• Текст документа
  • Статус

Вносится депутатами
Государственной Думы:
С.А.Гавриловым,
В.И.Афонским
А.В.Беляковым


Проект N 309577-6

     
     
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О внесении изменений в Федеральный закон "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" и отдельные законодательные акты Российской Федерации

Статья 1


Внести в Федеральный закон от 21 июля 1997 года N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 30, ст.3588; 2003, N 2, ст.167; 2004, N 35, ст.3607; 2005, N 19, ст.1752; 2009, N 1, ст.21, N 52 (1 ч.), ст.6450; 2010, N 30, ст.4002; N 31, ст.4196; 2011, N 27, ст.3880; N 30 (ч.1), ст.4590; ст.4591; ст.4596) следующие изменения:

1) пункт 2 статьи 13 изложить в следующей редакции:

"2. Экспертизу промышленной безопасности проводят организации, являющиеся членами саморегулируемой организации в области проведения экспертизы промышленной безопасности (далее - саморегулируемые организации), силами имеющихся в штате экспертов в области промышленной безопасности за счет средств заказчика экспертизы промышленной безопасности.

Создание и функционирование саморегулируемых организаций должны осуществляться в соответствии с требованиями Федерального закона от 1 декабря 2007 года N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" (далее - Федеральный закон "О саморегулируемых организациях") с учетом особенностей, установленных главой II.I. настоящего Федерального закона.

Организации, являющейся членом саморегулируемой организации в области проведения экспертизы промышленной безопасности, запрещается проводить данную экспертизу в отношении опасных производственных объектов, принадлежащих на праве собственности или ином законном основании ей или лицам, входящим с ней в одну группу лиц в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, а также в отношении иных объектов экспертизы промышленной безопасности, связанных с такими опасными производственными объектами. Заключение экспертизы промышленной безопасности, составленное с нарушением данного требования, не может быть использовано для целей, установленных законодательством Российской Федерации.";

2) дополнить главу II статьей 16.2 следующего содержания:

"Статья 16.2. Государственный надзор за деятельностью саморегулируемых организаций

1. Государственный надзор за деятельностью саморегулируемых организаций осуществляется федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности.

2. К отношениям, связанным с осуществлением государственного надзора за деятельностью саморегулируемых организаций, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных настоящей статьей.

3. Предметом проверки саморегулируемой организации является соблюдение ею требований, установленных Федеральным законом "О саморегулируемых организациях", другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации".

4. Основанием для включения плановой проверки саморегулируемой организации в ежегодный план проведения плановых проверок является:

1) истечение одного года со дня внесения сведений о саморегулируемой организации в государственный реестр саморегулируемых организаций;

2) истечение двух лет со дня окончания проведения последней плановой проверки.

5. Основанием для проведения внеплановой проверки саморегулируемой организации является:

1) истечение срока исполнения саморегулируемой организацией предписания об устранении нарушений, выявленных в ходе плановой проверки;

2) поступление в федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности обращений и заявлений физических и юридических лиц, информации от органов государственной власти и органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах:

а) нарушения саморегулируемой организацией и ее членами требований к саморегулируемым организациям и их деятельности, установленных федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

б) неисполнения саморегулируемой организацией обязательств о возмещении вреда, причиненного третьим лицам в результате действий (бездействия) членов этой саморегулируемой организации;

в) неисполнения или ненадлежащего исполнения саморегулируемой организацией полномочий по контролю за деятельностью своих членов, выявленных федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности при рассмотрении документов, представляемых саморегулируемыми организациями в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

3) возникновение аварии на опасном производственном объекте, в отношении которого экспертизу промышленной безопасности проводил член этой саморегулируемой организации;

4) наличие приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности о проведении внеплановой проверки, изданного в соответствии с поручением Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации либо на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

6. Решение о проведении внеплановой проверки деятельности саморегулируемой организации по основанию, указанному в подпункте 2 пункта 5 настоящей статьи, или об отказе в ее проведении должно быть принято федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности в срок не позднее чем в течение двадцати дней со дня поступления уведомления.

7. Срок проведения проверки составляет не более чем десять рабочих дней со дня начала ее проведения. В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований на основании мотивированных предложений должностных лиц федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, проводящих проверку, срок проведения проверки может быть продлен руководителем такого органа, но не более чем на десять рабочих дней.

8. В случае несоответствия саморегулируемой организации требованиям, установленным пунктом 1 статьи 17.2, и в иных предусмотренных федеральными законами случаях федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности вправе обратиться в суд с требованием об исключении саморегулируемой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций.

9. Саморегулируемая организация обязана представлять в федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности по его запросу информацию, необходимую для осуществления им своих функций.".

3) дополнить новой главой II.I следующего содержания:

"Глава II.I. Саморегулируемые организации в области проведения экспертизы промышленной безопасности

Статья 17.2. Требования к некоммерческой организации, необходимые для приобретения статуса саморегулируемой организации

1. Статус саморегулируемой организации может приобрести некоммерческая организация, основанная на членстве, при условии ее соответствия следующим требованиям:

1) объединение в составе некоммерческой организации в качестве ее членов не менее чем пятьдесят юридических лиц;

2) наличие стандартов и правил, определяющих требования к предпринимательской деятельности ее членов, а также указанных в пункте 1 статьи 17.3 внутренних документов некоммерческой организации, обязательных для выполнения всеми членами саморегулируемой организации;

3) наличие компенсационного фонда, сформированного в размере не менее чем двести тысяч рублей на одного члена некоммерческой организации или, если такой некоммерческой организацией установлено требование к страхованию ее членами гражданской ответственности, которая может наступить в случае причинения вреда вследствие недостатков работ (услуг) по экспертизе промышленной безопасности, в размере не менее чем сто тысяч рублей на одного члена некоммерческой организации;

4) наличие специализированных органов некоммерческой организации, предусмотренных Федеральным законом "О саморегулируемых организациях".

2. При определении числа членов некоммерческой организации учитываются только организации, проводящие экспертизу промышленной безопасности, в том числе техническое диагностирование без нарушения пригодности к дальнейшему применению и эксплуатации технических устройств, оборудования и сооружений, применяемых и эксплуатируемых на опасных производственных объектах.

3. При определении числа членов некоммерческой организации аффилированные лица учитываются как одно лицо.

Статья 17.3. Документы саморегулируемой организации

1. Саморегулируемая организация наряду с документами, предусмотренными законодательством о некоммерческих организациях, и со стандартами деятельности обязана разработать и принять следующие внутренние документы:

1) положения об органах управления и специализированных органах саморегулируемой организации, устанавливающие:

а) статус таких органов;

б) порядок формирования таких органов;

в) порядок осуществления такими органами деятельности и принятия ими решений;

2) положение о порядке осуществления контроля за соблюдением членами саморегулируемой организации требований нормативных правовых актов Российской Федерации в области промышленной безопасности, стандартов деятельности саморегулируемой организации и ее внутренних документов;

3) порядок применения мер дисциплинарного воздействия за несоблюдение членами саморегулируемой организации требований нормативных правовых актов Российской Федерации в области промышленной безопасности, стандартов деятельности саморегулируемой организации и ее внутренних документов, устанавливающий:

а) меры дисциплинарного воздействия;

б) основания для применения мер дисциплинарного воздействия;

в) процедуры рассмотрения дел о применении мер дисциплинарного воздействия в отношении членов саморегулируемой организации;

4) положение о раскрытии информации саморегулируемой организацией;

5) положение о мерах обеспечения имущественной ответственности членов саморегулируемой организации;

6) инвестиционную декларацию компенсационного фонда саморегулируемой организации;

7) положение о порядке оказания саморегулируемой организацией услуг на возмездной основе, определяющее перечень таких услуг и порядок расчета их стоимости.

