Недействующий

О внесении изменений в Федеральный закон "Об обеспечении единства измерений"

Пояснительная записка к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обеспечении единства измерений"



Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обеспечении единства измерений" подготовлен Минпромторгом России с учетом результатов правоприменительной практики Федерального закона "Об обеспечении единства измерений" (далее - Федеральный закон), принятого в 2008 году.

Проектом федерального закона (пункт 1) предусматривается отнести к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, определенной Федеральным законом, измерения, выполняемые при осуществлении деятельности в области гражданской обороны, обеспечения пожарной безопасности, безопасности людей на водных объектах, а также при учете количества энергетических ресурсов, эксплуатации сети связи общего пользования, мониторинге окружающей среды и ее загрязнения, таможенном контроле и обеспечении безопасности дорожного движения.

Данные изменения обусловлены необходимостью повышения объективности и достоверности результатов измерений, которые непосредственно влияют на достижение целей, определенных Федеральным законом. Ряд изменений вызван необходимостью учета положений таможенного законодательства Российской Федерации, законодательства в области связи и гидрометеорологии.

Из сферы государственного регулирования обеспечения единства измерений предлагается исключить "товарообменные операции" как не относящиеся к предмету регулирования Федерального закона.

Проектом федерального закона (пункт 2) предлагается ввести новые понятия ("первичная референтная методика (метод) измерений", "референтная методика (метод) измерений" и "шкала величины (шкала измерений)"), которые являются важными элементами системы обеспечения единства измерений, однако в Федеральном законе не содержатся. Уточняется также ряд других понятий Федерального закона. Предложенные определения гармонизированы с международными определениями.

Проектом федерального закона устанавливаются требования, связанные с утверждением и применением референтных методик (методов) измерений.

В целях предотвращения несанкционированной настройки эталонов единиц величин, которая может привести к искажению воспроизведения, хранения и передачи единицы величины, проектом федерального закона (пункт 4) предлагается установить, что конструкция таких эталонов должна обеспечивать ограничение доступа к определенным частям эталонов единиц величин (включая программное обеспечение).

Проектом федерального закона (пункт 5) предлагается уточнить положения Федерального закона, касающиеся установления обязательных требований к техническим системам и устройствам с измерительными функциями, их разработке, производству и эксплуатации, а также обязанностей должностного лица, осуществляющего федеральный государственный метрологический надзор, в части запрета применения эталонов единиц величин, не удовлетворяющих установленным обязательным требованиям (пункт 9).

Проектом федерального закона уточняются положения Федерального закона, связанные с деятельностью государственных региональных центров метрологии (пункт 11), в том числе определяется их организационно-правовая форма, уточняются их основные задачи, порядок оплаты работ (услуг) в области обеспечения единства измерений, проводимых в пределах установленного государственного задания (пункт 14). В настоящее время в ведении Росстандарта находится 86 государственных региональных центров метрологии, имеющих организационно-правовую форму федеральных учреждений, которые с июня 2011 года переведены в статус федеральных бюджетных учреждений.

Государственные региональные центры метрологии осуществляют работы и оказывают государственные услуги на платной основе по регулируемым ценам. Работы (услуги) в рамках государственного задания вышеназванными учреждениями будут выполняться за плату и на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях (в соответствии с Федеральным законом "О некоммерческих организациях").

Финансовое обеспечение (субсидия) выполнения государственного задания по оказанию государственных услуг (работ) государственными региональными центрами метрологии будет осуществляться за счет средств, планируемых к поступлению от потребителей указанных услуг (работ) (в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 2 сентября 2010 года N 671 "О порядке формирования государственного задания в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания").

Проектом федерального закона (пункт 12) предусматривается создание юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в сфере регулирования Федерального закона, метрологических служб в добровольном порядке. Вместе с тем, в целях реализации решения, принятого на заседании Правительства Российской Федерации 14 апреля 2011 года (пункт 7 раздела II протокола N 12), проектом федерального закона предусматривается, что федеральными законами может быть установлена обязательность создания метрологических служб указанными юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

Проектом федерального закона (пункт 13) предусматривается установить, что расходы на разработку и совершенствование государственных первичных референтных методик (методов) измерений финансируются за счет средств федерального бюджета. Финансирование данных мероприятий планируется осуществлять за счет перераспределения бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете Росстандарту на финансирование мероприятий в области технического регулирования и обеспечения единства измерений.

Проектом федерального закона предусматривается утверждение федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области обеспечения единства измерений, порядка отнесения технических средств к техническим системам и устройствам с измерительными функциями, а также утверждение формы свидетельства об утверждении типа стандартных образцов или типа средств измерений.

Реализация федерального закона не повлечет дополнительных расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета.

Проект федерального закона не меняет общую концепцию Федерального закона.

Предусмотренные проектом федерального закона изменения будут способствовать повышению эффективности реализации правовых норм в области обеспечения единства измерений, направленных на защиту прав и законных интересов граждан, общества и государства от отрицательных последствий недостоверных результатов измерений, обеспечение потребности граждан, общества и государства в получении объективных, достоверных и сопоставимых результатов измерений, используемых в целях защиты жизни и здоровья граждан, охраны окружающей среды, животного и растительного мира, обеспечения обороны и безопасности государства.



Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

официальный сайт ГосДумы России

www.duma.gov.ru

по состоянию на 07.10.2013