МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 28 июня 2013 года N 420

Об утверждении Программы мероприятий по охране здоровья матери и ребенка



В целях реализации пункта 10 Комплекса мер, направленных на совершенствование оказания медицинской помощи населению на основе государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 февраля 2013 года N 267-р,

приказываю:

Утвердить Программу мероприятий по охране здоровья матери и ребенка согласно приложению.

Врио Министра
А.В.Юрин

     

     

Программа мероприятий по охране здоровья матери и ребенка



Разработчиком программы мероприятий по охране здоровья матери и ребенка (далее - Программа) в части совершенствования оказания медицинской помощи является Министерство здравоохранения Российской Федерации.

I. Цели, задачи и сроки реализации Программы

Цели Программы:

формирование здорового образа жизни и профилактики заболеваний у детей; создание условий для оказания доступной и качественной медицинской помощи детям и матерям; улучшение состояния здоровья детей и матерей; снижение материнской, младенческой и детской смертности

Задачи Программы:

развитие системы медицинской профилактики неинфекционных заболеваний и формирования здорового образа жизни, в том числе у детей; профилактика развития зависимостей, включая сокращение потребления табака, алкоголя, наркотических средств и психоактивных веществ у детей; совершенствование организации и проведения профилактических медицинских осмотров и диспансеризации детей в целях обеспечения своевременного выявления заболеваний, дающих наибольший вклад в показатели инвалидности и смертности детского населения; повышение доступности и качества медицинской помощи матерям и детям; развитие специализированной медицинской помощи матерям и детям; обеспечение доступности и повышение качества медицинской реабилитации детей в условиях трехуровневой системы оказания медицинской помощи; совершенствование и развитие пренатальной и неонатальной диагностики, неонатальной и фетальной хирургии; снижение уровня впервые установленной инвалидности детей; профилактика и снижение количества абортов

Целевые индикаторы и показатели Программы:

охват профилактическими медицинскими осмотрами детей; охват профилактическими осмотрами детей-сирот и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, пребывающих в стационарных учреждениях системы образования, здравоохранения и социальной защиты, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей переданных на различные формы семейного устройства; доля обследованных беременных женщин по новому алгоритму проведения комплексной пренатальной (дородовой) диагностики нарушений развития ребенка от числа поставленных на учет в первый триместр беременности; охват неонатальным скринингом; охват аудиологическим скринингом; показатель ранней неонатальной смертности; смертность детей 0-17 лет; доля женщин с преждевременными родами, родоразрешенных в перинатальных центрах; выживаемость детей, имевших при рождении очень низкую и экстремально низкую массу тела в акушерском стационаре; больничная летальность детей; охват медицинской реабилитацией детей-инвалидов; охват санаторно-курортным лечением детей; впервые установленная инвалидность у детей; результативность мероприятий по профилактике абортов; количество врачей, прошедших подготовку в обучающих симуляционных центрах

Этапы и сроки реализации Программы:

Программа реализуется в 2013-2015 годах

Ожидаемые результаты реализации Программы:

увеличение доли обследованных беременных женщин по новому алгоритму проведения комплексной пренатальной (дородовой) диагностики нарушений развития ребенка до 50%; охват неонатальным и аудиологическим скринингом от общего числа новорожденных не менее 95%; снижение ранней неонатальной смертности до 3,2 случаев на 1000 родившихся живыми; охват профилактическими медицинскими осмотрами детей не менее 75%; охват диспансеризацией детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, пребывающих в стационарных учреждениях системы образования, здравоохранения и социальной защиты, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей переданных на различные формы семейного устройства не менее 85%; снижение смертности детей 0-17 лет до 8,6 случаев на 10 тыс. населения соответствующего возраста; увеличение доли женщин с преждевременными родами, родоразрешенных в перинатальных центрах до 55%; увеличение выживаемости детей, имевших при рождении очень низкую и экстремально низкую массу тела в акушерском стационаре до 745 промилле; снижение больничной летальности детей до 0,22%; увеличение охвата медицинской реабилитацией детей-инвалидов от числа нуждающихся до 85% снижение первичной инвалидности у детей до 27,3 на 10 тыс. детей соответствующего возраста; увеличение доли женщин, принявших решение вынашивать беременность, от числа женщин, обратившихся в медицинские организации по поводу искусственного прерывания беременности, до 8%

     

     

II. Характеристика сферы реализации Программы, описание основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития


Реализация мероприятий в рамках национальных проектов в сфере здравоохранения, Концепции демографической политики до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 года N 1351, привела к позитивным изменениям демографической ситуации в стране, улучшению состояния здоровья детей, беременных женщин.

Сократились темпы уменьшения численности детского населения страны.

В последние годы в Российской Федерации отмечается улучшение качества оказания медицинской помощи женщинам во время беременности и родов и новорожденным, о чем свидетельствуют позитивные изменения состояния здоровья женщин и детей: снизилась частота осложнений беременности и родов, увеличилась доля нормальных родов.

За период 2005-2011 годов снизились показатели материнской и младенческой смертности на 36,2% (с 25,4 до 16,2 на 100 тыс. родившихся живыми) и 21% (с 11,0 до 7,4 на 1000 родившихся живыми) соответственно.

В 2012 году показатель материнской смертности снизился и составил 11,5 на 100000 родившихся живыми.

Показатель младенческой смертности


Однако даже при этой положительной динамике материнская и младенческая смертность в Российской Федерации в полтора-два раза превышают показатели развитых стран. Сохраняется их высокая дифференциация в разных регионах Российской Федерации, превышение указанных показателей среди сельского населения России. Потери детей до года составляют более половины всех случаев смерти детского населения. Остается высокой частота осложнений во время беременности и родов, что приводит к рождению недоношенных и маловесных детей, которые нуждаются в продолжительном лечении и реабилитации.

Продолжается рост заболеваемости детей в возрасте 0-14 лет включительно. В 2011 году показатель общей заболеваемости детей в возрасте 0-14 лет вырос на 7,6% в сравнении с 2005 годом. В данной возрастной группе выросла заболеваемость: новообразованиями; врожденными аномалиями и хромосомными нарушениями; болезнями органов дыхания.

Также по сравнению с 2005 годом возросла на 19% общая заболеваемость детей в возрасте от 15 до 17 лет включительно. В данной возрастной группе увеличилась заболеваемость: новообразованиями; травмами, отравлениями и воздействием других внешних причин; болезнями нервной системы.

Отмеченный рост заболеваемости во всех возрастных группах сопровождается значимым снижением смертности детей всех возрастных групп, свидетельствующим о том, что рост заболеваемости связан, в том числе и с улучшением диагностики, эффективным лечением на ранних стадиях заболевания и верностью выбранных приоритетов.

Основным приоритетом государственной политики в сфере совершенствования медицинской помощи матерям и детям является сохранение и укрепление здоровья населения на основе формирования здорового образа жизни и обеспечения качества и доступности медицинской помощи населению.

В соответствии с положениями Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" реализация приоритета профилактики в сфере охраны здоровья обеспечивается, в том числе путем разработки и реализации федеральными органами государственной власти и органами государственной и муниципальной власти субъектов Российской Федерации программ формирования здорового образа жизни, осуществления санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий; осуществления мероприятий по предупреждению и раннему выявлению факторов риска неинфекционных заболеваний, их коррекции, а также своевременного выявления неинфекционных заболеваний, в том числе посредством проведения профилактических и иных медицинских осмотров, диспансеризации, диспансерного наблюдения.

Формирование принципов здорового образа жизни среди детей и подростков является залогом здоровья и продолжительности жизни в будущем.

Формирование здорового образа жизни у детей, подростков в настоящее время имеет также особое значение, что обусловлено большой распространенностью среди них поведенческих факторов риска, например курение, а также высокая частота нерационального питания, низкая физическая активность. Отдельного внимания заслуживает наркомания.

Здоровый образ жизни предполагает отказ от потребления табака и наркотиков, злоупотребления алкоголем, а также рациональное питание и наличие достаточного уровня физической активности.

