• Текст документа
  • Статус
Оглавление
Поиск в тексте

Вносится Правительством
Российской Федерации



Проект N 418707-6

     
     
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О почтовой связи

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Предмет, цели и сфера действия настоящего Федерального закона

1. Предметом настоящего Федерального закона являются правовые, организационные, экономические и финансовые основы деятельности в области почтовой связи на территории Российской Федерации.

2. Целями настоящего Федерального закона являются:

1) обеспечение конституционных прав получать, передавать и распространять информацию любым законным способом и конституционных прав на тайну переписки;

2) укрепление единства экономического, информационного и политического пространства в Российской Федерации;

3) установление требований к организации и осуществлению деятельности в области почтовой связи;

4) развитие почтовой связи и создание условий для развития конкуренции на рынке услуг почтовой связи;

5) развитие и внедрение технологий пересылки почтовых отправлений в электронной форме;

6) обеспечение безопасности работников и пользователей услуг почтовой связи.

3. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при осуществлении деятельности в области почтовой связи:

1) между органами государственной власти, осуществляющими регулирование деятельности операторов почтовой связи в пределах своей компетенции, и операторами почтовой связи;

2) между пользователями услуг почтовой связи и операторами почтовой связи;

3) между операторами почтовой связи.

4. Действие настоящего Федерального закона не распространяется на деятельность по осуществлению фельдъегерской связи, осуществляемую на основании отдельных нормативных правовых актов Российской Федерации.

5. Деятельность по обеспечению почтовой связью воинских частей и учреждений регулируется нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в области обороны.

6. Органы государственной власти Российской Федерации организуют государственный надзор и контроль в области почтовой связи.

7. Федеральному органу исполнительной власти в области связи, определенному Правительством Российской Федерации, предоставляются исключительные права на выдачу разрешений на применение франкировальных машин и определение порядка их использования.

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе


В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:

абонентский почтовый ящик - специализированное устройство для получения адресатами нерегистрируемых почтовых отправлений и периодических печатных изданий, распространяемых по договору подписки;

адресат - пользователь услуг почтовой связи, указанный в адресных данных в качестве получателя почтового отправления;

адресные данные - информация, включающая в себя почтовый адрес, а также фамилию, имя, отчество (при наличии) физического лица и наименование юридического лица;

виртуальное отделение почтовой связи - сайт оператора универсальной почтовой связи в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", обеспечивающий доступ к единой почтовой электронной системе оператора универсальной почтовой связи и предназначенный для дистанционного оказания услуг оператора универсальной почтовой связи;

вручение почтовых отправлений - выдача почтовых отправлений (в том числе посредством виртуального отделения почтовой связи) с идентификацией адресата или его представителя и оформлением квитанции о вручении почтового отправления в бумажной или электронной форме;

выемка почтовых отправлений - операция по сбору нерегистрируемых почтовых отправлений из почтовых ящиков;

доставка почтовых отправлений - совокупность осуществляемых работниками отделения почтовой связи операций, включая нанесение на почтовые отправления почтового штемпеля, их обработку и разнесение по абонентским почтовым ящикам;

двусторонняя доставка почтовых отправлений - совмещение почтальонами доставки почтовых отправлений с выемкой или приемом почтовых отправлений;

единая почтово-адресная индексация - единая для всей территории Российской Федерации система норм, правил, методик и технологий, обеспечивающих соответствие почтовых индексов и почтовых адресов;

знак почтовой оплаты - почтовая марка или иной знак в соответствии с предусмотренными настоящим Федеральным законом техническими условиями и требованиями к технологии универсальной почтовой связи, которые наносятся на почтовое отправление и подтверждают оплату услуг почтовой связи;

инфраструктура оператора почтовой связи - единый производственно-технологический комплекс, включающий в себя здания, сооружения, нежилые помещения, транспортные средства, устройства и оборудование, используемые оператором почтовой связи для оказания услуг почтовой связи;

корреспонденция - письма, в том числе в электронной форме, почтовые карточки, а также периодические печатные издания;

услуга курьерской почтовой связи - услуга почтовой связи, включающая в себя пересылку регистрируемых почтовых отправлений в виде почтовых карточек, писем, мелких пакетов и посылок, оказываемая оператором курьерской связи на основании возмездного договора, заключаемого с пользователем услуг почтовой связи;

международный почтовый обмен - часть процесса пересылки почтовых отправлений, заключающаяся в обмене почтовыми отправлениями между назначенными операторами почтовой связи, находящимися под юрисдикцией разных государств;

международный почтовый транзит - часть процесса пересылки почтовых отправлений, имеющих отправителя и адресата за пределами Российской Федерации, осуществляемая на территории Российской Федерации;

мелкий пакет - регистрируемое почтовое отправление, формы и габариты которого установлены в соответствии с предусмотренными настоящим Федеральным законом техническими условиями и требованиями к технологии универсальной почтовой связи, в мягкой упаковке, весом до двух килограммов;

нерегистрируемое почтовое отправление - почтовое отправление, пересылка которого осуществляется без операций по приему и (или) вручению;

обработка почтовых отправлений - совокупность операций по группированию, переупаковке в пачки, мешки и контейнеры почтовых отправлений с оформлением соответствующей сопроводительной документации и их перемещению в производственных помещениях;

оператор почтовой связи - юридическое лицо (индивидуальный предприниматель), оказывающее услугу универсальной почтовой связи и (или) услугу курьерской почтовой связи на основании соответствующей лицензии;

отправитель - пользователь услуг почтовой связи, обратившийся к оператору почтовой связи для получения услуги почтовой связи;

отправка почтовых отправлений - действия отправителя по передаче в пересылку нерегистрируемых почтовых отправлений через почтовый ящик либо отделение почтовой связи;

пересылка почтовых отправлений - совокупность организационных действий и производственных операций, включающих в себя прием (выемку), перевозку, обработку, сортировку, хранение и вручение (доставку) почтовых отправлений, в том числе прием в электронной форме и преобразование их из электронной формы в печатную на бумажном носителе;

письмо - разновидность корреспонденции, представляющей собой регистрируемое или нерегистрируемое почтовое отправление весом до пятисот граммов, упакованное в конверт установленной формы, либо без конверта в виде листов бумаги, сложенных (сброшюрованных) и скрепленных способом, не допускающим вскрытия без повреждения, либо в электронной форме;

подиндексная зона - совокупность почтовых адресов, расположенных на территории, имеющей определенный почтовый индекс;

пользователи услуг почтовой связи - физические лица, государственные органы Российской Федерации, государственные органы субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и юридические лица, пользующиеся услугами почтовой связи;

посылка - регистрируемое почтовое отправление, формы и габариты которого установлены в соответствии с предусмотренными настоящим Федеральным законом техническими условиями и требованиями к технологии универсальной почтовой связи, весом до тридцати одного килограмма пятисот граммов;

почтовая карточка - регистрируемое или нерегистрируемое почтовое отправление, пересылаемое без конверта, весом до десяти граммов;

почтовая связь - вид связи, обеспечивающий пересылку почтовых отправлений;

почтово-банковские услуги - услуги оператора универсальной почтовой связи, связанные с обеспечением доступа пользователей услуг почтовой связи к услугам кредитных организаций в отделениях почтовой связи;

почтовые отправления - адресованная и принятая к пересылке корреспонденция, а также мелкие пакеты, посылки, почтовые переводы денежных средств;

почтовый адрес - адрес места доставки почтовых отправлений;

почтовый индекс - используемый для повышения эффективности сортировки почтовых отправлений адресообразующий элемент, представляющий собой уникальный номер, присваиваемый отделению почтовой связи и обслуживаемой им территории;

почтовый перевод денежных средств - регистрируемое почтовое отправление, в том числе в электронной форме, обеспечивающее в соответствии с предусмотренными настоящим Федеральным законом правилами оказания почтово-банковских услуг прием от отправителя и выдачу адресату наличных денежных средств в валюте Российской Федерации;

почтовый субадрес - дополнительная информация к почтовому адресу, уточняющая место доставки (вручения) почтового отправления адресату;

почтовый штемпель - специализированная отметка (в том числе отметка в электронной форме), удостоверяющая дату, время и место принятия почтового отправления (в том числе в электронной форме) для пересылки, а также дату, время и место совершения оператором универсальной почтовой связи отдельных операций или действий в отношении почтовых отправлений, сопроводительных или иных документов;

почтовый ящик - специальный запирающийся ящик, предназначенный для сбора нерегистрируемых почтовых отправлений;

