• Текст документа
  • Статус
Поиск в тексте

Вопросы экспертизы и качества медицинской помощи N 8, 2013 год

Зайцев С.Н.
Центр изучения проблем здравоохранения и образования



Ведомственный контроль качества медицинской помощи осуществляется в соответствии с приказом Минздрава Республики Алтай от 06.04.2012 N 65 "Об утверждении Положения о системе ведомственного контроля качества медицинской помощи на территории Республики Алтай". Указанным документом было утверждено Положение о системе ведомственного контроля качества медицинской помощи в медицинских организациях Республики Алтай.

Оценка качества медицинской помощи происходит по пяти основным блокам (A, B, C, D и E):

Блок A - Оценка диагностических мероприятий;

Блок B - Оценка полноты поставленного диагноза;

Блок C - Оценка лечебных мероприятий;

Блок D - Оценка преемственности;

Блок E - Оценка качества оформления документации.

Общие положения

Целью осуществления ведомственного контроля качества медицинской помощи является оценка обеспечения прав пациентов на получение медицинской помощи необходимого объема и надлежащего качества на основе оптимального использования кадрового потенциала, материально-технических ресурсов и применения медицинских технологий в соответствии с разработанными в соответствии со статьей 88 Федерального закона РФ N 323-ФЗ "Об охране здоровья граждан" и утвержденными федеральными Порядками и стандартами оказания медицинской помощи, организационно-медицинскими технологиями медицинской помощи на этапах ее оказания.

Объектом контроля является медицинская помощь, представляющая собой комплекс профилактических, лечебно-диагностических и реабилитационных мероприятий, проводимых по определенной технологии в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами.

Система ведомственного контроля качества медицинской помощи включает следующие элементы:

а) оценка состояния и использования кадровых и материально-технических ресурсов;

б) экспертиза процесса оказания медицинской помощи конкретным пациентам;

в) изучение удовлетворенности пациентов от их взаимодействия с системой предоставления медицинской помощи;

г) расчет и анализ показателей, характеризующих качество и эффективность медицинской помощи;

д) выявление дефектов в действиях медицинского персонала, управления и других факторов, оказавших негативное действие и повлекших за собой снижение качества, эффективности медицинской помощи;

е) контроль организации мероприятий по обеспечению инфекционной безопасности и инфекционному контролю при оказании медицинской помощи;

ж) подготовка рекомендаций для руководителей структурных подразделений, направленных на предупреждение дефектов в работе и способствующих повышению качества и эффективности медицинской помощи;

з) разработка рекомендаций по выбору наиболее рациональных управленческих решений и контроль за их реализацией.

При проведении ведомственной экспертизы заполнять "Акт экспертной оценки качества медицинской помощи" с применением "Экспертной оценки ведения стационарного больного" (см. приложение 1) и "Экспертной оценки ведения амбулаторного больного" (см. приложение 2).

Организация и порядок проведения ведомственного контроля качества медицинской помощи

Ведомственный контроль качества медицинской помощи осуществляется экспертным путем должностными лицами учреждений здравоохранения, врачебными комиссиями, должностными лицами Министерства здравоохранения Республики Алтай.

Схема осуществления ведомственного контроля качества медицинской помощи состоит из четырех уровней:

- первый уровень является функцией заведующих структурными подразделениями учреждений здравоохранения;

- второй уровень является функцией заместителей руководителя учреждения по медицинской части, экспертизе временной утраты трудоспособности и др.;

- третий уровень контроля качества медицинской помощи осуществляется врачебной комиссией учреждения здравоохранения;

- четвертый уровень является функцией Министерства здравоохранения Республики Алтай, имеющего полномочия по контролю качества медицинской помощи.

Экспертиза процесса оказания медицинской помощи проводится по медицинской документации (медицинской карте стационарного больного, медицинской карте амбулаторного больного и др.) При необходимости может быть проведена очная экспертиза в процессе оказания медицинской помощи.

Экспертному контролю подлежат:

в стационаре:

- все летальные исходы;

- ятрогенные заболевания, внутрибольничное инфицирование, осложнения, внеплановые оперативные вмешательства;

- заболевания с удлиненными и укороченными сроками лечения более 30% (письмо ФСС от 21.08.2000 N 02-08/10-1977П "Ориентировочные сроки ВН при различных заболеваниях и травмах в соответствии с МКБ при наиболее распространенных заболеваниях");

- жалобы пациентов и их родственников;

- все случаи повторной госпитализации в реанимацию;

- повторные госпитализации по поводу одного и того же заболевания в течение года, не обоснованные технологией оказания медицинской помощи;

- прочие случаи методом случайной выборки;

в амбулаторно-поликлинических учреждениях:

- все случаи смерти в детском возрасте и лиц трудоспособного возраста на дому от управляемых причин (болезни системы кровообращения, болезни органов дыхания, инфекционные заболевания; во всех возрастах - язвенная болезнь желудка и 12 п. кишки, острая хирургическая и гинекологическая патология);

- все случаи первичного выхода на инвалидность лиц трудоспособного возраста;

- 10-30% случаев заболеваний с удлиненными или укороченными сроками лечения, временной утратой трудоспособности более 30% (письмо ФСС от 21.08.2000 N 02-08/10-1977-П "Ориентировочные сроки ВН при различных заболеваниях и травмах в соответствии с МКБ при наиболее распространенных заболеваниях");

- впервые выданные листки нетрудоспособности (от 10% до 30% методом случайной выборки);

- расхождения диагнозов поликлиники и патолого-анатомического отделения в 100% случаев;

- жалобы пациентов или их родственников;

- запущенные формы онкологических заболеваний, туберкулеза;

- прочие случаи методом случайной выборки.

Экспертная оценка должна осуществляться:

- на первом уровне не менее 30 законченных случаев в течение месяца;

- на втором уровне - не менее 50 экспертиз в течение квартала;

- на третьем уровне (работа ВК) объем работы должен осуществляться в соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 24.09.2008 N 513н "Об организации деятельности врачебной комиссии медицинской организации";

- на четвертом уровне осуществляется координация деятельности учреждений здравоохранения Республики Алтай по организации контроля качества медицинской помощи, экспертная оценка случаев, требующих рассмотрения на уровне Министерства здравоохранения Республики Алтай.

Экспертиза качества медицинской помощи конкретному больному предусматривает сопоставление с Порядками и стандартами медицинской помощи, которые содержат набор и объем диагностических и лечебных мероприятий, а также рекомендации по срокам и результатам лечения при конкретных нозологических формах. Ведущая роль при экспертизе качества медицинской помощи принадлежит заключению эксперта, который, кроме выполнения стандартов, учитывает все особенности данного индивидуального случая.

Эксперт во время проведения экспертизы качества лечебно-диагностического процесса в обязательном порядке:

а) оценивает полноту и своевременность диагностических мероприятий, адекватность выбора и соблюдение стандарта лечебных мероприятий, правильность и точность постановки диагноза;

б) выявляет дефекты и устанавливает их причины;

в) готовит рекомендации по устранению и предупреждению выявленных недостатков.

На каждый случай экспертной оценки заполняется "Акт экспертной оценки качества медицинской помощи". В результате статистической обработки карт рассчитываются показатели, характеризующие качество и эффективность медицинской помощи.

Информация, полученная в результате оценки качества и эффективности медицинской помощи, доводится до сведения заведующих отделениями, заместителей главного врача, до руководителя медицинской организации.

Приложение 1

Экспертная оценка ведения стационарного больного (при заполнении отметить соответствующие баллы, дефекты, последствия дефектов)

N

Мероприятия

Максимальный балл блока

Балл подблока

А.

Оценка диагностических мероприятий:

2,0

1.

Объем и качество обследований: сбор жалоб, анамнеза, физикальных исследований, консультации специалистов и осмотр заведующего отделением:

- полное

0,5

- частичное или несвоевременное, или отсутствие должного наблюдения в динамике по состоянию

0,25

- не выполнено

0

2.

Объем и качество лабораторных исследований:

- полное

0,75

- не в полном объеме или несвоевременно

0,5

- избыточный объем или не выполнены контрольные анализы при имеющихся изменениях

0,25

- не выполнено

0

3.

Объем и качество инструментальных исследований:

- полное

0,75

- не в полном объеме или несвоевременно

0,5

- избыточно или без показаний

0,25

- не выполнено или при проведении возникли осложнения

Доступ к полной версии этого документа ограничен

Ознакомиться с документом вы можете, заказав бесплатную демонстрацию систем «Кодекс» и «Техэксперт» или купите этот документ прямо сейчас всего за 49 руб.

Что вы получите:

После завершения процесса оплаты вы получите доступ к полному тексту документа, возможность сохранить его в формате .pdf, а также копию документа на свой e-mail. На мобильный телефон придет подтверждение оплаты.

При возникновении проблем свяжитесь с нами по адресу spp@kodeks.ru

Примеры

аналогичных документов, доступных с полным текстом:

Пять составляющих оценки качества медицинской помощи, оказываемой на территории Республики алтай

Название документа: Пять составляющих оценки качества медицинской помощи, оказываемой на территории Республики алтай

Вид документа: Комментарий, разъяснение, статья

Опубликован: Вопросы экспертизы и качества медицинской помощи N 8, 2013 год
Дата принятия: 01 августа 2013

Информация о данном документе содержится в профессиональных справочных системах «Кодекс» и «Техэксперт»
Узнать больше о системах