Недействующий

     

МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

от 25 сентября 2006 года N 3/1-1504

По формированию аварийных комплектов документации на объекты повышенного риска и объекты систем жизнеобеспечения населения

____________________________________________________________________
Утратили силу на основании
письма МЧС России от 16 сентября 2021 года N 43-5441-3
____________________________________________________________________



Настоящие методические рекомендации регламентируют порядок проведения комплекса работ по формированию аварийных комплектов документации (далее - АКД) на объекты повышенного риска и объекты систем жизнеобеспечения населения.

Методические рекомендации разработаны в соответствии с приказом МЧС России от 17.02.2006 N 92.

Методические рекомендации предназначены для руководителей и специалистов предприятий и организаций независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, участвующих в процессе создания страхового фонда документации на объекты повышенного риска и объекты систем жизнеобеспечения населения.

При разработке методических рекомендаций учтены требования постановлений Правительства Российской Федерации, а также требования государственных стандартов в области создания страховых фондов документации.

Введение


В соответствии с Федеральным законом от 26 февраля 1997 года N 31-ФЗ "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации" и постановлениями Правительства Российской Федерации от 18 января 1995 года N 65 "О создании единого российского страхового фонда документации" и от 26 декабря 1995 года N 1253-68 "Об обеспечении создания единого российского страхового фонда документации", положивших начало процессу создания страхового фонда документации на объекты повышенного риска и объекты систем жизнеобеспечения населения, предназначенного для проведения аварийно-спасательных и аварийно-восстановительных работ (далее - СФД-ЧС), работы в этом направлении приобрели в настоящее время широкомасштабный характер.

СФД-ЧС - это надежно хранимый упорядоченный массив аварийных комплектов документации (далее - АКД) на объекты повышенного риска и объекты систем жизнеобеспечения населения зафиксированный на микроформах и других компактных носителях информации, необходимых для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при ликвидации чрезвычайных ситуаций в условиях мирного и военного времени.

На перспективу основной целью развития СФД-ЧС является повышение его роли и значения в документальном обеспечении единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС), создание на его базе интегрированного банка данных, включающего в себя оперативный информационный ресурс по объектам повышенного риска и объектам систем жизнеобеспечения населения.

Вопрос формирования на объектах АКД и подготовки его к микрофильмированию имеет определяющее значение в деле создания СФД-ЧС.

Организация работ по созданию СФД-ЧС осуществляется на основании перечней объектов повышенного риска и объектов систем жизнеобеспечения населения (далее - перечни), разрабатываемых и утверждаемых федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с МЧС России.

В перечни объектов повышенного риска, на которые создается СФД-ЧС, входят существующие, проектируемые и строящиеся (реконструируемые): взрывоопасные объекты; пожароопасные объекты; химически, радиационно и биологически опасные объекты; объекты гидродинамической и другой опасности.

В перечни объектов систем жизнеобеспечения населения, на которые создается СФД-ЧС, входят существующие, проектируемые и строящиеся (реконструируемые):

объекты систем водоснабжения и канализации; объекты систем электроснабжения; объекты систем газоснабжения; объекты систем теплоснабжения; объекты систем медицинского обслуживания населения; объекты транспортных систем; объекты систем связи; объекты систем продовольственного обеспечения; важнейшие объекты органов управления.

СФД-ЧС по своей структуре состоит из совокупности АКД на каждый из объектов, включенных в перечни.

Основной целью данных методических рекомендаций является систематизация требований руководящих документов и оказание методической помощи руководителям и специалистам объектов повышенного риска и объектов систем жизнеобеспечения населения, по вопросам организации и проведения работ в области создания СФД-ЧС.

1. Основные положения

1.1. По своему предназначению СФД-ЧС должен обеспечить органы управления системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций аварийными комплектами документации, необходимыми для принятия управленческих решений и проведения аварийно-спасательных, аварийно-восстановительных и других неотложных работ при ликвидации ЧС на объектах территорий субъектов Российской Федерации.

1.2. АКД представляет собой упорядоченную совокупность проектной, управленческой, конструкторской, технологической и другой документации, действующей на объекте на текущий момент и зафиксированной на компактных микрографических и электронных носителях информации. В настоящее время единственными документами, имеющими юридический статус закладываемыми в соответствующие хранилища СФД - являются микрографические носители информации, технологические процессы создания которых, регламентированы отечественными и международными стандартами. Создаваемые в СФД-ЧС электронные версии АКД, записанные на дискеты, оптические диски и другие машиночитаемые носители информации, применяются только для оперативного использования.

1.3. Основой для создания СФД-ЧС, являются АКД на объекты повышенного риска и объекты систем жизнеобеспечения населения. На каждый объект разрабатывается только один АКД, в который входит документация на все подобъекты, здания, сооружения и т.д. (исключение составляют только дочерние предприятия, имеющие свой код ОКПО. Для них разрабатывается свой АКД).

1.4. Подготовка АКД осуществляется с учетом действующих нормативных и методических документов, указанных в приложении N 1.

1.5. Основой для организации работ по подготовке АКД являются перечни.

Основные категории предприятий, которые рекомендуется включать в перечни (в т.ч. проектируемые и строящиеся предприятия), приведены в приложении N 2.

1.6. В состав АКД, в общем случае, должны входить: проектная (на здания и сооружения объекта, с указанием в документации расположения потенциально опасных технологических установок; схемы планов основных производственных этажей и др. документация) и управленческая (инструкции и наставления по действию персонала объектов в чрезвычайных ситуациях; планы действия органов управления по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и т.п.) документация. Генеральные планы и схемы поэтажных планировок могут сопровождаться кино- и фотоматериалами.