В настоящее время распространенность поведенческих факторов риска неинфекционных заболеваний не оказывает большого влияния на смертность непосредственно среди детей и подростков. Однако в ближайшие 10-20 лет это приведет к выраженному возрастанию смертности от неинфекционных заболеваний среди лиц в возрасте 35 лет и старше. Необходимо также сосредоточить усилия на регламентировании и ужесточении контроля за соблюдением режима здорового питания в учреждениях дошкольного и общего образования.

Одним из приоритетных направлений в развитии профилактической медицины в стране является концентрация усилий на раннем выявлении заболеваний у детей и женщин.

Развитие системы раннего выявления у детей заболеваний, патологических состояний и факторов риска их развития является одной из важнейших технологий, имеющих большое влияние на здоровье будущих поколений.

Профилактическим медицинским осмотрам и диспансеризации отводится ведущая роль. Так, ежегодная диспансеризация (профилактические медицинские осмотры) детей в настоящее время проводится в декретированные сроки. В разные возрастные периоды перечень врачей-специалистов осуществляющих осмотр и методов диагностики, определен с учетом возрастных физиологических особенностей детей.

По официальным статистическим данным в 2011 году охвачено профилактическими медицинскими осмотрами 83,7% детей от всех детей до 17 лет включительно.

С 2007 года в рамках программы "Родовой сертификат" осуществляется диспансеризация детей первого года жизни, разработан новый стандарт диспансерного (профилактического) наблюдения первого года жизни, который расширил перечень специалистов и диагностических исследований. Привлечение к обследованию детей узких специалистов способствует раннему выявлению врожденных аномалий (пороков развития), болезней нервной системы, глаза и его придаточного аппарата и др. Диагностика заболеваний у детей в возрасте до года обусловила своевременное оказание специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи данному контингенту детей.

С 2007 года в рамках реализации приоритетного национального проекта "Здоровье" проводится углубленная диспансеризация детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Среди детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, пребывающих в стационарных учреждениях системы здравоохранения, образования и социальной защиты, заболеваемость по различным классам болезней в 3-5 раз выше, чем у детей, воспитывающихся в семьях. Это обусловлено отягощенной наследственностью, биологическим и социальным анамнезом. Вместе с тем, дети, переданные на различные формы семейного устройства, не проходят углубленную диспансеризацию.

Для обеспечения дальнейшего снижения показателей перинатальной, младенческой и материнской смертности, особенно с учетом перехода с 2012 года на критерии регистрации рождений, рекомендованные ВОЗ, необходима модернизация существующих учреждений родовспоможения, организация реанимационных коек для новорожденных, создание отделений патологии новорожденных и недоношенных детей, дооснащение учреждений детства и родовспоможения современным диагностическим и лечебным оборудованием, а также широкое внедрение в практику учреждений родовспоможения и детства современных технологий выхаживания и медицинской реабилитации (в том числе направленных на профилактику слепоты, глухоты) недоношенных детей, родившихся с низкой и экстремально низкой массой тела.

Целесообразно дальнейшее финансирование и развитие программы "Родовой сертификат", реализация которой позволит улучшить материально-техническую базу учреждений родовспоможения, сократить показатели материнской и младенческой смертности, снизить заболеваемость новорожденных, проводить мероприятия по ранней диагностике заболеваний и снижению первичной инвалидности и смертности детей.

Одним из приоритетных направлений, способствующих улучшению состояния здоровья, снижению смертности и инвалидности детей, является доступность и качество специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи детскому населению. Для этого необходимо создать эффективную трехуровневую систему оказания медицинской помощи детям, развивая специализированные виды медицинской помощи, стационарзамещающие технологии и др.

Создание эффективной трехуровневой системы оказания помощи беременным и новорожденным возможно только при дальнейшей государственной поддержке строительства и реконструкции региональных и федеральных перинатальных центров.

Внедрение современных технологий выхаживания и медицинской реабилитации недоношенных детей, родившихся с низкой и экстремально низкой массой тела, возможно при совершенствовании системы реабилитационной помощи и подготовки достаточного количества высококвалифицированных специалистов в области акушерства и гинекологии, неонатологии и педиатрии.

