Юрий Лермонтов,
советник государственной
гражданской службы
Российской Федерации 3-го класса
Налоговая политика на 2014-2016 годы
Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов (далее - основные направления налоговой политики) были одобрены Правительством РФ 30 мая 2013 года. В трехлетней перспективе 2014-2016 годов приоритеты Правительства Российской Федерации в области налоговой политики остаются такими же, как и ранее - создание эффективной и стабильной налоговой системы, обеспечивающей бюджетную устойчивость в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Основными целями налоговой политики продолжают оставаться поддержка инвестиций, развитие человеческого капитала, повышение предпринимательской активности. Важнейшим фактором проводимой налоговой политики является необходимость поддержания сбалансированности бюджетной системы Российской Федерации. В настоящей статье приведен анализ основных положений планируемых изменений в налоговом законодательстве в сравнении с ныне действующим порядком и сложившейся позицией официальных органов и арбитражных судов.
Внесение существенных изменений в структуру налоговой системы, а также введение новых налогов в среднесрочном периоде не предполагается.
В 2014-2016 годах планируется внесение изменений в законодательство о налогах и сборах по таким направлениям, как:
В долгосрочном периоде будет сохранена ставка налога на доходы физических лиц для большинства видов доходов в размере 13%. Введение прогрессивной шкалы налогообложения доходов физических лиц не ожидается.
Предлагается систематизировать ряд предоставляемых в настоящее время освобождений от налогообложения в отношении социально значимых выплат (доходов), таких, как:
- компенсационные выплаты, связанные с бесплатной выдачей работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, молока (других равноценных пищевых продуктов) или соответствующих выплат в денежной форме, а также бесплатной выдачей лечебно-профилактического питания;
- гранты Президента Российской Федерации, выделяемые для проведения научных исследований, и гранты, предоставленные для поддержки науки и образования, культуры и искусства в Российской Федерации.
Так, в настоящее время в соответствии с пунктами 6 и 7 статьи 217 Налогового кодекса РФ не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) суммы, получаемые налогоплательщиками в виде грантов (безвозмездной помощи), предоставленных для поддержки науки и образования, культуры и искусства в Российской Федерации международными, иностранными и (или) российскими организациями по перечням таких организаций, утверждаемым Правительством Российской Федерации, а также суммы, получаемые налогоплательщиками в виде международных, иностранных или российских премий за выдающиеся достижения в области науки и техники, образования, культуры, литературы и искусства, средств массовой информации по перечню премий, утверждаемому Правительством Российской Федерации, а также в виде премий, присужденных высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации (руководителями высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации) за выдающиеся достижения в указанных областях, по перечням премий, утверждаемым высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации (руководителями высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации).
Перечень российских организаций, получаемые налогоплательщиками гранты (безвозмездная помощь) которых, предоставленные для поддержки науки, образования, культуры и искусства в Российской Федерации, не подлежат налогообложению, утвержден постановлением Правительства РФ от 15 июля 2009 года N 602.
Перечень международных, иностранных и российских премий за выдающиеся достижения в области науки и техники, образования, культуры, литературы, искусства и средств массовой информации, суммы которых, получаемые налогоплательщиками, не подлежат налогообложению, утвержден постановлением Правительства РФ от 6 февраля 2001 года N 89.
Ожидается, что после внесения соответствующих изменений перечень грантов, освобождаемых от обложения налогом на доходы физических лиц, расширится;
- материальная помощь, выплачиваемая органами службы занятости безработным гражданам, утратившим право на пособие по безработице, а также гражданам в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости;
В настоящее время на основании пункта 1 статьи 217 Налогового кодекса РФ не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) государственные пособия, за исключением пособий по временной нетрудоспособности (включая пособие по уходу за больным ребенком), а также иные выплаты и компенсации, выплачиваемые в соответствии с действующим законодательством. При этом к пособиям, не подлежащим налогообложению, относятся пособия по безработице, беременности и родам.
Минфин России в письме от 29 апреля 2013 года N 03-04-05/14992 обращает внимание на то, что пособия по временной нетрудоспособности, в том числе пособие, назначаемое по уходу за больным ребенком, подлежат обложению налогом на доходы физических лиц в установленном порядке.
Минфин России в письме от 27 марта 2013 года N 03-04-05/6-294 со ссылкой на постановление ВАС РФ от 8 июня 2010 года N 1798/10 подчеркнул, что оплата дополнительных дней отдыха одному из родителей для ухода за детьми-инвалидами как иная выплата, осуществляемая в соответствии с действующим законодательством, в силу пункта 1 статьи 217 Налогового кодекса РФ, не подлежит обложению налогом на доходы физических лиц;
- материальная помощь, выплачиваемая из стипендиального фонда студентам.
На основании пункта 11 статьи 217 НК РФ не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) стипендии учащихся, студентов, аспирантов, ординаторов, адъюнктов или докторантов учреждений высшего профессионального образования или послевузовского профессионального образования, научно-исследовательских учреждений, учащихся учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования, слушателей духовных учебных учреждений, выплачиваемые указанным лицам этими учреждениями, стипендии, учреждаемые Президентом Российской Федерации, органами законодательной (представительной) или исполнительной власти Российской Федерации, органами субъектов Российской Федерации, благотворительными фондами, стипендии, выплачиваемые за счет средств бюджетов налогоплательщикам, обучающимся по направлению органов службы занятости.
ФНС РФ в письме от 4 марта 2005 года N 04-1-03/848 указал, что стипендии, выплачиваемые студентам образовательными учреждениями в повышенных размерах, также не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц на основании пункта 11 статьи 217 Налогового кодекса РФ.
После внесения соответствующих изменений, перечень выплат, осуществляемых студентам из стипендиального фонда, очевидно, расширится;
- оплата стоимости проезда физических лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту проведения отпуска (отдыха) на территории Российской Федерации и обратно и провоза их багажа.
В настоящее время исходя из статьи 325 Трудового кодекса РФ лица, работающие в организациях, финансируемых из федерального бюджета, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеют право на оплату один раз в два года за счет средств работодателя (организации, финансируемой из федерального бюджета) стоимости проезда в пределах территории Российской Федерации к месту использования отпуска и обратно любым видом транспорта (за исключением такси), в том числе личным, а также на оплату стоимости провоза багажа весом до 30 килограммов. Право на компенсацию указанных расходов возникает у работника одновременно с правом на получение ежегодного оплачиваемого отпуска за первый год работы в данной организации.
Организации, финансируемые из федерального бюджета, оплачивают также стоимость проезда и провоза багажа к месту использования отпуска работника и обратно неработающим членам его семьи (мужу, жене, несовершеннолетним детям, фактически проживающим с работником) независимо от времени использования отпуска.
После внесения соответствующих изменений, очевидно, лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, будет предоставлен больший объем компенсации по оплате стоимости проезда к месту проведения отпуска (отдыха) и обратно и провоза их багажа;
- денежные средства, выплачиваемые органами службы занятости в связи с направлением их на работу или обучение в другую местность.
В настоящее время направление органами службы занятости физических лиц на работу или обучение в другую местность определяется положениями Закона РФ от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации".
К 2014 году предполагается более детальная проработка вопросов в данной области, в частности, проработка вопроса об освобождении от налогообложения средств, выплачиваемых физическим лицам при направлении их органами службы занятости в другую местность на работу или обучение;
- исключить ограничение на сумму доходов, освобождаемых от налогообложения, в отношении доходов в виде помощи и подарков, получаемых ветеранами Великой Отечественной войны, инвалидами Великой Отечественной войны, вдовами военнослужащих, погибших в период войны с Финляндией, Великой Отечественной войны, войны с Японией, вдовами умерших инвалидов Великой Отечественной войны и бывшими узниками нацистских концлагерей, тюрем и гетто, а также бывшими несовершеннолетними узниками концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны.
Пунктом 33 статьи 217 Налогового кодекса РФ предусмотрено освобождение от налогообложения помощи (в денежной и натуральной формах), а также подарков, которые получены указанными категориями граждан в части, не превышающей 10000 рублей за налоговый период.
Таким образом, предполагается увеличить сумму, не облагаемую налогом на доходы физических лиц, ныне составляющую 10000 рублей за налоговый период.
УФНС РФ по г.Москве в письме от 12 сентября 2011 года N 20-14/088174 указывало, что в случае, если благотворительная помощь за календарный год была оказана в размерах, превышающих суммы необлагаемой помощи (пункты 8 и 33 статьи 217 НК РФ), в соответствии со статьями 228 и 229 НК РФ налогоплательщику необходимо представить в срок не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом в ИФНС по месту жительства налоговую декларацию по НДФЛ и уплатить исчисленную самостоятельно сумму налога в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
При этом в Основных направлениях налоговой политики на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов указывается на необходимость систематизации перечня доходов, освобождаемых от обложения налогом на доходы физических лиц, а также устранение имеющихся неточностей и противоречий, приводящих к неоднозначному толкованию норм.
В отношении имущественного налогового вычета по НДФЛ (предоставляемого при приобретении жилья в сумме до 2 млн руб.) предполагается уйти от принципа предоставления налогового вычета по НДФЛ только лишь по одному объекту имущества. Планируется предоставить физическим лицам права на обращение в налоговые органы за получением имущественного налогового вычета многократно вплоть до полного использования предельной суммы налогового вычета.
Помимо этого, во исполнение постановления Конституционного суда РФ от 1 марта 2012 года N 6-П указывается на необходимость установления порядка получения имущественного налогового вычета родителями (в том числе усыновителями, приемными родителями, опекунами, попечителями), осуществляющими новое строительство или приобретение за свой счет имущества в собственность несовершеннолетних детей.
УФНС России по г.Москве в письме от 18 июня 2012 года N 20-14/52818@, принимая во внимание постановление Конституционного суда РФ от 1 марта 2012 года N 6-П, указывает, что в случае, если ребенок был несовершеннолетним на момент приобретения и оформления квартиры в собственность, налогоплательщик (мать ребенка) вправе воспользоваться имущественным налоговым вычетом с соблюдением норм, предусмотренных пунктом 7 статьи 78 Налогового кодекса РФ.
Предлагается создание стимулов для долгосрочных инвестиций на финансовых рынках путем создания равных или сопоставимых налоговых условий для всех видов долгосрочных инвестиций физических лиц. Данные меры можно реализовать путем введения в некоторых случаях новых льгот, а в иных случаях ужесточая применяемые в настоящее время ограничения.
Для этих целей предлагаются следующие подходы:
- введение инвестиционного налогового вычета в размере положительного финансового результата, полученного налогоплательщиком в налоговом периоде от реализации (погашения) ценных бумаг с обязательным централизованным хранением, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг и находившихся в собственности налогоплательщика более 3 лет, а также инвестиционных паев паевых инвестиционных фондов, состоящих из указанных выше ценных бумаг и находившихся в собственности налогоплательщика более 3 лет. Однако планируется не предоставлять подобного вычета при получении доходов от прямых инвестиций. Для этого необходимо ограничить предельную сумму доходов, освобождаемых от налогообложения при продаже акций величиной финансового результата, получаемого от реализации количества акций в размере не более 3 млн руб. за каждый год владения ценными бумагами. На основе метода учета запасов ФИФО предлагается установить правила расчета необлагаемой суммы исходя из срока владения ценными бумагами. Данная мера позволит связать срок владения ценными бумагами и размер освобождаемого от налогообложения дохода.
- освобождение от налогообложения процентов, получаемых физическими лицами по банковским вкладам. Предлагается ввести новый лимит на размер освобождаемых процентов по вкладам: по вкладам в рублях в размере ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, увеличенной на 3 процентных пункта, а по вкладам в иностранной валюте - до 6% годовых.
В настоящее время на основании пункта 27 статьи 217 НК РФ доходы в виде процентов, получаемые налогоплательщиками по вкладам в банках, находящихся на территории Российской Федерации, если:
проценты по рублевым вкладам выплачиваются в пределах сумм, рассчитанных исходя из действующей ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, увеличенной на пять процентных пунктов, в течение периода, за который начислены указанные проценты;
установленная ставка не превышает 9% годовых по вкладам в иностранной валюте.
Минфин России в письме от 5 апреля года 2013 N 03-04-06/1121 касаемо выплаты недополученных клиентом процентов отмечает, что такие выплаты являются возмещением упущенной выгоды, поскольку имеют целью возмещение неполученных физическим лицом доходов, которые в случае их возникновения подлежали бы налогообложению. То есть, по мнению официального органа, следует, что суммы выплаченных клиентам банка недополученных процентов подлежат обложению налогом на доходы физических лиц в общем порядке, установленном статьей 214.2 НК РФ, с учетом положений пункта 27 статьи 217 Налогового кодекса РФ.
К 2018-2020 годам предлагается установление абсолютного значения предельной суммы освобождаемых процентов для физического лица, а также процентных доходов по обращающимся облигациям с обязательным централизованным хранением.
Возможно введение обязательного информирования банками налоговых органов о суммах начисленных процентов по банковским вкладам (по аналогии с предоставлением работодателями справок по форме 2-НДФЛ).
- освобождение от налогообложения доходов физических лиц от реализации жилой недвижимости, земельных участков, гаражей и долей в имуществе. Однако такое освобождение должно предоставляться только в том случае, если в собственности физического лица на дату продажи объекта имущества помимо продаваемого объекта не находилось более трех таких объектов.