МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 29 апреля 2013 года N 171

Об утверждении методических рекомендаций по оценке потребности в дополнительных финансовых ресурсах на повышение оплаты труда работников в соответствии с указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" и от 1 июня 2012 года N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы" с учетом возможного привлечения не менее трети средств за счет реорганизации неэффективных учреждений



В соответствии с пунктом 24 приложения N 2 к Программе поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 года N 2190-р,

приказываю:

Утвердить методические рекомендации по оценке потребности в дополнительных финансовых ресурсах на повышение оплаты труда работников в соответствии с указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" и от 1 июня 2012 года N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы" с учетом возможного привлечения не менее трети средств за счет реорганизации неэффективных учреждений согласно приложению.

Министр
М.А.Топилин

     

     

Приложение
к приказу
Министерства труда и социальной
защиты Российской Федерации
от 29 апреля 2013 года N 171

     

Методические рекомендации по оценке потребности в дополнительных финансовых ресурсах на повышение оплаты труда работников в соответствии с указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" и от 1 июня 2012 года N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы" с учетом возможного привлечения не менее трети средств за счет реорганизации неэффективных учреждений



1. Методические рекомендации по оценке потребности в дополнительных финансовых ресурсах на повышение оплаты труда отдельных категорий работников в соответствии с указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" и от 1 июня 2012 года N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы" с учетом возможного привлечения не менее трети средств за счет реорганизации неэффективных учреждений (далее - Методические рекомендации) разработаны во исполнение пункта 24 приложения N 2 к Программе поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 года N 2190-р.

2. Методические рекомендации определяют возможные подходы к подготовке обоснований при планировании дополнительных финансовых ресурсов в целях обеспечения достижения целевых значений соотношения среднемесячной заработной платы отдельных категорий работников, повышение оплаты труда которых предусмотрено указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", от 1 июня 2012 года N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы" и от 28 декабря 2012 года N 1688 "О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее соответственно - Указы, отдельные категории работников), и среднемесячной заработной платы в субъектах Российской Федерации (далее - целевое значение соотношений) и может быть использована федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими нормативное правовое регулирование в соответствующей сфере (далее - федеральные органы исполнительной власти). Перечень отдельных категорий работников предусмотрен приложением N 1 к Методическим рекомендациям. Целевые значения соотношений устанавливаются на соответствующие календарные годы в утверждаемых федеральными органами исполнительной власти "дорожных картах" изменений в отраслях социальной сферы, направленных на повышение эффективности здравоохранения, образования и науки, культуры и социального обслуживания населения в 2013-2018 годах (далее - отраслевые "дорожные карты").

Методические рекомендации целесообразно использовать при подготовке обоснований при планировании органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации дополнительных финансовых ресурсов в целях обеспечения достижения целевых значений соотношений в субъектах Российской Федерации, устанавливаемых на соответствующие календарные годы в утверждаемых на уровне субъектов Российской Федерации "дорожных картах" изменений в отраслях социальной сферы, направленных на повышение эффективности здравоохранения, образования и науки, культуры и социального обслуживания населения в 2013-2018 годах (далее - региональные "дорожные карты").

3. Оценку потребности в дополнительных финансовых ресурсах рекомендуется осуществлять исходя из прогнозных расходов на повышение оплаты труда (прироста фонда оплаты труда с учетом начислений на оплату труда) отдельных категорий работников с учетом обеспечения достижения целевых показателей развития отраслей социальной сферы, включая показатели по реорганизации неэффективных организаций, закрепленных в отраслевых "дорожных картах" на основе:

данных о среднесписочной численности и оплате труда отдельных категорий работников в соответствии с приказом Росстата от 30 октября 2012 года N 574 "Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения численности и оплаты труда отдельных категорий работников социальной сферы и науки, в отношении которых предусмотрены мероприятия по повышению средней заработной платы в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" (до получения данных статистического наблюдения используются данные учреждений);

прогнозируемой среднемесячной заработной платы в субъектах Российской Федерации, определяемой уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации с учетом методических рекомендаций, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 30 ноября 2009 года N 492 "Об утверждении Методических рекомендаций по разработке прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период";

устанавливаемых в отраслевых "дорожных картах" ежегодных показателей соотношения среднемесячной заработной платы отдельных категорий работников и среднемесячной заработной платы в субъектах Российской Федерации на период до 2018 года;

прогнозной среднесписочной численности отдельных категорий работников, определяемой федеральными органами исполнительной власти с учетом необходимости достижения показателей качества и доступности услуг, установленных отраслевыми "дорожными картами", включая данные о среднесписочной численности отдельных категорий работников, обеспечивающих деятельность федеральных государственных учреждений по выполнению государственных услуг (работ), с учетом изменения указанной численности работников в соответствии с показателями отраслевых "дорожных карт" (по категориям работников, для которых установлены нормативы численности - данных о нормативной численности);

данных о сложившейся структуре финансового обеспечения по источникам финансового обеспечения;

планируемых мероприятий по реорганизации неэффективных организаций и других мероприятий по повышению эффективности и оптимизации ресурсов;

прогнозных и фактических показателей развития отраслей, установленных соответствующими "дорожными картами", включающих показатели по реорганизации неэффективных организаций и программ, а также показатели повышения качества оказания услуг (выполнения работ).

4. Оценка потребности в дополнительных финансовых ресурсах проводится по каждой категории работников.

При этом взаимодействие федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных учреждений, осуществляющих полномочия главных распорядителей средств федерального бюджета, а также главных распорядителей средств федерального бюджета, имеющих подведомственные федеральные государственные учреждения (далее - учреждения), в штате которых состоят работники, относящиеся к отдельным категориям работников, осуществляется в порядке, установленном для планирования бюджетных ассигнований федерального бюджета.

При необходимости федеральные органы исполнительной власти организуют получение указанной в абзаце 3 пункта 3 Методических рекомендаций информации от указанных в абзаце 2 настоящего пункта Методических рекомендаций главных распорядителей средств федерального бюджета, в том числе в рамках мониторинга реализации отраслевых "дорожных карт".

Минтруд России направляет в федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие нормативное правовое регулирование в соответствующей сфере, а также в Минэкономразвития России и Минфин России полученные по запросу от органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации сведения о прогнозируемой среднемесячной заработной плате в субъектах Российской Федерации. Указанные сведения могут уточняться субъектами Российской Федерации с учетом изменения базы прогнозирования в связи с получением данных Росстата о фактических численности и заработной плате отдельных категорий работников, а также при корректировке прогноза социально-экономического развития субъекта Российской Федерации.

5. Оценку прогнозных расходов на повышение оплаты труда (прироста фонда оплаты труда с учетом начислений на оплату труда) по отдельной категории работников рекомендуется определять по формуле:

, [1]

   где:       

      - прирост фонда оплаты труда в i-том году по категории работников j;

 - фонд оплаты труда в i-том году по категории работников j;

- фонд оплаты труда в базовом (2012 ) году по категории работников j.

[2],


   где:   

- среднемесячная заработная плата в i-том году по категории работников j;

- среднесписочная численность работников категории j в i-том году;

12 - количество месяцев в году;

- размер начислений на фонд оплаты труда (определяется исходя из прогнозируемого размера среднемесячной заработной платы категории работников j в i-том году с учетом дифференциации страховых взносов от размера оплаты труда).

При расчетах данные базового года могут быть уточнены с учетом анализа данных статистического наблюдения, осуществляемого в соответствии с приказом Росстата от 30 октября 2012 года N 574. Например, если сопоставление данных базового года и результатов статистического наблюдения покажет существенное изменение динамики соответствующих показателей (среднесписочной численности работников, среднемесячной заработной платы, структуры фонда оплаты труда), целесообразно провести анализ обоснованности такого изменения и при необходимости уточнить данные базового года.

