Недействующий

     

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 22 января 2014 года N 21

Об утверждении Методических рекомендаций по обеспечению деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг в части функционирования информационных систем многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг, средств безопасности, каналов связи для обеспечения электронного взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления при предоставлении государственных и муниципальных услуг

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании
приказа Минэкономразвития России от 27 декабря 2016 года N 844
____________________________________________________________________



Во исполнение пункта 5.3.28 Положения о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 года N 437 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 24, ст.2867; 2011, N 12, ст.1640),

приказываю:

Утвердить прилагаемые Методические рекомендации по обеспечению деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг в части функционирования информационных систем многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг, средств безопасности, каналов связи для обеспечения электронного взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления при предоставлении государственных и муниципальных услуг.

Врио Министра
О.Г.Савельев

     

     

УТВЕРЖДЕНЫ
приказом Минэкономразвития России
от 22 января 2014 года N 21

     

Методические рекомендации по обеспечению деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг в части функционирования информационных систем многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг, средств безопасности, каналов связи для обеспечения электронного взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления при предоставлении государственных и муниципальных услуг

I. Общие положения

1. Настоящие Методические рекомендации определяют подходы к организации функционирования информационных систем многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - МФЦ), средств безопасности, каналов связи, необходимых для обеспечения электронного взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (далее - органы государственной власти и местного самоуправления) при предоставлении государственных и муниципальных услуг.

2. Настоящими Методическими рекомендациями предлагается руководствоваться при создании и модернизации информационно-технологической и коммуникационной инфраструктуры МФЦ, в том числе при осуществлении работы с автоматизированной информационной системой МФЦ (далее - Система) работниками МФЦ и работниками организаций, привлекаемых для реализации функций МФЦ в соответствии с частью 1.1 статьи 16 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - Федеральный закон от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ), осуществляющими прием, выдачу, обработку документов, поэтапную фиксацию хода предоставления государственных и муниципальных услуг с возможностью контроля сроков предоставления государственной и муниципальной услуги и проведения отдельных административных процедур (далее - сотрудник МФЦ).

________________

Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 31, ст.4179; 2011, N 15, ст.2038; N 27, ст.3873, 3880; N 29, ст.4291; N 30, ст.4587; N 49, ст.7061; 2012, N 31, ст.4322; 2013, N 14, ст.1651; N 27, ст.3477, 3480; N 30, ст.4084; N 51, ст.6679; Российская газета, 2013, N 295.

II. Аппаратное обеспечение

3. Рабочие места сотрудников МФЦ рекомендуется оснащать компьютерами с характеристиками не ниже следующих: процессор тактовой частоты не менее 1 ГГц; оперативная память не менее 512 Мб; монитор разрешением не менее 1280х1024, глубиной цвета не менее 16 бит.

4. Допускается использование рабочих мест сотрудников МФЦ, построенных по терминальной технологии.

5. Для сканирования документов рекомендуется использовать устройства с разрешением не менее 300 dpi.

6. Для работы с универсальными электронными картами (далее - УЭК) рабочие места сотрудников МФЦ рекомендуется оборудовать устройствами чтения микропроцессорных карт, совместимыми с технологиями УЭК, и устройствами ввода персональных идентификаторов (pin).

III. Программное обеспечение

7. На рабочих местах сотрудников МФЦ для работы в Системе рекомендуется устанавливать следующее программное обеспечение:

7.1. средства криптографической защиты информации;

7.2. средства электронной подписи;

7.3. интернет-обозреватель;

7.4. офисный пакет прикладного программного обеспечения;

7.5. средства просмотра PDF-документов;

7.6. средства просмотра графических файлов с поддержкой форматов TIFF, JPG, PNG и других.

8. При разработке Системы рекомендуется обеспечить максимально возможную независимость программного обеспечения от используемого аппаратного обеспечения.

IV. Характеристики каналов связи

9. Рекомендуется организовать следующую пропускную способность канала связи между инфраструктурой оборудования Системы и рабочими местами сотрудников МФЦ (без учета других программных и аппаратных продуктов, дающих нагрузку на каналы связи), в случае если в МФЦ используются:

9.1. до 9-ти рабочих мест сотрудников МФЦ для работы в Системе - не менее 256 Кбит/с на каждое рабочее место сотрудника МФЦ;

9.2. от 10-ти и более рабочих мест сотрудников МФЦ для работы в Системе - не менее 2048 Кбит/сек на все рабочие места сотрудников МФЦ.

10. Рекомендуется обеспечить резервирование канала связи между Системой и единой системой межведомственного электронного взаимодействия (далее - СМЭВ) с пропускной способностью не менее 30% от пропускной способности основного канала связи.

11. Для МФЦ, на территории обслуживания которых проживает более 100000 человек, рекомендуется обеспечить резервирование канала связи между сервером Системы и рабочими местами сотрудников МФЦ с пропускной способностью не менее 50% от пропускной способности основного канала связи.

12. В случае невозможности обеспечения каналов связи с указанной в пунктах 9.1 и 9.2 пропускной способностью, возможно использовать решения с размещением сервера Системы в локальной сети с рабочими местами сотрудников МФЦ либо решения, обеспечивающие обработку и представление данных на рабочих местах сотрудников МФЦ независимо от доступности сервера Системы.

13. В случае наличия у Системы возможности работать и обеспечивать функционал на каналах связи с меньшей, чем указанная в пунктах 9.1, 9.2, 10, 11, пропускной способностью, пропускная способность каналов связи может быть сокращена.

V. Информационная безопасность

14. При организации мероприятий по защите информации, содержащейся в Системе, рекомендуется руководствоваться требованиями о защите информации, содержащейся в государственных информационных системах, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности и федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации.