2. Документы саморегулируемой организации не должны:

1) противоречить требованиям федеральных законов, иных нормативных правовых актов, а также требованиям технических регламентов;

2) устанавливать преимущества для юридических лиц, являющихся учредителями такой организации;

3) привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе к разделу товарного рынка по территориальному принципу и созданию препятствий доступу на товарный рынок.

Статья 17.4. Условия членства в саморегулируемой организации

1. Условия членства в саморегулируемой организации должны содержать:

а) требования к членам саморегулируемой организации;

б) порядок вступления в члены саморегулируемой организации и прекращения членства в саморегулируемой организации;

в) права и обязанности членов саморегулируемой организации;

г) размер и порядок уплаты членских взносов;

д) форму документа, подтверждающего членство в саморегулируемой организации.

2. Требования к членам саморегулируемой организации должны содержать:

а) требования к численности экспертов, повышению квалификации и профессиональной переподготовке экспертов, а также наличию определенного стажа работы;

б) требование о наличии у юридического лица зданий и (или) помещений, технических средств, контрольного, испытательного и диагностического оборудования, принадлежащих ей на праве собственности или ином законном основании, необходимых для выполнения соответствующих работ по экспертизе промышленной безопасности;

в) требование о наличии у организации, проводящей экспертизу промышленной безопасности, соответствующих правил и методик проведения экспертизы промышленной безопасности, учитывающих отраслевую специфику объектов экспертизы.

Статья 17.5. Прием в члены саморегулируемой организации

1. Для приема в члены саморегулируемой организации юридическое лицо представляет в эту саморегулируемую организацию следующие документы:

1) заявление о приеме в члены этой саморегулируемой организации;

2) копию документа, подтверждающего факт внесения в государственный реестр записи о государственной регистрации юридического лица, копии учредительных документов;

3) документы, подтверждающие соответствие юридического лица требованиям к членам этой саморегулируемой организации, предусмотренным статьей 17.4.

Истребование от юридического лица наряду с документами, указанными в настоящем пункте, иных документов для приема в члены саморегулируемой организации не допускается.

2. В срок не позднее чем в течение тридцати дней со дня получения документов, указанных в пункте 1 настоящей статьи, саморегулируемая организация в соответствии с порядком, установленным внутренними документами саморегулируемой организации, осуществляет их проверку и обязана принять решение о приеме юридического лица в члены этой саморегулируемой организации или об отказе в приеме в члены этой саморегулируемой организации с указанием причин отказа, а также направить или вручить данное решение обратившейся к ней организации.

3. Основаниями для отказа в приеме юридического лица в члены саморегулируемой организации являются:

1) несоответствие юридического лица требованиям к членам этой саморегулируемой организации;

2) непредставление юридическим лицом в полном объеме документов, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи.

4. Сведения об юридическом лице в отношении которого принято решение о его соответствии требованиям к членам саморегулируемой организации, вносятся в реестр членов этой саморегулируемой организации и такому лицу выдается документ, подтверждающий членство в саморегулируемой организации в срок не позднее чем в течение трех рабочих дней после дня принятия соответствующего решения, уплаты вступительного взноса и взноса в компенсационный фонд этой саморегулируемой организации.

5. Решения саморегулируемой организации о приеме или отказе в приеме в члены саморегулируемой организации, а также ее бездействие при приеме в члены саморегулируемой организации могут быть обжалованы в арбитражный суд.

Статья 17.6. Прекращение членства в саморегулируемой организации

1. Членство в саморегулируемой организации прекращается в случае:

1) добровольного выхода члена саморегулируемой организации из саморегулируемой организации;

2) исключения из членов саморегулируемой организации по решению саморегулируемой организации;

2. В случае добровольного выхода члена саморегулируемой организации его членство в саморегулируемой организации прекращается со дня поступления в саморегулируемую организацию соответствующего заявления.

