МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 30 апреля 2014 года N 03-05-04-03/20625


[О применении законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, в частности отдельных положений статей главы 25.3 "Государственная пошлина" части второй Налогового кодекса Российской Федерации]



Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики совместно с Правовым департаментом рассмотрел письмо Минюста России от 4 марта 2014 года N 42/04-1521 по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, в частности отдельных положений статей главы 25.3 "Государственная пошлина" части второй Налогового кодекса Российской Федерации, и сообщает.

1. По вопросу уплаты государственной пошлины супругом, осужденным за совершение преступления к лишению свободы на срок свыше трех лет, и освободившимся из мест лишения свободы при обращении в орган записи актов гражданского состояния (далее - орган ЗАГС) с заявлением о дополнении записи акта и выдаче ему свидетельства о расторжении брака, а также супругом, в отношении которого отменено решение суда о признании его безвестно отсутствующим, недееспособным.

Согласно статье 31 Федерального закона от 15 ноября 1997 года N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния" (далее - Закон N 143-ФЗ) основанием для государственной регистрации расторжения брака является:

совместное заявление о расторжении брака супругов, не имеющих общих детей, не достигших совершеннолетия;

заявление о расторжении брака, поданное одним из супругов, и вступившее в законную силу решение (приговор) суда в отношении другого супруга, если он признан судом безвестно отсутствующим, признан судом недееспособным или осужден за совершение преступления к лишению свободы на срок свыше трех лет;

решение суда о расторжении брака, вступившее в законную силу.

За государственную регистрацию актов гражданского состояния взимается государственная пошлина, размер и порядок уплаты (освобождения от уплаты) которой определяются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (статья 10 Закона N 143-ФЗ).

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 333.26 главы 25.3 "Государственная пошлина" части второй Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) государственная пошлина за государственную регистрацию расторжения брака, включая выдачу свидетельств, уплачивается в следующих размерах:

при взаимном согласии супругов, не имеющих общих несовершеннолетних детей, - 400 рублей с каждого из супругов;

при расторжении брака в судебном порядке - 400 рублей с каждого из супругов;

при расторжении брака по заявлению одного из супругов в случае, если другой супруг признан судом безвестно отсутствующим, недееспособным или осужденным за совершение преступления к лишению свободы на срок свыше трех лет, - 200 рублей.

Учитывая изложенное, в случае если брак не был расторгнут, то его расторжение осуществляется по общим основаниям (по взаимному согласию супругов или по решению суда). В этом случае государственная пошлина уплачивается в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 333.26 НК РФ в размере 400 рублей с каждого из супругов.

В случае если брак был расторгнут, то, учитывая, что НК РФ размер государственной пошлины за выдачу свидетельства о расторжении брака в данном случае не установлен, государственная пошлина бывшим супругом уплате не подлежит. Данная позиция применима также в отношении лица, признанного судом безвестно отсутствующим.

2. По вопросу освобождения физических лиц от уплаты государственной пошлины за внесение исправлений и (или) изменений в записи актов гражданского состояния и выдачу свидетельств в связи с ошибками, допущенными при государственной регистрации актов гражданского состояния по вине работников, производящих государственную регистрацию актов гражданского состояния.

Внесение исправлений и изменений в записи актов гражданского состояния производится органом ЗАГС на основании статьи 69 Закона N 143-ФЗ.

На основании исправленной или измененной записи акта гражданского состояния заявителю выдается новое свидетельство о государственной регистрации акта гражданского состояния (пункт 2 статьи 73 Закона N 143-ФЗ).

Подпунктом 5 пункта 1 статьи 333.26 НК РФ установлено, что за внесение исправлений и изменений в записи актов гражданского состояния, включая выдачу свидетельств, органами ЗАГС государственная пошлина уплачивается в размере 400 рублей.

В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.27 НК РФ при внесении исправлений и (или) изменений в записи актов гражданского состояния на основании заключения органа ЗАГС государственная пошлина уплачивается в размере, установленном подпунктом 5 пункта 1 статьи 333.26 НК РФ, независимо от количества записей актов гражданского состояния, в которые вносятся исправления и (или) изменения, и количества выданных свидетельств.

При этом пунктом 1 статьи 333.39 НК РФ предусмотрено освобождение от уплаты государственной пошлины за внесение исправлений и (или) изменений в записи актов гражданского состояния и выдачу свидетельств в связи с ошибками, допущенными при государственной регистрации актов гражданского состояния по вине работников, производящих государственную регистрацию актов гражданского состояния.

Пунктом 2 статьи 72 Закона N 143-ФЗ установлено, что при получении заявления о внесении исправления или изменения в запись акта гражданского состояния орган ЗАГС запрашивает копию записи акта гражданского состояния, подлежащей исправлению или изменению, а также копии других записей актов, подтверждающих наличие оснований для внесения исправления или изменения, в органе ЗАГС по месту их хранения.

