МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ИНФОРМАЦИЯ

от 7 марта 2013 года


Справка по новой пенсионной формуле  



7 марта 2013 года состоялось очередное заседание рабочей группы по разработке Стратегии развития пенсионной системы при Министерстве труда и социальной защиты. Стратегия долгосрочного развития пенсионной системы Российской федерации после широкого экспертного и общественного обсуждения была утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2012 года N 2524-р. До 1 апреля 2013 года в соответствии с поручением Президента Российской Федерации должны быть разработаны и представлены новые принципы и положения условий назначения и исчисления размеров трудовых пенсий - т.н. "пенсионная формула". В заседании рабочей группы приняли участие министр труда и социальной защиты Максим Топилин, заместитель министра труда и социальной защиты Андрей Пудов, Председатель Комитета Совета Федерации по социальной политике Валерий Рязанский, председатель Правления ПФР Антон Дроздов, независимые эксперты и специалисты профильных Министерств и ведомств.

С основным докладом по новой пенсионной формуле выступил заместитель директора Института социального анализа и прогнозирования Академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации Юрий Горлин.

При разработке новой пенсионной формулы были поставлены следующие условия:

- гарантировать приемлемый уровень пенсионного обеспечения;

- определить источник финансирования для каждого вида;

- создать необходимые условия для сбалансированности пенсионной системы, в том числе в части страховых пенсий;

- сохранить приемлемый уровень страховой нагрузки на работодателей и нагрузки на федеральный бюджет.

Действующий сегодня порядок исчисления размера трудовых пенсий приводит к неэквивалентности пенсионных прав застрахованных лиц и обязательств по выплате им пенсий. В состав трудовой пенсии включен нестраховой по своей природе фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии и накопительная часть трудовой пенсии. При расчете размера трудовой пенсии не учитывается страховой/трудовой стаж.

В связи с этим необходимы изменения системы трудовых пенсий.

Предполагается ввести систему назначения и выплату гражданам трех видов пенсий:

1) базовой пенсии в рамках государственного пенсионного обеспечения, исчисление размеров которой будет идентично расчету фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии;

2) страховой пенсии с порядком расчета пенсионных прав застрахованных лиц с установленными выплатами с применением индивидуального пенсионного коэффициента;

3) накопительной пенсии, исчисление размеров которой будет идентично расчету накопительной части трудовой пенсии.

При этом предполагается, что право на базовую и накопительную пенсии будут иметь граждане, приобретшие право на страховую пенсию. Условия назначения страховой пенсии по инвалидности и по случаю потери кормильца остаются неизменными.

Кроме того, к "нормативному" размеру базовой пенсии по старости (которая будет равна "нормативному" фиксированному базовому размеру страховой части трудовой пенсии по старости (сегодня 3495 рубля) предлагается применять повышающий коэффициент при назначении базовой пенсии по старости позднее установленного пенсионного возраста. Индексацию базовой пенсии предполагается осуществлять ежегодно с 1 апреля с учетом темпов роста прожиточного минимума пенсионера в Российской Федерации за прошедший год. Предлагается, что после пятилетнего переходного периода базовая пенсия не будет выплачиваться работающим пенсионерам.

При введении страховой пенсии обязательным остается принцип сохранения пенсионных прав: пенсионные права, сформированные до даты перехода на новую формулу фиксируются и сохраняются, права по новой формуле формируются после даты перехода. Сформированные пенсионные права не могут быть уменьшены.

Введение новой формулы предлагается с 1 января 2015 года, ранее сформированные пенсионные права будут преобразованы путем конвертации по правилам новой формулы.

Гражданам будет предоставлена возможность осуществить расчет пенсионных выплат по действующей сегодня формуле.

Тариф отчислений на формирование прав граждан на страховую пенсию предлагается установит в размере 22% с сумм, не превышающих предельную величину базы для начисления страховых взносов, соответствующую 230% от средней заработной платы за год (с учетом отвлечения части этого тарифа на финансирование накопительной пенсии, сегодня этот порог равен примерно 160%). При этом тариф в размере 10% с выплат, превышающих предельную величину базы для начисления страховых взносов, предлагается сохранить и направить на предоставление дополнительных пенсионных коэффициентов лицам, имеющим страховой стаж более 30 лет.

Условиями формирования права на страховую пенсию по старости являются уплата минимального размера взноса на ее финансирование, определяемое как произведение двукратного минимального размера оплаты труда и тарифа страховых взносов, увеличенное в 12 раз (сейчас по этой схеме страховые взносы уплачивают представители самозанятого населения).

