Вопросы экспертизы и качества медицинской помощи N 9, 2013 год
 Абушинов В.В.
ФГКУ "Главный военный клинический госпиталь им.Н.Н.Бурденко" МО РФ (филиал N1)

Об экспертизе качества медицинской помощи и роли врачебной комиссии в осуществлении внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности

         

В процессе совершенствования современного здравоохранительного законодательства все более проясняется сущность и место такого понятия как "экспертиза качества медицинской помощи" (далее - ЭКМП). Существовавшее много лет и используемое в многочисленных организационных документах практического здравоохранения понятие экспертиза или скорее оценка качества медицинской помощи не являлось легитимным, что не способствовало единому понимаю сущности ЭКМП и процесса ее осуществления.


В Федеральном законе от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" впервые появляется законодательное определение этого понятия: "Экспертиза качества медицинской помощи - выявление нарушений при оказании медицинской помощи, в том числе оценка своевременности ее оказания, правильности выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, степени достижения запланированного результата" (п.6 ст.40).

В последующем Федеральным законом от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Основы) было введено новое расширенное понятие "медицинская экспертиза" (ст.58), которое включает как полноценную разновидность - экспертизу качества медицинской помощи.

Таким образом, приобретение экспертизой качества медицинской помощи правового статуса позволяет организовать ее проведение с четко определенными целями в соответствии с предусмотренной для медицинских экспертиз процедурой и оформлением ее результатов.

Цели проведения ЭКМП приведены в ст.64 Основ: "Экспертиза качества медицинской помощи проводится в целях выявления нарушений при оказании медицинской помощи, в том числе оценки своевременности ее оказания, правильности выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, степени достижения запланированного результата".

Вместе с тем, некоторые аспекты организации ЭКМП остаются нерегламентированными. Например, вопросы, касающиеся процедуры проведения ЭКМП. В документах, используемых в медицинских учреждениях при организации внутреннего контроля, встречаются различные варианты порядка и способов ее проведения, что влечет неоднозначное толкование сущности ЭКМП и доказывает потребность в установлении единого порядка ее проведения и оформления полученных результатов.

Среди множества изданных на различном уровне документов, определяющих практику проведения ЭКМП, наиболее часто встречаются нормативные акты, предусматривающие экспертизу отдельных случаев оказания медицинской помощи, отбираемых по признакам отклонений от обычных показателей и совокупности случаев, объединенных по тематическому или иному признаку.

Рассмотрим обоснованность такого подхода к организации ЭКМП и попробуем предложить вариант, подходящий для функционирования в системе внутреннего контроля качества медицинской организации, опирающийся на позиции, которые прописаны в законодательстве.

В ст.58 Основ приводится общее определение медицинских экспертиз: "Медицинской экспертизой является проводимое в установленном порядке исследование, направленное на установление состояния здоровья гражданина, в целях определения его способности осуществлять трудовую или иную деятельность, а также установления причинно-следственной связи между воздействием каких-либо событий, факторов и состоянием здоровья гражданина".

Таким образом, как следует из содержания легитимного определения понятия, медицинская экспертиза - это исследование, проводимое по установленной процедуре и направленное в отношении состояния здоровья гражданина в каждом отдельном случае получения им медицинской помощи. Исследование совокупности случаев на предмет выявления типичных недостатков в организации лечебно-диагностического процесса не может считаться собственно медицинской экспертизой. Поэтому относительно содержания оценки КМП применительно к внутреннему контролю качества, по нашему мнению, следует различать собственно экспертизу качества медицинской помощи и экспертную оценку качества медицинской помощи.

В случае экспертной оценки КМП она проводится в медицинской организации руководителями различного уровня в соответствии с их должностными полномочиями. Отбор оцениваемых случаев производится по определенным признакам и для оформления результатов оценки достаточно заполнения формализованной карты экспертной оценки качества. В ходе такого планового контроля устанавливается соответствие объема, своевременности и последовательности выполнения лечебно-диагностических и реабилитационных мероприятий, а также оценивается полученный результат (исход) лечения на соответствие наиболее распространенным в клинической практике исходам для соответствующих моделей пациентов. Результаты экспертной оценки используются в первую очередь для обнаружения отклонений в технологии оказания медицинской помощи и их своевременной коррекции. Обобщение результатов отдельных случаев экспертных оценок качества медицинской помощи (совокупности случаев) используется с целью изучения работы подразделения в целом. Как правило, статистически обработанные результаты представляются в виде отчетов о результатах деятельности подразделения за определенный период, например за месяц или квартал.

Экспертную оценку КМП более правильно следовало бы называть оценкой качества лечебно-диагностического процесса, т.к. акцент в этом исследовании переносится с отдельного случая оказания медицинской помощи и оценки его последствий для пациента на производственно-технологические аспекты деятельности медицинского работника, подразделения, медицинской организации в целом.

Основным отличием экспертизы качества медицинской помощи от экспертной оценки является то, что это более углубленное исследование (см. рис.1), проводимое врачом-экспертом в соответствии с установленной процедурой по поручению уполномоченного на то должностного лица и направленное помимо выявления технологических отклонений на установление причинно-следственной связи между дефектами, допущенными в ходе оказания медицинской помощи и их влиянием на состояние здоровья пациента. Результат экспертизы каждого случая оказания медицинской помощи должен быть оформлен в виде экспертного заключения, состоящего из общей, констатирующей и заключительной части, содержащей выводы.

_______________

См. ст.58 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".


Итоговыми документами целевой экспертизы являются: карта экспертной оценки, содержащая формализованное описание дефектов, и экспертное заключение.

Инициаторами проведения ЭКМП являются: органы управления здравоохранением; руководители и врачебная комиссия медицинской организации; учреждения и организации, уполномоченные осуществлять вневедомственный контроль качества медицинской помощи (территориальный фонд ОМС, СМО, Росздравнадзор); правоохранительные органы. ЭКМП может проводиться в связи с обращениями пациентов, их законных представителей и обращениями общественных организаций.

ЭКМП проводится обязательно экспертами качества медицинской помощи. Эксперт качества медицинской помощи - это врач, имеющий действующий сертификат по клинической специальности, высшую/первую квалификационную категорию или ученую степень кандидата/доктора медицинских наук, стаж работы по специальности не менее 10 лет, владеющий специальными знаниями и методическими приемами проведения экспертизы качества медицинской помощи и оформления ее результатов и включенный в список экспертов медицинской организации.

Доступ к полной версии документа ограничен
Этот документ или информация о нем доступны в системах «Техэксперт» и «Кодекс». Вы также можете приобрести документ прямо сейчас за 49 руб.