В связи с этим полагаем, если в заявлении о внесении исправления или изменения в запись акта гражданского состояния заявитель указывает причину, являющуюся виной работников органа ЗАГС, то на основании пункта 1 статьи 333.39 НК РФ указанное заявление должно быть принято органом ЗАГС без уплаты государственной пошлины, установленной подпунктом 5 пункта 1 статьи 333.26 НК РФ.

При этом отмечаем, что в случае, если в результате проверки документов органами ЗАГС не подтвердился факт допущения ошибок при государственной регистрации актов гражданского состояния по вине работников данных органов, то за внесение исправлений и изменений в записи актов гражданского состояния, включая выдачу новых свидетельств, должна уплачиваться государственная пошлина согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 333.27 НК РФ.

3. По вопросу уплаты государственной пошлины за выдачу свидетельства о государственной регистрации актов гражданского состояния в связи с переменой имени после подачи заявления о перемене имени.

В соответствии со статьей 59 Закона N 143-ФЗ лицо, желающее переменить имя, вместе с заявлением о перемене имени подает также документы, указанные в абзацах десятом - тринадцатом статьи 59 Закона N 143-ФЗ.

Согласно пункту 3 статьи 60 Федерального закона N 143-ФЗ орган ЗАГС при получении заявления о перемене имени запрашивает копии записей актов гражданского состояния, в которые необходимо внести изменения в связи с переменой имени, от органов записи актов гражданского состояния по месту их хранения.

В силу пункта 1 статьи 63 Федерального закона N 143-ФЗ на основании записи акта о перемене имени вносятся изменения в записи актов гражданского состояния, ранее составленные в отношении лица, переменившего имя, и выдаются новые свидетельства о государственной регистрации актов гражданского состояния с учетом внесенных в записи актов гражданского состояния изменений.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 333.27 НК РФ, устанавливающей особенности уплаты государственной пошлины за государственную регистрацию актов гражданского состояния, государственная пошлина в связи с переменой имени уплачивается за выдачу свидетельств о государственной регистрации актов гражданского состояния, а не за внесение исправлений и изменений в записи актов гражданского состояния.

Размер данной государственной пошлины установлен подпунктом 6 пункта 1 статьи 333.26 НК РФ и составляет 200 рублей.

При этом ни Федеральным законом N 143-ФЗ, ни НК РФ не установлены какие-либо особенности уплаты государственной пошлины за государственную регистрацию актов гражданского состояния в связи с переменой имени в зависимости от времени обращения заявителя.

4. По вопросу уплаты государственной пошлины за внесение изменений в запись акта о рождении в случае дополнения отчества ребенка и места его рождения, если данные сведения не предусматривались формой записи акта о рождении на момент его составления.

Согласно статье 23 Закона N 143-ФЗ документом, подтверждающим факт рождения ребенка, является свидетельство о рождении.

В соответствии с пунктом 1 статьи 333.39 НК РФ от уплаты государственной пошлины за государственную регистрацию актов гражданского состояния и другие юридически значимые действия, совершаемые органами ЗАГС и иными уполномоченными органами, освобождаются физические лица за государственную регистрацию рождения, смерти, включая выдачу свидетельств.

Пунктом 2.2 статьи 333.27 НК РФ установлено, что за внесение изменений в запись акта о рождении в случае дополнения отчества ребенка и места его рождения, если данные сведения не предусматривались формой записи акта о рождении на момент его составления, государственная пошлина не уплачивается.

Указанным подпунктом статьи 333.27 НК РФ, а также статьей 333.39 НК РФ не предусмотрено освобождение от уплаты государственной пошлины за выдачу нового свидетельства, в случае внесения изменений в запись акта о рождении в связи с дополнением отчества ребенка и места его рождения, если данные сведения не предусматривались формой записи акта о рождении на момент его составления.

Вместе с тем статья 333.26 НК РФ предусматривает уплату государственной пошлины за совершение одновременно двух действий - внесение исправлений и изменений в записи актов гражданского состояния и выдачу свидетельства.

Учитывая изложенное и принимая во внимание пункт 7 статьи 3 НК РФ, согласно которому все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов), если физическое лицо обратилось в органы записи актов гражданского состояния или иные уполномоченные органы за внесением изменений в запись акта о рождении в случае дополнения отчества ребенка и места его рождения, если данные сведения не предусматривались формой записи акта о рождении на момент его составления, то данное лицо должно быть освобождено от уплаты государственной пошлины за совершение указанного юридически значимого действия, включая выдачу нового свидетельства.

При этом в целях исключения правовой неопределенности считаем целесообразным рассмотреть вопрос о внесении изменений в НК РФ, предусматривающих освобождение от уплаты государственной пошлины за выдачу свидетельства в случае внесения изменений в запись акта о рождении в связи с дополнением отчества ребенка и места его рождения, если данные сведения не предусматривались формой записи акта о рождении на момент его составления, либо отмену освобождения от уплаты государственной пошлины за внесение изменений в запись акта о рождении в случае дополнения отчества ребенка и места его рождения, если данные сведения не предусматривались формой записи акта о рождении на момент его составления.

Директор Департамента
И.В.Трунин




Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

рассылка

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»