Вопрос:
Практика применения действующей системы налогообложения акцизами выявила проблему, связанную с ростом оборота неподакцизных топлив и их реализации в качестве заменителей дизельного топлива, что приводит к недополучению бюджетом доходов от уплаты акцизов.
В качестве меры по восстановлению указанных доходов с 1 июля 2012 года к подакцизным товарам отнесено топливо печное бытовое, которое наиболее часто выступает на рынке в качестве аналога подакцизного дизельного топлива.
Вместе с тем предпринятые шаги не дали положительного эффекта, поскольку на рынке существуют иные неподакцизные аналоги дизельного топлива, которые продолжают вытеснять качественное дизельное топливо, что приводит не только к потерям бюджета, но и к снижению доли добросовестных поставщиков на рынке нефтепродуктов.
По оценке Министерства финансов Российской Федерации, в III квартале 2013 года объем производства топлива печного бытового снизился на 82% по сравнению с I кварталом этого же года, одновременно зафиксирован сопоставимый рост выпуска топлива судового маловязкого на 84%. Данная статистика подтверждает необходимость поиска новых подходов для выхода из сложившейся ситуации.
По мнению ОАО, для решения указанной проблемы необходимо изменить принцип начисления и уплаты акцизов путем создания условий, при которых лицам, осуществляющим розничную реализацию нефтепродуктов, станет невыгодно приобретать неподакцизные аналоги дизельного топлива, что возможно путем переноса бремени налогоплательщика акцизов на этих лиц.
В этом случае цена реализации дизельного топлива на оптовом рынке не будет значительно отличаться от цены на неподакцизные аналоги, поскольку формируется без учета акцизов. Вместе с тем акциз будет возникать в момент реализации дизельного топлива конечным потребителям вне зависимости от того, какой продукт был приобретен под видом данного топлива.