в образовательных учреждениях N 11, 2012
Основные положения пожарной безопасности в образовательных учреждениях
1.1. Основными нормативно-правовыми документами для всех типов образовательных учреждений независимо от их ведомственной принадлежности являются Федеральный закон от 21.12.94 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", Правила противопожарного режима в Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390) и иные действующие нормативные акты в области пожарной безопасности.
1.2. Требования, устанавливающие специфику обеспечения пожарной безопасности в учебно-производственных мастерских, мастерских трудового обучения, кабинетах и лабораториях, лагерях труда и отдыха, столовых, буфетах, медпунктах, музеях, спортивных сооружениях, складских помещениях и т.п., при проведении сельскохозяйственных, производственных и других видов специальных работ и занятий в образовательных учреждениях, определяются соответствующими межотраслевыми и отраслевыми правилами пожарной безопасности и иными действующими нормативными актами в области пожарной безопасности.
1.3. В соответствии с Федеральным законом от 21.12.94 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" ответственность за обеспечение пожарной безопасности несут:
- в образовательных учреждениях в целом - их руководители либо лица, их замещающие;
- в структурных подразделениях образовательного учреждения - их руководители либо лица, их замещающие (другие лица, назначенные приказом руководителя образовательного учреждения);
- руководители инженерно-технических служб образовательных учреждений в пределах их компетенции;
- при выполнении в образовательном учреждении работ по договору подрядными (субподрядными) организациями - руководители этих организаций. При этом в обязательном порядке должен осуществляться контроль со стороны должностного лица образовательного учреждения, ответственного за пожарную безопасность.
1.4. Руководители образовательных учреждений обязаны:
- обеспечить выполнение требований законодательных и нормативно-правовых актов РФ в области пожарной безопасности;
- обеспечить своевременное выполнение противопожарных мероприятий, предлагаемых органами государственного пожарного надзора;
- назначить приказом лиц, ответственных за пожарную безопасность территории, зданий (сооружений), помещений, структурных подразделений (отделов, кабинетов, кафедр и т.д.), а также за исправность и эксплуатацию технических средств противопожарной защиты (ТСППЗ), вентиляционных и отопительных систем, электроустановок, молниезащитных и заземляющих устройств, систем противопожарного водоснабжения, средств связи, оповещения и первичных средств пожаротушения;
- обеспечить обслуживание и своевременный ремонт вышеуказанных систем и устройств;
- установить в образовательном учреждении строгий противопожарный режим в соответствии с Правилами противопожарного режима в Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390), обеспечить его соблюдение всеми работниками учреждения, учащимися и посетителями;
- организовать и утвердить приказами составы добровольной пожарной дружины (далее - ДПД) и пожарно-технической комиссии (далее - ПТК), обеспечить их работу в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами;
- создать в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами систему обучения требованиям пожарной безопасности работников образовательного учреждения, прохождения ими противопожарных инструктажей, утвердив своим приказом программу пожарно-технического минимума (далее - ПТМ) и противопожарного инструктажа, порядок и сроки их прохождения;
- обеспечить разработку и утверждение плана эвакуации людей при пожаре (далее - планы эвакуации людей), проводить в каждом полугодии практические тренировки по его отработке;
- организовать разработку памяток для работников, учащихся, посетителей и инструкций по пожарной безопасности исходя из особенностей пожарной опасности отдельных помещений, участков и деятельности структурных подразделений образовательного учреждения;
- обеспечить соблюдение требований пожарной безопасности при проведении в зданиях образовательных учреждений каких-либо массовых мероприятий;
- обеспечить круглосуточное дежурство обслуживающего персонала в организациях с постоянным пребыванием людей. Регулярно (но не реже одного раза в месяц) проверять качество несения дежурства работниками сторожевой охраны и ответственными дежурными из числа обслуживающего персонала, а также знание ими своих действий в случае возникновения пожара;
- в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами организовать обеспечение образовательного учреждения необходимыми средствами пожаротушения, связи и сигнализации, знаками пожарной безопасности;
- осуществлять контроль за соблюдением противопожарного режима арендаторами (при их наличии);
- не реже одного раза в полугодие организовывать проверки противопожарного состояния территории, зданий, сооружений и структурных подразделений образовательного учреждения с составлением акта и принимать меры к устранению выявленных недостатков;
- приказом по учреждению определить порядок проведения огневых и строительно-монтажных работ;
- не допускать проведения работ сторонними организациями без принятия мер по обеспечению пожарной безопасности на территории, в зданиях и сооружениях образовательного учреждения;
- привлекать к ответственности лиц, виновных в нарушении требований нормативно-правовых документов в области пожарной безопасности.