1.7. АКД должны состоять из подлинников и учтенных копий проектных, конструкторских, эксплуатационных, управленческих и др. документов, выполненных на бумажных носителях информации в соответствии с требованиями государственной системы стандартов (ГСС), стандартов Единой системы конструкторской документации (ЕСКД), стандартов системы разработки и поставки продукции на производство (СРПП), стандартов системы проектной документации для строительства (СПДС), стандартов системы "Репрография. Микрография", стандартов системы "Страховой фонд документации", законодательных актов, нормативных документов и методик, рекомендуемых для применения при разработке инженерно-технических мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций, а также других документов.

1.8. Все работы по созданию, сохранению и использованию СФД-ЧС выполняются в соответствии с Законом Российской Федерации "О государственной тайне".

2. Разработка перечней объектов

2.1. Общие положения

2.1.1. Перечни объектов повышенного риска (ОПР) и объектов систем жизнеобеспечения населения (ОСЖН) разрабатываются и утверждаются федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организациями по согласованию с МЧС России.

2.1.2. Перечни объектов являются основой для планирования работ, определения объемов документации, подлежащей закладке в страховые фонды, объемов финансирования, сроков выполнения работ и их очередности.

В общем случае, разработка и утверждение перечней должна стать первоочередным мероприятием Программы работ по созданию, хранению и использованию ТСФД.

В перечни объектов по субъектам Российской Федерации включаются объекты (ОПР и ОСЖН), находящиеся на их территории, независимо от форм собственности (кроме объектов, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти).

2.1.3. Основанием для включения объектов повышенного риска в перечень является:

использование в производственных процессах (в том числе при хранении и захоронении) пожаро-, взрыво-, биологически, химически и радиационно опасных веществ, а также других материалов, которые в результате чрезвычайных ситуаций могут оказать поражающее воздействие на население и окружающую среду за пределами санитарно-защищённых зон данных объектов;

нахождение объектов в зонах возможных стихийных бедствий природного характера;

расположение объектов в непосредственной близости к потенциально опасным объектам, необходимых для устойчивого жизнеобеспечения населения.

2.1.4. В перечень также включаются важнейшие государственные объекты Российской Федерации (не являющиеся потенциально опасными объектами), утвержденные постановлением Правительства Российской федерации от 07.12.94 N 1347-65 "Вопросы охраны важнейших государственных объектов Российской Федерации в условиях военного времени".

Основные критерии включения объектов в перечни ОПР и ОСЖН:

кратность превышения над предельным (Федеральный закон от 21.07.97 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов") количества обращающихся на ОПО опасных веществ;

количество погибших и пострадавших среди персонала;

количество погибших и пострадавших среди населения;

количество населения, у которого могут быть нарушены условия жизнедеятельности с учетом воздействия вторичных факторов поражения и вредного воздействия на окружающую среду;

величина возможного ущерба;

площадь зон действия поражающих факторов при чрезвычайной ситуации;

возможные последствия чрезвычайных ситуаций, возникших на соседних опасных объектах.

2.1.5. В системе СФД-ЧС МЧС России принята следующая кодировка объектов повышенного риска по факторам опасности:

1 - взрывоопасность;

2 - пожароопасность;

4 - радиационная опасность;

8 - химическая опасность;

16 - гидродинамическая опасность;

32 - биологическая опасность.

В перечень объектов систем жизнеобеспечения населения следует включать объекты крупных (категорированных) городов, находящихся в зонах возможных стихийных бедствий природного характера, а также расположенных в непосредственной близости к потенциально опасным объектам, необходимых для устойчивого жизнеобеспечения населения.

В системе СФД-ЧС МЧС России принята следующая кодировка объектов систем жизнеобеспечения населения по категориям ОСЖН:

1 - объекты систем водоснабжения и канализации;

2 - объекты систем электроснабжения;

4 - объекты систем газоснабжения;

8 - объекты систем теплоснабжения;

16 - объекты систем медицинского обслуживания;

32 - объекты транспортных систем;

64 - объекты систем связи;

128 - объекты систем продовольственного обеспечения;

256 - важнейшие объекты органов управления;

512 - объекты проведения мероприятий с массовым участием населения.

При наличии на объекте нескольких факторов опасностей, или если объект относится к двум и более категориям ОСЖН, то результирующий код объекта получается сложением соответствующих кодов. Например, для пожаро- и радиационно опасного объекта результирующий код - 6, а для объекта систем тепло- и электроснабжения результирующий код - 10.

2.1.6. Перечень разрабатывается на листах формата А4 по форме, указанной в приложении N 8. Графы перечня заполняются следующим образом:

в графе 1 проставляется порядковый номер объекта при сквозной нумерации;

в графе 2 указывается полное (официальное) наименование объекта;

в графах 3-5 указываются общероссийские коды;

в графе 6 указывается полный почтовый адрес объекта;

в графе 7 указываются факторы опасности ОПР и категории ОСЖН в виде:

хх (###), где

хх - фактор опасности ОПР;

### - категория ОСЖН.

в графе 8 указывается объём документации, подлежащей микрофильмированию, приведенный к формату А4 (тыс. листов).

2.2. Правила использования общероссийских классификаторов

2.2.1. Общероссийский классификатор предприятий и организаций (ОКПО)

Код ОКПО является строго индивидуальным для каждого объекта и по определению не может повторяться среди других объектов, зарегистрированных на территории Российской Федерации.

Например, в перечень включены два объекта, имеющие один и тот же код ОКПО:

МППО "Водоканал" Северные очистные сооружения канализации и

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»