Недействующий

     

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 12 октября 2013 года N 922

О федеральной целевой программе "Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения России на 2014-2020 годы"

(с изменениями на 20 сентября 2017 года)
____________________________________________________________________
Утратило силу с 1 января 2018 года на основании
постановления Правительства Российской Федерации от 13 декабря 2017 года N 1544
____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

Реализация Федеральной целевой программы, утвержденной настоящим постановлением, досрочно прекращена с 1 января 2018 года на основании постановления Правительства Российской Федерации от 12 октября 2017 года N 1243.

____________________________________________________________________     

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июля 2014 года N 619 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 08.07.2014);

постановлением Правительства Российской Федерации от 15 января 2015 года N 13 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 20.01.2015, N 0001201501200021);

постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июля 2015 года N 731 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 27.07.2015, N 0001201507270013);

постановлением Правительства Российской Федерации от 25 мая 2016 года N 464 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 06.06.2016, N 0001201606060038);

постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июня 2016 года N 533 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 17.06.2016, N 0001201606170013) (о порядке вступления в силу см. пункт 3 постановления Правительства Российской Федерации от 11 июня 2016 года N 533);

постановлением Правительства Российской Федерации от 13 января 2017 года N 7 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 16.01.2017, N 0001201701160008);

постановлением Правительства Российской Федерации от 25 января 2017 года N 75 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 26.01.2017, N 0001201701260052);

постановлением Правительства Российской Федерации от 17 мая 2017 года N 583 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 22.05.2017, N 0001201705220003);

постановлением Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2017 года N 1133 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 21.09.2017, N 0001201709210031).

____________________________________________________________________



Правительство Российской Федерации

постановляет:

1. Утвердить федеральную целевую программу "Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения России на 2014-2020 годы".

2. Министерству экономического развития Российской Федерации и Министерству финансов Российской Федерации при формировании проекта федерального бюджета на соответствующий год и плановый период включать Программу, указанную в пункте 1 настоящего постановления, в перечень федеральных целевых программ, подлежащих финансовому обеспечению за счет средств федерального бюджета.

Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.Медведев

     

УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 12 октября 2013 года N 922

     

Федеральная целевая программа "Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения России на 2014-2020 годы"

(с изменениями на 20 сентября 2017 года)

____________________________________________________________________

Реализация Федеральной целевой программы
"Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения России на 2014-2020 годы"
досрочно прекращена с 1 января 2018 года -
постановление Правительства Российской Федерации от 12 октября 2017 года N 1243.
____________________________________________________________________

 

     

Паспорт федеральной целевой программы "Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения России на 2014-2020 годы"

Наименование Программы

-

федеральная целевая программа "Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения России на 2014-2020 годы"

Дата принятия решения о разработке Программы

-

распоряжение Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 года N 37-р

Государственный заказчик Программы

-

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации

Основной разработчик Программы

-

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации

Цели и задачи Программы

-

целями Программы являются:

повышение продуктивности и устойчивости сельскохозяйственного производства и плодородия почв средствами комплексной мелиорации в условиях изменения климата и природных аномалий;

повышение продукционного потенциала мелиорируемых земель и эффективного использования природных ресурсов.

Задачами Программы являются:

восстановление мелиоративного фонда (мелиорируемые земли и мелиоративные системы), включая реализацию мер по орошению и осушению земель;

обеспечение безаварийности пропуска паводковых вод на объектах мелиоративного назначения;

предотвращение выбытия из сельскохозяйственного оборота земель сельскохозяйственного назначения;

увеличение объема производства основных видов продукции растениеводства за счет гарантированного обеспечения урожайности сельскохозяйственных культур вне зависимости от природных условий;

повышение водообеспеченности земель сельскохозяйственного назначения;

предотвращение процессов подтопления, затопления и опустынивания территорий для гарантированного обеспечения продуктивности сельскохозяйственных угодий;

достижение экономии водных ресурсов за счет повышения коэффициента полезного действия мелиоративных систем, внедрения микроорошения и водосберегающих аграрных технологий, а также использования на орошение животноводческих стоков и сточных вод с учетом их очистки и последующей утилизации отходов;

сокращение доли государственной собственности Российской Федерации в общем объеме мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений

Важнейшие целевые показатели и индикаторы Программы

-

прирост объема производства продукции растениеводства на землях сельскохозяйственного назначения на 135 процентов за счет реализации мероприятий Программы;

ввод в эксплуатацию 594,71 тыс. гектаров мелиорируемых земель за счет реконструкции, технического перевооружения и строительства новых мелиоративных систем, включая мелиоративные системы общего и индивидуального пользования;

защита 822,1 тыс. гектаров земель от водной эрозии, затопления и подтопления за счет проведения противопаводковых мероприятий, расчистки мелиоративных каналов и технического оснащения подведомственных Министерству сельского хозяйства Российской Федерации учреждений;

приведение 233 единиц государственных гидротехнических сооружений в безопасное в эксплуатации техническое состояние;

сохранение существующих и создание 111,624 тыс. новых высокотехнологичных рабочих мест для сельскохозяйственных товаропроизводителей за счет увеличения продуктивности существующих и вовлечения в оборот новых сельскохозяйственных угодий;

сокращение доли государственной собственности Российской Федерации в общем объеме мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений с 58,4 процента до 40 процентов;

защита и сохранение 0,74247 млн. гектаров сельскохозяйственных угодий от ветровой эрозии и опустынивания за счет проведения агролесомелиоративных и фитомелиоративных мероприятий;

вовлечение в оборот выбывших 666,91 тыс.гектаров сельскохозяйственных угодий за счет проведения культуртехнических работ, в том числе на мелиорированных землях (орошаемых и (или) осушаемых) - 193,9 тыс.гектаров

(Позиция в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Российской Федерации от 15 января 2015 года N 13; в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июля 2015 года N 731; в редакции, введенной в действие с 25 июня 2016 года постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июня года N 533; в редакции, введенной в действие с 26 января 2017 года постановлением Правительства Российской Федерации от 25 января 2017 года N 75; в редакции, введенной в действие с 22 мая 2017 года постановлением Правительства Российской Федерации от 17 мая 2017 года N 583. - См. предыдущую редакцию)

     

Сроки и этапы реализации
Программы

-

Программа реализуется в 2 этапа (2014-2020 годы),
в том числе:

I этап - 2014-2016 годы;

II этап - 2017-2020 годы

Объем и источники
финансирования
Программы

-

объем финансирования Программы в 2014-2020 годах за счет всех источников составит 132223,4845 млн. рублей, в том числе:


за счет средств федерального бюджета - 60933,5472 млн. рублей;

за счет средств консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации - 14679,422 млн. рублей;

за счет средств внебюджетных источников - 56610,5153 млн. рублей

(Позиция в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Российской Федерации от 15 января 2015 года N 13; в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июля 2015 года N 731; в редакции, введенной в действие с 25 июня 2016 года постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июня года N 533; в редакции, введенной в действие с 22 мая 2017 года постановлением Правительства Российской Федерации от 17 мая 2017 года N 583. - См. предыдущую редакцию)

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели ее социально-экономической эффективности

-

ежегодный объем производства сельскохозяйственной продукции на площадях, введенных за счет реализации мероприятий Программы, составит не менее 5460,7 тыс. тонн кормовых единиц;

гарантированное обеспечение урожайности сельскохозяйственных культур вне зависимости от природных условий за счет ввода в эксплуатацию 594,71 тыс. гектаров мелиорированных земель;

сохранение существующих и создание 111,624 тыс. новых высокотехнологичных рабочих мест;

повышение защищенности населения и земель от наводнений и другого негативного воздействия вод (вероятный предотвращенный ущерб от негативного воздействия вод - 66,1 млрд. рублей);

сокращение доли государственной собственности Российской Федерации в общем объеме мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений с 58,4 процента до 40 процентов.

(Позиция в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июля 2015 года N 731; в редакции, введенной в действие с 25 июня 2016 года постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июня года N 533; в редакции, введенной в действие с 22 мая 2017 года постановлением Правительства Российской Федерации от 17 мая 2017 года N 583. - См. предыдущую редакцию)

     

     

I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа


Российская Федерация принадлежит к числу наиболее обеспеченных водными ресурсами стран мира. На территории страны в реках, озерах, болотах, ледниках и снежниках, а также в подземных водных объектах сосредоточено более 20 процентов мировых запасов пресной воды.

Частью водохозяйственного комплекса является мелиоративный комплекс. В мировой практике сельскохозяйственного производства комплексная мелиорация земель, включающая наряду с гидромелиорацией агролесомелиорацию, культуртехническую, биологическую мелиорацию и другие мелиоративные мероприятия, в сочетании с применением наукоемких аграрных технологий и технических средств, высокопродуктивных культур, сортов и гибридов, расчетных доз удобрений и средств защиты растений является решающим условием стабильно высокого производства сельскохозяйственной продукции. В Китае доля мелиорированных земель достигает 44,4 процента, в Индии - 35,9 процента, в США - 39,9 процента. В России даже в период подъема мелиорации доля площади мелиорированных земель в общей площади сельскохозяйственных угодий не превышала 10 процентов, в настоящее время площадь мелиорированных земель составляет 7,9 процента площади пашни.

Вместе с тем в засушливые и в избыточно влажные годы не реализуются возможности высокопродуктивных сортов сельскохозяйственных культур, интенсивных аграрных технологий и адаптивно-ландшафтных систем земледелия. В условиях глобальных изменений климата, связанных с часто повторяющимися засушливыми или переувлажненными годами, наиболее действенным средством обеспечения устойчивости сельскохозяйственного производства являются водные мелиорации - орошение и осушение земель. Однако имеющаяся сегодня в стране площадь мелиорированных земель при невысокой их продуктивности (почти полная амортизация мелиоративных систем, достигающая 70 процентов и выше, и снижение культуры земледелия) не может оказать решающего влияния на нейтрализацию риска неблагоприятных погодных условий и обеспечение населения страны продовольствием.

Социально-экономические трудности переходного периода стали причиной длительных экономических кризисов в сельском хозяйстве и его мелиоративном секторе. Уменьшилась государственная поддержка сельского хозяйства в целом, включая мелиорацию. Государство на своем балансе оставило мелиоративные системы и отдельно расположенные гидротехнические сооружения, осуществляющие межрегиональное и (или) межхозяйственное водораспределение, а мелиоративные системы общего пользования и индивидуального пользования перешли в собственность регионов и сельскохозяйственных товаропроизводителей, которые оказались не готовы их эффективно использовать. Площадь мелиорируемых сельскохозяйственных угодий сократилась с 11,5 млн. гектаров в 1990 году до 9,1 млн. гектаров в 2012 году, в том числе площадь орошаемых сельскохозяйственных угодий сократилась до 4,3 млн. гектаров, а осушаемых - до 4,8 млн. гектаров соответственно. В настоящее время значительная часть мелиорируемых земель (свыше 3,5 млн. гектаров) находится в неудовлетворительном состоянии. Свыше половины оросительных систем (2,4 млн. гектаров) нуждается в проведении работ по реконструкции и техническому перевооружению в целях повышения безопасной эксплуатации и других мероприятий. Более 70 процентов орошаемых земель, находящихся в неудовлетворительном мелиоративном состоянии, сосредоточено в субъектах Российской Федерации, входящих в состав Южного и Северо-Кавказского федеральных округов.

Вследствие аномальных климатических условий в 2010 году пострадали 43 региона Российской Федерации. Из-за засухи убытки понесли более 25 тыс. хозяйств, а гибель сельскохозяйственных культур произошла на площади более 13 млн. гектаров, что составляет 29 процентов площади посевов сельскохозяйственных культур в этих регионах и 17 процентов общей посевной площади. Производство зерновых культур снизилось на 35 процентов, страна потеряла почти 15 млн. тонн зерна, 36 млн. тонн кормовых единиц и 1,9 млн. тонн (20 процентов) овощей. В то же время на орошаемых землях урожайность снизилась лишь на 10-12 процентов.

Нанесенный засухой ущерб свидетельствует о необходимости восстановления и дальнейшего развития мелиоративного комплекса - надежного средства противостояния аномальным проявлениям климата.

В 2010-2011 годах Министерством сельского хозяйства Российской Федерации была проведена инвентаризация мелиорированных земель. Инвентаризации подлежали мелиорированные земли, мелиоративные системы и отдельно расположенные гидротехнические сооружения мелиоративного назначения, расположенные на территории Российской Федерации. По итогам инвентаризации получены данные по фактическому использованию мелиорируемых земель и мелиоративных объектов, их балансовой стоимости, фактическому износу и имущественной принадлежности. Из общего объема мелиоративных объектов и систем 58,4 процента находятся в государственной собственности Российской Федерации и 34,7 процента являются бесхозяйными.

Из приведенных данных можно сделать вывод, что основная нагрузка, связанная с развитием и содержанием объектов мелиорации, лежит на федеральном бюджете.

Такое положение не способствует эффективному использованию мелиоративных объектов и заинтересованности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и сельскохозяйственных товаропроизводителей в развитии мелиорации, которая является основной инфраструктурой сельского хозяйства. Такое положение дел порождает иждивенческое отношение к развитию мелиорации со стороны отдельных субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Федеральным законом "О мелиорации земель" предусматривается, что к государственной собственности субъектов Российской Федерации относятся государственные мелиоративные системы и отдельно расположенные гидротехнические сооружения, не относящиеся к государственной собственности Российской Федерации, муниципальной собственности, а также к собственности граждан (физических лиц) и юридических лиц.

Однако во многих субъектах Российской Федерации отсутствуют мелиоративные системы и отдельно расположенные гидротехнические сооружения, находящиеся в собственности граждан (физических лиц) и юридических лиц. К таким субъектам Российской Федерации относятся Республика Алтай, Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Республика Калмыкия, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Карелия, Республика Татарстан, Республика Тыва, Чеченская Республика, Забайкальский, Краснодарский, Красноярский и Ставропольский края, а также Астраханская, Белгородская, Костромская, Курганская, Курская, Московская, Новосибирская, Саратовская, Тверская, Тюменская и Ярославская области.

В Республике Адыгея, Республике Бурятия, Чувашской Республике, Республике Коми, Республике Марий Эл, Республике Хакасия, Удмуртской Республике, Алтайском и Приморском краях, Амурской, Владимирской, Воронежской, Ивановской, Иркутской, Камчатской, Кемеровской, Липецкой, Магаданской, Нижегородской, Новгородской, Оренбургской, Орловской, Псковской, Ростовской, Рязанской, Самарской, Смоленской, Тульской и Челябинской областях, а также в Еврейской автономной области нет ни одной мелиоративной системы или отдельно расположенного гидротехнического сооружения, которые находились бы в государственной собственности субъекта Российской Федерации.

Во многих из указанных субъектов Российской Федерации сельское хозяйство составляет значительную часть регионального валового продукта.

Одной из задач, стоящих перед Министерством сельского хозяйства Российской Федерации в ближайшие годы, является создание нормативных правовых основ и экономических условий для увеличения заинтересованности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и сельскохозяйственных товаропроизводителей в развитии мелиорации, эффективном использовании объектов мелиорации и сокращении доли государственной собственности Российской Федерации в общем объеме мелиоративных объектов.

В создавшихся условиях наиболее целесообразно оказывать финансовую помощь сельскохозяйственным товаропроизводителям в виде субсидий на возмещение затрат, связанных с созданием мелиоративных систем общего и индивидуального пользования и отдельно расположенных гидротехнических сооружений.

Средства федерального бюджета предлагается направлять на реконструкцию и техническое перевооружение мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений, относящихся к государственной собственности Российской Федерации, в тех субъектах Российской Федерации, в которых планируется строительство, реконструкция и техническое перевооружение мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений, относящихся к государственной собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности.

Строительство, реконструкция и техническое перевооружение мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений предлагается осуществлять на инновационной технологической основе.

В соответствии с положениями Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 30 января 2010 года N 120, и Концепции социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р, основными задачами, определяющими направление развития мелиоративного комплекса, являются:

повышение конкурентоспособности, рентабельности и устойчивости сельскохозяйственного производства средствами комплексной мелиорации в условиях изменения климата и природных аномалий за счет реконструкции и строительства мелиоративных систем на инновационной технологической основе и эффективного использования природных ресурсов;

повышение урожайности и расширение посевов сельскохозяйственных культур;

проведение прикладных научных исследований и экспериментальных разработок, выполняемых по договорам на проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, выполнение экспериментальных проектов, обеспечивающих выработку современных методик и механизмов нормативно-правового, технического и технологического обеспечения развития мелиоративного комплекса.

(Абзац в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Российской Федерации от 15 января 2015 года N 13. - См. предыдущую редакцию)

Эффект от реализации мелиоративных мероприятий в засушливые годы для экономики страны возрастает, как показывает практика, в геометрической прогрессии. Выход продукции с орошаемого гектара в 2-5 раз выше, чем с богарного, а производительность труда и эффективность использования природных и материально-технических ресурсов увеличиваются в 2-3 раза. Кроме того, статистические данные свидетельствуют о том, что на мелиорированных землях, составляющих 7,9 процента площади пашни, производится 50 процентов овощей, до 20 процентов кормов и весь рис.

Восстановление и дальнейшее развитие мелиорации будет способствовать не только увеличению валового производства продукции, но и обеспечит надежность и безопасность работы гидротехнических сооружений, а также предотвратит возможность возникновения чрезвычайных ситуаций в зоне влияния указанных сооружений.

Выполнение комплекса мелиоративных мероприятий позволит повысить продуктивность сельскохозяйственных угодий, расширить посевы сельскохозяйственных культур за счет ввода в эксплуатацию мелиорируемых земель и обеспечить устойчивость производства сельскохозяйственной продукции независимо от климатических изменений и природных аномалий.

Мировой опыт в области природопользования свидетельствует о том, что проблема развития мелиоративного комплекса является межотраслевой и межведомственной проблемой, требующей значительных объемов бюджетных средств, относится к компетенции органов государственной власти и не может быть выполнена в течение одного года.

Эффективность государственной поддержки развития мелиоративного комплекса возможна только при условии использования программно-целевого метода, в рамках которого реализуется комплексная оценка необходимости и возможности решения конкретной проблемы в соответствии с потребностями и возможностью решения общегосударственных проблем более высокого уровня иерархии.

Федеральной целевой программой "Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения России на 2014-2020 годы" (далее - Программа) предлагается проведение комплекса взаимосвязанных технических, организационных, экологических, технологических и хозяйственных мероприятий на основе финансового, материально-технического, научного и информационного обеспечения с учетом соблюдения законодательства Российской Федерации.

Программно-целевой метод решения проблемы развития мелиоративной отрасли в системе агропромышленного комплекса позволяет при сохранении главной целевой установки обеспечить преемственность и последовательность промежуточных этапов, а также целенаправленное, строго нормированное расширение площадей мелиорированных земель до объемов, необходимых для достижения целевых индикаторов, предусмотренных Концепцией социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, и сформировать схему планирования и управления Программой.

Использование программно-целевого метода разработки и реализации Программы позволит:

обеспечить взаимосвязь всех действий финансово-экономического, организационного, государственно-административного, правового, научно-методического и технологического характера для достижения поставленных целей путем последовательного решения конкретных задач;

включить в Программу мероприятия, обеспечивающие максимально эффективное использование бюджетных средств для реализации задач и достижения ее целей.

Анализ различных вариантов развития комплекса мелиоративных мероприятий представлен в Концепции федеральной целевой программы "Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения России на 2014-2020 годы", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 года N 37-р, в соответствии с которой предложен для реализации базовый вариант.

Основными рисками в решении поставленных вопросов, связанных с использованием программно-целевого метода реализации Программы, являются:

сокращение объемов финансирования мероприятий Программы как за счет средств федерального бюджета, так и за счет средств субъектов Российской Федерации, связанное с возможными изменениями социально-экономической ситуации в стране и регионах, а также с возможными инфляционными процессами и обесцениванием финансовых средств, может привести к недостижению установленных целевых показателей и индикаторов реализации Программы по отдельным комплексным проектам;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»