МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 14 марта 2014 года N 03-05-05-03/11230
[О правомерности использования сведений об инвентаризационной стоимости объектов жилищного фонда, выдаваемых специализированными государственными и муниципальными организациями технической инвентаризации для целей исчисления размера государственной пошлины (нотариального тарифа) за выдачу свидетельств о праве на наследство]
В Минфин России поступают многочисленные обращения граждан по вопросам правомерности использования сведений об инвентаризационной стоимости объектов жилищного фонда, выдаваемых специализированными государственными и муниципальными организациями технической инвентаризации (далее - органы БТИ) для целей исчисления размера государственной пошлины (нотариального тарифа) за выдачу свидетельств о праве на наследство.
Учитывая, что согласно Положению о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 года N 437, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере государственной кадастровой оценки недвижимого имущества, является Минэкономразвития России, то Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики совместно с указанным федеральным органом исполнительной власти повторно рассмотрел данный вопрос и сообщает следующее.
В заключении Минэкономразвития России (письмо от 7 марта 2014 года N Д23и-691) отмечено, что с 1 января 2013 года на всей территории Российской Федерации осуществляется государственный кадастровый учет зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства, и положения нормативных правовых актов в сфере осуществления государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства с указанной даты не применяются (часть 8 статьи 47 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости).
Статьей 19 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено проведение государственного учета жилищного фонда в Российской Федерации, осуществляемого в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (Указ Президента Российской Федерации от 1 ноября 2013 года N 819 "О Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации") порядок осуществления государственного учета жилищного фонда не установлен, и в настоящее время продолжает действовать Порядок осуществления государственного учета жилищного фонда, установленный постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 1997 года N 1301 "О государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации" (далее - Порядок учет) (в части, не противоречащей действующему законодательству Российской Федерации).
Пунктами 3, 7 Порядка учета предусмотрено, что государственный технический учет жилищного фонда возлагается на специализированные государственные и муниципальные организации технической инвентаризации - унитарные предприятия, службы, управления, центры, бюро.
Также в настоящее время продолжает действовать Инструкция о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденная приказом Министерства Российской Федерации по земельной политике, строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 4 августа 1998 года N 37 (далее - Инструкция). В соответствии с Инструкцией расчет инвентаризационной стоимости является одним из компонентов организации работ по учету жилищного фонда. При этом с 1 января 2013 года в силу части 8 статьи 47 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" проведение технической инвентаризации объектов жилищного фонда не является обязательной и осуществляется по желанию собственника объекта жилищного фонда.
Органы БТИ, проводившие до 1 января 2013 года государственный технический учет и техническую инвентаризацию объектов капитального строительства и имеющие в своих архивах соответствующие сведения об инвентаризационной стоимости объектов жилищного фонда, могут выдавать собственникам объектов недвижимости информацию об инвентаризационной стоимости данных объектов жилищного фонда по состоянию на запрашиваемую дату.
Учитывая изложенное, полагаем, что на основании подпункта 5 пункта 1 статьи 333.25 Налогового кодекса Российской Федерации для исчисления размера государственной пошлины за выдачу свидетельств о праве на наследство по выбору плательщика может быть предъявлен документ с указанием инвентаризационной стоимости.
В связи с этим письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики от 26 декабря 2013 года N 03-05-06-03/57471, направленное в адрес Ассоциации нотариусов "Саратовская областная нотариальная палата", не применяется.
Директор Департамента
И.В.Трунин
Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
рассылка