Министерство финансов Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 23 октября 2009 года N КЕ-20-1/1599
О порядке оказания помощи в сборе налогов
Федеральная налоговая служба, рассмотрев письмо Министерства финансов Российской Федерации от 25.09.2009 N 03-08-13 относительно разработки порядка оказания российскими налоговыми органами помощи в сборе налогов налоговым органам из соответствующих иностранных государств, сообщает следующее.
1. Общий порядок оказания помощи в сборе налогов прописан в Конвенции Совета Европы/ОЭСР о взаимной административной помощи в налоговой области и в положениях статьи 27 "О содействии в сборе налогов" Модельной налоговой конвенции ОЭСР. Положения указанной Конвенции распространяются на все виды налогов, в том числе на НДС, налог на прибыль, налог на наследство, взносы в систему социального страхования, подоходный налог, имущество и местные налоги. Конвенция позволяет оказывать содействие в сборе налогов и обеспечивать принятие сбалансированных решений по вопросам, связанным с особенностями национального законодательства.
В развитие указанных документов и в целях повышения эффективности содействия в сборе налогов указанная статья включена в ряд соглашений об избежании двойного налогообложения, заключенных между Российской Федерацией и иностранными государствами. В этой связи ФНС России считает, что для обеспечения взятых обязательств по оказанию содействия в сборе налогов необходимо для начала привести статью "Помощь в сборе налогов" соглашений в соответствие с положениями статьи 27 Модельной конвенции ОЭСР и положениями Конвенции Совета Европы/ОЭСР о взаимной административной помощи в налоговой области.
2. Механизм взыскания налоговой задолженности в Российской Федерации установлен статьями 46, 47 и 48 Налогового кодекса Российской Федерации и Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".
Таким образом, в настоящий момент существует как механизм взыскания налоговой задолженности в Российской Федерации (ст.46-48 НК РФ), так и порядок оказания содействия в сборе налогов (статья 27 соглашений).
При этом эффективное взаимодействие между компетентными администрациями в этой области может быть достигнуто путем заключения соглашения между ними на основе типового Межгосударственного соглашения о содействии в сборе налогов (далее - Соглашение), которое позволит урегулировать техническую сторону вопроса в указанной области подобно типовому Соглашению между Правительством Российской Федерации и правительством иностранного государства о сотрудничестве и обмене информацией по вопросам соблюдения налогового законодательства (одобренного Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.98 N 387 "О заключении межправительственных соглашений о сотрудничестве и обмене информацией по вопросам соблюдения налогового законодательства"), регулирующему вопросы обмена информацией.
В связи с проведенной в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 09.03.2004 N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" административной реформой инициативное право по разработке и заключению подобных соглашений перешло к Минфину России.
По мнению ФНС России, в указанном Соглашении целесообразно прописать проблемные моменты, в том числе определить перечень налогов и иных обязательных платежей и налоговых санкций, в сборе которых оказывается помощь, ограничения оказания этой помощи, порядок направления запроса об оказании содействия, перечень документов, прилагаемых к нему; размеры содействия в сборе налогов, срок исковой давности, порядок исполнения исполнительных документов.
Вместе с тем необходимо определить компетентный орган по исполнению запросов иностранного государства по оказанию помощи в сборе налогов и направлению соответствующих запросов Российской Федерации. Это может быть как Минфин России (в соответствии с практикой иностранных государств) или ФНС России, так и Федеральная служба судебных приставов, также имеющая правовые инструменты взыскания задолженности, как за счет денежных средств должника, так и за счет его имущества (при этом требованию иностранного государства об уплате налога придается статус исполнительного документа).
Кроме того, следует отметить, что любой порядок по содействию в сборе налогов не сможет дать желаемого результата без решения вопроса обязательного (автоматического) исполнения судебных актов арбитражных судов Российской Федерации на территории иностранных государств, и наоборот, судебных актов третейских судов на территории Российской Федерации. Поскольку дальнейшие меры по принудительному взысканию налоговых обязательств на основании судебных решений возлагаются на судебных приставов-исполнителей, действующих на основании законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве, ФНС России считает целесообразным урегулировать указанный вопрос с Минюстом России.
Заместитель Руководителя
государственный советник
Российской Федерации 3 класса
Е.В.Козлова
Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка