Российский бухгалтер, N 4, 2013 год
     Юрий Лермонтов,
     консультант Минфина России



Спорные вопросы применения социальных налоговых вычетов



Между налогоплательщиками и налоговыми органами нередки споры относительно правомерности применения социальных налоговых вычетов. Пожелать воспользоваться правом на их реализацию ввиду условий возникновения такого права может практически любой. В данной статье автор с учетом последних разъяснений Минфина России и налоговых органов, а также судебной практики рассматривает наиболее актуальные вопросы, связанные с применением социальных налоговых вычетов.


Социальные налоговые вычеты регулируются статьей 219 НК РФ.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 219 НК РФ при определении размера налоговой базы налогоплательщик имеет право на получение социальных налоговых вычетов в сумме доходов, перечисляемых налогоплательщиком в виде пожертвований:

- благотворительным организациям;

- социально ориентированным некоммерческим организациям на осуществление ими деятельности, предусмотренной законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях;

- некоммерческим организациям, осуществляющим деятельность в области науки, культуры, физической культуры и спорта (за исключением профессионального спорта), образования, просвещения, здравоохранения, защиты прав и свобод человека и гражданина, социальной и правовой поддержки и защиты граждан, содействия защите граждан от чрезвычайных ситуаций, охраны окружающей среды и защиты животных;

- религиозным организациям на осуществление ими уставной деятельности;

- некоммерческим организациям на формирование или пополнение целевого капитала, которые осуществляются в порядке, установленном Федеральным законом от 30 декабря 2006 года N 275-ФЗ "О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций".

Указанный в названном подпункте вычет предоставляется в размере фактически произведенных расходов, но не более 25% суммы дохода, полученного в налоговом периоде и подлежащего налогообложению.

При возврате налогоплательщику пожертвования, в связи с перечислением которого им был применен социальный налоговый вычет в соответствии с настоящим подпунктом, в том числе в случае расформирования целевого капитала некоммерческой организации, отмены пожертвования или в ином случае, если возврат имущества, переданного на формирование или пополнение целевого капитала некоммерческой организации, предусмотрен договором пожертвования и (или) Федеральным законом от 30 декабря 2006 года N 275-ФЗ "О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций", налогоплательщик обязан включить в налоговую базу налогового периода, в котором имущество или его денежный эквивалент были фактически возвращены, сумму социального налогового вычета, предоставленного в связи с перечислением некоммерческой организации соответствующего пожертвования.

Пунктом 3 статьи 2 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон N 7-ФЗ) предусмотрено, что некоммерческие организации могут создаваться в форме общественных организаций (объединений).

В соответствии с пунктом 2.1 статьи 2 Закона N 7-ФЗ социально ориентированными некоммерческими организациями признаются некоммерческие организации, созданные в предусмотренных Законом N 7-ФЗ формах (за исключением государственных корпораций, государственных компаний, общественных объединений, являющихся политическими партиями) и осуществляющие деятельность, направленную на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации, а также виды деятельности, предусмотренные статьей 31.1 Законом N 7-ФЗ.

Немаловажен вопрос о подтверждении при предоставлении налогоплательщику социального налогового вычета по рассматриваемым расходам его сумм пожертвований на перечисленные цели.

В статье 219 НК РФ не установлен перечень документов, необходимых для подтверждения права налогоплательщика на получение социального налогового вычета в сумме пожертвований, перечисленных (уплаченных) налогоплательщиком религиозным организациям.

Таким образом, это могут быть различные документы, свидетельствующие о том, что перечисленные суммы являются пожертвованиями религиозной организации, направленные на осуществление уставной деятельности организации.

Перечисление денежных средств может производиться в безналичном порядке на основании письменного заявления налогоплательщика, представляемого в организацию, выплачивающую этому налогоплательщику доход. В этом случае документами, подтверждающими произведенные налогоплательщиком расходы, являются справка организации о произведенных по его заявлению перечислениях и платежное поручение на перечисление указанных в справке сумм с отметкой банка об исполнении.

