установления опеки (попечительства) - личные неимущественные и имущественные права, обязанности и ответственность усыновителей, опекунов (попечителей), а также членов их семей.


Практические вопросы:


Дискуссия "Права и обязанности несовершеннолетних".


Мозговой штурм "Обязанности и права замещающих родителей".


Групповое обсуждение "Последствия отмены усыновления, опеки и попечительства".


Работа в группах по разработке конституции семьи.


Дискуссия на тему "Защита личных неимущественных и имущественных прав ребенка".


Самостоятельная работа:


Заполнение таблицы "Особенности разных форм замещающего семейного устройства".


Разработка памятки "Как рассказать ребенку, что он приемный?"


Ответить на вопросы:


Какими законодательными документами нужно руководствоваться при принятии ребенка в семью? Какие права ребенка закреплены в Конституции РФ, Конвенции ООН о правах ребенка, Семейном кодексе РФ? Какой правовой статус имеют замещающие родители? Каковы формы семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей? В чем их отличия? Какие пособия и выплаты имеют замещающие родители в различных формах семейного устройства детей?

Раздел 12. Взаимодействие замещающей семьи с органами опеки и попечительства и иными организациями, предоставляющими услуги детям и семьям


Теоретические вопросы:


Взаимодействие замещающей семьи с органами опеки и попечительства и сопровождающими организациями.


Организации, оказывающие медико-социальную и психолого-педагогическую помощь детям и замещающим семьям.


Презентация деятельности органов опеки и попечительства и центров психолого-медико-социального сопровождения Алтайского края.


Взаимодействие замещающих семей с социальным окружением и родительским сообществом (на примере деятельности краевого общественного совета по замещающему семейному устройству в Алтайском крае).


Практические вопросы:


Дискуссия по теме "Ожидания замещающих родителей от сопровождающих организаций".


Групповое обсуждение "Виды медико-социальной и психолого-педагогической помощи детям и замещающим семьям".


Самостоятельная работа:


Составление памятки "Инфраструктура социальных услуг для замещающих семей по месту жительства"

Раздел 13. Подведение итогов освоения курса подготовки


Практические вопросы:


Психологическая диагностика.


Обсуждение результатов подготовки.


Групповое обсуждение "Ожидания от подготовки и результаты". Самооценка ресурсных возможностей замещающих родителей и выявление их готовности к приему ребенка на воспитание.

IV. Итоговая аттестация по программе. Выдача свидетельства о прохождении подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей


По завершении программы всего курса подготовки организуется итоговая аттестация, которая проводится в форме собеседования посредством тестирования (Приложение 1 к программе подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах, утвержденных приказом образования и молодежной политики Алтайского края от 29 августа 2012 г. N 3318*). При успешном прохождении итоговой аттестации Гражданину выдается свидетельство о прохождении подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, по форме, утвержденной Министерством образования и науки Российской Федерации. В случае его утери либо непригодности для дальнейшего использования вследствие износа или повреждения, гражданину на основе личного заявления выдается дубликат свидетельства, который регистрируется в журнале учета выданных свидетельств о прохождении подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, на территории Российской Федерации.
________________
* Приложение 1 не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.


(в ред. Приказа Минобрнауки Алтайского края от 11.06.2019 N 15-П)

V. Требования, к составу и квалификации специалистов, реализующих программу


К проведению подготовки Граждан привлекаются: социальные педагоги (социальные работники), юрисконсульты, педагоги-психологи, медицинские работники (врач-педиатр, детский психиатр, психотерапевт), учитель-логопед, учитель-дефектолог. При отборе специалистов приоритет отдается имеющим базовое профильное высшее образование, а также практический опыт работы с замещающими семьями и детьми и владеющим навыками обучения взрослых.


К участию в подготовке могут быть привлечены замещающие родители, имеющие значительный положительный опыт воспитания детей, оставшихся без попечения родителей.

