Действующий

О федеральной целевой программе "Развитие единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости (2014-2020 годы)" (с изменениями на 22 апреля 2020 года)

I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа


Государственная политика Российской Федерации в сфере земельно-имущественных отношений направлена на рациональное использование земельных ресурсов и объектов недвижимости как важнейших составляющих национального богатства Российской Федерации, обеспечение государственных гарантий прав собственности и иных вещных прав на недвижимое имущество.

Развитие единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости является составной частью задач обеспечения социально-экономического развития страны, решения социальных, экономических и экологических проблем, повышения качества жизни и содействия региональному развитию.

В ряде стратегических и программных документов рассматриваются вопросы в сфере земельно-имущественных отношений.

Так, формирование институциональной среды инновационного развития согласно Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р, невозможно без развития рынков земли и недвижимости. При этом важной задачей государства является обеспечение равной защиты прав собственности на объекты недвижимости для всех участников рынка.

Повышение качества предоставления государственных услуг станет возможным при условии внедрения принципа "одного окна", в соответствии с которым у граждан появится возможность получения полного комплекса услуг в одном месте.

План мероприятий ("дорожная карта") "Повышение качества государственных услуг в сфере государственного кадастрового учета недвижимого имущества и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2012 года N 2236-р, предусматривает совершенствование процедур взаимодействия учетно-регистрационной системы с заявителями, переход к ведению государственного кадастра недвижимости и Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним в электронном виде и оптимизацию внутриведомственных процедур, повышение качества предоставления сведений о недвижимости, содержащихся в учетно-регистрационной системе, повышение эффективности управления персоналом, эффективности кадастровой деятельности, а также повышение информированности общества об услугах Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии.

За счет создания единой учетно-регистрационной системы, реализации комплекса нормативных, административных и информационных мероприятий планируется сократить сроки государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, количество необходимых процедур, а также повысить гарантии зарегистрированных прав и исключить административные барьеры и коррупционные проявления.

Совмещение мероприятий указанной "дорожной карты" с мероприятиями федеральной целевой программы "Развитие единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости (2014-2020 годы)" (далее - Программа) позволит увеличить потенциал, достигнутый в учетно-регистрационной системе в предыдущие годы, повысить качество предоставления государственных услуг и, как следствие, достичь значений показателей, установленных нормативными документами.

Следует отметить, что Программа реализуется в рамках государственной программы Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года N 316 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика".

В рамках реализации Программы предусматривается комплекс мероприятий, обеспечивающих создание достоверного (полного и качественного) Единого государственного реестра недвижимости, включающего в себя Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственный кадастр недвижимости, оптимальных и комфортных условий предоставления государственных услуг потребителю, а также увеличение доходной части бюджетов за счет расширения налогооблагаемой базы, что, в свою очередь, способствует достижению такой важнейшей стратегической цели государственной политики в области создания условий устойчивого экономического развития Российской Федерации, как эффективное использование земли и недвижимости для удовлетворения потребностей общества и граждан.

В настоящее время произошел эволюционный переход от государственного земельного кадастра к государственному кадастру недвижимости, который был создан в рамках реализации подпрограммы "Создание системы кадастра недвижимости (2006-2012 годы)" федеральной целевой программы "Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости (2002-2008 годы)", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 13 сентября 2005 года N 560 "Об утверждении подпрограммы "Создание системы кадастра недвижимости (2006-2012 годы)" федеральной целевой программы "Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости (2002-2008 годы)". Достигнуты значения всех показателей эффективности, предусмотренных указанной подпрограммой.

Фактически к концу 2012 года на территориях 89 кадастровых округов Российской Федерации создана техническая инфраструктура государственного кадастра недвижимости. Вместо разрозненных систем кадастра и реестров учета органов технической инвентаризации Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии перешла на централизованное ведение кадастрового учета с применением единой автоматизированной информационной системы. В настоящее время автоматизированная система государственного кадастра недвижимости охватывает информационным пространством всю территорию Российской Федерации.

За весь период реализации указанной подпрограммы рост совокупных поступлений в консолидированный бюджет, получаемых от сбора земельного налога, налога на имущество физических лиц и налога на имущество организаций, превысил плановый показатель в 2,1 раза.

Работы по переносу сведений о ранее учтенных объектах в государственный кадастр недвижимости завершены в 89 кадастровых округах Российской Федерации.

Создана инфраструктура пространственных данных государственного кадастра недвижимости на всей территории Российской Федерации.

Фактически к концу 2012 года на территориях 89 кадастровых округов Российской Федерации проведена массовая оценка объектов капитального строительства.

Ситуация в учетно-регистрационной сфере к концу 2012 года характеризовалась следующими параметрами:

срок государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним составлял 20 календарных дней;

срок кадастрового учета объектов недвижимости составлял 20 рабочих дней;

электронные запросы Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в рамках системы межведомственного электронного взаимодействия в 2012 году ежемесячно составляли 64 процента общего количества электронных запросов (6,5 млн. запросов). Сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственном кадастре недвижимости, предоставляются более чем 40 федеральным органам исполнительной власти, а также государственным внебюджетным фондам.

Вместе с тем следует отметить следующие проблемы:

Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственный кадастр недвижимости существовали как взаимосвязанные, но самостоятельные базовые информационные ресурсы, что приводило к высокой удельной ресурсоемкости предоставления государственных услуг в сфере регистрации прав и кадастрового учета недвижимости;

Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним существовал в качестве разрозненных баз данных по обособленным территориальным отделам территориальных органов Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии и не был централизованным по аналогии с государственным кадастром недвижимости. Кроме того, при ведении Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним до настоящего времени используются 2 различных программных продукта;

значительная доля ошибок и пробелов в базах данных соответствующих информационных ресурсов также является одной из причин высокой удельной ресурсоемкости предоставления государственных услуг в сфере регистрации прав, кадастрового учета недвижимости и налогообложения недвижимого имущества.

К концу 2016 года государственный кадастр недвижимости и Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним предусматривается объединить в единую базу - Единый государственный реестр недвижимости.

За прошедший период разработана первая очередь указанной системы, в рамках которой была выработана архитектура решения, разработаны схема переноса данных и схема интеграции компонентов в сфере кадастрового учета, что впоследствии дало возможность произвести оценку стоимости создания и внедрения новой системы, а также определить принципы создания единого закона о государственной регистрации прав и кадастровом учете объектов недвижимости, регулирующего в том числе и порядок ведения Единого государственного реестра недвижимости.

Однако для перехода к ведению Единого государственного реестра недвижимости необходимо соответствующее финансирование, поскольку в рамках текущего содержания бюджетных средств будет хватать только на поддержание материально-технической базы единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости.

Кроме того, по состоянию на конец 2012 года: