Олег Долгополов,
помощник судьи Арбитражного суда
Тамбовской области
Вопросы начисления, взыскания и возврата пени
Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ в порядке реализации своих дискреционных полномочий, определенных ст.13 Федерального конституционного закона "Об арбитражных судах в Российской Федерации" 30 июля 2013 года, постановлением N 57 (далее - постановление N 57) разъяснил некоторые вопросы, возникающие при применении части первой Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Согласно п.61.9 Регламента арбитражных судов, утв. постановлением Пленума ВАС РФ от 5 июня 1996 года N 7 со дня размещения постановления N 57 в полном объеме на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (с 27 августа 2013 года) постановление N 57 обязательно к применению при рассмотрении споров в арбитражных судах РФ.
_______________
http://www.arbitr.ru/as/decision/postanovlenija_plenuma_vas_rf/
Необходимость выхода новых разъяснений давно назрела, поскольку с момента выхода такого комплексного постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ как N 5 от 28 февраля 2001 года "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" прошло более 10 лет. За это время в НК РФ внесены существенные изменения, произошли изменения и в судебной практике.
В силу ст.75 НК РФ это денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога и уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога.
Как показывает анализ судебной арбитражной практики, в судах нередко возникают споры с налоговыми органами относительно законности вменяемых к уплате пени. Постановлением N 57 разъяснены "некоторые вопросы", касающиеся начисления и взыскания пени как с налогоплательщиков, так и с налоговых агентов, а также возврата сумм пени.
Сразу обратим внимание на три момента:
1) п.83 постановления N 57 признаны утратившими силу следующие постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ:
В связи с этим указанные постановления со дня опубликования постановления N 57 не подлежат применению.
2) постановление N 57 построено так, как соответствующие главы и статьи изложены в НК РФ.
3) постановление N 57 не затрагивает вопросы, связанные с соотношением положений НК РФ с Законом о банкротстве. Соответственно по этим вопросам действуют ранее принятые разъяснения Высшим Арбитражным судом РФ (к примеру, постановление Пленума от 22 июня 2006 года N 25 "О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве", постановление Президиума от 21 июня 2011 года N 439/11 и др.).
__________________
* Нумерация соответствует оригиналу. - Примечание изготовителя базы данных
Начислением пени государство компенсирует неуплату налога в установленный срок. В связи с этим при неуплате налога непременно следует начисление пени.
Соответственно в случае уплаты налога в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки на сумму этого налога начисляется пени. Причем, начисление пеней осуществляется по день фактического погашения недоимки, при условии если налоговым органом были своевременно приняты меры к принудительному взысканию суммы соответствующего налога (п.57 постановления N 57).
Рассмотрим особенности начисления пени:
- налоговому агенту;
- на неуплату авансовых платежей.
Статья 24 НК РФ определяет основные обязанности налогового агента. Налоговый агент обязан правильно и своевременно исчислять, удерживать из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять налоги.
2.1.1. В абз.5 п.2 постановления N 57 разъяснено, что взыскание пени с налогового агента возможно в случае, когда налоговым агентом сумма налога была удержана у налогоплательщика, но не перечислена в бюджет.
Таким образом, если налоговый агент удержал у налогоплательщика, но не перечислил в бюджет сумму налога, на эту сумму налога налоговому агенту начисляется пеня.
2.1.2. Если налоговым агентом денежные средства налогоплательщику выплачивались без удержания сумм налога, то, как указано в абз.6 п.2 постановления N 57, с налогового агента могут быть взысканы пени за период с момента, когда налог должен был быть им удержан и перечислен в бюджет, до наступления срока, в который обязанность по уплате налога должна быть исполнена налогоплательщиком самостоятельно по итогам соответствующего налогового периода.
Таким образом, если налоговый агент не удержал налог из денежных средств налогоплательщика, на сумму неудержанного налога также начисляется пени. Начало начисления пени связывается со сроком (к примеру, п.18 ст.214.1, п.6 ст.226, п.2 ст.287 НК РФ), когда налог должен был быть им удержан и перечислен в бюджет. Окончание начисление пени определяется сроком (например, п.4 ст.228, п.1 ст.287 НК РФ), в который обязанность по уплате налога должна быть исполнена налогоплательщиком самостоятельно по итогам соответствующего налогового периода.
Однако если налог не будет удержан при выплате денежных средств иностранному лицу, с налогового агента взыскиваются пени, начисляемые до момента исполнения обязанности по уплате налога (абз.7 п.2 постановления N 57).
В силу п.3 ст.58 НК РФ в течение налогового периода могут предусматриваться предварительные платежи по налогу - авансовые платежи.
В случае уплаты авансовых платежей в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки на сумму несвоевременно уплаченных авансовых платежей начисляются пени в порядке, предусмотренном ст.75 НК РФ.
В п.14 постановления N 57 разъяснено:
2.2.1. Порядок исчисления пеней не ставится в зависимость от того, уплачиваются ли соответствующие авансовые платежи в течение или по итогам отчетного периода, исчисляются ли они на основе налоговой базы, определяемой в соответствии со ст.53, 54 НК РФ и отражающей реальные финансовые результаты деятельности налогоплательщика.
2.2.2. Определены моменты, до которого начисляются пени. Пени за неуплату в установленные сроки авансовых платежей по налогам подлежат исчислению до даты их фактической уплаты или в случае их неуплаты - до момента наступления срока уплаты соответствующего налога.
2.2.3. Указаны ситуации, когда пени подлежат соразмерному уменьшению:
- если по итогам налогового периода сумма исчисленного налога оказалась меньше сумм авансовых платежей, подлежавших уплате в течение этого налогового периода;
- если сумма авансовых платежей по налогу, исчисленных по итогам отчетного периода, меньше суммы авансовых платежей, подлежавших уплате в течение этого отчетного периода.
В статьях 78, 79 НК РФ определен порядок зачета, возврата налоговым органом налогоплательщику сумм излишне уплаченных (взысканных) сумм налогов, сбора, пеней, штрафа. Также в данных статьях указано о праве налогового органа уменьшать сумму, подлежащую зачету или возврату, на сумму имеющейся у налогоплательщика задолженности.
В постановлении N 57 разъяснены некоторые вопросы, касающиеся зачета или возврата сумм излишне уплаченных (взысканных) сумм.