Недействующий

О государственном регулировании деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации

Пояснительная записка по проекту федерального закона "О государственном регулировании деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"



Федеральным законом от 21 апреля 2011 года N 69-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" был введен механизм правового регулирования таксомоторной отрасли. Целью регулирования являлось упорядочение рынка таксомоторных услуг, обеспечение безопасности перевозочного процесса и легализация теневого бизнеса. Однако, принятие указанного Федерального закона не принесло в полной мере ожидаемых результатов, т.к. механизмом правового регулирования была создана система взаимодействия лишь с законопослушными участниками процесса перевозки, а не с таксомоторными перевозчиками в целом. Настоящим законопроектом предлагается исключить выявленные на практике издержки регулирования указанных правоотношений и упорядочить его.

Установление контроля качества оказываемых услуг в рамках действующего законодательства возможно только в отношении лиц, получивших официальное разрешение на осуществление данного вида деятельности. Однако, по ряду причин рынок не спешит легализоваться. Значительное большинство перевозчиков предпочитают теневой сектор как наиболее экономически благоприятный. Деятельность на основании разрешения воспринимается в среде ни как право, ни как привилегия использования транспортной инфраструктуры в обмен на обязанность соблюдения определенных требований, а как дополнительное обременение, ухудшающее экономическое положение. Результатом просчетов в законодательном регулировании явилось замещение цели обеспечения качества и безопасности осуществления процесса перевозки на цель экономии финансовых издержек при его осуществлении. Анализ ситуации указывает на низкие преимущества ведения легального бизнеса перед величиной его издержек. По этой причине необходимо более четко закрепить степень законодательного воздействия, при которой ведение нелегального бизнеса будет неэффективно. Настоящим законопроектом совершенствуется механизм государственного регулирования таксомоторной отрасли путем создания системы нестабильной финансовой ситуации для теневого рынка, в том числе путем дифференциации сумм штрафов и ограничением доступа к производственным ресурсам.

Действующие административные заслоны ведения нелегального бизнеса являются недостаточными. Отсутствует адекватное административное воздействие на теневой сектор при одновременной низкой правовой защищенности легального бизнеса. Процедуры привлечения к административной ответственности за нелегальную перевозку такси сложны ввиду необходимости доказывания получения коммерческой выгоды и требуют привлечения к выявлению таких правонарушений должностных лиц административных органов, обладающих правом осуществления контрольной закупки. Финансовая ответственность нелегального бизнеса ничтожна по сравнению с получаемой выгодой, а затраты государственного аппарата на привлечение перевозчика к суду значительно превышают поступления в бюджет от денежных взысканий (штрафов). Недостаток дифференциации размера штрафов между легальными и нелегальными перевозчиками ставит нелегальный сектор в преимущественное экономическое положение. Так, отсутствие на транспортном средстве цветографической схемы легкового такси в настоящее время влечет наложение административного штрафа на водителя таксопарка в размере трех тысяч рублей, на механика предприятия - десять тысяч рублей и на само юридическое лицо - пятьдесят тысяч рублей. Согласно части 3 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо. В нелегальном секторе в превалирующем большинстве субъектом административной ответственности является физическое лицо, управляющее транспортным средством. Административное наказание для водителя, к примеру, за незаконное использование фонаря такси составляет пять тысяч рублей с конфискацией предмета правонарушения. Приведенные примеры свидетельствуют о смешении принципа зависимости размера наказания от характера правонарушения и степени его общественной вредности.

Настоящий законопроект предусматривает дифференцированный подход, обеспечение индивидуализации наказания с учетом характера совершенного административного правонарушения, учитывая причинение вреда публичным интересам. Ответственность легальных перевозчиков снижается, а нелегальных - значительно ужесточается.

Действующие на сегодняшний день законодательные акты требуют значительного усовершенствования, путем создания фундаментальных "площадок" - условий для развития отрасли, вектор которых должен быть направлен на обеспечение равной доступности в получении услуг такси для конечного потребителя, оказание перевозок легковым такси легальными перевозчиками, осуществляющими в этой области предпринимательскую и профессиональную деятельность, значительное снижение бюджетных затрат на регулирование отрасли, что в совокупности окажет благотворное влияние на развитие таксомоторных перевозок, результативное получение налогов, эффективное функционирование экономическое среды отдельно взятых регионов и всего государства в целом.

