эксперт журнала
Побочные расходы
В данном материале разберем нюансы учета расходов на бухгалтерские, аудиторские, юридические услуги, связь и интернет.
Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие УСН, могут не вести бухгалтерский учет, они должны учитывать основные средства и нематериальные активы по правилам бухгалтерского учета (п.3 ст.4 Федерального закона от 21 ноября 1996 года N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 129-ФЗ)). Но при этом для них установлена обязанность отражать свои доходы и расходы в Книге учета доходов и расходов (ст.346_24 Налогового кодекса РФ).
Однако в ряде случаев обязанность по ведению бухгалтерского учета организациями (в том числе организациями, применяющими упрощенную систему налогообложения) прямо указана в иных законодательных актах. На это указывал Минфин России в своих разъяснениях (например, в письме от 15 октября 2009 года N 03-11-09/349).
Так, в соответствии с п.1 ст.97 Гражданского кодекса РФ, п.3 ст.52, ст.88 и п.1 ст.92 Федерального закона от 26 декабря 1995 года N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Закон N 208-ФЗ) открытое акционерное общество обязано ежегодно публиковать для всеобщего сведения годовой отчет, бухгалтерский баланс, счет прибылей и убытков, и, кроме того, годовая бухгалтерская отчетность относится к информации (материалам), подлежащей предоставлению лицам, имеющим право на участие в общем собрании акционеров, при подготовке к проведению общего собрания акционеров общества.
Согласно п.2 ст.42 Закона N 208-ФЗ размер чистой прибыли при выплате дивидендов (распределении прибыли между участниками общества) определяется по данным бухгалтерского учета.
Согласно п.1 ст.18 Федерального закона от 8 февраля 1998 года N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Закон N 14-ФЗ) решение об увеличении уставного капитала общества за счет имущества общества может быть принято только на основании данных бухгалтерской отчетности общества за год, предшествующий году, в течение которого принято такое решение.
В случае публичного размещения облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг общества обязаны ежегодно публиковать годовые отчеты и бухгалтерские балансы (п.2 ст.49 Закона N 14-ФЗ, п.1 ст.92 Закона N 208-ФЗ).
Определение стоимости отчуждаемого имущества в результате крупной сделки также осуществляется на основании данных бухгалтерского учета (ст.46 Закона N 14-ФЗ, ст.78 Закона N 208-ФЗ). Для акционерных обществ, кроме того, необходимы данные о балансовой стоимости активов.
Целесообразность освобождения от ведения бухгалтерского учета организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, рассматривалась при подготовке проекта нового федерального закона "О бухгалтерском учете", который вступит в силу с 1 января 2013 года.
В результате, в Федеральном законе от 6 декабря 2011 года N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ) установлено, что его действие распространяется на все коммерческие и некоммерческие организации без исключений (пп.1 п.1 ст.2 Закона N 402-ФЗ). Таким образом, бухгалтерский учет с 2013 года должны будут вести организации, применяющие УСН. Исключение в части возможности не вести бухгалтерский учет установлено только в отношении индивидуальных предпринимателей, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах они ведут учет доходов или доходов и расходов и (или) иных объектов налогообложения в порядке, установленном указанным законодательством (пп.1 п.2 ст.6 Закона N 402-ФЗ). Таким образом, индивидуальные предприниматели, применяющие УСН, вправе будут не вести бухгалтерский учет в соответствии с Законом N 402-ФЗ.
В настоящее время установлено, что "упрощенцы" обязаны представлять в налоговые органы декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН. Поэтому без профессионального бухгалтера здесь обойтись сложно. В подпункте 15 пункта 1 статьи 346_16 Налогового кодекса РФ сказано, что при расчете "упрощенного" налога учитываются расходы на бухгалтерские, аудиторские и юридические услуги.
То есть законодательство о бухгалтерском учете не запрещает организациям, применяющим УСН, продолжать вести бухгалтерский учет и даже обязывает пользователей спецрежима организовать такой учет в отношении основных средств и нематериальных активов.
Решение о том, как именно организовать бухгалтерский учет, руководитель компании принимает самостоятельно в зависимости от объема учетной работы. Можно создать отдельное структурное подразделение, ввести в штат должность бухгалтера, вести учет самостоятельно или поручить его на договорных началах сторонней организации (п.2 ст.6 Закона от N 129-ФЗ).
Глава 26.2 Налогового кодекса РФ прямо предусматривает, что затраты на бухгалтерские услуги включаются в состав расходов, уменьшающих налог, уплачиваемый в связи с применением УСН. Главное, чтобы такие расходы были экономически обоснованы и подтверждены документально (п.2 ст.346_16, п.1 ст.252 Налогового кодекса РФ). Иных условий налоговое законодательство не содержит.
В соответствии с пп.15 п.1 ст.346_16 Налогового кодекса РФ при исчислении налога, уплачиваемого в связи с применением УСН, могут быть учтены расходы на аудиторские услуги.
Согласно Федеральному закону от 30 декабря 2008 года N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности", (далее - Закон N 307-ФЗ) аудиторская деятельность (аудиторские услуги) - деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг, осуществляемая аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами.
Аудит - независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности (ч.3 ст.1 Закона N 307-ФЗ).
Перечень сопутствующих аудиту услуг устанавливается федеральными стандартами аудиторской деятельности (ч.4 ст.1 Закона N 307-ФЗ).
К сопутствующим аудиту услугам, оказание которых регулируется федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности, относятся:
а) обзорные проверки;
б) согласованные процедуры;
в) компиляция финансовой информации.
Это указано в п.4 Правила (стандарта) N 24, утвержденного постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 года N 696 "Об утверждении Федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности".
Аудиторские организации, индивидуальные аудиторы наряду с аудиторскими услугами могут оказывать прочие связанные с аудиторской деятельностью услуги, в частности:
- постановку, восстановление и ведение бухгалтерского учета, составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, бухгалтерское консультирование;
- налоговое консультирование, постановку, восстановление и ведение налогового учета, составление налоговых расчетов и деклараций;
- анализ финансово-хозяйственной деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, экономическое и финансовое консультирование;
- управленческое консультирование, в том числе связанное с реорганизацией организаций или их приватизацией;
- юридическую помощь в областях, связанных с аудиторской деятельностью, включая консультации по правовым вопросам, представление интересов доверителя в гражданском и административном судопроизводстве, в налоговых и таможенных правоотношениях, в органах государственной власти и органах местного самоуправления;
- автоматизацию бухгалтерского учета и внедрение информационных технологий;
- оценочную деятельность;
- разработку и анализ инвестиционных проектов, составление бизнес-планов;
- проведение научно-исследовательских и экспериментальных работ в областях, связанных с аудиторской деятельностью, и распространение их результатов, в том числе на бумажных и электронных носителях;
- обучение в областях, связанных с аудиторской деятельностью.
Этот Перечень прочих связанных с аудиторской деятельностью услуг содержится в ч.7 ст.1 Закона N 307-ФЗ.
Услуги, указанные в ч.7 статьи 1 Закона N 307-ФЗ, не являются аудиторскими услугами в смысле Закона N 307-ФЗ. Данные услуги могут оказываться не только аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами (п.3 Информационного сообщения Минфина России от 28 января 2010 года "Для пользователей аудиторских услуг". Учитывая данное разъяснение следует, что расходы на услуги, указанные в ч.7 статьи 1 Закона N 307-ФЗ, не могут быть учтены при исчислении налога по УСН в составе расходов на аудиторские услуги.
Возможность признания данных расходов не поставлена Налоговым кодексом РФ в зависимость от того, были понесены налогоплательщиком расходы на обязательный или добровольный аудит.
Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, могут включать в расходы суммы, истраченные на оплату юридических услуг (подп.15 п.1 ст.346_16 Налогового кодекса РФ). Эти услуги должны быть связаны с производственной деятельностью налогоплательщика, применяющего УСН. И, конечно же, они должны быть подтверждены документально (договорами на оказание услуг, платежными документами).
Добавим, что расходы при "упрощенке" принимаются в том же порядке, что и по налогу на прибыль. А что касается налога на прибыль, то мнение компетентных ведомств было таково, что расходы на юридические услуги можно принимать в целях налогообложения только в том случае, если в штате организации (индивидуального предпринимателя) нет специалиста, чьи должностные обязанности совпадают с перечнем услуг, оказываемых сторонней фирмой (см, например, письмо Минфина России от 6 декабря 2006 года N 03-03-04/2/257).
Однако судебная практика складывалась в пользу налогоплательщиков. Так, Президиум ВАС РФ в постановлении от 18 марта 2008 года N 14616/07 указал, что Налоговый кодекс РФ не содержит положений, позволяющих налоговому органу оценивать произведенные налогоплательщиками расходы с позиции их экономической целесообразности, рациональности и эффективности. По смыслу правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 24 февраля 2004 года N 3-П, судебный контроль также не призван проверять экономическую целесообразность решений, принимаемых субъектами предпринимательской деятельности, которые в сфере бизнеса обладают самостоятельностью и широкой дискрецией. В силу изложенного у налоговых органов отсутствуют правовые основания для признания произведенных организацией расходов на юридические услуги экономически не обоснованными по тому основанию, что в его структуре имеется юридическая служба, выполняющая аналогичные функции.