С.В.Разгулин,
действительный государственный
советник РФ 3 класса
Новое в налоговом контроле
Обзор изменений в часть первую Налогового кодекса, подготовленный по материалам семинаров-совещаний финансовых и налоговых органов, представил С.В.Разгулин, действительный государственный советник РФ 3 класса.
В весеннюю сессию в Государственную думу было внесено значительное количество поправок в часть первую Налогового кодекса. Вашему вниманию предлагается обзор изменений, подготовленный на основе федеральных законов от 28 июня 2013 года N 134-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям", от 2 июля 2013 года N 153-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации", от 23 июля 2013 года N 248-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации".
1. Отменяется обязанность организаций и индивидуальных предпринимателей по направлению в налоговые органы сообщений о случаях участия в российских хозяйственных товариществах и обществах с ограниченной ответственностью (подп.2 п.2 ст.23 НК РФ). Такие сведения налоговый орган получает как регистрирующий орган из ЕГРЮЛ. При этом обязанность по сообщению сведений об участии в российских организациях сохраняется для случаев участия в акционерных обществах. Однако именно данная обязанность является наиболее обременительной, особенно для профессиональных участников рынка ценных бумаг. Ведь под участием понимается любой процент владения акциями независимо от временной продолжительности, дальнейших намерений в отношении приобретенных ценных бумаг.
2. Уточнены субъекты исполнения обязанности по предоставлению сведений о среднесписочной численности работников. Такие сведения должны предоставлять организации (индивидуальные предприниматели, привлекавшие в указанный период наемных работников). Ранее использовавшееся понятие "налогоплательщик" допускало возможность возложения обязанности по предоставлению соответствующих сведений на любых, в том числе физических лиц (абз.3 п.3 ст.80 НК РФ). Неисполнение обязанностей по направлению указанных сведений влечет ответственность по статье 126 Налогового кодекса.
3. Увеличен срок представления письменных возражений по акту налоговой проверки с 15 дней до одного месяца (абз.1 п.6 ст.100 НК РФ).
4. Установлен срок ознакомления с материалами налоговой проверки, в том числе с материалами дополнительных мероприятий налогового контроля (абз.2 п.2 ст.101 НК РФ). В качестве дополнительных мероприятий налогового контроля может проводиться допрос свидетеля, экспертиза, истребование документов в соответствии со статьями 93 и 93.1 Налогового кодекса. Результаты допроса свидетеля, экспертизы оформляются в соответствии со статьями 90, 95 и 99 Налогового кодекса.
Если налогоплательщиком подано заявление о предоставлении материалов налоговой проверки на ознакомление, минимальный срок такого ознакомления - два дня. Ознакомление может проводиться как на территории налогового органа, так и посредством изготовления и представления налогоплательщику копий соответствующих документов. В настоящее время соблюдением прав налогоплательщика на защиту является сам факт обеспечения налогоплательщику возможности ознакомления с материалами налоговой проверки. Срок ознакомления устанавливается только при наличии соответствующего ходатайства налогоплательщика и зависит от фактических обстоятельств, включая количество указанных материалов и их объем.
5. Правила округления будут применяться при расчете сумм любых налогов, а не только выборочно указанных в отдельных главах Налогового кодекса (п.6 ст.52 НК РФ). Это исключит судебные споры о соответствии Налоговому кодексу приказов федеральных органов исполнительной власти, устанавливающих порядок заполнения форм отчетности, где содержатся правила об исчислении сумм налога в полных рублях, и предусматривающих, что сумма налога менее 50 копеек отбрасывается, а сумма налога 50 копеек и более округляется до полного рубля.
1. Уточнен налоговый орган, к компетенции которого отнесено направление требования об уплате налога. С учетом поправок требование может быть направлено налоговым органом, в котором налогоплательщик состоит на учете, либо налоговым органом, которым вынесено решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в соответствии со статьей 101.4 Налогового кодекса. Данная поправка снизит вероятность пропуска налоговым органом сроков принудительного взыскания из-за изменения налогоплательщиком места постановки на учет в период между окончанием рассмотрения материалов налоговой проверки и вступлением в силу соответствующих решений по ее результатам.
Изменяется срок направления требования об уплате налога для случаев выявления недоимки вне рамок налоговой проверки. Статья 70 Налогового кодекса дополнена положением, согласно которому требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, составляет менее 500 рублей. Для случаев выявления недоимки по результатам налоговой проверки срок направления требования не меняется и составляет десять дней с даты вступления в силу решения.