МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 11 июля 2013 года N 01-02-01/03-27017


[Об ограничении необоснованного роста розничных цен на моторное топливо]



В соответствии с пунктом 3 протокола совещания от 13.06.2013 N ИШ-П13-70пр Минфину России совместно с Минэнерго России и ФАС России поручено проработать вопрос об ограничении необоснованного роста розничных цен на моторное топливо с учетом принятых решений об индексации акцизов на рассматриваемую группу товаров и доложить в Правительство Российской Федерации. В связи с этим Минфин России совместно с Минэнерго России сообщает следующее.

Согласно проекту федерального закона N 297819-6 "О внесении изменения в статью 193 части второй Налогового кодекса Российской Федерации", внесенному Правительством Российской Федерации в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации 18 июня 2013 года и принятому в первом чтении 2 июля 2013 года, ставки акцизов на моторное топливо определены с учетом комплекса факторов, в том числе прогнозируемого уровня инфляции, недопущения значительного роста цен, принятых ограничений сроков производства и обращения моторных топлив 3-го и 4-го классов, а также с учетом необходимости формирования доходов дорожных фондов.

В этой связи в 2014-2015 годах ежегодное дополнительное повышение ставок акциза на автомобильный бензин 4-го класса предлагается в размере 5 процентов, а в 2016 году ставку акциза на бензин этого класса предусматривается сохранить на уровне 2015 года.

В 2014 году на бензин 5-го класса предлагается дополнительно повысить ставку акциза на 12 процентов, в 2015 году - на 11 процентов, в 2016-м - на 20 процентов к уровню 2015 года.

На период с 2014 по 2015 год дополнительная индексация ставок акцизов на дизельное топливо не предусматривается. На 2016 год указанные ставки акцизов сохраняются в размере, установленном на 2015 год, за исключением дизельного топлива 5-го класса, ставку акциза на которое предлагается повысить на 14 процентов к уровню предыдущего года.

Указанная индексация может привести к увеличению розничных цен на автомобильный бензин 3 класса примерно на 90 копеек за 1 литр, на автомобильный бензин 5 класса - около 60 копеек за 1 литр (без учета фактора инфляции, внутренней цены на нефть и др.).

В то же время необходимо отметить, что в настоящее время доля акциза в конечной цене реализации автомобильного бензина и дизельного топлива не превышает 15 процентов. Как показывает практика, динамика розничных цен на нефтепродукты не всегда соответствует изменению величины ставки акцизов.

Так. с 2011 года в отношении бензина и дизельного топлива 5-го класса установлена более низкая ставка акциза по сравнению с 3-м и 4-м классами. В то же время на нефтепродукты 5-го класса в течение всего периода применения пониженных ставок акцизов розничные цены на бензин указанного класса превышают розничные цены на бензин других классов. Тенденция к установлению более высоких розничных цен на нефтепродукты более высокого качества независимо от уровня ставок акцизов наблюдается и в пределах одного класса. Например, розничная цена бензина с октановым числом "95" 5-го класса выше, чем на бензин с октановым числом "92" этого же класса.

Кроме того, уровень рыночных цен на нефтепродукты зависит не только от стоимости сырья (нефти) и размера ставок акцизов, но также от спроса и предложения, количества перепродавцов и размера их торгово-сбытовых надбавок, сезонности потребления нефтепродуктов, количества автотранспорта, находящегося в эксплуатации в конкретный период времени в том или ином регионе Российской Федерации, уровня доходов населения и других факторов.

В этих условиях основными факторами, сдерживающими рост розничных цен, являются соответствие объемов производства и реализации нефтепродуктов спросу на внутреннем рынке и развитие конкуренции.

В Минэнерго России на постоянной основе проводятся заседания рабочей группы по мониторингу ситуации, связанной с производством и потреблением нефтепродуктов.

Как отмечает Минэнерго России, в настоящее время ситуация на рынке нефтепродуктов стабильная. Нефтяные компании выполняют взятые на себя обязательства по производству и поставкам нефтепродуктов на внутренний рынок. Имеющиеся товарные запасы на нефтеперерабатывающих заводах и в системе ОАО "АК "Транснефтепродукт" позволяют компенсировать сокращение объема производства нефтепродуктов в случае ремонта заводов.

Одним из механизмов обеспечения нефтепродуктами потребителей являются биржевые торги, для проведения которых в совместном приказе ФАС России и Минэнерго России от 30.04.2013 N 313/13/225 "Об утверждении минимальной величины продаваемых на бирже нефтепродуктов и требований к биржевым торгам, в ходе которых заключаются сделки с нефтепродуктами хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на соответствующих товарных рынках" установлены условия их проведения и минимальные требования к объемам продаж (автомобильного бензина - не менее 10 процентов, дизельного топлива - не менее 5 процентов от общего объема реализации нефтепродуктов нефтяными компаниями).

Вместе с тем полагаем целесообразным рекомендовать ФАС России в рамках своей компетенции проводить мониторинг розничных цен на моторное топливо с целью ограничения их необоснованного роста.

ФАС России в установленный срок заключение по данному вопросу в Минфин России не представлено.

Приложение*: письмо Минэнерго России от 02.07.2013 N КМ-6180/06.

________________

* Текст приложения  в рассылке не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.

С.Д.Шаталов




Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

рассылка

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»