Охрана труда в медицинских лабораториях
(методические рекомендации)
1.1. При организации деятельности медицинских лабораторий должны соблюдаться требования действующих нормативно-правовых актов в области охраны труда, в т.ч. специально разработанных для клинико-диагностических, микробиологических, вирусологических и аналитических лабораторий учреждений здравоохранения.
1.2. Медицинская лаборатория должна соответствовать санитарным правилам и гигиеническим нормативам, требованиям пожарной и радиационной безопасности.
1.3. При организации работ по обеспечению безопасности в медицинских лабораториях следует руководствоваться ГОСТ Р 52905-2007 "Лаборатории медицинские. Требования безопасности", утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27.12.2007 N 531-ст. Указанный стандарт устанавливает требования по формированию и поддержанию безопасной рабочей среды в медицинских лабораториях.
1.4. К выполнению работ в медицинских лабораториях должны допускаться лица:
- с соответствующей профессиональной подготовкой и квалификацией согласно действующим нормативно-правовым актам;
- прошедшие в установленном порядке обучение, инструктаж, проверку знаний по вопросам охраны труда;
- прошедшие медицинский осмотр и не имеющие медицинских противопоказаний.
1.5. Работа в лаборатории связана с риском:
- отравлений, аллергизации ожогов и других поражений, связанных с применением ядовитых и огнеопасных веществ, сильных кислот, щелочей, аэрозолей и т.д.;
- заражения персонала при исследовании материалов, содержащих возбудителей инфекционных и паразитарных заболеваний;
- возникновения вредных и опасных факторов при работе со специальными приборами, аппаратами, оборудованием и стеклянной посудой;
- поражения людей электрическим током;
- возникновения взрыво- и пожароопасной ситуации.
1.6. Работники лабораторий могут подвергаться воздействию опасных и вредных производственных факторов, основными из которых являются:
- химические факторы, в том числе некоторые вещества биологической природы (повышенный уровень токсических продуктов, ядовитых, сильнодействующих веществ в воздухе рабочей зоны, образующихся в процессе работы);
- биологические факторы: патогенные микроорганизмы, а также микроорганизмы-продуценты, содержащие живые клетки и споры микроорганизмов и белковые препараты (опасность заражения работников при исследовании инфекционных материалов, повышенная запыленность воздуха рабочей зоны биологическими веществами);
- физические факторы: аэрозоли, неионизирующие электромагнитные излучения, статические, электрические и магнитные поля, шум, вибрация, ультразвук, микроклимат, освещенность, опасность поражения электрическим током, опасность травмирования осколками посуды, используемой в процессе работы;
- психофизиологические факторы, включая повышенное напряжение органов зрения;
- пожаро- и взрывоопасные факторы.
1.7. При работе с патогенными для человека микроорганизмами и возбудителями паразитарных болезней необходимо соблюдать санитарно-эпидемиологические правила "Безопасность работы с микроорганизмами I-II групп патогенности (опасности)" и "Безопасность работы с микроорганизмами III-IV групп патогенности (опасности) и возбудителями паразитарных болезней". Работа с инфекционным материалом должна проводиться в специальных боксовых помещениях при строгом соблюдении правил безопасности при работе с микроорганизмами, вирусами и возбудителями паразитарных болезней.
1.8. В соответствии с СанПиН 2.1.3.2630-10 клинико-диагностические, микробиологические и другие диагностические лаборатории должны размещаться в изолированных непроходных отсеках зданий. Помещение для забора материала располагают за пределами блока помещений для исследований. Размещение и состав помещений микробиологической лаборатории (отделения) определяется с учетом требований санитарных правил по безопасности работы с микроорганизмами III-IV групп патогенности (опасности) и возбудителей паразитарных болезней. Доставка материала в лаборатории из сторонних организаций осуществляется через самостоятельный вход.
1.9. Работы с использованием вредных химических веществ (фиксирование материала, розлив формалина, концентрированных кислот, приготовление реактивов, прокаливание, выжигание, измельчение) должны проводиться в вытяжном шкафу.
1.10. Летучие химические вещества хранятся в отдалении от нагревательных приборов и открытого огня. Хранение ядовитых веществ осуществляется в специальных кладовых, в металлических шкафах или сейфах. Кислоты и щелочи хранятся в стеклянной закрытой посуде на нижних полках шкафов отдельно от реактивов и красок. При разбавлении концентрированных кислот во избежание разбрызгивания кислоту добавляют в воду (а не наоборот). Для розлива из емкостей объемом 10-20 л в мелкую тару применяются средства малой механизации (опрокидыватели, сифоны).
