МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 27 декабря 2013 года N 02-10-010/57852

     

[О реализации ст.269_1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в части осуществления Федеральным казначейством санкционирования операций в рамках полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю]



Министерство финансов Российской Федерации в связи с многочисленными запросами органов государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросу реализации ст.269_1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс) в части осуществления Федеральным казначейством санкционирования операций в рамках полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю разъясняет.

Конституцией Российской Федерации установлено разделение полномочий Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. На конституционных нормах основано и бюджетное законодательство Российской Федерации. Так, одним из основных принципов бюджетной системы Российской Федерации является принцип самостоятельности бюджетов, означающий в том числе и право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно определять формы и направления расходов бюджетов, а также осуществлять контроль за использованием бюджетных средств.

В соответствии с положениями Бюджетного кодекса исполнение бюджета по расходам, источникам финансирования дефицита бюджета (в том числе санкционирование оплаты денежных обязательств) осуществляется в порядке, установленном соответствующим финансовым органом, с соблюдением требований Бюджетного кодекса.

При этом положениями ч.2 ст.166_1 Бюджетного кодекса предусмотрена возможность заключения между органом Федерального казначейства и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (местной администрацией муниципального образования) соглашения об осуществлении органом Федерального казначейства отдельных функций финансового органа субъекта Российской Федерации (финансового органа муниципального образования) (далее - финансовый орган) по исполнению соответствующего бюджета при кассовом обслуживании им исполнения бюджета (далее - соглашение).

По мнению Министерства финансов Российской Федерации, органы Федерального казначейства в процессе осуществления отдельных функций по исполнению бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета) при кассовом обслуживании исполнения бюджета могут в соответствии с соглашением принимать на себя следующие полномочия финансового органа:

открывать и вести в установленном Федеральным казначейством порядке лицевые счета главным администраторам (администраторам источников финансирования дефицита бюджета с полномочиями главного администратора) и (или) администраторам источников финансирования дефицита бюджета, главным распорядителям (распорядителям) и (или) получателям средств бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета) (далее - участники бюджетного процесса);

доводить в соответствии с законом (решением) о бюджете на текущий финансовый год (на текущий финансовый год и плановый период) до участников бюджетного процесса соответствующие бюджетные данные для осуществления операций по расходам бюджета и источникам финансирования дефицита бюджета с учетом особенностей, установленных соглашением;

принимать на учет бюджетные обязательства получателей бюджетных средств;

обеспечивать в установленном порядке наличными денежными средствами получателей средств бюджета субъекта Российской Федерации, расположенных за пределами административного центра (столицы) субъекта Российской Федерации, лицевые счета которым открыты в финансовом органе субъекта Российской Федерации;

обеспечивать в соответствии с законодательством Российской Федерации исполнение представленных в орган Федерального казначейства исполнительных листов и судебных приказов, предусматривающих взыскания на средства бюджета;

учитывать на лицевых счетах участников бюджетного процесса операции по исполнению бюджета с предварительным санкционированием оплаты денежных обязательств в части проверки:

непревышения суммы по операции над соответствующими доведенными бюджетными данными;

наличия документов, подтверждающих возникновение денежного обязательства, подлежащего оплате за счет средств бюджета (далее - документ-основание), и (или) соответствия указанной в них информации требованиям бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения;

соответствия информации, указанной в платежном документе, реквизитам и показателям бюджетного обязательства;

соответствия реквизитов, указанных в платежном документе, реквизитам документа-основания.

Вместе с тем в случае отсутствия соглашения при представлении участником бюджетного процесса соответствующего бюджета платежных документов для проведения кассовых выплат орган Федерального казначейства осуществляет проверку, предусмотренную положениями Порядка кассового обслуживания исполнения федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов и порядка осуществления территориальными органами Федерального казначейства отдельных функций финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по исполнению соответствующих бюджетов, утвержденного Приказом Федерального казначейства от 10.10.2008 N 8н:

правильности оформления заявки;

соответствия содержания проводимой операции коду классификации операций сектора государственного управления, указанному в платежном документе, представленном в орган Федерального казначейства получателем бюджетных средств;

достаточности неиспользованных предельных объемов финансирования по соответствующему коду бюджетной классификации, отраженных на лицевом счете получателя бюджетных средств;

наличия свободного остатка средств на едином счете бюджета;

дополнительную проверку, предусмотренную федеральными законами и (или) принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, устанавливающими цели и условия предоставления из федерального бюджета межбюджетных трансфертов в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, бюджету субъекта Российской Федерации, и предусматривающими проведение такой проверки органами Федерального казначейства.

При этом полномочия по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю, предусмотренному ст.269_1 Бюджетного кодекса, осуществляются в порядке, установленном в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса, соответствующим финансовым органом, как в случае исполнения указанных полномочий самим финансовым органом, так и в случае их исполнения органом Федерального казначейства при условии заключения соглашения.

А.М.Лавров




Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»