МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 29 мая 2013 года N ИР-485/08


О дополнительных методических разъяснениях по вопросу повышения оплаты труда педагогических работников



Во исполнение пункта 1"а" Указа Президента РФ от 07.05.2012 N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" (далее - Указ N 597) в 2013 году необходимо обеспечить доведение средней заработной платы педагогических работников образовательных учреждений общего образования до средней заработной платы в соответствующем регионе, а также средней заработной платы педагогических работников дошкольных образовательных учреждений до средней заработной платы в сфере общего образования в соответствующем регионе (далее - педагогические работники).

________________

См. Официальные документы в образовании. - 2012. - N 17. - С. 4-8. - Ред.


В соответствии с поручением Правительства РФ от 04.10.2012 N ОГ-П8-69пр, приказом Росстата от 30.10.2012 N 574 "Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения численности и оплаты труда отдельных категорий работников социальной сферы и науки, в отношении которых предусмотрены мероприятия по повышению средней заработной платы в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" утверждена форма федерального статистического наблюдения с указаниями по ее заполнению N ЗП-образование "Сведения о численности и оплате труда работников сферы образования по категориям персонала" (далее - Указания, Форма). Мониторинг Росстатом осуществляется ежеквартально.

В связи с поступающими от субъектов РФ вопросами Минобрнауки России разъясняет.

Итоги расчета фактического уровня средней заработной платы педагогических работников формируются за I квартал, первое полугодие, 9 месяцев и год (начиная с отчета за I квартал 2013 года) (п.1 приложения 5 к Программе поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 годы, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 26.11.2012 N 2190-р( )(далее - Программа).

________________

См. Официальные документы в образовании. - 2013. - N 6. - С. 49-72. - Ред.


Средняя заработная плата педагогических работников за соответствующий период сопоставляется со средней заработной платой в субъекте РФ за тот же период (абз.2 п.5 приложения 5 к Программе).

Кроме того, при заполнении Формы предоставляются сведения по следующим типам образовательных учреждений (абз.5 п.6 Указаний):

1. Дошкольные образовательные учреждения:

- дошкольные образовательные учреждения;

- образовательные учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста в части, касающейся дошкольного образования.

2. Общеобразовательные учреждения:

- образовательные учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста в части, касающейся начального общего образования;

- общеобразовательные учреждения и школы-интернаты;

- кадетские учреждения;

- общеобразовательные школы-интернаты с первоначальной летной подготовкой;

- специальные (коррекционные) образовательные учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья;

- специальные учебно-воспитательные учреждения для детей и подростков с девиантным поведением;

- оздоровительные образовательные учреждения санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении;

- образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи.

Показатель средней заработной платы педагогических работников образовательных учреждений, реализующих программы общего образования, исчисляется в отношении работников списочного состава по основной работе делением фонда начисленной заработной платы работников списочного состава (без фонда заработной платы внешних совместителей и фонда заработной платы по договорам гражданско-правового характера с лицами, не являющимися работниками учреждений) на среднесписочную численность работников (без внешних совместителей и работающих по договорам гражданско-правового характера) и на количество месяцев в периоде. При этом в сумму начисленной заработной платы работников списочного состава по основной работе включаются оплата труда по внутреннему совместительству, а также вознаграждения по договорам гражданско-правового характера, заключенным работниками списочного состава со своим учреждением (абз.2 п.3 приложения 5 к Программе).

По вопросу установления оплаты труда педагогических работников во всех муниципалитетах в пределах одного субъекта РФ на одном уровне Минобрнауки России сообщает, что установление порядка и условий оплаты труда работников государственных учреждений субъектов РФ и муниципальных учреждений, в том числе вопросы повышения оплаты труда, относится к компетенции органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления (п.4 ст.86 БК РФ, подп.13 п.2 ст.26_3 Федерального закона от 06.10.99 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", п.2 ст.53 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").

В соответствии с законодательством о разграничении расходных полномочий между различными уровнями власти в Российской Федерации определение размера оплаты труда работников государственных учреждений, находящихся в ведении субъектов РФ, и муниципальных учреждений, расположенных на территории субъектов РФ, отнесено к полномочиям соответствующих органов государственной власти или местного самоуправления и осуществляется ими самостоятельно в рамках средств соответствующих бюджетов.

При этом необходимо учитывать, что на лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, распространяются гарантии и компенсации, предусмотренные главой 50 ТК РФ и Законом РФ от 19.02.93 N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях ".

Оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате (ст.315 ТК РФ).

Лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, выплачивается процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в данных районах или местностях (ст.317 ТК РФ).

Кроме того, по результатам обработки поступившей информации от субъектов РФ установлено, что дифференциация средней заработной платы педагогических работников в разных муниципальных образованиях обусловлена и другими объективными причинами: наличие муниципалитетов, добившихся снижения неэффективных расходов на образование, принявших в предыдущие годы необходимые оптимизационные меры и способных направлять на оплату труда педагогических работников высвобождающиеся в ходе этих мер средства; наличие различий в квалификационном составе педагогических работников муниципального образования.

С учетом изложенного различия в размере заработной платы педагогических работников в различных муниципальных образованиях в пределах одного субъекта РФ обусловлены особенностями действующего трудового законодательства, учитывающими региональную специфику в подходах к оплате труда, и решениями органов местного самоуправления. В этой связи при исполнении Указа N 597 установление оплаты труда педагогических работников во всех муниципалитетах в пределах одного субъекта РФ на одном уровне не представляется возможным.

Заместитель министра
И.Реморенко




Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

Официальные документы в образовании.

Бюллетень нормативных правовых актов,

N 30, октябрь 2013 года

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»