1.11. Уровни концентрации и другие параметры опасных и вредных производственных факторов и трудового процесса, возникающие при работе в лабораториях, не должны превышать допустимых значений, предусмотренных в действующих санитарно-гигиенических нормах и иных нормативно-правовых актах.
1.12. Обеспечение пожаро- и взрывобезопасности осуществляется в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами в области пожарной безопасности.
1.13. Электробезопасность обеспечивается в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами в этой области.
1.14. В лаборатории должны быть разработаны и утверждены подробные инструкции по охране труда для персонала по отдельным участкам работ лаборатории, учитывая специфику участков. Утвержденные инструкции должны быть вывешены на видном месте каждого участка работы.
1.15. Лица, вновь принятые на работу в лабораторию, допускаются к работе только после соответствующего инструктажа по охране труда и пожарной безопасности в соответствии с профилем их работы и проверки знаний по охране труда и пожарной безопасности. Инструктаж, последующее обучение и проверка знаний по охране труда и пожарной безопасности производятся в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами в области охраны труда.
1.16. Работники должны проходить предварительный (при поступлении на работу) и периодические медицинские осмотры в соответствии с приказом Минздравсоцразвития РФ от 12.04.2011 N 302н "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда".
1.17. Все рабочие места в лаборатории должны пройти аттестацию по условиям труда в соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 N 342н.
1.18. Персонал лаборатории должен быть обеспечен рабочей одеждой и средствами индивидуальной защиты в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами.
1.19. В случае выявления в процессе работы недостатков в эксплуатации или неисправности аппаратов, приборов и оборудования работники должны известить об этом заведующего лабораторией.
1.20. Ответственность за охрану труда в лаборатории возлагается на ее заведующего (руководителя), а по отдельным участкам - на их руководителей.
2.1. В соответствии с ГОСТ Р 52905-2007 "Лаборатории медицинские. Требования безопасности" необходимо определить и утвердить приказом (распоряжением) лицо, ответственное за охрану труда в лаборатории. Необходимо чтобы все сотрудники были персонально ответственны за свою собственную безопасность во время работы и за безопасность других людей, которых это может затрагивать.
2.2. Необходимо оценить степень риска и возможные меры устранения опасности для каждого производственного процесса. Если это невыполнимо, то риск от каждого источника опасности должен быть снижен до минимально возможного уровня использованием следующих мер (в порядке их приоритета):
1) замещением;
2) ограничением;
3) применением индивидуальных мер защиты и оборудования.
2.3. Условия труда должна соответствовать санитарным правилам и гигиеническим нормативам, требованиям пожарной и радиационной безопасности. Основные физические факторы представлены в табл.1.
Таблица 1
Физические факторы
N | Физический фактор | Требования и пути устранения негативных аспектов |
1. | Освещение | Лаборатория должна иметь естественное или искусственное освещение, уровень которого оптимален для безопасной работы. Должны быть сведены до минимума слепящие и отвлекающие отблески света. |
2. | Температура | Любое оборудование, излучающее избыточное тепло или холод, должно быть изолировано от общего рабочего пространства. Для обеспечения личной безопасности и комфортности персоналу должно быть предоставлено персональное защитное оснащение, включая теплозащитные перчатки и соответствующую одежду. Температуру окружающей среды в лаборатории следует по возможности поддерживать на уровне комфортности для работников лаборатории. |
3. | Вентиляция | Любое оборудование, способное испускать избыточный дым, тепло, пар, запах или токсичность, должно быть изолировано от общего рабочего пространства и помещено под подходящий вытяжной шкаф. Если это невыполнимо, должно быть проведено специальное переоборудование для создания комфортных условий работникам. В случаях образования неприятных или тошнотворных запахов в результате определенных процессов ручной работы рекомендуется применение местной естественной или механической вентиляции. Влажность окружающей среды и движение воздуха в лаборатории должны быть комфортными и соответствовать требованиям безопасности работников лаборатории. Скорость потоков воздуха в лаборатории должна быть отрегулирована таким образом, чтобы обеспечить адекватную вентиляцию и предотвратить дисперсию потенциально инфекционных агентов и токсических дымов. Вентиляционные каналы должны быть изолированы от общего рабочего пространства во избежание дисперсии или воздушного переноса инфекционных агентов или запахов в остальную часть рабочего пространства. |