почтомат - автоматизированное устройство, предназначенное для отправки (приема), хранения и доставки (вручения) почтовых отправлений;

прием почтовых отправлений - совокупность операций в отношении регистрируемых почтовых отправлений, включающих в себя фиксацию данных отправителя, оплату и оформление с предоставлением отправителю квитанции в бумажной или электронной форме;

проверка вложений - предъявление оператору почтовой связи вложений в почтовые отправления с целью недопущения пересылки запрещенных предметов и веществ;

регистрируемое почтовое отправление - почтовое отправление, пересылка которого осуществляется с выполнением операций приема, вручения и уведомлением отправителя о вручении почтового отправления;

сортировка почтовых отправлений - операции по группированию почтовых отправлений по направлениям перевозки и (или) доставки;

транзитные почтовые отправления - почтовые отправления, перевозимые между транспортно-сортировочными структурными подразделениями оператора почтовой связи;

услуга универсальной почтовой связи - услуга почтовой связи, включающая в себя пересылку почтовых отправлений всех категорий и видов по любому почтовому адресу в переделах территории Российской Федерации, оказываемая оператором универсальной почтовой связи на основании возмездного публичного договора по доступным тарифам;

услуги почтовой связи - деятельность по приему, обработке, перевозке, доставке (вручению) почтовых отправлений, а также по осуществлению почтовых переводов денежных средств;

франкировальная машина - машина, предназначенная для нанесения на корреспонденцию, за исключением периодических печатных изданий, знаков почтовой оплаты, подтверждающих оплату услуг почтовой связи, даты приема данной корреспонденции и другой информации;

электронное письмо - письмо, пересылаемое в электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" или электронных носителей.

Статья 3. Правовое регулирование отношений в области почтовой связи

1. Правовое регулирование отношений в области почтовой связи основывается на Конституции Российской Федерации и осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации.

2. Особенности оказания услуг почтовой связи в части доставки (вручения) судебных извещений устанавливаются правилами оказания услуг универсальной почтовой связи в соответствии с нормами процессуального законодательства Российской Федерации.

3. Правила оказания почтово-банковских услуг устанавливаются Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.

4. Особенности предоставления услуг почтовой связи инвалидам в связи с имеющимися у них ограничениями жизнедеятельности устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области почтовой связи, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения.

5. Отношения в области международной почтовой связи регулируются международными соглашениями Российской Федерации, решениями международных почтовых организаций, участником которых является Российская Федерация, настоящим Федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Статья 4. Почтовые отправления

1. При оказании услуги почтовой связи осуществляется пересылка почтовых отправлений двух категорий - регистрируемых почтовых отправлений и нерегистрируемых почтовых отправлений.

2. В качестве регистрируемых почтовых отправлений пересылаются почтовые отправления следующих видов: почтовые карточки, письма, мелкие пакеты, посылки и почтовые переводы денежных средств.

3. Прием регистрируемых почтовых отправлений осуществляется в отделениях почтовой связи оператора универсальной почтовой связи, пунктах приема и выдачи почтовых отправлений оператора курьерской почтовой связи либо по месту нахождения отправителя.

4. Вручение регистрируемых почтовых отправлений осуществляется в отделениях почтовой связи, пунктах приема и выдачи почтовых отправлений либо по месту нахождения адресата.

5. Вручение регистрируемых почтовых отправлений с наложенным платежом осуществляется при условии полной оплаты адресатом стоимости вложения.

6. Уведомление отправителя о вручении регистрируемого почтового отправления и исполнении договора на оказание услуги почтовой связи осуществляется в форме, определяемой правилами оказания услуг универсальной почтовой связи либо правилами оказания услуг курьерской почтовой связи.

7. В качестве нерегистрируемых почтовых отправлений пересылаются почтовые отправления следующих видов: почтовые карточки, письма.

8. Отправка нерегистрируемых почтовых отправлений осуществляется через почтовые ящики или отделения почтовой связи.

9. Нерегистрируемые почтовые отправления доставляются в абонентские почтовые ящики либо в отделения почтовой связи.

10. Технические требования к упаковке почтовых отправлений, в том числе групповой, определяются оператором почтовой связи.

11. Оператор почтовой связи осуществляет перевозку почтовых отправлений транспортом, принадлежащим ему на праве собственности либо на ином законном основании, а также на основании гражданско-правовых договоров с транспортными организациями.

12. Транспортные организации, в том числе осуществляющие железнодорожные и авиационные перевозки, не вправе отказать операторам почтовой связи в заключении возмездных договоров по перевозке почтовых отправлений по регулярным междугородним и международным маршрутам следования транспортных средств.

Статья 5. Виды и предназначение почтовой связи в Российской Федерации

1. Почтовая связь в зависимости от предназначения, особенностей организации и условий пересылки почтовых отправлений подразделяется на универсальную почтовую связь и курьерскую почтовую связь.

2. Универсальная почтовая связь обеспечивает пересылку почтовых отправлений по любому почтовому адресу, имеет регулярный характер и доступна на всей территории Российской Федерации.

3. Универсальная почтовая связь предназначена для гарантированного обеспечения пользователей услуг почтовой связи услугами универсальной почтовой связи.

4. Особенностью организации универсальной почтовой связи является территориально распределенная инфраструктура оператора почтовой связи, позволяющая обеспечить оказание услуг почтовой связи на всей территории Российской Федерации.

5. Условия пересылки почтовых отправлений при оказании услуг универсальной почтовой связи едины для всех пользователей услуг универсальной почтовой связи и определяются на основе нормативов универсальной почтовой связи, устанавливаемых Правительством Российской Федерации.

6. Курьерской почтовой связью является почтовая связь, обеспечивающая пересылку почтовых отправлений на условиях и по территории, которые самостоятельно определяются оператором курьерской почтовой связи. Курьерская почтовая связь предназначена для удовлетворения индивидуальных потребностей пользователей услуг почтовой связи, имеющих повышенные требования к срокам и (или) условиям пересылки почтовых отправлений.

7. Оператор курьерской почтовой связи самостоятельно определяет способ организации своей деятельности.

Глава 2. Универсальная почтовая связь

Статья 6. Обеспечение универсальной почтовой связи

1. В целях обеспечения универсальной почтовой связи операторы универсальной почтовой связи оказывают услуги универсальной почтовой связи, содержание и принципы оказания которых определены настоящим Федеральным законом.

2. В целях обеспечения универсальной почтовой связи Правительство Российской Федерации устанавливает:

1) правила оказания услуг универсальной почтовой связи;

2) нормативы универсальной почтовой связи: нормативы размещения транспортно-сортировочных структурных подразделений, нормативы размещения отделений почтовой связи, нормативы размещения почтовых ящиков, нормативы сроков пересылки почтовых отправлений, нормативы режимов работы отделений почтовой связи, нормативы частоты доставки почтовых отправлений, нормативы выемки почтовых отправлений из почтовых ящиков, нормативы обмена почтовыми отправлениями при международном почтовом обмене;

3) требования к инфраструктуре оператора универсальной почтовой связи;

4) правила предоставления недискриминационного доступа операторов курьерской почтовой связи к инфраструктуре оператора универсальной почтовой связи;

5) технические условия и требования к технологии универсальной почтовой связи;

6) положение об издании и распространении знаков почтовой оплаты.

3. В целях обеспечения универсальной почтовой связи федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области почтовой связи, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, наделяет оператора универсальной почтовой связи статусом назначенного оператора универсальной почтовой связи в целях исполнения обязательств Российской Федерации в соответствии с международными договорами, заключенными Российской Федерацией в рамках членства во Всемирном почтовом союзе.

Статья 7. Единая почтово-адресная индексация

1. На всей территории Российской Федерации в целях функционирования всех видов почтовой связи действует единая почтово-адресная индексация, порядок обеспечения которой определяется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области почтовой связи.

2. Формирование и обеспечение единой почтово-адресной индексации на всей территории Российской Федерации осуществляется уполномоченным оператором универсальной почтовой связи.

3. Единая почтово-адресная индексация формируется путем условного деления территории Российской Федерации на подиндексные зоны и закрепления за ними отделений почтовой связи уполномоченного оператора универсальной почтовой связи.

4. Реестр почтовых индексов и почтовых адресов на всей территории Российской Федерации формируется и поддерживается уполномоченным оператором универсальной почтовой связи.

5. Доступность информации о единой почтово-адресной индексации в Российской Федерации для всех пользователей услуг почтовой связи и операторов почтовой связи обеспечивается уполномоченным оператором универсальной почтовой связи посредством общедоступных информационных ресурсов в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области почтовой связи.

Статья 8. Услуги универсальной почтовой связи

1. Услуги универсальной почтовой связи включают в себя пересылку почтовых отправлений всех категорий и видов:

1) между отправителями и адресатами, находящимися по любым почтовым адресам на территории Российской Федерации;

2) от отправителей, находящихся по любому почтовому адресу на территории Российской Федерации, - адресатам, находящимся на территории стран - членов Всемирного почтового союза;

3) от отправителей, находящихся на территории стран - членов Всемирного почтового союза, - адресатам, находящимся по любому почтовому адресу на территории Российской Федерации.

2. Услуга универсальной почтовой связи оказывается оператором универсальной почтовой связи на основании возмездного публичного договора. По договору на оказание услуг универсальной почтовой связи (далее - договор) оператор универсальной почтовой связи обязуется по заданию отправителя переслать вверенное ему почтовое отправление по указанному отправителем адресу и доставить (вручить) его адресату, а отправитель обязуется оплатить услуги оператора универсальной почтовой связи по установленным тарифам. Договор может быть заключен в письменной форме или путем совершения конклюдентных действий.

3. Услуги универсальной почтовой связи оказываются оператором универсальной почтовой связи в соответствии с правилами оказания услуг универсальной почтовой связи и нормативами универсальной почтовой связи.

Статья 9. Принципы оказания услуг универсальной почтовой связи


Оказание услуг универсальной почтовой связи осуществляется с соблюдением следующих принципов:

1) принцип регулярности - оказание услуг универсальной почтовой связи на регулярной основе, которое обеспечивается соблюдением нормативов режимов работы отделений почтовой связи, частоты доставки почтовых отправлений, выемки почтовых отправлений и сроков пересылки почтовых отправлений;

2) принцип территориальной доступности - оказание услуг универсальной почтовой связи на всей территории Российской Федерации, которое обеспечивается выполнением нормативов размещения всех типов отделений почтовой связи и почтовых ящиков;

3) принцип технологической и территориальной неделимости - оказание услуг универсальной почтовой связи с обслуживанием всех без исключения почтовых адресов в Российской Федерации и соблюдением на всей территории Российской Федерации единой технологии пересылки почтовых отправлений согласно техническим условиям и требованиям к технологии универсальной почтовой связи, которое обеспечивается территориально распределенной инфраструктурой оператора универсальной почтовой связи.

Статья 10. Уполномоченный оператор универсальной почтовой связи

1. В целях обеспечения универсальной почтовой связи федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области почтовой связи, в порядке и на основании критериев, определяемых Правительством Российской Федерации, наделяет одного из операторов универсальной почтовой связи статусом уполномоченного оператора универсальной почтовой связи.

2. Уполномоченный оператор универсальной почтовой связи осуществляет формирование, обеспечивает функционирование и развитие единой почтово-адресной индексации на всей территории Российской Федерации.

3. Уполномоченный оператор универсальной почтовой связи обладает исключительным правом на использование в своем фирменном наименовании слов "Россия", "Российская Федерация" и производных от них слов в сочетании со словом "почта".

Статья 11. Государственное регулирование тарифов на оказание услуг универсальной почтовой связи

1. Государственное регулирование тарифов на оказание услуг универсальной почтовой связи осуществляется федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в соответствии с законодательством Российской Федерации о естественных монополиях.

2. Перечень видов и категорий почтовых отправлений, тарифы на пересылку которых подлежат государственному регулированию, и порядок государственного регулирования тарифов на оказание услуг универсальной почтовой связи устанавливаются Правительством Российской Федерации.

3. Государственное регулирование тарифов осуществляется посредством установления тарифов или их предельных уровней.

4. При оказании услуг универсальной почтовой связи тарифы на пересылку почтовых отправлений, не включенных в перечень видов и категорий почтовых отправлений, тарифы на пересылку которых подлежат государственному регулированию, устанавливаются оператором универсальной почтовой связи.

5. В порядке, установленном в соответствии с частью 2 настоящей статьи, уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов вправе запрашивать, а оператор универсальной почтовой связи обязан представлять информацию о деятельности по оказанию услуг универсальной почтовой связи.

Статья 12. Лицензия на оказание услуг универсальной почтовой связи

1. Оказание услуг универсальной почтовой связи осуществляется на основании лицензии, выдаваемой в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

2. Лицензия на оказание услуг универсальной почтовой связи действует на всей территории Российской Федерации и выдается сроком на десять лет.

3. Условием получения лицензии является наличие на праве собственности или на ином законном основании инфраструктуры, позволяющей обеспечить оказание услуг универсальной почтовой связи с соблюдением положений статей 8 и 9 настоящего Федерального закона.

Статья 13. Недискриминационный доступ к инфраструктуре оператора универсальной почтовой связи

1. Оператор универсальной почтовой связи обязан при наличии технической возможности предоставлять операторам курьерской почтовой связи на договорной основе недискриминационный доступ к своей инфраструктуре путем приема транзитных почтовых отправлений в отделениях почтовой связи собственного приема транспортно-сортировочных структурных подразделений. В целях обеспечения безопасности и недопущения к пересылке почтовых отправлений, содержащих запрещенные в соответствии со статьей 45 настоящего Федерального закона вложения, при приеме почтовых отправлений оператор универсальной почтовой связи имеет право на осуществление проверки вложений.

2. Правила предоставления недискриминационного доступа к инфраструктуре оператора универсальной почтовой связи устанавливаются Правительством Российской Федерации.

3. Оператор универсальной почтовой связи при осуществлении международного почтового обмена не вправе передавать для пересылки почтовые отправления другим операторам почтовой связи, за исключением назначенных операторов почтовой связи стран - членов Всемирного почтового союза.

Статья 14. Знаки почтовой оплаты в универсальной почтовой связи

1. Знаки почтовой оплаты являются свидетельством оплаты пересылки почтовых отправлений при оказании услуг оператором универсальной почтовой связи.

2. В качестве знаков почтовой оплаты применяются знаки почтовой оплаты, предусмотренные техническими условиями и требованиями к технологии универсальной почтовой связи.


3. Требования к порядку выпуска и обращения знаков почтовой оплаты определяются положением об издании и распространении знаков почтовой оплаты.

4. Государственная коллекция почтовых марок подлежит включению в государственную часть Музейного фонда Российской Федерации в порядке, установленном Федеральным законом от 26 мая 1996 года N 54-ФЗ "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации".

5. Реализация почтовых марок, маркированных почтовых карточек и маркированных конвертов без предварительного гашения путем проставления почтового штемпеля осуществляется исключительно уполномоченным оператором универсальной почтовой связи.

6. Реализованные оператором универсальной почтовой связи знаки почтовой оплаты, маркированные конверты и маркированные почтовые карточки обратно не принимаются и не обмениваются.

7. Гашеные почтовые марки, гашеные маркированные конверты и гашеные маркированные почтовые карточки могут находиться в свободной продаже в качестве сувенирной и филателистической продукции.

Статья 15. Отделения почтовой связи

1. Отделения почтовой связи являются пунктами обслуживания пользователей услуг почтовой связи, обеспечивающими доступ к услугам оператора универсальной почтовой связи.

2. В отделениях почтовой связи осуществляются прием от отправителей и вручение получателям регистрируемых почтовых отправлений, прием от операторов почтовой связи и выдача операторам почтовой связи транзитных почтовых отправлений, отправка и доставка нерегистрируемых почтовых отправлений, реализация знаков почтовой оплаты, маркированных почтовых конвертов и почтовых карточек, продажа товаров, оказание почтово-банковских услуг, доставка пенсий и социальных выплат, оказание услуг по подписке на периодические печатные издания и иных сопутствующих услуг оператора универсальной почтовой связи.

3. Оператор универсальной почтовой связи обеспечивает функционирование отделений почтовой связи следующих типов:

1) отделения почтовой связи открытого типа, размещение которых осуществляется в соответствии с нормативами, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации;

2) отделения почтовой связи закрытого типа, создаваемые на территориях организаций - пользователей услуг почтовой связи и предназначенные для обслуживания этих организаций на основании договоров;

3) отделения почтовой связи собственного приема, создаваемые при транспортно-сортировочных структурных подразделениях оператора универсальной почтовой связи, предназначенные для приема и вручения транзитных почтовых отправлений и почтовых отправлений, сгруппированных в партии;

4) отделения почтовой связи передвижного типа, создаваемые на базе транспортных средств, предназначенные для обеспечения доступности услуг почтовой связи и оптимизации расходов на содержание стационарных отделений почтовой связи;

5) отделения почтовой связи автоматизированного типа, предназначенные для самообслуживания пользователей услуг почтовой связи, оборудованные почтоматами, автоматами для реализации знаков почтовой оплаты, платежными терминалами, в том числе для приема и вручения почтовых переводов денежных средств, терминалами доступа в информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет" и другими техническими средствами;

6) виртуальные отделения почтовой связи, являющиеся сайтами оператора универсальной почтовой связи в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", обеспечивающими доступ к единой почтовой электронной системе оператора универсальной почтовой связи и предназначенные для дистанционного оказания услуг оператора универсальной почтовой связи.

4. Обслуживание пользователей услуг почтовой связи с помощью передвижных отделений почтовой связи осуществляется в соответствии с правилами оказания услуг универсальной почтовой связи без получения разрешений органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

5. Отделения почтовой связи могут функционировать на условиях договоров, заключенных оператором универсальной почтовой связи с третьими лицами. Такие отделения почтовой связи учитываются при осуществлении контроля выполнения нормативов размещения отделений почтовой связи.

Статья 16. Почтовые ящики

1. Помещение отправителем в почтовый ящик нерегистрируемого почтового отправления, которое соответствует требованиям, установленным техническими условиями и требованиями к технологии универсальной почтовой связи, за пересылку которого произведена оплата согласно установленному тарифу и на котором указаны адресные данные адресата, признается заключением договора на оказание услуг универсальной почтовой связи путем совершения конклюдентных действий.

2. Почтовые ящики размещаются оператором универсальной почтовой связи в местах, доступных для отправителей почтовых отправлений, с соблюдением нормативов и правил размещения почтовых ящиков, устанавливаемых Правительством Российской Федерации.

3. Выемка почтовых отправлений из почтовых ящиков обеспечивается оператором универсальной почтовой связи с соблюдением нормативов универсальной почтовой связи, устанавливаемых Правительством Российской Федерации.

Статья 17. Абонентские почтовые ящики

1. Абонентские почтовые ящики устанавливаются в местах, удобных для доступа пользователей услуг универсальной почтовой связи и почтальонов, на административных и жилых домах, в подъездах административных и жилых домов (в том числе для осуществления двусторонней доставки), в общественных местах, а также как отдельно стоящие.

2. Размещение абонентских почтовых ящиков, содержание их в надлежащем состоянии и организация беспрепятственного доступа к ним лиц, определенных в настоящем Федеральном законе, является обязанностью собственников жилых домов, административных зданий и помещений либо, если жилое помещение является квартирой в многоквартирном доме, обязанностью управляющих организаций, товариществ собственников жилья либо жилищных кооперативов или иных специализированных потребительских кооперативов, осуществляющих управление многоквартирными домами.

Статья 18. Почтовый штемпель

1. Оператор универсальной почтовой связи гарантирует и обеспечивает подлинность и достоверность почтового штемпеля путем организационных и технических мер в соответствии с техническими условиями и требованиями к технологии универсальной почтовой связи.

2. Нанесение почтового штемпеля (штемпелевание) осуществляется на принимаемые к пересылке и поступающие в доставку почтовые отправления, а также на сопроводительные и иные документы в соответствии с техническими условиями и требованиями к технологии универсальной почтовой связи.

3. Штемпелевание, за исключением случаев, указанных в части 4 настоящей статьи, осуществляется с использованием именной (номерной) печати, изготавливаемой, хранимой и используемой в соответствии с техническими условиями и требованиями к технологии универсальной почтовой связи.

4. Штемпелевание почтовых отправлений, сопроводительных и иных документов в электронной форме осуществляется путем присоединения к указанным почтовым отправлениям и документам дополнительной информации, подписанной в соответствии с Федеральным законом от 6 апреля 2011 года N 63-ФЗ "Об электронной подписи".

Статья 19. Пересылка почтовых отправлений в электронной форме

1. Оператор универсальной почтовой связи пересылает в электронной форме корреспонденцию:

1) принятую к пересылке посредством виртуального отделения почтовой связи;

2) принятую к пересылке (отправленную) на бумажном носителе и преобразованную в электронную форму.

2. Корреспонденция в электронной форме направляется адресатам на официальные почтовые электронные ящики либо распечатывается на бумажном носителе с последующей доставкой или вручением.

Порядок преобразования корреспонденции в электронную форму и распечатывания корреспонденции, пересылаемой в электронной форме, устанавливается техническими условиями и требованиями к технологии универсальной почтовой связи.

Статья 20. Официальный почтовый электронный адрес и официальный почтовый электронный ящик в единой почтовой электронной системе оператора универсальной почтовой связи

1. Оператор универсальной почтовой связи оказывает пользователю универсальной почтовой связи услуги по предоставлению официального почтового электронного адреса и официального почтового электронного ящика на основании абонентского договора.

2. Официальный почтовый электронный адрес является персональным идентификатором пользователя услуг почтовой связи в единой почтовой электронной системе оператора универсальной почтовой связи.

3. Официальный почтовый электронный ящик является услугой виртуального отделения почтовой связи, оказываемой идентифицированным пользователям услуг почтовой связи и обеспечивающей возможность обмена почтовыми отправлениями в электронной форме.

4. Реестр официальных почтовых электронных адресов формируется и поддерживается оператором универсальной почтовой связи.

5. Порядок формирования и предоставления официальных почтовых электронных адресов определяется оператором универсальной почтовой связи.

Статья 21. Единая почтовая электронная система оператора универсальной почтовой связи

1. Оператор универсальной почтовой связи создает единую почтовую электронную систему, которая является информационной системой, обеспечивающей пересылку почтовых отправлений, включая почтовые отправления в электронной форме, в том числе в рамках электронного документооборота, на всей территории Российской Федерации.

2. Доступ к единой почтовой электронной системе оператора универсальной почтовой связи обеспечивается оператором универсальной почтовой связи посредством виртуального отделения почтовой связи.

3. Оператор универсальной почтовой связи посредством единой почтовой электронной системы оператора универсальной почтовой связи обеспечивает:

1) формирование и предоставление официальных почтовых электронных адресов;

2) функционирование реестра почтовых индексов и почтовых адресов, в том числе официальных почтовых электронных адресов;

3) функционирование официальных почтовых электронных ящиков;

4) пересылку почтовых отправлений в электронной форме;

5) прием почтовых отправлений в электронной форме, а также перевод в электронную форму почтовых отправлений, принятых к пересылке на бумажном носителе, с последующим преобразованием электронной формы в печатную (на бумажный носитель) и конвертованием для доставки (вручения) адресату.

4. Порядок функционирования единой почтовой электронной системы оператора универсальной почтовой связи и доступа к ней пользователей услуг почтовой связи определяется оператором универсальной почтовой связи.

5. Требования по обеспечению доступности единой почтовой электронной системы оператора универсальной почтовой связи для слепых и слабовидящих граждан утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области почтовой связи по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения.

Статья 22. Международный почтовый обмен

1. Международный почтовый обмен осуществляется назначенным оператором универсальной почтовой связи.

2. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области почтовой связи, одновременно с предоставлением лицензии на оказание услуг универсальной почтовой связи наделяет в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оператора универсальной почтовой связи статусом назначенного оператора универсальной почтовой связи.

3. Назначенный оператор универсальной почтовой связи осуществляет международный почтовый обмен и международный почтовый транзит в соответствии с актами Всемирного почтового союза, таможенным законодательством Таможенного союза, законодательством Российской Федерации о таможенном деле, настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также соглашениями, заключенными с назначенными операторами иностранных государств.

4. Международный почтовый обмен осуществляется в специально организованных местах.

5. Места международного почтового обмена являются составной частью инфраструктуры оператора универсальной почтовой связи и определяются федеральным органом исполнительной власти в области таможенного дела совместно с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области почтовой связи.

Статья 23. Абонентский договор

1. На основании абонентского договора оператор универсальной почтовой связи оказывает пользователю (абоненту) услуги регулярного характера, направленные на повышение потребительской ценности услуг почтовой связи для пользователя, а пользователь обязуется вносить оператору универсальной почтовой связи определенные, в том числе периодические, платежи независимо от того, было ли затребовано пользователем соответствующее исполнение от оператора универсальной почтовой связи.