При этом для расчета среднемесячной заработной платы по отдельной категории работников, в случае, если работники данной категории заняты в учреждениях, расположенных в одном субъекте Российской Федерации:

[3],


где:

   - среднемесячная заработная плата в субъекте Российской Федерации в i-том году (для педагогических работников дошкольных образовательных учреждений - среднемесячная заработная плата в сфере общего образования в субъекте Российской Федерации в i-том году; для педагогических работников учреждений дополнительного образования детей - среднемесячная заработная плата для учителей в субъекте Российской Федерации в i-ом году);  

  - соотношение среднемесячной заработной платы по категории работников j в i-том году, установленное в отраслевой "дорожной карте".

Для расчета среднемесячной заработной платы по отдельной категории работников, в случае, если работники данной категории заняты в учреждениях, расположенных в различных субъектах Российской Федерации:

[4],


где:

[5] - приведенная (к уровню среднемесячной заработной платы в каждом субъекте Российской Федерации) среднемесячная заработная плата по категории работников j, определяемая исходя из распределения численности работников j-той категории по регионам, а именно как сумма по субъектам Российской Федерации произведения среднемесячной заработной платы в субъекте Российской Федерации в i-том году и среднесписочной численности работников j-той категории в соответствующем субъекте Российской Федерации в i-том году, деленная на суммарную среднесписочную численность работников j-той категории в i-том году по всем субъектам Российской Федерации (в части отчетных данных по показателям, используемым в формулах, применяются данные официального статистического наблюдения, в части плановых данных - данные отраслевых "дорожных карт);        

   - соотношение среднемесячной заработной платы работников категории j к среднемесячной заработной плате в субъекте Российской Федерации в i-том году, установленное в отраслевой "дорожной карте".

6. При обосновании прироста фонда оплаты труда по главным распорядителям средств федерального бюджета могут быть использованы соотношения среднемесячной заработной платы по категории работников j в i-том году и среднемесячной заработной платы по субъекту Российской Федерации, установленные:

главными распорядителями средств федерального бюджета в соответствующих планах мероприятий по реализации отраслевых "дорожных карт";

в заключаемых в установленном порядке соглашениях с федеральными бюджетными и автономными учреждениями о субсидиях на финансовое обеспечение выполнения государственного задания (работ, услуг);

в решениях главных распорядителей средств федерального бюджета о выделении лимитов бюджетных обязательств на обеспечение выполнения функций казенных учреждений в части оплаты труда работников.

Следует отметить, что использование указанных соотношений должно в целом по отдельной категории работников обеспечивать достижение соотношения, установленного в отраслевой "дорожной карте".

7. Суммарная потребность в дополнительных финансовых ресурсах () обеспечивается за счет следующих источников финансового обеспечения:

[6] ,


где:    

   - покрытие потребности за счет бюджетных средств;

   - покрытие потребности за счет средств обязательного медицинского страхования (далее - ОМС, применяется в сфере здравоохранения);

   - покрытие потребности за счет средств от приносящей доход деятельности.

Дополнительным источником финансового обеспечения является - экономия финансовых средств в результате реорганизации неэффективных организаций.

Исходя из формулы [6] производится оценка вклада каждого источника в обеспечение дополнительной потребности. Например, удельный вес средств от реорганизации неэффективных организаций в покрытии потребности в дополнительных средствах составляет     

.  [7]


Определение суммарной дополнительной потребности в финансовых ресурсах целесообразно осуществлять в следующей последовательности:

1) определение - суммарной дополнительной потребности в финансовых ресурсах.

[8]


В суммарную потребность в дополнительных финансовых ресурсах целесообразно включать оценку прогнозных расходов на повышение оплаты труда по отдельным категориям работников, определяемых по формуле [1], где в качестве прогнозируемой среднесписочной численности работников категории j в i-том году принимается

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»