Основополагающим принципом развития медицинской реабилитации детей является организация и проведение реабилитационных мероприятий, направленных на предупреждение детской инвалидности, улучшение качества жизни детей-инвалидов и их семей, их социальную адаптацию, сокращение финансовой нагрузки на бюджеты бюджетной системы Российской Федерации за счет предупреждения и снижения инвалидности среди детей.

Современная ситуация в стране характеризуется высокой потребностью в медицинской реабилитации детей при наиболее распространенных и приводящих к инвалидности заболеваниях нервной системы, опорно-двигательного аппарата, онкологических заболеваниях и др. Особую категорию среди детей, нуждающихся в медицинской реабилитации, представляют дети, родившиеся с низкой и экстремально низкой массой тела.

Важным компонентом в системе оказания медицинской реабилитации (ее третьего этапа) детей является санаторно-курортное лечение. Кроме того, санаторно-курортное лечение детей необходимо с целью оздоровления, профилактики детской заболеваемости.

В настоящее время одним из наиболее перспективных направлений улучшения демографической ситуации является охрана и восстановление репродуктивного здоровья населения. В современных условиях отмечается неуклонный рост гинекологических заболеваний по многим нозологическим формам, показатель женского бесплодия за последние 5 лет увеличился на 16%, значительное число семей нуждаются во вспомогательных репродуктивных технологиях. Анализ причин, приводящих к возникновению гинекологических заболеваний у женщин, нарушению репродуктивной функции и бесплодию, свидетельствует, что одним из ведущих факторов являются аборты.

Несмотря на снижение числа абортов за последние 5 лет на 24%, частота искусственного прерывания беременности в стране остается высокой, что свидетельствует о необходимости продолжения комплекса мероприятий, направленных на их профилактику и снижение, включая создание центров медико-социальной поддержки беременных, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, с целью оказания медицинской и социально-психологической помощи женщинам в случаях незапланированной беременности.

Одним из резервов сохранения уровня рождаемости является увеличение объемов оказания медицинской помощи по лечению бесплодия с использованием современных вспомогательных репродуктивных технологий.

III. Мероприятия программы по охране здоровья матери и ребенка

     

1. Совершенствование службы родовспоможения путем формирования трехуровневой системы оказания медицинской помощи на основе развития сети перинатальных центров


В течение 2008-2011 годов в рамках реализации приоритетного национального проекта "Здоровье" при софинансировании из федерального бюджета осуществлено строительство и оснащение 22 региональных и одного федерального перинатального центра.

Региональные перинатальные центры открыты в следующих субъектах Российской Федерации: Республика Мордовия, Забайкальский, Краснодарский, Пермский и Красноярский края, Амурская, Волгоградская, Воронежская, Иркутская, Калининградская, Кемеровская, Кировская, Курганская, Курская, Мурманская, Ростовская, Рязанская, Саратовская, Свердловская, Тверская, Томская и Ярославская области, и 1 федеральный перинатальный центр в структуре ФГБУ "Федеральный центр сердца, крови и эндокринологии имени В.А.Алмазова" Минздрава России в г.Санкт-Петербурге.

С вводом в эксплуатацию 22 региональных перинатальных центров дополнительно были открыты более 350 хорошо оснащенных коек реанимации и интенсивной терапии для новорожденных и более 700 коек патологии новорожденных и недоношенных детей. С началом функционирования перинатальных центров стало возможным внедрение трехуровневой системы оказания медицинской помощи женщинам и новорожденным, что позволяет оказывать адекватную и качественную медицинскую помощь женщинам и детям в соответствии с конкретным диагнозом и состоянием.

Продолжается строительство федерального перинатального центра ФГБУ "Научный центр акушерства, гинекологии и перинатологии имени академика В.И.Кулакова" Минздрава России (г.Москва). Ввод в эксплуатацию запланирован в 2014 году.

В субъектах Российской Федерации, где функционируют перинатальные центры, отмечается значимое снижение показателей материнской и младенческой смертности.

Во многом благодаря перинатальным центрам в 2012 году в стране созданы условия перехода Российской Федерации на критерии регистрации живорождений, рекомендованные Всемирной Организацией Здравоохранения, начиная с массы тела 500,0 грамм, что, хотя формально и приводит к определенному росту показателя смертности, но, в то же время, позволяет ежегодно сохранять более тысячи детских жизней.

