Вопрос:
В практике хозяйствующих субъектов в сфере туризма сложилась неоднозначная ситуация, прямо не урегулированная законом, в частности, ФЗ "Об основах туристской деятельности" N 132-ФЗ от 24 ноября 1996 года. Большая часть туроператоров в России осуществляет свою деятельность по формированию, продвижению и реализации туристского продукта путем исполнения агентских договоров с иностранными компаниями - поставщиками туристских услуг, входящих в состав туристского продукта. Вопрос заключается в неоднозначности определения доходов туроператора в целях налогообложения.
На практике налоговые органы зачастую определяют в составе доходов, образующих налогооблагаемую базу, все поступившие от клиентов денежные средства в счет реализуемых туристических путевок (туристического продукта). Основным аргументом налогового органа является утверждение о том, что туроператорская деятельность - это деятельность по формированию, продвижению и реализации туристского продукта, следовательно, каждый туроператор формирует продукт, что равнозначно его производству согласно ст.249 Налогового кодекса РФ.
Вместе с тем туроператор при формировании туристского продукта не производит новых продуктов, он объединяет несколько услуг, которые производят другие компании - авиакомпании, отели, страховые компании - и продает их в комплексе за одну цену (согласно ст.1 ФЗ "Об основах туристской деятельности" N 132-ФЗ формирование туристского продукта определяется как деятельность туроператора по заключению и исполнению договоров с третьими лицами, оказывающими отдельные услуги, входящие в туристский продукт). Указанный закон вводит понятие туристского продукта для защиты потребителя, а не для определения налогооблагаемой базы.