Приложение N 2. Заявление гражданина о прохождении подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей



Приложение N 2
к Приказу
Главного управления
образования и молодежной
политики Алтайского края
от 29 августа 2012 г. N 3318


                                Руководителю органа опеки и попечительства/

                                директору уполномоченной организации

                                ___________________________________________

                                       (наименование организации)

                                ___________________________________________

                                   (Ф.И.О. руководителя органа опеки и

                                         попечительства/ директора

                                       уполномоченной организации)

                                от ________________________________________

                                              (Ф.И.О. гражданина)


                                 ЗАЯВЛЕНИЕ

         гражданина о прохождении подготовки лиц, желающих принять

              на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося

                          без попечения родителей


Я, _______________________________________________________________________,

                              (Ф.И.О. гражданина)

гражданство ______________________, документ,    удостоверяющий    личность

___________________________________________________________________________

                             (когда и кем выдан)

__________________________________________________________________________,

проживающий по адресу ____________________________________________________,

прошу  организовать  мне  подготовку   граждан,  выразивших  желание  стать

опекунами  или  попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей,

оставшихся   без   попечения  родителей,  в  семью  на  воспитание  в  иных

установленных  семейным  законодательством  Российской  Федерации формах, в

_______________________ форме.

 (очной, очно-заочной)

Даю  согласие  на  проведение  психологического  тестирования, на обработку

и   использование   моих  персональных  данных,  содержащихся  в  настоящем

заявлении  и  в  представленных  мною  документах.

С содержанием программы подготовки ознакомлен(а) и согласен(на).


Контактный телефон: ________________________________.

Электронная почта: _________________________________.


           Подпись _____________________

           "___"___________ 20___ г.

Приложение N 3. Журнал регистрации письменных заявлений граждан о желании пройти подготовку лиц к принятию на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей



Приложение N 3
к Приказу
Главного управления
образования и молодежной
политики Алтайского края
от 29 августа 2012 г. N 3318


                                  ЖУРНАЛ

         регистрации письменных заявлений граждан о желании пройти

           подготовку лиц к принятию на воспитание в свою семью

               ребенка, оставшегося без попечения родителей


___________________________________________________________________________

  (наименование органа опеки и попечительства/уполномоченной организации)


                                     Начат "___"_____________ 20__ г.

                                     Окончен "___"_____________ 20__ г.

N п/п

Ф.И.О. гражданина

Паспортные данные

Дата составления заявления

Дата принятия заявления

Форма подготовки, указанная в заявлении

Серия

Номер

Кем и когда выдан

1

2

3

4

5

6

7

8

Приложение N 4. Договор о прохождении подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей. - Исключен



Приложение N 4
к Приказу
Главного управления
образования и молодежной
политики Алтайского края
от 29 августа 2012 г. N 3318


Исключен. - Приказ Главного управления образования и молодежной политики Алтайского края от 10.12.2012 N 4957.

Приложение N 5. Журнал учета выданных свидетельств о прохождении подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, на территории Российской Федерации



Приложение N 5
к Приказу
Главного управления
образования и молодежной
политики Алтайского края
от 29 августа 2012 г. N 3318


                                  ЖУРНАЛ

         учета выданных свидетельств о прохождении подготовки лиц,

           желающих принять на воспитание в свою семью ребенка,

            оставшегося без попечения родителей, на территории

                           Российской Федерации


___________________________________________________________________________

(наименование органа опеки и попечительства/уполномоченной организации)


                                     Начат "___"_________ 20__ г.

                                     Окончен "___"_________ 20__ г.

N п/п

Ф.И.О. гражданина

Реквизиты свидетельства

Период прохождения подготовки

Форма прохождения подготовки

Дата получения свидетельства гражданином

Подпись гражданина о получении свидетельства

Дата

Номер

Начало

Окончание

1

2

3

4

6

7

8

9

10

Об утверждении программы подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами (с изменениями на 11 июня 2019 года)

Название документа: Об утверждении программы подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами (с изменениями на 11 июня 2019 года)

Номер документа: 3318

Вид документа: Приказ Главного управления образования и молодежной политики Алтайского края

Принявший орган: Главное управление образования и молодежной политики Алтайского края

Статус: Действующий

Опубликован: "Сборник законодательства Алтайского края", N 197, ч. 2, сентябрь, 2012, с. 65 (подписано в печать 18.10.2012).
Дата принятия: 29 августа 2012

Дата редакции: 11 июня 2019