3. Саморегулируемая организация принимает решение об исключении из членов саморегулируемой организации в случае:

1) несоблюдения членом саморегулируемой организации требований, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствие с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности, повлекшего за собой причинение вреда;

2) неоднократного в течение одного года нарушения членом саморегулируемой организации требований к проведению и оформлению результатов экспертизы промышленной безопасности, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации в области промышленной безопасности, а также стандартов деятельности и внутренних документов саморегулируемой организации;

3) неоднократной неуплаты в течение одного года или несвоевременной уплаты в течение одного года членских взносов;

4) невнесения взноса в компенсационный фонд саморегулируемой организации в установленный срок;

4. Решение об исключении организации, проводящей экспертизу промышленной безопасности, из членов саморегулируемой организации принимается постоянно действующим коллегиальным органом управления этой саморегулируемой организации.

5. Лицу, прекратившему членство в саморегулируемой организации, не возвращаются уплаченные вступительный взнос, членские взносы и взносы в компенсационный фонд саморегулируемой организации.

6. Решение саморегулируемой организации об исключении из членов саморегулируемой организации может быть обжаловано в арбитражный суд.

Статья 17.7. Основные функции, права и обязанности саморегулируемой организации

1. Саморегулируемая организация осуществляет следующие основные функции:

1) разрабатывает и принимает стандарты предпринимательской деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности;

2) представляет интересы членов саморегулируемой организации в их отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

2. Саморегулируемая организация наряду с установленными пунктом 1 настоящей статьи основными функциями вправе осуществлять иные предусмотренные уставом саморегулируемой организации и не противоречащие законодательству Российской Федерации функции.

3. Саморегулируемая организация имеет право:

1) от своего имени оспаривать в установленном законодательством Российской Федерации порядке любые акты, решения и (или) действия (бездействие) органов государственной власти и органов местного самоуправления, нарушающие права и законные интересы саморегулируемой организации, ее члена или членов либо создающие угрозу такого нарушения;

2) запрашивать в органах государственной власти и органах местного самоуправления информацию и получать от этих органов информацию, необходимую для выполнения саморегулируемой организацией возложенных на нее федеральными законами функций, в установленном федеральными законами порядке;

3) организовывать профессиональное обучение, аттестацию работников (экспертов в области промышленной безопасности, специалистов) членов саморегулируемой организации или сертификацию произведенных членами саморегулируемой организации работ (услуг), если иное не установлено федеральными законами;

4) оказывать на возмездной основе следующие услуги:

а) организация и проведение конкурсов, выставок, конференций, совещаний, семинаров, форумов, связанных со сферой деятельности саморегулируемой организации;

б) подготовка, выпуск и реализация научных трудов, учебно-методических пособий, рекламных проспектов, различных видов научно-технической документации;

в) проведение обучения по вопросам, связанным со сферой деятельности саморегулируемой организации.

4. Саморегулируемая организация наряду с определенными пунктом 3 настоящей статьи правами имеет иные права, если ограничение ее прав не предусмотрено федеральным законом и (или) ее учредительными документами.

5. Саморегулируемая организация обязана:

1) разрабатывать и утверждать положение о членстве в саморегулируемой организации;

2) осуществлять ведение реестра членов саморегулируемой организации в соответствии с требованиями Федерального закона "О саморегулируемых организациях";

3) обеспечивать информационную открытость деятельности своих членов, опубликовывать информацию об этой деятельности в порядке, установленном Федеральным законом "О саморегулируемых организациях" и внутренними документами саморегулируемой организации;

4) осуществлять контроль за соблюдением членами саморегулируемой организации требований федеральных законов, иных нормативных правовых актов, федеральных норм и правил в области промышленной безопасности, стандартов саморегулируемой организации и ее внутренних документов при осуществлении ими деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности;