15. Требования к защите информации, содержащейся в Системе, рекомендуется определять в зависимости от класса защищенности информационной системы и угроз безопасности персональных данных и информационных технологий, используемых в Системе, включенных в модель угроз безопасности информации оператором Системы.

16. Рекомендуется определить сотрудников МФЦ, ответственных за соблюдение требований к защите информации, содержащейся в Системе, а также разработать и утвердить положения, определяющие общие подходы и требования к ее защите.

17. Рекомендуется разработать регламенты, инструкции, детализированные правила, устанавливающие порядок проведения мероприятий по защите персональных данных.

18. Рекомендуется доводить до сотрудника МФЦ, допущенного к обработке персональных данных, организационно-распорядительную документацию, определяющую порядок защиты персональных данных.

VI. Надежность работы Системы

19. Рекомендуется организовать работу Системы таким образом, чтобы прекращение функционирования одного или нескольких рабочих мест Системы не приводило к выходу из строя серверной части Системы или других рабочих мест Системы.

20. Рекомендуется организовать работу Системы таким образом, чтобы импульсные помехи, сбои или прекращение электропитания не приводили к выходу из строя технических средств Системы или потере данных, за исключением данных незавершенных транзакций.

21. Рекомендуется обеспечить при перезапуске аппаратных средств Системы автоматическое восстановление работоспособности (при условии, что до перезапуска Система функционировала в нормальном режиме).

22. Рекомендуется организовать работу Системы таким образом, чтобы прекращение электропитания серверной инфраструктуры Системы на время до 15 минут не приводило к нештатному прекращению функционирования Системы. Рекомендуется предусмотреть средства оповещения сотрудников МФЦ о прекращении электропитания серверной инфраструктуры Системы.

23. Рекомендуется осуществлять разграничение прав доступа к Системе, а также ведение журнала событий Системы.

24. Рекомендуется осуществлять резервное копирование данных и программного обеспечения Системы на технические средства, исключающие возможность одновременной утраты рабочей и резервной копии информации, содержащейся в Системе. Рекомендуемая периодичность резервного копирования данных составляет не реже одного раза в сутки.

25. Рекомендованное максимальное время восстановления функционирования Системы из резервных копий до ее состояния на момент формирования резервных копий информации, содержащейся в Системе, - не более четырех часов.

VII. Интеграция с внешними информационными системами

26. Рекомендуется взаимодействие Системы с другими (внешними) информационными системами, используемыми для предоставления государственных или муниципальных услуг, в том числе с федеральной государственной информационной системой "Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - федеральный реестр), государственной информационной системой о государственных и муниципальных платежах (далее - ГИС ГМП) и иными информационными системами органов государственной власти и местного самоуправления, выполнять с использованием инфраструктуры СМЭВ, в том числе в соответствии со следующими нормативными правовыми актами и методическими документами:

26.1. постановление Правительства Российской Федерации от 8 сентября 2010 года N 697 "О единой системе межведомственного электронного взаимодействия";

________________

Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 38, ст.4823; 2011, N 24, ст.3503; N 49, ст.7284; 2013, N 45, ст.5827.

26.2. постановление Правительства Российской Федерации от 8 июня 2011 года N 451 "Об инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме";

________________

Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 24, ст.3503; N 44, ст.6274; N 49, ст.7284; 2012, N 39, ст.5269; N 53, ст.7938; 2013, N 27, ст.3612; N 41, ст.5188; N 45, ст.5827.

26.3. приказ Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 27 декабря 2010 года N 190 "Об утверждении Технических требований к взаимодействию информационных систем в единой системе межведомственного электронного взаимодействия";

________________

Зарегистрирован в Минюсте России 29 декабря 2010 года, регистрационный N 19425.

26.4. регламент обеспечения предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций в электронном виде;

________________

Утвержден Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации 30 мая 2013 года, размещен на Портале "Технологический портал СМЭВ" в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет": http://smev.gosuslugi.ru.

26.5. методические рекомендации по разработке электронных сервисов и применению технологии электронной подписи при межведомственном электронном взаимодействии.

________________

Размещены на Портале "Технологический портал СМЭВ" в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет": http://smev.gosuslugi.ru.

VIII. Интеграция с информационными системами органов государственной власти и местного самоуправления, участвующих в предоставлении государственных и муниципальных услуг

________________

Спецификации электронных сервисов для информационного взаимодействия с информационной системой мониторинга государственных услуг размещены по адресу в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет": https://vashkontrol.ru/hershel, раздел "Разработчикам".

27. Рекомендуется обеспечивать выполнение Системой параллельных и последовательных запросов в информационные системы органов государственной власти и местного самоуправления, участвующих в предоставлении государственных и муниципальных услуг, с использованием СМЭВ (в том числе региональной системы межведомственного электронного взаимодействия).

28. Направленные межведомственные запросы и полученные с использованием СМЭВ ответы на межведомственные запросы рекомендуется сохранять в Системе в неизменном виде в течение одного календарного года с момента передачи результатов предоставления государственных или муниципальных услуг заявителю.

29. Вызов электронных сервисов СМЭВ, формирование квалифицированной электронной подписи должностного лица рекомендуется осуществлять из основного пользовательского интерфейса Системы. Формирование квалифицированной электронной подписи, используемой органом государственной власти и местного самоуправления, может осуществляться либо из основного пользовательского интерфейса Системы, либо автоматически без непосредственного участия сотрудника МФЦ на сервере Системы.

30. Взаимодействие со СМЭВ рекомендуется осуществлять на основе использования в Системе отдельного подключаемого программного модуля для работы с электронными сервисами. Подключение программных модулей для использования дополнительных электронных сервисов рекомендуется реализовывать с помощью установки и настройки подключаемых программных модулей, а не модернизации всей Системы.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»