2. Абонентский договор является публичным договором и заключается в соответствии с правилами оказания услуг универсальной почтовой связи.

3. Заключение абонентских договоров и оказание соответствующих услуг осуществляется в отделениях почтовой связи пользователям, проживающим либо находящимся на территории обслуживания, закрепленной за отделением почтовой связи.

4. Перечень услуг, оказываемых на основании абонентского договора, определяется оператором универсальной почтовой связи и может отличаться в различных отделениях почтовой связи.

Статья 24. Почтовый субадрес

1. Почтовый субадрес предоставляется оператором универсальной почтовой связи по требованию пользователя почтовой связи в случаях:

1) нахождения по одному почтовому адресу нескольких адресатов;

2) при отсутствии почтового адреса по месту нахождения адресата;

3) для разделения потоков почтовых отправлений, получаемых пользователем услуг универсальной почтовой связи;

4) в иных случаях по соглашению между оператором универсальной почтовой связи и пользователем услуг почтовой связи.

2. Почтовый субадрес предоставляется пользователю услуг почтовой связи оператором универсальной почтовой связи на основании абонентского договора.

Статья 25. Абонементные почтовые ящики

1. Абонементный почтовый ящик предоставляется оператором универсальной почтовой связи адресату для хранения почтовых отправлений с последующей выдачей, переадресации почтовых отправлений, а также для получения адресатом почтовых отправлений в количестве, превышающем ограничения, установленные правилами оказания услуг универсальной почтовой связи для абонентских почтовых ящиков.

2. Услуга по предоставлению абонементного почтового ящика оказывается оператором универсальной почтовой связи на основании абонентского договора.

3. Идентификационный номер абонементного почтового ящика является почтовым субадресом.

Статья 26. Почтово-банковские услуги

1. Почтово-банковские услуги оказываются оператором универсальной почтовой связи в целях обеспечения пользователям услуг почтовой связи доступа к услугам кредитных организаций в отделениях почтовой связи.

2. Оператор универсальной почтовой связи оказывает почтово-банковские услуги на основании договоров, заключаемых с кредитными организациями, и в соответствии с правилами оказания почтово-банковских услуг.

3. Почтово-банковские услуги, оказываемые оператором универсальной почтовой связи, включают в себя:

1) выдачу наличных денежных средств физическим лицам в случаях и порядке, которые предусмотрены договорами оператора универсальной почтовой связи с кредитными организациями;

2) услуги банковского платежного агента (субагента) по осуществлению перевода денежных средств и использованию электронных средств платежа в соответствии с законодательством Российской Федерации о национальной платежной системе;

3) услуги по сбору и пересылке в адрес кредитных организаций документов, необходимых для оказания услуг кредитных организаций, в случаях и порядке, которые предусмотрены договорами оператора универсальной почтовой связи с кредитными организациями.

4. Оператор универсальной почтовой связи размещает в отделениях почтовой связи информацию о перечне кредитных организаций, доступ к услугам которых обеспечивается посредством оказания почтово-банковских услуг, а также перечень таких услуг.

5. Контроль за деятельностью оператора универсальной почтовой связи по оказанию почтово-банковских услуг осуществляет Центральный банк Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.

Статья 27. Особенности оказания услуг по доставке пенсий, иных социальных выплат и распространению периодических печатных изданий оператором универсальной почтовой связи

1. Оператор универсальной почтовой связи не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по доставке пенсий и иных социальных выплат, если стоимость услуг, указанная в договоре, определена на основании методики, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов.

2. Оператор универсальной почтовой связи не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по распространению периодических печатных изданий (в том числе по подписке) при условии, если цена, предусмотренная договором, определяется по тарифам, рассчитанным на основании методики, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов, а условия приема подписки и доставки периодических печатных изданий, указанные в договоре, не противоречат нормативам режима работы отделений почтовой связи и нормативам частоты доставки почтовых отправлений.

Статья 28. Оплата услуг оператора универсальной почтовой связи

1. Порядок оплаты услуг оператора универсальной почтовой связи определяется в соответствии с правилами оказания услуг универсальной почтовой связи.

2. Оплата услуг оператора универсальной почтовой связи осуществляется следующими способами:

1) оплата посредством приобретения в отделении почтовой связи знаков почтовой оплаты, маркированных конвертов и маркированных почтовых карточек;

2) наличный расчет в отделении почтовой связи;

3) безналичный расчет.

3. Оператор универсальной почтовой связи вправе предоставлять пользователям услуг почтовой связи отсрочку платежа, при этом договор на оказание услуг оператора универсальной почтовой связи является основанием для перевода денежных средств по требованию оператора универсальной почтовой связи в соответствии с законодательством Российской Федерации о национальной платежной системе.

4. Оператор универсальной почтовой связи применяет дифференцированный подход при определении тарифов на оказываемые услуги.

5. Дифференцированный подход при определении тарифов на пересылку почтовых отправлений применяется с учетом государственного регулирования тарифов, установленного согласно статье 11 настоящего Федерального закона, в том числе в зависимости от:

1) количества почтовых оправлений;

2) срока и размера предварительной оплаты за оказание услуг в будущем периоде;

3) расстояния и способа пересылки почтовых отправлений.

6. Оператор универсальной почтовой связи в соответствии с правилами оказания услуг универсальной почтовой связи вправе устанавливать для отдельных категорий пользователей услуг почтовой связи дифференцированные тарифы, которые не могут носить индивидуальный характер.

Статья 29. Ответственность оператора универсальной почтовой связи

1. Ответственность оператора универсальной почтовой связи, предусмотренная частью 2 настоящей статьи, наступает за утрату, порчу (повреждение), недоставку почтовых отправлений или нарушение нормативных сроков их пересылки.

2. Убытки, причиненные при оказании услуг универсальной почтовой связи, возмещаются оператором универсальной почтовой связи пользователям услуг универсальной почтовой связи в следующих размерах:

1) в случае утраты или порчи (повреждения) почтового отправления с объявленной ценностью - в размере объявленной ценности (в пределах, установленных правилами оказания услуг универсальной почтовой связи) и стоимости соответствующей услуги, за исключением платы за объявленную ценность;

2) в случае утраты или порчи (повреждения) иных регистрируемых почтовых отправлений - в двукратном размере стоимости соответствующей услуги;

3) в случае невыплаты (неосуществления) почтового перевода денежных средств - в размере суммы перевода и стоимости пересылки почтового перевода денежных средств.

3. Операторы универсальной почтовой связи не несут ответственности за утрату, порчу (повреждение), недоставку почтовых отправлений или нарушение нормативных сроков их пересылки, если будет доказано, что они произошли вследствие обстоятельств непреодолимой силы или свойства вложения почтового отправления.

4. Административная ответственность за нарушение правил оказания услуг универсальной почтовой связи устанавливается Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

5. Споры в связи с неисполнением или ненадлежащем исполнении оператором универсальной почтовой связи обязательств по оказанию услуг почтовой связи рассматриваются с соблюдением обязательного претензионного порядка, определяемого правилами оказания услуг универсальной почтовой связи.

Статья 30. Подразделение безопасности почтовой связи оператора универсальной почтовой связи

1. Оператор универсальной почтовой связи обязан создать подразделение безопасности почтовой связи.

2. Оператор универсальной почтовой связи в целях обеспечения безопасности почтовой связи имеет право приобретать для подразделения безопасности почтовой связи специальные средства и служебное оружие. Применение специальных средств и служебного оружия работниками подразделений безопасности почтовой связи осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 14 апреля 1999 года N 77-ФЗ "О ведомственной охране" для применения специальных средств и служебного оружия работниками ведомственной охраны.

3. Специальные средства, виды, типы и модели служебного огнестрельного оружия, патронов к нему, а также нормы обеспечения ими работников подразделения безопасности почтовой связи оператора универсальной почтовой связи определяются Правительством Российской Федерации.

4. Обеспечение безопасности почтовой связи оператором универсальной почтовой связи осуществляется в соответствии с положениями главы 4 настоящего Федерального закона.

Статья 31. Использование транспортных средств для перевозки почтовых отправлений

1. Оператору универсальной почтовой связи предоставляется право на условиях договора перевозить почтовые отправления по всем маршрутам и линиям автомобильного, железнодорожного, воздушного, морского и речного транспорта в сопровождении работников оператора универсальной почтовой связи либо передавать почтовые отправления для перевозки под ответственность транспортных организаций. Никакая транспортная организация не может отказать в заключении договора на перевозку почтовых отправлений по регулярным междугородным и международным маршрутам следования ее транспортных средств.

2. Федеральный орган исполнительной власти в области железнодорожного транспорта в соответствии с договором на перевозку почтовых отправлений организует курсирование почтово-багажных поездов, включает почтовые вагоны в составы скорых и пассажирских поездов и обеспечивает прием поездов с почтовыми вагонами на платформы, удобные для проведения погрузочно-разгрузочных работ. Исключение почтовых вагонов из составов скорых и пассажирских поездов без согласия оператора универсальной почтовой связи не допускается.

3. Почтовый транспорт оператора универсальной почтовой связи должен иметь специальные отличительные знаки - белую диагональную полосу на синем фоне, эмблему и название организации, а также может быть оборудован специальными световыми сигналами (проблесковыми маячками). Указанный почтовый транспорт имеет право на беспрепятственный проезд по всем улицам населенных пунктов и дорогам Российской Федерации, а также на заправку горючим вне очереди наряду с автомобилями оперативных и специальных служб.

4. Почтовый транспорт оператора универсальной почтовой связи не может быть привлечен для оказания услуг и выполнения работ, не относящихся к деятельности почтовой связи, без согласия оператора универсальной почтовой связи.

5. Перевозка почтовых отправлений и денежных средств оператором универсальной почтовой связи, его работниками, сопровождающими почтовые отправления и денежные средства, по постоянным и временным переправам через реки, каналы и другие водные объекты, а также по платным автомобильным дорогам производится вне очереди и безвозмездно.

6. Проезд почтового транспорта оператора универсальной почтовой связи к объектам почтовой связи и грузовым (багажным) комплексам, расположенным при авто- и железнодорожных станциях, аэропортах, морских и речных портах, пристанях, для обмена почтовых отправлений, доставленных автомобилями, почтовыми вагонами, воздушными, морскими судами и судами внутреннего плавания, осуществляется вне очереди и безвозмездно.

Статья 32. Социальная поддержка работников оператора универсальной почтовой связи

1. Работникам оператора универсальной почтовой связи предоставляется социальная поддержка в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также международными договорами Российской Федерации.

2. Почтальоны оператора универсальной почтовой связи исключительно в служебных целях обеспечиваются проездными документами на все виды городского пассажирского транспорта, а в сельской местности также на автомобильный транспорт общего пользования пригородного и междугородного сообщения, приобретаемыми оператором универсальной почтовой связи у соответствующих транспортных организаций.

Глава 3. Курьерская почтовая связь

Статья 33. Обеспечение курьерской почтовой связи

1. В целях обеспечения курьерской почтовой связи оператор курьерской почтовой связи оказывает услуги курьерской почтовой связи, состав и принципы оказания которых определены настоящим Федеральным законом.

2. Правила оказания услуг курьерской почтовой связи устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Статья 34. Услуги курьерской почтовой связи

1. Услуги курьерской почтовой связи включают в себя пересылку регистрируемых почтовых отправлений в виде почтовых карточек, писем, мелких пакетов и посылок.

2. При оказании услуг курьерской почтовой связи допускается пересылка почтовых отправлений видов и категорий, указанных в части 1 настоящей статьи, между пользователями услуг почтовой связи в Российской Федерации и в иностранных государствах.

3. Условия пересылки почтовых отправлений при оказании услуг курьерской почтовой связи определяются правилами оказания услуг курьерской почтовой связи.

Статья 35. Принципы оказания услуг курьерской почтовой связи


Оказание услуг курьерской почтовой связи осуществляется на основе следующих принципов:

1) свобода выбора территории обслуживания - оказание услуг курьерской почтовой связи на территории, определяемой оператором курьерской почтовой связи, исходя из коммерческой целесообразности и спроса на услуги курьерской почтовой связи;

2) свобода выбора направлений пересылки - оказание услуг курьерской почтовой связи исходя из распределения потоков почтовых отправлений и востребованности услуги в различных населенных пунктах;

3) свобода выбора организации, способов и условий пересылки почтовых отправлений - оказание услуг курьерской почтовой связи исходя из свободного определения организационно-территориальной структуры, сроков пересылки почтовых отправлений и других условий;

4) свобода ценообразования - оказание услуг курьерской почтовой связи осуществляется по ценам, определяемым оператором курьерской почтовой связи.

Статья 36. Лицензия на оказание услуг курьерской почтовой связи

1. Оказание услуг курьерской почтовой связи осуществляется на основании лицензии, выдаваемой в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

2. Лицензия на оказание услуг курьерской почтовой связи является специальным разрешением на право пересылки почтовых отправлений, указанных в части 1 статьи 33, на территории, указанной в лицензии.

3. Лицензия на оказание услуг курьерской почтовой связи выдается сроком на пять лет.

4. Лицензионные условия на оказание услуг курьерской почтовой связи устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Статья 37. Взаимодействие операторов курьерской почтовой связи

1. Взаимодействие операторов курьерской почтовой связи осуществляется на договорной основе.

2. Операторы курьерской почтовой связи в целях выполнения своих обязательств перед пользователями услуг почтовой связи вправе:

1) передавать принятые почтовые отправления операторам почтовой связи;

2) предоставлять операторам курьерской почтовой связи доступ к своей инфраструктуре путем приема к пересылке регистрируемых и (или) транзитных почтовых отправлений.

Статья 38. Договор на оказание услуг курьерской почтовой связи

1. Услуги курьерской почтовой связи оказываются оператором курьерской почтовой связи на основе возмездного договора, заключаемого с пользователем услуг почтовой связи.

2. В соответствии с договором на оказание услуг курьерской почтовой связи оператор курьерской почтовой связи обязуется по заданию отправителя осуществить пересылку регистрируемого почтового отправления, а отправитель обязуется оплатить оказанные услуги.

3. Условия договора на оказание услуг курьерской почтовой связи определяются сторонами договора в соответствии с правилами оказания услуг курьерской почтовой связи.

4. Оператор курьерской почтовой связи вправе за свой счет предоставлять льготы отдельным категориям пользователей услуг почтовой связи в отношении цены и иных условий оказываемых услуг.

Статья 39. Оформление почтовых отправлений при оказании услуг курьерской почтовой связи

1. При оказании услуг курьерской почтовой связи оператор курьерской почтовой связи определяет с учетом правил оказания услуг курьерской почтовой связи требования к упаковке почтовых отправлений, вид и форму знаков почтовой оплаты оператора курьерской почтовой связи, формы бланков и сопроводительных документов почтовых отправлений.

2. Знаки почтовой оплаты оператора курьерской почтовой связи не являются почтовыми марками.

3. На сопроводительные документы почтовых отправлений и франкировальные оттиски должны быть нанесены календарные отметки и фирменное наименование оператора курьерской почтовой связи с указанием места его нахождения и адреса пункта приема и выдачи почтового отправления либо данных сотрудника оператора курьерской почтовой связи, осуществившего прием почтового отправления.

Статья 40. Пункты приема и выдачи почтовых отправлений оператора курьерской почтовой связи

1. Для оказания услуг курьерской почтовой связи оператор курьерской почтовой связи вправе организовывать пункты приема и выдачи почтовых отправлений.

2. Размещение и оснащение пунктов приема и выдачи почтовых отправлений осуществляется оператором курьерской почтовой связи в соответствии с правилами оказания услуг курьерской почтовой связи.

Статья 41. Ответственность оператора курьерской почтовой связи


Ответственность оператора курьерской почтовой связи наступает за утрату, порчу (повреждение), недоставку или нарушение договорных сроков пересылки почтовых отправлений. Порядок применения ответственности при оказании услуг курьерской почтовой связи, в том числе объем возмещения причиненных убытков, определяется договором на оказание услуг курьерской почтовой связи.

Глава 4. Безопасность почтовой связи и тайна почтовой связи

Статья 42. Обеспечение безопасности почтовой связи и тайна почтовой связи

1. Операторы почтовой связи принимают меры для обеспечения безопасности объектов инфраструктуры почтовой связи, транспортных средств, работников почтовой связи, а также пользователей услуг почтовой связи при оказании услуг почтовой связи, осуществляют охрану почтовых отправлений от несанкционированного доступа, принимают меры по предотвращению случаев утраты и хищения почтовых отправлений и денежных средств, иные меры по обеспечению безопасности почтовой связи.

2. Помещения, в которых осуществляются обработка почтовых отправлений и хранение денежных средств, а также транспортные средства, в которых осуществляется перевозка почтовых отправлений и денежных средств, должны быть оснащены в соответствии с требованиями по обеспечению безопасности, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации.

3. Тайна переписки, почтовых, телеграфных и иных сообщений, входящих в сферу деятельности операторов почтовой связи, гарантируется государством.

4. Вскрытие почтовых отправлений, осмотр их вложений, а также иные ограничения тайны почтовой связи допускаются только на основании судебного решения.

5. Все операторы почтовой связи обязаны обеспечивать соблюдение тайны почтовой связи.

6. Информация об адресных данных пользователей услуг почтовой связи, о почтовых отправлениях, почтовых переводах денежных средств, телеграфных и иных сообщениях, входящих в сферу деятельности операторов почтовой связи, а также сами почтовые отправления, переводимые денежные средства, телеграфные и иные сообщения являются тайной почтовой связи и могут выдаваться только отправителям (адресатам) или их представителям.

7. Должностные и иные лица, работники организаций почтовой связи, допустившие нарушения положений настоящей статьи, привлекаются к ответственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Статья 43. Обеспечение безопасности при приеме почтовых отправлений

1. Операторы почтовой связи в пределах своей компетенции обязаны принимать меры по недопущению к пересылке в почтовых отправлениях предметов и веществ, указанных в статье 45 настоящего Федерального закона, и имеют право на проведение проверки вложений при приеме почтовых отправлений в присутствии отправителя.

2. При приеме почтовых отправлений оператор почтовой связи обязан зафиксировать данные отправителя в порядке, определяемом правилами оказания услуг универсальной почтовой связи (для оператора универсальной почтовой связи) или правилами оказания услуг курьерской почтовой связи (для оператора курьерской почтовой связи).

3. В автоматизированных отделениях почтовой связи и пунктах приема и выдачи почтовых отправлений, оборудованных почтоматами, прием и вручение почтовых отправлений осуществляется с использованием технических средств, позволяющих исключить несанкционированный доступ к почтовым отправлениям.

4. Работники оператора почтовой связи, ответственные за прием почтовых отправлений, должны регулярно проходить обучение и аттестацию по вопросам безопасности и противодействия террористическим угрозам в порядке и по методике, которые определяются федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности.

5. Отправитель почтового отправления несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за нарушение ограничений, установленных в отношении вложений в почтовые отправления.

Статья 44. Содействие операторов почтовой связи при проведении оперативно-разыскных мероприятий


При проведении уполномоченным государственным органом оперативно-разыскных мероприятий оператор почтовой связи обязан:

1) оказывать содействие уполномоченному государственному органу в реализации возложенных на этот орган задач и создавать условия, необходимые для проведения им оперативно-разыскных мероприятий в соответствии с законодательством Российской Федерации;

2) предоставлять уполномоченному государственному органу при проведении им оперативно-разыскных мероприятий почтовые отправления, информацию о пользователях услугами почтовой связи и об оказанных (оказываемых) им услугах почтовой связи, а также иную информацию в случаях и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации;

3) обеспечивать реализацию установленных федеральным органом исполнительной власти в области связи по согласованию с уполномоченным государственным органом, осуществляющим оперативно-разыскную деятельность, требований к сетям связи и средствам связи для проведения этим органом в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, оперативно-разыскных мероприятий;

4) в соответствии с законодательством Российской Федерации об оперативно-разыскной деятельности предоставлять при необходимости уполномоченному государственному органу для проведения им оперативно-разыскных мероприятий помещения в объектах почтовой связи на основе устного соглашения;

5) принимать меры по недопущению раскрытия организационных и тактических приемов проведения оперативно-разыскных мероприятий.

Статья 45. Ограничения в пересылке предметов и веществ

1. Пересылка почтовых отправлений, содержащих письменную корреспонденцию и иные вложения, являющиеся носителями сведений, составляющих государственную тайну, осуществляется оператором курьерской почтовой связи, уполномоченным Правительством Российской Федерации.

2. Не допускается пересылка почтовых отправлений, содержащих следующие вложения:

1) огнестрельное, сигнальное, пневматическое, газовое оружие, боеприпасы, патроны к огнестрельному, сигнальному и газовому оружию, холодное оружие (включая метательное), электрошоковые устройства и искровые разрядники, основные части огнестрельного оружия, а также взрывные и иные устройства, представляющие опасность для жизни и здоровья людей;

2) наркотические средства, психотропные вещества и их прекурсоры;

3) сильнодействующие, радиоактивные, взрывчатые, ядовитые, едкие, легковоспламеняющиеся и другие опасные вещества и предметы (материальные объекты).

3. Операторы почтовой связи имеют право отказать в приеме для пересылки почтовых отправлений, содержащих скоропортящиеся продукты питания, а также предметы и вещества, которые по своему характеру или упаковке могут представлять опасность для жизни и здоровья людей, загрязнять или портить (повреждать) другие почтовые отправления и средства почтовой связи. Перечень таких предметов и веществ устанавливается правилами оказания услуг универсальной почтовой связи и правилами оказания услуг курьерской почтовой связи.

4. Операторы почтовой связи имеют право задерживать почтовые отправления, содержащие предметы и вещества, указанные в части 2 настоящей статьи, а также изымать такие предметы и вещества.

5. Порядок задержания почтовых отправлений, а также изъятия из них предметов и веществ устанавливается правилами оказания услуг универсальной почтовой связи и правилами оказания услуг курьерской почтовой связи.

Статья 46. Особенности оказания услуг почтовой связи при чрезвычайных ситуациях, при проведении контртеррористической операции и при введении режима военного положения

1. Управление деятельностью по оказанию услуг почтовой связи при чрезвычайных ситуациях, а также приостановление или ограничение данной деятельности осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. При возникновении чрезвычайных ситуаций, при проведении контртеррористической операции или введении режима военного положения в пределах территории, на которой расположены объекты инфраструктуры операторов почтовой связи, применяются меры и временные ограничения в соответствии с Федеральным конституционным законом от 30 января 2002 года N 1-ФКЗ "О военном положении", Федеральным конституционным законом от 30 мая 2001 года N 3-ФКЗ "О чрезвычайном положении" и Федеральным законом от 6 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму".

Глава 5. Заключительные и переходные положения

Статья 47. Переходные положения

1. Лицензии на оказание услуг почтовой связи, выданные до вступления в силу настоящего Федерального закона, подлежат переоформлению на основании заявления лицензиата в течение трех месяцев со дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

2. Лицензии на оказание услуг почтовой связи, выданные до вступления в силу настоящего Федерального закона и не переоформленные в соответствии с положениями части 1 настоящей статьи, по истечении трех месяцев со дня вступления в силу настоящего Федерального закона предоставляют право только на оказание услуг курьерской почтовой связи.

Статья 48. Признание утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации


Признать утратившими силу:

1) Федеральный закон от 17 июля 1999 года N 176-ФЗ "О почтовой связи" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 29, ст.3697);

2) статью 124 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 35, ст.3607);

3) статью 40 Федерального закона от 26 июня 2007 года N 118-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части приведения их в соответствие с Земельным кодексом Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 27, ст.3213);

4) статью 21 Федерального закона от 14 июля 2008 года N 118-ФЗ "О внесении изменений в Водный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 29, ст.3418);

5) статью 73 Федерального закона от 23 июля 2008 года N 160-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием осуществления полномочий Правительства Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 30, ст.3616);

6) статью 1 Федерального закона от 28 июня 2009 года N 124-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 26, ст.3122);

7) статью 11 Федерального закона от 6 декабря 2011 года N 409-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 50, ст.7351).

Статья 49. Вступление в силу настоящего Федерального закона


Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении 180 дней со дня его официального опубликования.

Президент
Российской Федерации

Пояснительная записка к проекту федерального закона "О почтовой связи"



Проект федерального закона "О почтовой связи" (далее - законопроект) разработан Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации во исполнение пункта 52 Плана законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации на 2010 год, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2009 года N 2063-р.

В настоящее время отношения в области оказания услуг почтовой связи регулируются Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 176-ФЗ "О почтовой связи" (далее - действующий закон).

Почтовая связь является базовым элементом инфраструктуры любого современного государства и важным инструментом связи между государством и населением страны.

Социальная значимость почтовой связи в Российской Федерации обусловлена выполнением ряда функций, имеющих государственное значение:

- сохранение политической и экономической целостности России за счет покрытия территории всей страны сетью из 42 тысяч отделений, 30 тысяч которых находятся в населенных пунктах, в которых проживает менее 20 тысяч человек;

- обеспечение единственного общедоступного механизма адресного общения (около 2,2 млрд. писем, карточек и счетов ежегодно при совокупном проникновении широкополосного доступа в сеть "Интернет" не выше 55 процентов);

- развитие экономики и предпринимательской деятельности;

- обеспечение связи между государством и населением;

- обеспечение доступа к финансовым услугам;

- создание рабочих мест.

Оказание услуг почтовой связи в соответствии с положениями действующего закона не позволяет в полной мере удовлетворить потребности населения в качественных услугах почтовой связи.

Законопроектом закладывается основа для формирования единого рынка услуг почтовой связи посредством создания эффективного механизма взаимодействия всех участников процесса, направленного на повышение качества оказываемых услуг и обеспечение их доступности для всего населения Российской Федерации.

Законопроект предполагает признание утратившим силу действующего закона и создание законодательного акта, регулирующего отношения в области оказания услуг почтовой связи, отвечающего потребностям современного общества.

Законопроект разработан с учетом норм действующего законодательства и международных обязательств Российской Федерации, результатов анализа практики их реализации, а также опыта нормативного правового регулирования отношений в области оказания услуг почтовой связи в других странах.

Законопроект носит межотраслевой характер и содержит положения, относящиеся к отраслям гражданского, административного права и законодательства о регулировании отдельных видов предпринимательской деятельности.

С момента принятия действующего закона, рынок услуг почтовой связи в Российской Федерации претерпел существенные изменения как по составу и структуре его участников, так и по оказываемым услугам почтовой связи, в связи с чем возникла необходимость в разработке новых принципов и подходов к государственному регулированию рынка услуг почтовой связи.

Актуальность разработки законопроекта обусловлена рядом существенных изменений, происходящих в последние годы на рынке услуг почтовой связи, которые оказывают непосредственное влияние на почтовую отрасль (появление независимых операторов почтовых и логистических услуг, замещение традиционной почтовой связи электронными видами коммуникаций и др.).

Важным этапом модернизации отраслевого законодательства является настоящий законопроект, учитывающий указанные произошедшие изменения.

Законопроектом корректируется содержание ряда основных понятий, применяемых в действующем законе, таких как "почтовая связь", "оператор почтовой связи", "адресные данные", "почтовые отправления", "почтовый ящик", "абонентский почтовый ящик", "адресат", "услуга универсальной почтовой связи", с целью их единообразного толкования и практического использования, а также предусматривается введение ряда новых понятий, в том числе "виртуальное отделение почтовой связи", "услуга курьерской почтовой связи", "мелкий пакет", "регистрируемое почтовое отправление", "нерегистрируемое почтовое отправление", "почтово-банковские услуги", "почтомат", "электронное письмо".

Законопроектом определяются виды и предназначение почтовой связи в Российской Федерации. Так, почтовая связь, в зависимости от предназначения, особенностей организации и условий пересылки почтовых отправлений, подразделяется на универсальную почтовую связь и курьерскую почтовую связь.

Универсальной почтовой связью является доступная и имеющая регулярный характер на всей территории Российской Федерации почтовая связь, обеспечивающая пересылку всех видов и категорий почтовых отправлений по любому почтовому адресу как внутри страны, так и за ее пределами.

В законопроекте определены основные принципы оказания услуг универсальной почтовой связи: принцип регулярности, принцип территориальной доступности, принцип технологической и территориальной неделимости.

При этом для осуществления общественно значимых функций вводится понятие "уполномоченный оператор универсальной почтовой связи", который осуществляет формирование, функционирование и развитие единой почтово-адресной индексации на всей территории Российской Федерации.

Кроме того, статьей 6 законопроекта предусматривается, что федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области почтовой связи, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, наделяет оператора универсальной почтовой связи статусом назначенного оператора универсальной почтовой связи в целях исполнения обязательств Российской Федерации в соответствии с международными договорами, заключенными Российской Федерацией в рамках членства во Всемирном почтовом союзе.

Услуга универсальной почтовой связи расширена в соответствии с рекомендациями Всемирного почтового союза для развитых стран и включает все виды почтовых отправлений, в том числе мелкие пакеты, посылки, почтовые отправления денежных средств.

Услуга курьерской почтовой связи включает в себя пересылку регистрируемых почтовых отправлений в виде почтовых карточек, писем, мелких пакетов и посылок, которая осуществляется на основе следующих принципов:

свобода выбора территории обслуживания - оказание услуги курьерской почтовой связи на территории, определяемой оператором курьерской почтовой связи, исходя из коммерческой целесообразности и спроса на услуги курьерской почтовой связи;

свобода выбора направлений пересылки - оказание услуги курьерской почтовой связи, исходя из распределения потоков почтовых отправлений и востребованности услуги в различных населенных пунктах;

свобода выбора организации, способов и условий пересылки почтовых отправлений - оказание услуги курьерской почтовой связи, исходя из свободного определения организационно-территориальной структуры, сроков пересылки почтовых отправлений и других условий;

свобода ценообразования - оказание услуги курьерской почтовой связи осуществляется по ценам, определяемым оператором курьерской почтовой связи.

Вместе с тем, положениями законопроекта создается основа для развития единого рынка услуг почтовой связи посредством механизма взаимодействия между операторами универсальной почтовой связи и операторами курьерской почтовой связи (в том числе посредством обеспечения недискриминационного доступа, а также механизма гибкого ценообразования).

Недискриминационный доступ к инфраструктуре оператора универсальной почтовой связи заключается в предоставлении оператором универсальной почтовой связи иным операторам почтовой связи на договорной основе своей инфраструктуры путем приема транзитных почтовых отправлений в отделениях почтовой связи собственного приема транспортно-сортировочных подразделений.

В законопроекте, с учетом особенностей функционирования, установлен перечень типов отделений почтовой связи, обеспечивающих доступ к услугам оператора универсальной почтовой связи, в том числе отделения почтовой связи открытого типа, отделения почтовой связи закрытого типа, отделения почтовой связи собственного приема.

Кроме того, вводится ряд нововведений, отражающих современные тенденции развития рынка услуг почтовой связи, в том числе:

создание единой почтовой электронной системы оператора универсальной почтовой связи, обеспечивающей пересылку почтовых отправлений (в том числе юридически значимых) в электронной форме на всей территории Российской Федерации;

функционирование современных типов отделений почтовой связи: виртуального, передвижного и автоматизированного (почтоматы).

При этом вводится возможность функционирования отделений почтовой связи на условиях договора с третьими лицами (франчайзинг).

Предусматривается взаимодействие оператора универсальной почтовой связи и пользователей услуг почтовой связи на основании возмездного публичного договора.

Законопроект отражает особенности оказания услуг по доставке пенсий, иных социальных выплат и распространению периодических печатных изданий оператором универсальной почтовой связи.

Законопроект содержит нормы, предусматривающие ответственность оператора универсальной почтовой связи за нарушение правил оказания услуг почтовой связи, а также контроль за деятельностью оператора почтовой связи по оказанию почтово-банковских услуг, который осуществляет Банк России.

Следует отметить, что положения законопроекта снимают существующий в настоящее время запрет на акционирование ФГУП "Почта России".

Глава 4 законопроекта посвящена вопросам безопасности и тайны почтовой связи, которая отражает особенности принятия операторами почтовой связи мер для обеспечения безопасности объектов инфраструктуры почтовой связи, транспортных средств, работников почтовой связи, а также пользователей услуг почтовой связи при оказании услуг почтовой связи, охраны почтовых отправлений от несанкционированного доступа, по предотвращению случаев утрат и хищений почтовых отправлений и денежных средств, а также иные меры по обеспечению безопасности почтовой связи.




Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
официальный сайт ГосДумы России
www.duma.gov.ru
по состоянию на 20.02.2014

О почтовой связи

Название документа: О почтовой связи

Номер документа: 418707-6

Вид документа: Проект Федерального закона

Принявший орган: Государственная Дума

Опубликован: Официальный сайт ГосДумы России www.duma.gov.ru по состоянию на 20.02.2014
Дата принятия: 04 июля 2018

Информация о данном документе содержится в профессиональных справочных системах «Кодекс» и «Техэксперт»
Узнать больше о системах