Создание перинатальных центров позволяет сформировать эффективную трехуровневую систему оказания акушерско-гинекологической помощи в субъектах Российской Федерации, сконцентрировать в одном учреждении беременных высокого перинатального риска и новорожденных, внедрить современные инновационные технологии в перинатологии и при ведении беременных с тяжелыми осложнениями гестационного процесса и экстрагенитальной патологией, снизить материнскую и младенческую смертность в Российской Федерации.

Создание сети перинатальных центров подразумевает не только их строительство, но и совершенно новый уровень организации их работы - организация потока беременных, рожениц и новорожденных в учреждение, в котором сконцентрирован материальный и интеллектуальный ресурс, взаимосвязь со всеми акушерскими и педиатрическими учреждениями территории, организация повышения квалификации сотрудников, работы по единым протоколам. Наличие дистанционного консультативного центра с выездными анестезиолого-реанимационными акушерскими и неонатальными бригадами (неотъемлемая структура перинатального центра) для оказания скорой медицинской помощи позволит реализовать основные функции перинатального центра.

Основным барьером для полноценного функционирования трехуровневой системы перинатальной помощи в настоящее время является тот факт, что большинство регионов не полностью обеспечены койками реанимации и интенсивной терапии для новорожденных, располагающих современным высокотехнологичным оборудованием. Международные данные свидетельствуют о необходимости развертывания четырех реанимационных коек на каждую тысячу родов в территории, однако до настоящего времени в большинстве территорий количество таких коек не превышает 2,5. Разумно организовывать такие койки именно в перинатальных центрах, где предусмотрена концентрация необходимого диагностического оборудования и беременных высокого риска. В развитых государствах перинатальные центры организуются из расчета 1 центр на 1 миллион населения в странах с высокой плотностью населения, и на 500 тыс. населения в странах с низкой плотностью. При таком расчете количество перинатальных центров в России требует существенного увеличения.

В Российской Федерации в настоящее время функционирует 98 перинатальных центров, включая 5 федеральных научно-исследовательских институтов, оказывающих медицинскую помощь по профилям "акушерство и гинекология" и "неонатология" (г.Москва, г.Санкт-Петербург, г.Иваново, г.Екатеринбург, г.Ростов-на-Дону). При этом из 98 перинатальных центров 15 не полностью соответствуют существующим требованиям в связи с отсутствием в структуре перинатального центра отделения патологии новорожденных и недоношенных детей (II этап выхаживания). Многие перинатальные центры, построенные более 10 лет назад, нуждаются в реконструкции и расширении.

Не имеют перинатального центра 22 субъекта Российской Федерации.

Для определения субъектов Российской Федерации для строительства перинатальных центров предлагается использовать следующие основные критерии: количество родов; показатель материнской смертности; показатель младенческой смертности; обеспеченность врачами акушерами-гинекологами; обеспеченность реанимационными койками для новорожденных; наличие перинатального центра в субъекте Российской Федерации; наличие федерального учреждения акушерского профиля в субъекте; наличие на установленном удалении учреждений родовспоможения III уровня (перинатального центра); дефицит или избыток акушерских коек III уровня; занятость акушерской койки. В соответствии с указанными критериями отобраны 32 территории для первоочередного строительства перинатальных центров.

Таким образом, мероприятием предусмотрено строительство 34 перинатальных центров в 32 территориях Российской Федерации. Организация достаточного количества федеральных и региональных перинатальных центров обеспечит совершенствование не только оказания дифференцированной по уровням медицинской помощи, но и системы взаимодействия, мониторинга, обучения кадров с использованием информационных технологий, позволит сформировать эффективную трехуровневую систему оказания акушерско-гинекологической помощи в субъектах Российской Федерации, сконцентрировать в одном учреждении беременных высокого перинатального риска и новорожденных, внедрить современные инновационные технологии в перинатологии и при ведении беременных с тяжелыми осложнениями гестационного процесса, снизить материнскую и младенческую смертность в Российской Федерации.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»