Если денежные средства перечислены непосредственно налогоплательщиком с его банковского счета, то произведенные им расходы подтверждаются банковской выпиской.

В случае внесения налогоплательщиком денежных средств наличными в кассу организации подтверждающим документом является квитанция к приходному кассовому ордеру.

В назначении платежа должны быть указаны цели, на которые данные средства направлены (пожертвования, то есть цель не определена, на осуществление уставной деятельности, на формирование и пополнение целевого капитала) (письмо ФНС РФ от 6 апреля 2011 года N КЕ-4-3/5392@).

Следует отметить, что в редакции подпункта 1 пункта 1 статьи 219 НК РФ, действующей с 1 января 2012 года (пункт 4 статьи 1, часть 1 статьи 3 Федерального закона от 18 июля 2011 года N 235-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части совершенствования налогообложения некоммерческих организаций и благотворительной деятельности"), определено, что налогоплательщик имеет право на вычет в сумме доходов, перечисляемых им в виде пожертвований, в частности, некоммерческим организациям, осуществляющим деятельность в области науки, культуры, физической культуры и спорта (за исключением профессионального спорта), образования, просвещения, здравоохранения, защиты прав и свобод человека и гражданина, социальной и правовой поддержки и защиты граждан, содействия защите граждан от чрезвычайных ситуаций, охраны окружающей среды и защиты животных.

Следовательно, с названного периода предоставление вычета не поставлено в зависимость от бюджетного финансирования.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 219 НК РФ при определении размера налоговой базы по налогу на доходы физических лиц налогоплательщик имеет право на получение социального налогового вычета в сумме, уплаченной им в налоговом периоде за свое обучение в образовательных учреждениях, в размере фактически произведенных расходов на обучение с учетом ограничения, установленного пунктом 2 рассматриваемой статьи, а также в сумме, уплаченной налогоплательщиком-родителем за обучение своих детей в возрасте до 24 лет, налогоплательщиком-опекуном (налогоплательщиком-попечителем) за обучение своих подопечных в возрасте до 18 лет по очной форме обучения в образовательных учреждениях, в размере фактически произведенных расходов на это обучение, но не более 50000 рублей на каждого ребенка в общей сумме на обоих родителей (опекуна или попечителя).

Право на получение указанного социального налогового вычета распространяется также на налогоплательщика - брата (сестру), обучающегося в случаях оплаты налогоплательщиком обучения брата (сестры) в возрасте до 24 лет по очной форме обучения в образовательных учреждениях.

При этом степень полнородности братьев или сестер в статье 21 НК РФ не оговаривается.

Учитывая вышеизложенное, налогоплательщик имеет право на получение социального налогового вычета по расходам, направленным на оплату услуг по обучению по очной форме обучения в образовательных учреждениях брата (сестры) в возрасте до 24 лет, являющихся налогоплательщику полнородными либо неполнородными (письмо Минфина России от 18 октября 2011 года N 03-04-08/8-186, доведенное письмом ФНС России от 25 апреля 2012 года N ЕД-4-3/6995@).

УФНС России по г.Москве в письмах от 26 июня 2012 года N 20-14/056059@, от 19 июня 2012 года N 20-14/53550@ и от 18 апреля 2012 года N 20-14/034239@ разъяснила порядок предоставления рассматриваемого вычета. Так, для того чтобы получить вычет по окончании года, за который оплачивалось получение образования, в налоговый орган нужно представить декларацию, в которой следует отразить все доходы, полученные родителем либо самим обучающимся в календарном году (п.4 ст.229 НК РФ). К декларации прилагаются:

- копия договора на обучение;

- копия свидетельства о рождении ребенка (если обучение оплачивают родители);

- копия платежного документа;

- справка о том, что ребенок обучался по очной форме (если обучение оплачивают родители);

Доступ к полной версии документа ограничен
Этот документ или информация о нем доступны в системах «Техэксперт» и «Кодекс». Вы также можете приобрести документ прямо сейчас за 49 руб.
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Базовые нормативные документы» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs