ФЕДЕРАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ЦЕНТРАЛЬНОМУ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ОКРУГУ

ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО

от 8 января 2004 года N 5-5-22/9

[О порядке ведения трудовых книжек в адвокатских образованиях Российской Федерации]



Департаментом по вопросам правовой помощи Министерства юстиции Российской Федерации подготовлено информационное письмо "О порядке ведения трудовых книжек в адвокатских образованиях Российской Федерации".

Направляется указанное информационное письмо для использования в работе.

Начальник
Федерального управления
А.Е.Морин

     

     

Приложение

     

О порядке ведения трудовых книжек в адвокатских образованиях Российской Федерации



В практике территориальных органов Минюста России нередко возникают вопросы, связанные с толкованием законодательства, регулирующего необходимость и порядок ведения трудовых книжек применительно к адвокатским образованиям. Эти проблемы обусловлены, в частности, необходимостью решения вопросов определения трудового стажа помощников и стажеров адвокатов, а также решения иных вопросов при применении статьи 9 Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), при поступлении адвокатов на государственную службу, в том числе в органы Минюста России и т.д.

Следует отметить, что основания, порядок и особенности ведения трудовых книжек определены статьей 66 Трудового кодекса Российской Федерации, а также постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2003 года N 225 "О трудовых книжках", которым утверждены "Форма трудовой книжки", "Форма вкладыша в трудовую книжку" и "Правила ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей" (далее - Правила).

В соответствии с Правилами трудовая книжка является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника (пункт 2).

Работодатель (за исключением работодателей физических лиц) обязан вести трудовую книжку на каждого работника, проработавшего в организации свыше пяти дней, если работа в этой организации является для работника основной.

Работодатель - физическое лицо не имеет права производить записи в трудовых книжках работников, а также оформлять трудовые книжки работникам, принимаемым на работу впервые (пункт 3) и т.д.

Вместе с тем, ни трудовое, ни иное законодательство Российской Федерации не определяют порядка и особенностей ведения трудовых книжек в адвокатских образованиях. Из этого следует, что трудовые книжки в адвокатских образованиях должны оформляться и вестись в соответствии с общими требованиями, установленными указанными выше нормативными правовыми актами, с учетом особенностей правового статуса адвокатов и адвокатских образований, определенных Федеральным законом.

Что касается конкретных рекомендаций по порядку оформления и ведения трудовых книжек в адвокатских образованиях, то Департамент по вопросам правовой помощи Минюста России предложил Федеральной палате адвокатов Российской Федерации в пределах ее полномочий подготовить и согласовать соответствующие предложения.

Совет Федеральной палаты адвокатов России 29 июля 2003 года обсудил указанный вопрос и дал разъяснения следующего содержания.

"Адвокатские образования, являющиеся юридическими лицами, в установленном порядке ведут трудовые книжки на всех лиц, принятых на работу на условиях трудового договора, в том числе на помощников адвокатов и стажеров адвокатов. Если адвокат осуществляет свою деятельность в адвокатском кабинете и является работодателем по отношению к лицам, принятым на работу в адвокатский кабинет на условиях трудового договора, он не вправе вести на них трудовые книжки, а также оформлять трудовые книжки при приеме на работу впервые.

В этом случае, в соответствии с разъяснением, содержащимся в письме Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 4 февраля 1999 года трудовой стаж может подтверждаться справками, расчетными книжками, лицевыми счетами и ведомостями на выдачу заработной платы.

Кроме того, трудовой стаж может быть подтвержден справками об уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, выданными соответствующими отделениями указанного Пенсионного фонда.

На адвокатов трудовые книжки не ведутся, поскольку они относятся к категории самозанятых граждан, осуществляющих адвокатскую деятельность и выполняющих возложенные на них обязанности, а также пользующихся предоставленными им правами, не на условиях трудового договора и применения норм трудового законодательства, а в соответствии с Федеральным законом и в силу членства в адвокатской палате субъекта Российской Федерации, а также в избранном ими адвокатском образовании.

Вместе с тем, действующее законодательство не содержит запретов на то, чтобы по просьбе адвоката - владельца трудовой книжки коллегии адвокатов и адвокатские бюро могли производить в ней записи о приеме адвоката в адвокатское образование и выбытии из него.

Такие записи могут быть сделаны на основании распорядительных документов (приказов или распоряжений), изданных руководителем соответствующего адвокатского образования.

В соответствии с Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2002 года N 555, периоды деятельности в качестве адвокатов и других лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, подтверждаются документом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации или территориального налогового органа об  уплате обязательных платежей (пункт 18).

Представляется, что принятые Федеральной палатой адвокатов Российской Федерации рекомендации соответствуют требованиям действующего законодательства Российской Федерации и могут быть поддержаны.


Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»