1.5. Лица, ответственные за противопожарное состояние структурных подразделений образовательного учреждения, обязаны:
- обеспечивать соблюдение в структурных подразделениях (участках) работниками и учащимися противопожарного режима;
- знать потенциальную пожарную опасность применяемых в учебно-воспитательном или производственных процессах веществ и материалов и обеспечить их применение и хранение согласно утвержденным требованиям;
- разрабатывать и представлять на утверждение руководителю образовательного учреждения инструкции о мерах пожарной безопасности и планы эвакуации людей при пожаре (как правило, совместно с должностным лицом, ответственным за пожарную безопасность в учреждении);
- организовывать обучение работников требованиям пожарной безопасности на своем участке (в структурном подразделении);
- не допускать к работе лиц, не прошедших противопожарный инструктаж;
- осуществлять повседневный контроль за соблюдением подчиненными работниками требований пожарной безопасности;
- знать правила пользования имеющимися ТСППЗ, пожарной техникой, пожарным оборудованием, первичными средствами пожаротушения, средствами связи и обеспечивать их исправность и работоспособность. Об обнаруженных нарушениях противопожарных требований и неисправностях пожарной техники, ТСППЗ, средств связи, первичных средств пожаротушения немедленно сообщать руководителю образовательного учреждения (структурного подразделения) и принимать меры к их устранению;
- не допускать проведения огневых работ, выполняемых без наряда-допуска и выполнения нормативно-правовых требований пожарной безопасности при проведении огневых работ;
- обеспечивать по окончании рабочего дня осмотр и проведение уборки рабочих мест и помещений, отключение электроэнергии, за исключением дежурного освещения и электроустановок, которые по условиям эксплуатации должны работать круглосуточно;
- немедленно доводить до руководителя образовательного учреждения (структурного подразделения) сведения о возникновении аварийных ситуаций, способных привести к взрыву, пожару, а также создающих угрозу жизни и здоровью людей, и принимать необходимые меры по обеспечению эвакуации людей, остановке оборудования и недопущению возникновения пожара;
- не допускать загромождения противопожарных разрывов между зданиями и сооружениями (устраивать в разрывах стоянки автотранспорта, хранить какие-либо материалы, инвентарь и оборудование), путей эвакуации, проездов, подъездов к зданиям, сооружениям, источникам противопожарного водоснабжения и пожарным лестницам, подступов к месту установки пожарной аварийно-спасательной техники, ТСППЗ, средств связи, первичных средств пожаротушения;
- контролировать исправное состояние оборудования, систем отопления, вентиляции, кондиционирования, молниезащиты, заземляющих устройств защиты электродвигателей и другого оборудования, принимать меры для немедленного устранения имеющихся неисправностей.
1.6. Лица, ответственные за электрохозяйство образовательного учреждения, в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами* обязаны:
________________
* Основными нормативными документами по электробезопасности являются Межотраслевые правила по охране труда (правила безопасности) при эксплуатации электроустановок (утв. постановлением Минтруда РФ от 05.01.2001 N 3 и приказом Минэнерго РФ от 27.12.2000 N 163) и приказ Минэнерго России от 13.01.2003 N 6 "Об утверждении правил технической эксплуатации электроустановок потребителей". В них приведены требования к персоналу, эксплуатирующему электроустановки, определены порядок и условия производства работ, рассмотрены организационные и технические мероприятия, обеспечивающие безопасность работ, испытаний и измерений в электроустановках всех уровней напряжения.
- обеспечить организацию и своевременное проведение профилактических осмотров и планово-предупредительных ремонтов электрооборудования, аппаратов защиты и электросетей, а также своевременное устранение выявленных нарушений;
- осуществлять контроль за правильностью выбора и применения кабелей, проводов, аппаратов защиты, двигателей, светильников и другого электрооборудования;
- систематически контролировать состояние электрооборудования с целью предупреждения возникновения в них аварийных режимов работы.
1.7. Каждый работник образовательного учреждения обязан:
- знать и выполнять требования общей инструкции о мерах пожарной безопасности для образовательного учреждения и инструкции о мерах пожарной безопасности на рабочем месте;
- уметь применять имеющиеся в образовательном учреждении средства пожаротушения.
1.8. Ответственный дежурный по образовательному учреждению с круглосуточным пребыванием людей обязан:
- контролировать выполнение противопожарного режима в образовательном учреждении;
- периодически проверять несение службы дежурным персоналом и соблюдение им противопожарного режима;
- знать количество (по списку) находящихся в образовательном учреждении людей, знать места их размещения и ежедневно сообщать в пожарную аварийно-спасательную службу сведения о количестве людей, находящихся в каждом здании учреждения;
- иметь на рабочем месте комплект ключей от дверей эвакуационных выходов и ворот автомобильных въездов на территорию, индивидуальное средство защиты органов дыхания и ручной электрический фонарь;
- проверить наличие и состояние ТСППЗ, первичных средств пожаротушения, средств связи, дежурного и аварийного освещения, путей эвакуации и эвакуационных выходов.
1.9. В каждом образовательном учреждении должны быть разработаны:
- общая инструкция о мерах пожарной безопасности;
- инструкции о мерах пожарной безопасности в структурных подразделениях и на отдельные помещения;
- планы эвакуации людей;
- документация по эксплуатации ТСППЗ;
- инструкции и другие эксплуатационные технические документы, содержащие требования пожарной безопасности в соответствии со спецификой деятельности образовательного учреждения.
1.10. Общая инструкция о мерах пожарной безопасности утверждается руководителем образовательного учреждения и должна определять требования:
- к содержанию территории, в том числе дорог и подъездов к зданиям и сооружениям;
- к содержанию зданий, помещений, сооружений и обеспечению безопасности людей при пожаре;
- к противопожарному режиму и обязанности всех работающих в образовательном учреждении по его выполнению;
- к организации и допуску к выполнению работ подрядными (субподрядными) организациями в образовательных учреждениях;
- к содержанию водоисточников, средств пожаротушения, пожарной сигнализации и связи, а также порядок вызова пожарных аварийно-спасательных подразделений и другие организационные вопросы;
- ответственность за состояние пожарной безопасности.
1.11. Инструкции о мерах пожарной безопасности в структурных подразделениях разрабатываются руководителями этих подразделений (как правило, совместно с должностным лицом, ответственным за пожарную безопасность в учреждении), утверждаются руководителем образовательного учреждения и должны содержать:
- специфические противопожарные мероприятия для технологических и иных процессов, несоблюдение которых может привести к пожару;
- меры пожарной безопасности при эксплуатации оборудования, при подготовке к пуску их в эксплуатацию и после ремонта;
- порядок и нормы хранения пожароопасных веществ и материалов в помещениях структурного подразделения (лаборатории, мастерской, складе);
- режим применения аппаратов с открытым огнем;
- порядок сбора, хранения и удаления из помещения горючих материалов, содержания бытовых помещений, хранения санитарной и специальной одежды;
- порядок содержания имеющихся средств пожаротушения и распределение обязанностей по надзору за их техническим состоянием;
- действия работников при возникновении пожара, способ вызова пожарных аварийно-спасательных подразделений и членов ДПД;
- порядок остановки оборудования, отключения вентиляции, основные указания по применению средств пожаротушения, порядок эвакуации людей и материальных ценностей, порядок осмотра помещений перед их закрытием.
1.12. Разрабатываемые в образовательном учреждении инструкции по пожарной безопасности и другие эксплуатационные технические документы должны основываться на действующих правилах, инструкциях и иных нормативных актах и находиться в соответствующих структурных подразделениях.
1.13. Инструкции должны периодически пересматриваться на основании противопожарного состояния образовательного учреждения и соответствующих распоряжений вышестоящих органов управления, при смене руководителя, но не реже одного раза в 3 года.
1.14. В учебных классах и кабинетах следует размещать только необходимую для обеспечения учебного процесса мебель, а также приборы, модели, принадлежности, пособия и другие предметы, которые хранятся в шкафах, на стеллажах или стационарно установленных стойках.
1.15. Запрещается увеличивать по отношению к количеству, предусмотренному проектом, по которому построено здание, число парт (столов) в учебных классах и кабинетах.