Федеральная налоговая служба, рассмотрев обращение по вопросу выработки единой позиции в отношении начисления амортизации по объектам основных средств, введенным в эксплуатацию до 01.01.2013, сообщает следующее.
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 30.10.2012 N 6909/12 пришел к выводу, что отсутствие государственной регистрации права на объект основного средства не может рассматриваться как основание для лишения налогоплательщика права на учет расходов, связанных с созданием и (или) приобретением этого объекта, через амортизацию.
Также Президиумом ВАС РФ сделан вывод, что момент возникновения права на начисление амортизации связан только с моментом введения объекта в эксплуатацию и не зависит от факта подачи документов на регистрацию.
Исходя из постановления Президиума ВАС РФ, налогоплательщики получили возможность уменьшения налогооблагаемой прибыли на амортизационные отчисления по объектам основных средств, права на которые подлежат государственной регистрации в более ранних периодах, чем это предусматривалось редакциями п.11 ст.258 и п.4 ст.259 Налогового кодекса, действовавшими до 01.01.2013.
Принимая во внимание, что постановление Президиума ВАС N 6909/12 распространяет свое действие на прошлые периоды, а новые положения Налогового кодекса (п.4 ст.259) не содержат никаких ограничений в отношении их распространения на имущество, введенное в эксплуатацию до 01.01.2013, по мнению ФНС России после указанного периода, в случае учета налогоплательщиком в расходах амортизации по объектам основных средств, введенных в эксплуатацию до 01.01.2013, отсутствует положительная судебная перспектива рассмотрения данного вопроса.
Действительный государственный советник
Российской Федерации
3 класса
Д.В.Егоров
Министерство финансов Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО КРУПНЕЙШИМ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКАМ N 2
Межрегиональная инспекция Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 2 (далее - Инспекция) в целях выработки единой позиции по вопросу правомерности начисления амортизации по основным средствам, просит разъяснить следующее.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 2 статьи 253 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ) суммы начисленной амортизации относятся к расходам, связанным с производством и (или) реализацией.
В соответствии с пунктом 1 статьи 256 НК РФ амортизируемым имуществом, в частности, признаются объекты недвижимого имущества, которые находятся у налогоплательщика на праве собственности и используются им для извлечения дохода.
До 1 января 2013 года НК РФ предусматривалось, что по объектам основных средств, права на которые подлежат государственной регистрации, начало начисления амортизации должно совпадать с выполнением двух условий одновременно: ввод объекта основных средств в эксплуатацию (п.4 ст.259) и документальное подтверждение факта подачи документов на регистрацию (п.11 ст.258).
В соответствии с подпунктом б пункта 5 статьи 1 Федерального закона от 29.11.2012 N 206-ФЗ "О внесении изменений в главы 21 и 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и статью 2 Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - закон N 206-ФЗ) с 1 января 2013 года из статьи 258 НК РФ исключен пункт 11, определявший включение вышеуказанных объектов основных средств в состав амортизационных групп с момента подачи документов на государственную регистрацию.
Вместе с тем, согласно новой редакции пункта 4 статьи 259 НК РФ, изменения в который внесены пунктом 6 статьи 1 закона N 206-ФЗ, начисление амортизации по объектам амортизируемого имущества, в том числе по объектам основных средств, права на которые подлежат государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации, начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором этот объект был введен в эксплуатацию, независимо от даты его государственной регистрации.
Таким образом, с 1 января 2013 года НК РФ не связывает момент начала начисления амортизации по объектам основных средств с датой их государственной регистрации, а ставит его в зависимость только от ввода объектов основных средств в эксплуатацию.
При этом новые нормы НК РФ не имеют переходных положений для объектов основных средств, введенных в эксплуатацию до 1 января 2013 года.
Министерством финансов Российской Федерации по данному вопросу в письме от 12.03.2013 N 03-03-06/1/7285 разъяснено, что изменения, внесенные в НК РФ законом N 206-ФЗ, не распространяются на основные средства, введенные в эксплуатацию до 1 января 2013 года.
Из этого следует, что налогоплательщики, до 1 января 2013 года принявшие к учету и введшие в эксплуатацию в качестве основных средств недвижимое имущество, по которому документы на государственную регистрацию прав не подавались, не могут учесть амортизацию, начисленную по такому имуществу, ни по нормам НК РФ, действовавшим до 1 января 2013, ни по нормам, действующим после этой даты.
Аналогичная позиция Минфина России изложена в письмах от 28.02.2013 N 03-03-06/1/5798, от 12.03.2013 N 03-03-06/1/7285, от 15.03.2013 N 03-03-06/1/7940, от 21.03.2013 N 03-03-06/1/8836, от 29.03.2013 N 03-03-06/1/10161, от 05.04.2013 N 03-03-06/4/11151.
Однако Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 30.10.2012 N 6909/12 (далее - постановление Президиума ВАС РФ N 6909/12) пришел к выводу, что отсутствие государственной регистрации права на объект основного средства в связи с тем, что налогоплательщиком не реализовано право на своевременное оформление его в собственность, не может рассматриваться как основание для лишения налогоплательщика права на учет расходов, связанных с созданием и (или) приобретением этого объекта, через амортизацию.
Также Президиумом ВАС РФ сделан вывод, что момент возникновения права на начисление амортизации связан только с моментом введения объекта в эксплуатацию и не зависит от факта подачи документов на регистрацию.
Однако, выводы суда, изложенные в Постановлении Президиума ВАС РФ от 30.10.2012 N 6909/12 расходятся с позицией Минфина России, изложенной в вышеуказанных письмах.
В соответствии с пп.5 п.1 ст.32 НК РФ налоговые органы обязаны руководствоваться письменными разъяснениями Министерства финансов Российской Федерации по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.
На официальном сайте ФНС России www.nalog.ru вышеуказанные письма Минфина не опубликованы.
Согласно письму ФНС России от 31.05.2013 N ЕД-4-3/9944@ следует, что "по мнению ФНС России, указанное выше постановление Президиума ВАС РФ N 6909/12, а также имеющиеся неясности в действующей с 1 января 2013 года редакции НК РФ, будут способствовать толкованию положения о возможности начисления амортизации по объектам основных средств, отраженных в бухгалтерском учете, введенных в эксплуатацию и используемых в производственной деятельности до 1 января 2013, в пользу налогоплательщиков".
В то же время, согласно письму ФНС России от 18.02.2011 N СА-4-7/2653@, при подготовке актов и решений по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки "должна учитываться сложившаяся устойчивая судебная практика, в частности, постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, а также постановления и информационные письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, судебные акты иных судов, вынесенные по соответствующему вопросу с учетом аналогичной аргументации".
В связи с заявлением ответственным участником КГН Газпром значительных сумм расходов, связанных с амортизацией основных средств, введенных в эксплуатацию до 01.01.2013 и по которым не поданы документы на государственную регистрацию, и обязанностью руководствоваться письменными разъяснениями Министерства финансов Российской Федерации по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также учитывать при оформлении материалов налогового контроля постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, Инспекция просит разъяснить позицию ФНС России по указанному вопросу в настоящее время.
Государственный советник
Российской Федерации
3 класса
Т.В.Кононова
Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
рассылка