• Текст документа
  • Статус

Вносится
депутатом Государственной Думы
М.В.Дегтяревым



Проект
N 266150-6

     
     
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О внесении изменений в статью 63 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"

Статья 1


Статью 63 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273 "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст.7598) дополнить частью 6 следующего содержания:

"6. Для учащихся общеобразовательных организаций устанавливается форма одежды, правила ношения и единые требования к которой утверждаются Правительством Российской Федерации.".

Статья 2


Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Президент
Российской Федерации

Пояснительная записка к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 63 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"



Проект федерального закона разработан в целях установления обязательной формы одежды для учащихся общеобразовательных организаций.

До 1992 года введение школьной формы регламентировалось Уставом средней общеобразовательной школы, одобренным Постановлением Совета Министров СССР от 08.09.70 N 749.

Согласно пункту 23 указанного постановления для учащихся общеобразовательных школ устанавливалась форма одежды, утверждаемая Советом Министров союзной республики.

Негативное отношение к идеологизации советской школы и ограниченности возможностей для детской инициативы в начале 1990-х годов послужило одной из причин отказа от школьной формы единого образца.

Теперь тренд прямо противоположный: большинство граждан России положительно относятся к повторному введению школьной формы.

В 2012 году ВЦИОМ опубликовал результаты всероссийского опроса общественного мнения, посвященного данному вопросу.

77% респондентов считают, что в школах следует вводить форму одежды. Противников такого решения только 8% опрошенных.

К преимуществам школьной формы относятся сглаживание видимых признаков социального неравенства среди детей и подростков, укрепление дисциплины и повышение мотивации учащихся к обучению, формирование чувства принадлежности к школе и сплоченности с классом, безусловная безопасность для здоровья.

В настоящее время вопрос введения школьной формы может решаться на уровне каждого отдельного общеобразовательного учреждения.

Согласно пункту 18 части 3 статьи 28 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся установление требований к одежде обучающихся, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно позиции Минобразования РФ, изложенной в письме от 14.11.2000 N 22-06-1203 "О введении школьной формы для обучающихся", окончательное решение может быть принято по соглашению всех родителей обучающихся или большинства, но при условии определения источников дополнительного финансирования для обучающихся из малообеспеченных семей и внесении соответствующих дополнений или изменений в устав школы.

В письме Минобрнауки России от 28.03.2013 N ДЛ-65/08 "Об установлении требований к одежде обучающихся" содержатся рекомендации по выбору общего вида, цвета, фасона школьной формы.

Однако отсутствие единых требований к ней в федеральном законодательстве и необязательность ее ношения препятствуют эффективному решению проблем, связанных со свободным стилем одежды школьников.

На данный момент существуют два основных подхода к решению данного вопроса: закрепить полномочия по введению школьной формы за федеральными органами государственной власти или за органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Представляется, что установление права органов государственной власти субъектов Российской Федерации самостоятельно определять описание форменной одежды обучающихся может привести к конфликтным ситуациям подобным конфликту, произошедшему между родителями нескольких учениц и директором средней школы в селе Кара-Тюбе Нефтекумского района Ставропольского края.

Поскольку Российская Федерация является не только многоконфессиональным, но и многонациональным государством, причиной разногласий могут стать уже не хиджабы, а национальные элементы школьной формы, решение установить которые, не исключено, что примут органы государственной власти многих регионов России.

Между тем именно ситуация в селе Кара-Тюбе спровоцировала новую волну обсуждений в обществе вопроса о законодательном регулировании вопроса допустимости ношения учающимися общеобразовательных учреждений отдельных элементов одежды.

Поэтому следует принять все необходимые меры, чтобы избежать возникновение подобных конфликтов и на межнациональной почве.

Еще одним аргументом за установление описания формы одежды на федеральном уровне является предотвращение дополнительных затрат семей учающихся вследствие их переезда на постоянное место жительства в другой субъект Российской Федерации. Поскольку описание формы одежды, в соответствии с вариантом, применявшемся в СССР, в разных регионах может сильно отличаться, таким родителям потребуется приобрести школьную форму иного образца.

Относительное большинство граждан России также выступают за правовое регулирование данного вопроса на федеральном уровне.

Результаты вышеназванного социологического опроса ВЦИОМа свидетельствуют о том, что 54% респондентов считают, что должно быть принято государственное решение о введении школьной формы во всех школах России. 8% опрошенных отнесли принятие такого решения к прерогативе директора общеобразовательного учреждения, а 14% - к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Таким образом, только комбинированный подход, выражающийся в законодательном закреплении полномочий Правительства Российской Федерации по утверждению описания и правил ношения формы одежды обучающихся общеобразовательных организаций позволит обеспечить реализацию всех преимуществ и предотвратить возможные проблемы, связанные с принятием такого решения.

Учитывая особенности климата в разных частях России, необходимо разработать несколько допустимых образцов, из которых органы государственной власти субъектов Российской Федерации и смогут выбрать подходящий вариант формы одежды для обучающихся своего региона.

Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 63 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"



Принятие федерального закона "О внесении изменений в статью 63 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" не предусматривает введения или отмены налогов, освобождения от их уплаты, выпуска государственных займов, изменения финансовых обязательств, внесения изменений в другие федеральные законы, которые будут предусматривать расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, не потребует дополнительного увеличения численного состава федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в статью 63 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"



Принятие федерального закона "О внесении изменений в статью 63 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" не потребует утверждения Правительством Российской Федерации правил ношения и единых требований к форме одежды учащихся общеобразовательных организаций.

Принятие федерального закона "О внесении изменений в статью 63 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных актов федерального законодательства.




Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

официальный сайт ГосДумы России
www.duma.gov.ru
по состоянию на 16.05.2013

О внесении изменений в статью 63 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"

Название документа: О внесении изменений в статью 63 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"

Номер документа: 266150-6

Вид документа: Проект Федерального закона

Принявший орган: Государственная Дума

Опубликован: Документ опубликован не был
Дата принятия: 18 декабря 2013

Этот документ входит в профессиональные справочные системы «Кодекс»
Узнать больше о системах