5) рассматривать жалобы на действия членов саморегулируемой организации и дела о нарушении ее членами требований федеральных законов, иных нормативных правовых актов, федеральных норм и правил в области промышленной безопасности, стандартов саморегулируемой организации и ее внутренних документов;

6) применять меры дисциплинарного воздействия, предусмотренные Федеральным законом "О саморегулируемых организациях" и внутренними документами саморегулируемой организации, в отношении членов саморегулируемой организации;

7) осуществлять анализ деятельности членов саморегулируемой организации на основании информации, представляемой ими в саморегулируемую организацию в форме отчетов в порядке, который установлен уставом некоммерческой организации и (или) внутренним документом саморегулируемой организации, утвержденным решением общего собрания членов саморегулируемой организации;

Статья 17.8. Контроль саморегулируемой организации за деятельностью своих членов

1. Саморегулируемая организация осуществляет контроль за деятельностью своих членов в части соблюдения ими требований стандартов деятельности саморегулируемой организации, ее внутренних документов и условий членства в саморегулируемой организации, в порядке, установленном внутренними документами этой саморегулируемой организации. Саморегулируемая организация также вправе осуществлять контроль за деятельностью своих членов в части соблюдения ими требований к проведению и оформлению результатов экспертизы промышленной безопасности, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации в области промышленной безопасности.

2. Контроль за деятельностью членов саморегулируемой организации в части соблюдения ими нормативных правовых актов Российской Федерации в области промышленной безопасности, стандартов саморегулируемой организации и ее внутренних документов осуществляется саморегулируемой организацией при приеме в члены саморегулируемой организации, а также не реже чем один раз в год.

Статья 17.9. Применение саморегулируемой организацией мер дисциплинарного воздействия в отношении членов саморегулируемой организации

1. Саморегулируемая организация применяет в отношении своих членов предусмотренные саморегулируемой организацией меры дисциплинарного воздействия за несоблюдение требований стандартов деятельности и внутренних документов саморегулируемой организации, а также требований к проведению экспертизы промышленной безопасности, содержащихся федеральных законах, иных нормативных правовых актах, федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности.

2. В качестве мер дисциплинарного воздействия применяются:

1) вынесение предписания об обязательном устранении членом саморегулируемой организации выявленных нарушений в установленные сроки;

2) вынесение члену саморегулируемой организации предупреждения;

3) исключение из членов саморегулируемой организации.

3. Решение саморегулируемой организации о применении меры дисциплинарного воздействия может быть обжаловано в арбитражный суд лицом, в отношении которого принято это решение.

Статья 17.10. Национальное объединение саморегулируемых организаций

1. В целях координации своей деятельности, выработки единых правил и стандартов выполнения работ и оказания услуг в области проведения экспертизы промышленной безопасности, обеспечения взаимодействия с органами государственной власти по вопросам выработки государственной политики в области промышленной безопасности, а также с потребительским сообществом саморегулируемые организации вправе создать национальное объединение саморегулируемых организаций и быть его членами.

2. Национальное объединение саморегулируемых организаций является некоммерческой организацией, которая основана на членстве саморегулируемых организаций и должна включать более чем пятьдесят процентов всех саморегулируемых организаций, сведения о которых включены в государственный реестр саморегулируемых организаций в области проведения экспертизы промышленной безопасности.

3. Объединение саморегулируемых организаций приобретает статус национального объединения саморегулируемых организаций в области проведения экспертизы промышленной безопасности (далее - национальное объединение) со дня включения сведений о нем как о национальном объединении в государственный реестр саморегулируемых организаций в области проведения экспертизы промышленной безопасности.

Статья 2


Внести в Федеральный закон от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 19, ст.2716) следующие изменения:

1) пункт 49 части 1 статьи 12 признать утратившим силу;

2) часть 7 статьи 22 признать утратившей силу.

Статья 3

1) Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня его официального опубликования.

Президент
Российской Федерации

Пояснительная записка к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"


Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" направлен на внесение изменений в Федеральный закон "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" в части дополнения его нормами, регулирующими вопросы создания и деятельности саморегулируемых организаций в области проведения экспертизы промышленной безопасности, а также на внесение изменений в Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности" в части исключения из перечня видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии, деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности.

В рыночной экономике лицензирование деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности оказалось недостаточно эффективным инструментом государственного регулирования, поскольку сдерживает развитие конкуренции, не создает стимулов к качественному выполнению работ (оказанию услуг), содержит в себе высокую степень коррупционности.

На необходимость разработки новой концепции государственного регулирования в области промышленной безопасности обратил внимание на заседании Комиссии по вопросам стратегии развития топливно-энергетического комплекса и экологической безопасности в феврале 2013 года президент страны В.В.Путин.

Прежде всего, в части необходимости создания надёжного и прозрачного механизма обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов, установления жёсткой ответственности, как руководителей предприятий, так и проектных организаций и экспертов.

Поставлена задача на порядок повысить уровень юридической, корпоративной ответственности экспертных организаций, выстроить прозрачную систему требований и контроля за их деятельностью под контролем государства, но при этом не создавая излишних административных барьеров.

В настоящее время действующая система регулирования через лицензирование уже не отвечает реальным интересам государства и бизнеса, поскольку не гарантирует требуемый уровень качества экспертизы, не несет ни правовой, ни финансовой ответственности за возможный ущерб, не способствует решению проблем, накопившихся на рынке экспертизы промышленной безопасности.

К их числу можно отнести:

1) отсутствие современной нормативной и методической базы экспертизы промышленной безопасности, учитывающей отраслевую специфику объектов экспертизы;

2) отсутствие механизмов очистки рынка от недобросовестных участников. В настоящее время на рынке экспертизы действует большое количество некомпетентных, непрофессиональных и часто мошеннических компаний и фирм;

3) отсутствие у экспертных организаций стимулов к развитию и качественному выполнению работ;

4) отсутствие действенных механизмов ответственности участников рынка экспертизы промышленной безопасности за выполнение своих обязательств перед потребителями их услуг;

5) отсутствие реального контроля за деятельностью экспертных организаций;

6) отсутствие установленного государством порядка профессиональной подготовки и аттестации экспертов;

7) все еще высокий уровень коррупции при выдаче лицензий и утверждении экспертных заключений.

В целом же современное состояние дел на рынке экспертизы крайне негативно влияет на качество экспертизы, от которого напрямую зависит общий уровень промышленной безопасности в нашей стране.

Дальнейшее сохранение данного положения недопустимо в условиях нарастания опасности техногенных катастроф, обусловленных старением основных производственных фондов в организациях, эксплуатирующих опасные производственные объекты, отсутствием действенных механизмов ответственности участников рынка экспертизы промышленной безопасности за выполнение своих обязательств перед потребителями их услуг.

Поэтому в профессиональном сообществе сформировалось мнение, что в наибольшей мере исправлению ситуации могло бы способствовать последовательное применение принципов системы саморегулирования как сорегулятора от имени государства с ее механизмом материальной ответственности субъектов рынка.

В настоящее время статус саморегулируемых организаций в соответствии с федеральным законом "О саморегулируемых организациях" на добровольных началах получили и соответственно внесены в реестр саморегулируемых организаций в установленном порядке 19 некоммерческих организаций, объединяющие более 900 субъектов предпринимательской деятельности. А это почти половина от числа работающих на рынке экспертизы промышленной безопасности. Для координации их деятельности был учрежден Национальный Союз Саморегулируемых организаций в области промышленной безопасности.

Так что экспертное сообщество сейчас уже формируется в рамках саморегулирования, поскольку для бизнеса гораздо важнее обеспечить современную нормативную и методическую базу по порядку проведения экспертизы промышленной безопасности, возможность повлиять на которую появляется именно с участием в системе саморегулирования.

Однако в условиях традиционного государственного регулирования большинство аспектов поведения участников рынка определяются прежде всего государственным регулятором, поэтому эффект от саморегулирования минимален.

Саморегулирование - это обязательный элемент экономики, основанной на рыночных, а не директивных началах, на добровольном принятии экономическими агентами различного рода ограничений по отношению к собственному поведению на рынке с целью поддержания положительной репутации.

Именно в этом случае достигается дополнительная мотивация и правоприменительный эффект у участников рынка в развитии стандартов определенного вида деятельности, установления эффективной системы предоставления специальной правоспособности, а присущие системе саморегулирования механизмы гарантирования материальной ответственности участников конкретного рынка перед третьими лицами, закладывают условия для исключения режима бесконтрольности в отношении членов предпринимательских сообществ.

Но с учетом публичной значимости деятельности в области промышленной безопасности и ее специфики предлагается предусмотреть обязательность членства участников данного рынка в саморегулируемых организациях.

Законопроектом предусмотрено, что создание и функционирование саморегулируемых организаций в области проведения экспертизы промышленной безопасности должны осуществляться в соответствии с требованиями Федерального закона "О саморегулируемых организациях", а государственный надзор за деятельностью таких саморегулируемых организаций - в соответствии с требованиями Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

При этом на основании части 2 статьи 1 Федерального закона "О саморегулируемых организациях" и части 4 статьи 1 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" законопроект определяет особенности приобретения статуса саморегулируемых организаций в области проведения экспертизы промышленной безопасности, порядка приема в члены и деятельности таких саморегулируемых организаций, а также организации и проведения проверок деятельности саморегулируемых организаций в области проведения экспертизы промышленной безопасности.

При доработке законопроекта были учтены замечания и предложения, отмеченные в официальном отзыве Правительства Российской Федерации от 28.09.2011 на проект федерального закона N 377578-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", внесенный В.С.Плескачевским, В.Г.Драгановым, А.С.Стародубцем в период исполнения ими полномочий, а также заключении Правительства Российской Федерации от 30.04.2013 на аналогичный по наименованию законопроект, доработанный в соответствии с рекомендацией Комитета по вопросам собственности депутатами А.А.Гавриловым и В.И.Афонским для внесения в Государственную Думу.

Некоторые замечания Правительством Российской Федерации не носят концептуального характера и подлежат учету при подготовке законопроекта к рассмотрению во 2-м чтении.

Не просматривается и необходимость дополнительной проработки вопроса о расходах на разработку и ведение государственного реестра саморегулируемых организаций. В настоящее время реестры саморегулируемых организаций уже ведутся применительно к саморегулируемым организациям как минимум в 9 отраслях деятельности в пределах установленной штатной численности соответствующих федеральных органов исполнительной власти и не отличаются спецификой.

Положения законопроекта также соответствуют задачам и мероприятиям по замене государственных контрольных (надзорных) процедур и лицензирования для отдельных видов деятельности контролем со стороны саморегулируемых организаций, предусмотренным "Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р.

Принятие законопроекта позволит реализовать на практике модель сочетания государственного регулирования с саморегулированием субъектов предпринимательской деятельности, осуществляющих деятельность по проведению экспертизы промышленной безопасности, устранить избыточное государственное регулирование, не допустить на рынок недобросовестных участников и будет способствовать созданию условий для свободы предпринимательства и повышению уровня обеспечения промышленной безопасности опасных производственных объектов.



Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
рассылка

О внесении изменений в Федеральный закон "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" и отдельные законодательные акты Российской Федерации

Название документа: О внесении изменений в Федеральный закон "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" и отдельные законодательные акты Российской Федерации

Номер документа: 309577-6

Вид документа: Проект Федерального закона

Принявший орган: Государственная Дума

Опубликован: Документ опубликован не был
Дата принятия: 14 апреля 2017

Информация о данном документе содержится в профессиональных справочных системах «Кодекс» и «Техэксперт»
Узнать больше о системах