4. | Шум | На рабочем месте должно быть исключено возникновение избыточного шума. При выборе и размещении оборудования следует учитывать влияние отдельных элементов оборудования на общий уровень шума на рабочем месте. Необходимо принять меры для минимизации и приглушения образования шума. |
5. | Эргономические факторы | Лабораторная деятельность, рабочее пространство и оборудование (например, стулья, лабораторные рабочие установки, клавиатуры компьютеров и мониторы), а также оборудование, производящее вибрацию, и ультразвуковое должны быть спроектированы или размещены таким образом, чтобы снизить риски вызванных эргономическим дистрессом расстройств или несчастных случаев. |
6. | Проектирование для работы с живыми патогенами | Все лаборатории, работающие с живыми биологическими агентами, должны иметь конструктивные характеристики, соответствующие индивидуальной защите от микроорганизмов от умеренного до высокого риска. Лаборатории, предназначенные для работы с организмами групп высокого риска, должны иметь конструктивные характеристики большей защиты. |
7. | Обозначения на дверях | Лаборатории должны иметь обозначения на каждом входе и выходе с указанием экстренного выхода, отличного от обычного. Обозначения на каждом месте должны включать в себя международно принятые указатели опасности (например, биоопасность, пожарная опасность, радиоактивность) и другие установленные правилами безопасности знаки. |
2.4. В соответствии с ГОСТ Р 52905-2007 для помощи руководству лаборатории в обеспечении безопасности может быть назначен надлежащим образом обученный и опытный уполномоченный за безопасность в лаборатории. Это лицо должно разрабатывать, осуществлять эффективную программу лабораторной безопасности и следить за ее выполнением. Эффективная программа лабораторной безопасности должна включать в себя обучение, ориентацию и тренировку, аудит и дальнейшее совершенствование, а также программы развития безопасной практики работы в лаборатории.
Ответственный за безопасность в лаборатории должен иметь право приостанавливать или прекращать деятельность, которая может быть небезопасной. При наличии комиссии по безопасности уполномоченный за безопасность в лаборатории должен быть ее членом по должности, если не председателем.
2.5. Стандартные оперативные процедуры для лаборатории должны содержать детальные инструкции, касающиеся любых сопутствующих опасностей, и способы выполнения этих процедур с минимальным риском. Представитель руководства, ответственный за деятельность на рабочем месте, должен пересматривать и обновлять эти процедуры, по меньшей мере, ежегодно. Должен быть разработан письменный план, включая протоколы сообщения об опасности. План должен содержать следующее:
a) меры в отношении посетителей и партнеров;
b) контроль за состоянием здоровья персонала;
c) меры по оценке риска, которые должны быть выполнены, их результаты зарегистрированы, и действия, которые должны быть предприняты;
d) процедуры по мониторингу инвентаря для установления химических и других опасных материалов, включая требования по маркировке, а также по безопасному хранению и удалению;
e) процедуры безопасного обращения с опасными материалами;
f) процедуры по предупреждению кражи материалов высокого риска или зараженных;
g) методы уточнения необходимости обучения и документирования;
h) процедуры получения, хранения и распространения брошюр с инструкциями по безопасному обращению с материалами (требование обеспечить круглосуточный доступ сотрудников к этой информации);
i) процедуры по безопасному обеззараживанию и обслуживанию оборудования;
j) экстренные процедуры, включая протоколы при протечках;
k) регистрация, сообщение и изучение инцидентов;
l) удаление клинических отходов.
2.6. Программы безопасности должны быть подвергнуты, по меньшей мере, ежегодному аудиту и пересмотру (соответственно обученным персоналом). В состав программы безопасности должны входить, не ограничиваясь указанным, следующие элементы:
a) политика безопасности и здоровья;
b) письменные рабочие процедуры, в том числе приемы безопасной работы;
c) образование и обучение персонала, относящегося к лаборатории;
d) наблюдение за работниками;
е) регулярные инспекции;
f) опасные материалы и вещества;
g) наблюдение за здоровьем;
h) приемы и оборудование первой помощи;
i) изучение инцидентов и заболеваний;
j) отчет комиссии по безопасности;
k) регистрация и статистика;
l) обзор программы безопасности для подтверждения того, что все требуемые действия, вытекающие из результатов аудита, выполнены.