Действующий

Соглашение между Правительством Российской Федерации и Европейским банком реконструкции и развития о создании счета технического сотрудничества Российской Федерации и Европейского банка реконструкции и развития

Приложение 2

     

Повышение энергоэффективности


Финансирование из средств Счета

6 млн. евро, в том числе:

- 2,5 млн. евро для муниципалитетов и бюджетной сферы;

- 2 млн. евро для промышленных компаний;

- 1,5 млн. евро для ММСП (финансирование планируется осуществлять через банки-партнеры ЕБРР).

Вклад САФ

Возможен. Каждый проект индивидуально направляется на утверждение Советом директоров ЕБРР

Примеры возможных затрат

- поддержка клиентов муниципального сектора по оценке возможностей энергосбережения - 30-70 тыс. евро (реализация 2-3 месяца);

- поддержка регионов в подготовке программ энергосбережения в бюджетной сфере - 200-500 тыс. евро (внедрение 3-6 месяцев);

- помощь в подготовке проектов и в отношении систем управления энергопотреблением энергоемких отраслей - 75-250 тыс. евро (внедрение 2-4 месяца);

- помощь в подготовке проектов ММСП, включая жилищно-эксплуатационные организации и ЖСК - 25 тыс. евро (внедрение - 2 месяца).

Ожидаемое количество компаний/проектов, которым будет оказана

- 15 проектов с муниципальными образованиями (включая муниципальную инфраструктуру и бюджетную сферу);

поддержка

- 20 проектов в крупных и средних отраслях;

- 60 проектов с ММСП (или более в случае, если будут включены небольшие проекты в жилищном секторе).

Возможный размер проектов и финансирование ЕБРР

- 10-30 млн. евро для муниципальной инфраструктуры;

- 10-20 млн. евро для бюджетной сферы;

- 15-100 млн. евро для промышленности;

- 0,5-5 млн. евро для ММСП (стоимость проектов в жилищной сфере - например, с жилищно-эксплуатационными организациями и ТСЖ - может составлять от 50 до 500 тысяч евро; в этом случае количество проектов, внедряемых при технической поддержке, будет намного выше).

Критерии для отбора проектов

- региональные проекты (за пределами Санкт-Петербурга и Москвы);

- средние и крупные промышленные предприятия, муниципальные и бюджетные организации должны отвечать критериям ЕБРР по предоставлению финансирования (удовлетворительная финансовая отчетность, прозрачная структура собственности и т.д.);

- средние и крупные промышленные компании должны иметь годовой оборот выше 20 млн. евро.

- наличие потенциала энергосбережения (энергоемкий сектор, либо потенциал, подтвержденный предварительным опросником ЕБРР);

- минимальное население муниципальных образований, поддержка муниципальной инфраструктуры и бюджетной сферы которых планируется, должно составлять 200000 жителей;

- преданность выгодоприобретателей проекту;

- муниципальные образования должны предпринять предварительные меры по энергосбережению (например, подготовить муниципальную программу энергосбережения).

Вклад компаний-клиентов

Вклад в сумму Средств сотрудничества не требуется. Тем не менее, необходима поддержка и взнос в осуществление инвестиционного проекта в виде товаров и услуг (обязательства компании или муниципального аппарата, обязательство по внедрению инвестиционной программы, затраты по инженерно-техническому проектированию после получения рекомендаций консультантов под руководством ЕБРР и т.д.).

Конкретный объем работ

Муниципальная инфраструктура:

- общее обоснование инвестиций, оценка и подготовка инвестиционных проектов энергосбережения в муниципальной инфраструктуре;

- помощь региональным клиентам ЕБРР в муниципальном секторе при определении возможностей энергосбережения и подготовке инвестиционных планов;

- ТЭО и контроль энергопотребления для оценки возможностей маломощной децентрализованной теплофикационной выработки электроэнергии;

- ТЭО по ремонту уличного освещения (осуществляется с привлечением частных подрядчиков на основе ЧГП);

- подготовка обычных проектов энергосбережения на предприятиях водоснабжения;

- ТЭО по возобновляемым источникам энергии и преобразованию отходов в энергию;

- обучение и распространение передового опыта (информационные материалы, исследования рынка, семинары и т.д.).

Бюджетная сфера:

- контроль энергопотребления в общественных зданиях и помощь муниципалитетам в подготовке региональных инвестиционных программ для энергосбережения и ремонта в бюджетной сфере;

- помощь в структурировании сделок ЧГП на основе энергосервисных договоров;

- помощь муниципальным властям в реструктуризации их ведомственных функций по управлению общественными зданиями, организация групп по реализации проектов, отвечающих за подготовку и проведение конкурсов по программам энергосбережения для общественных зданий в рамках энергосервисных договоров (ЭСД) среди частных подрядчиков, обеспечение финансирования по ЭСД и контроль осуществления ЭСД;

- помощь в подготовке тендерной документации и организация конкурсов на заключение ЭСД; поддержка частных подрядчиков, подающих конкурсные заявки;

- помощь во внедрении проектов, наращивании потенциала и обучении региональных органов (обучение Группы реализации проектов (ГРП) и т.д.);

- помощь в подготовке программ финансирования энергосбережения;

- обучение и распространение передового опыта по энергосбережению и ЭСД в бюджетной сфере (информационные материалы, исследования рынка, семинары и т.д.).

Энергоемкая отрасль:

- контроль энергопотребления для подготовки баланса энергопотребления, проведение сравнительного анализа энергосбережения на основе международных стандартов, определение "горячих зон" энергосбережения и оценка потенциала энергосбережения;

- ТЭО, анализ оптимизации системы и подготовка проекта энергосбережения, направленная на конкретные инженерные системы и процессы;

- помощь в определении приоритетов и подготовке планов инвестирования энергосбережения;

- помощь в подготовке корпоративной политики энергосбережения;

- помощь в проектировании и внедрении систем управления энергопотреблением (учет электроэнергии, планирование, организационные меры и т.д.);

- обучение соответствующего персонала в области управления энергопотреблением, подготовки и оценки проектов энергосбережения, передовых технологий и стандартов, международных ориентиров энергосбережения для аналогичных отраслей и процессов;

- последующее сопровождение внедрения проекта, внедрения систем управления энергопотреблением, разработки корпоративной политики и стандартов энергосбережения, практики добровольного сокращения выбросов и раскрытия, сертификации систем управления энергопотреблением в соответствии с международным стандартом управления энергопотреблением ISO и т.д.;

- обучение и распространение передового опыта по энергосбережению (информационные материалы, исследования рынка, семинары и т.д.).

ММСП:

- детальный контроль энергопотребления;

- помощь в подготовке проектов энергосбережения;

- помощь в подаче заявок коммерческим банкам на финансирование проектов энергосбережения;

- возможная помощь жилищному сектору с предоставлением кредитных линий ЕБРР через банки-партнеры (т.е. займы будут предоставляться жилищно-эксплуатационным организациям и ЖСК; причем Средства сотрудничества могут быть направлены на подготовку проекта, повышение осведомленности, а также капитальные субсидии или банковские гарантии для стимулирования энергосберегающей реконструкции многоквартирных жилых домов, а также стимулирование кредитования данных видов деятельности коммерческими банками);

- обучение и распространение передового опыта по энергосбережению (включая информационные материалы, исследования рынка, семинары и прочее).