ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

от 15 ноября 2012 года N АКПИ12-1059


[Заявление о ликвидации религиозной организации удовлетворено, так как организацией неоднократно и грубо были нарушены нормы федеральных законов]



Верховный Суд Российской Федерации в составе судьи Верховного Суда Российской Федерации Зайцева В.Ю., при секретаре Степанищеве А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Министерства юстиции Российской Федерации о ликвидации религиозной организации Западно-Сибирское Объединение христиан веры евангельской пятидесятников,

установил:

Министерство юстиции Российской Федерации (далее - Минюст России) обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о ликвидации религиозной организации Западно-Сибирское Объединение христиан веры евангельской пятидесятников (далее - Религиозная организация), Устав которой зарегистрирован Минюстом России 29 мая 1996 года, учетный номер 375. В заявлении указано, что в нарушение положений действующего законодательства Российской Федерации Религиозная организация не представила в Минюст России документы, содержащие отчет о ее деятельности, за 2009, 2010 и 2011 годы, в связи с чем в ее адрес 7 июня 2011 года было вынесено предупреждение, обязывающее устранить выявленные нарушения в срок до 29 июля 2011 года. Однако до настоящего времени нарушения не устранены и предупреждение в суд не обжаловано, из чего следует, что деятельность данной организации осуществляется с грубыми и неоднократными нарушениями законодательства, которые являются основанием для ее ликвидации в судебном порядке. В дополнениях к исковому заявлению Минюст России ссылается на то, что и Устав Религиозной организации содержит предписания, противоречащие действующему законодательству.

В судебном заседании представитель Минюста России Филимонова О.В. поддержала заявление по изложенным в нем доводам и просила о его удовлетворении.

Религиозная организация, надлежащим образом извещенная о времени и месте судебного заседания, своего представителя в судебное заседание не направила и возражений на заявление о ее ликвидации не представила.

Выслушав объяснения представителя Минюста России и исследовав материалы дела, Верховный Суд Российской Федерации находит, что заявление о ликвидации Религиозной организации подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с абзацем третьим пункта 2 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении некоммерческой организацией, в том числе общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом, деятельности, противоречащей ее уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных Кодексом.

Согласно пункту 3 статьи 117 Кодекса особенности правового положения общественных и религиозных организаций как участников отношений, регулируемых Кодексом, определяются законом.

Ликвидация религиозной организации является одним из видов ответственности юридических лиц за допущенные нарушения, порядок и основания применения которой предусмотрены статьей 32 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", статьей 14 Федерального закона от 26 сентября 1997 года N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" и статьей 61 Кодекса.

Пункт 3 статьи 32 Федерального закона "О некоммерческих объединениях" возлагает на некоммерческие организации, за исключением указанных в пункте 3.1 данной статьи, обязанность представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников, а некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, также аудиторское заключение. Обязанность религиозной организации ежегодно информировать орган, принявший решение о ее государственной регистрации, о продолжении своей деятельности закреплена также в абзаце третьем пункта 9 статьи 8 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях".

В нарушение приведенных законоположений Религиозная организация не представила в Минюст России отчеты о своей деятельности за 2009, 2010 и 2011 годы и информацию о своей деятельности, несмотря на вынесенное ей предупреждение от 7 июня 2011 года, обязывающее устранить нарушения законодательства Российской Федерации в срок до 29 июля 2011 года. При этом Религиозной организацией не выполнено и требование пункта 3 статьи 26 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", который обязывает уполномоченное лицо юридического лица, зарегистрированного до вступления в силу этого Федерального закона, представить в течение шести месяцев со дня вступления его в силу в регистрирующий орган сведения, предусмотренные подпунктами "а"-"д", "л" пункта 1 статьи 5 данного Федерального закона.

В силу пункта 1 статьи 10 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях" религиозная организация действует на основании устава, который утверждается ее учредителями или централизованной религиозной организацией и должен отвечать требованиям гражданского законодательства Российской Федерации.

Из материалов дела усматривается, что Устав Религиозной организации не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации.

Так, в нарушение абзаца третьего пункта 2 статьи 10 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях" в Уставе Религиозной организации не указаны ее задачи. Вопреки требованиям пункта 1 статьи 24 Федерального закона "О некоммерческих организациях", предусматривающего возможность некоммерческой организации осуществлять один вид деятельности или несколько видов деятельности, не запрещенных законодательством Российской Федерации и соответствующих целям деятельности некоммерческой организации, пункт 2.2 Устава Религиозной организации содержит открытый перечень видов деятельности, который она вправе осуществлять. Устав Религиозной организации, именующей себя централизованной организацией (пункт 1.1), предусматривает возможность вхождения в ее состав (структуру) в качестве полноправных членов религиозных групп (пункты 2.5, 3.2, 3.3), что не согласуется с пунктом 4 статьи 8 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях", устанавливающим возможность вхождения в централизованную религиозную организацию лишь местных религиозных организаций, но не религиозных групп.

Пунктом 1 статьи 54 Кодекса, пунктом 1 статьи 4 Федерального закона "О некоммерческих организациях" установлено, что некоммерческая организация имеет наименование, содержащее указание на ее организационно-правовую форму и характер деятельности.

Наименование Религиозной организации не отвечает приведенным требованиям закона, так как в нем отсутствует указание на ее организационно-правовую форму.

Таким образом, Религиозной организацией неоднократно и грубо нарушены нормы федеральных законов, что в силу абзаца третьего пункта 1 статьи 14 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях" является основанием для ее ликвидации по решению суда.

Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

заявление Министерства юстиции Российской Федерации удовлетворить.

Ликвидировать религиозную организацию Западно-Сибирское Объединение христиан веры евангельской пятидесятников, зарегистрированную Министерством юстиции Российской Федерации 29 мая 1996 года, учетный номер 375.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.

Судья Верховного Суда
Российской Федерации
В.Ю.Зайцев




Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

рассылка