Внесение принятыми Федеральными законами изменений в организацию системы пассажирских перевозок позволило решить ряд отдельных конкретных вопросов, но несмотря на это по-прежнему сохраняются пробелы в правовом регулировании как отдельных институтов системы осуществления пассажирских перевозок легковым такси, так и проблем, присущих отрасли, в целом.

Все это свидетельствует о том, что в современных общественных отношениях назрела необходимость концептуально иного понимания механизма регулирования такого востребованного института, как перевозка пассажиров и багажа легковым такси.

Действующие положения, доказавшие свою эффективность на практике, с принятием изменений, предусмотренных настоящим законопроектом, по своей сути не претерпят существенных изменений, при этом часть положений получает новое свежее представление. Целесообразным в этой связи представляется осуществление регулирования данных правоотношений самостоятельным Федеральным законом вместо действующей в настоящее время статьи 9 Федерального закона от 21 апреля 2011 года N 69-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", которую предлагается признать утратившей силу.

Проектируемые изменения в подпункт 12 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" направлены на приведение понятийного аппарата в соответствие с требованиями вышеуказанного федерального закона в части установления полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по решению вопросов организации транспортного обслуживания населения легковым такси. Действующей редакцией компетенция определена, как организация транспортного обслуживания такси исключительно в пригородном и межмуниципальном сообщении. Однако, маршрут движения таксомотора определяется пассажиром и такси относится к виду транспорта, осуществляющему как городские, так пригородные и межмуниципальные перевозки.

Законопроектом учтена негативная практика применения отдельных положений Федерального закона от 21 апреля 2011 года N 69-ФЗ, применяющихся не с целью обеспечения безопасности движения, а в качестве ограничения доступа на рынок. Характерным примером тому явилось установление в некоторых регионах монополии желтого цвета такси.

Законопроект определяет компетенцию органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, содержит общие положения, касающиеся организации деятельности уполномоченных органов исполнительной власти, их прав и обязанностей.

Вносимые поправки в части введения системы добровольной аккредитации субъектов рынка, позволят создать дополнительные стимулы легализации рынка таксомоторных услуг и сформировать транспортный рынок региона в соответствии с реалиями настоящего времени.

Кроме того, в законодательство вводится понятие "операторской службы" как информационного центра, который предоставляя доступ фрахтовщикам и перевозчикам к информации посредством телекоммуникационных каналов связи, по своей сути значительно снижают дополнительные издержки в формировании себестоимости услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, поддерживая массовый характер услуги.

При этом стоит заметить, что массовость услуги как раз и определяется показателем пользования услугой местного населения городов, в том числе пользование услугой не только слоев населения с высоким доходом, но и со средним доходом, а также пенсионерами, детьми, гражданами, с ограниченными физическими способностями и т.д. Введение терминов "диспетчерские, операторские и иные службы заказа" определяет субъектов, оказывающих информационные услуги субъектам профессиональной деятельности.

Таким образом, законопроект позволит сформировать эффективный механизм правового регулирования отношений в сфере осуществления таксомоторных перевозок, направленных на реализацию повышения безопасности дорожного движения, повышения конкуренции в данном сегменте рынка, качества обслуживания пассажиров, формирование спроса на услуги перевозок легковым такси, увеличение объема поступлений в бюджет. Принятие законопроекта создаст правовые условия, обеспечивающие превращение таксомоторной отрасли в ресурс социально-экономического развития, в важный механизм формирования инновационного потенциала общества и экономики, при одновременном сохранении юридических гарантий свободы и равного доступа к оказанию услуг профессиональными субъектами на рынке услуг.

Дальнейшей стадией логического завершения фундаментального формирования законодательной и нормативной правовой базы регулирования перевозок пассажиров и багажа легковым такси явилось бы внесение изменений в Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2009 года N 112, а именно в раздел IV в части уточнения средств связи с использованием и посредством которых принимаются заказы фрахтовщиком. В частности изложение пункта 103 раздела IV Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в следующей редакции: "103. Заказ фрахтователя принимается к выполнению фрахтовщиком или его представителем с использованием любых средств связи, в том числе телекоммуникационных каналов связи, предоставленных операторской службой, а также по месту нахождения фрахтовщика или его представителя.".




Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
официальный сайт ГосДумы России
www.duma.gov.ru
по состоянию на 21.03.2014