При этом предлагается плавно ввести минимальный страховой стаж в 15 лет (минимальный стаж уплаты страховых взносов) для получения права на страховую пенсию по старости.

Остальные условия назначения страховой пенсии по старости, в том числе пенсионный возраст, остаются идентичными условиям назначения трудовой пенсии по старости.

Льготы по страховым тарифам и пенсионные права "нестрахового" характера предлагается как и сегодня продолжить финансировать за счет трансфертов федерального бюджета.

Существенным образом по сравнению с трудовыми пенсиями предлагается изменить правила исчисления размеров страховой пенсии, в первую очередь по старости.

Размер страховой пенсии по старости в году ее назначения будет зависеть от индивидуального пенсионного коэффициента (параметр, оценивающий индивидуальный вклад в страховую пенсионную систему), параметра (коэффициента) повышения страховой пенсии по старости при ее назначении позднее установленного пенсионного возраста и стоимости одного пенсионного коэффициента в этом году.

Индивидуальный пенсионный коэффициент рассчитывается исходя из соотношения начисленных за год за работника страховых взносов к их нормативному максимальному размеру (произведение тарифа и предельной заработной платы, облагаемой страховыми взносами).

Кроме того, к индивидуальному пенсионному коэффициенту будет применяться дополнительный пенсионный коэффициент для лиц, имеющих страховой стаж в 30 лет в размере 1,0 и далее начисляемый из расчета 0,1 за каждый год страхового стажа сверх 30 лет.

При этом данный порядок будет распространен и на граждан, которые уже сформировали пенсионные права на 1 января 2015 года, в том числе которым была назначена трудовая пенсия по старости (это обусловлено в частности положением пункта 17 статьи 14 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации").

Соответственно размер страховой пенсии будет напрямую зависеть от продолжительности страхового (трудового) стажа и размера заработной платы, на которую начисляются и уплачиваются страховые взносы.

Параметр (коэффициент) повышения страховой пенсии по старости при ее назначении позднее установленного возраста (наступления права на получение пенсии), в том числе для граждан, имеющих право на досрочное назначение пенсии, предполагается рассчитывать и устанавливать с учетом необходимости предоставления дополнительных преференций гражданам, выразившим намерение продолжать работать по достижении пенсионного возраста и принявших решение отсрочить назначение пенсии. В связи с перераспределительным и балансировочным характером формирования страховой пенсии этот коэффициент может быть при прочих равных условиях большим, чем соответствующий коэффициент, применяемый к базовой пенсии, тем самым лица, начинающие получать страховую пенсию позднее будут "премироваться" за счет лиц с более ранним началом получения этой пенсии.

В частности, предлагается устанавливать данный коэффициент с его повышением за каждый год назначения страховой пенсии в более поздний срок.

Отдельный порядок установления указанного коэффициента предусматривается для граждан, формирующих право на досрочную страховую пенсию по старости. В данном случае предлагается меньший рост коэффициента с учетом возможности более раннего выхода на пенсию и фактического продолжения данными гражданами работы.

Стоимость одного пенсионного коэффициента утверждается законом о бюджете ПФР и должна позволять регулировать приемлемый уровень пенсионного обеспечения граждан, в том числе в части отношения к заработной плате, и величину межбюджетных трансфертов из федерального бюджета в пенсионную систему.

Стоимость одного пенсионного коэффициента рассчитывается как отношение планируемого в рамках бюджета ПФР объема планируемых средств на выплату страховых пенсий с учетом поступлений от страховых взносов и трансфертов федерального бюджета (на компенсацию выпадающих доходов ПФР от снижения тарифов для отдельных категорий страхователей и предоставления пенсионных прав "нестрахового" характера, в том числе в исключительных случаях при принятии соответствующего решения для обеспечения обязательств государства по финансированию и выплате страховых пенсий) к сумме индивидуальных пенсионных коэффициентов по всем пенсионерам ("старым" и "новым").

Индексацию страховых пенсий также предлагается осуществлять исходя из динамики роста стоимости одного пенсионного коэффициента, при этом должен поддерживаться реальный размер ранее назначенных страховых пенсий (их снижение не допускается).

Предусматривается, что корректировка страховых пенсий будет производиться ежегодно с 1 апреля в связи с изменением стоимости пенсионного коэффициента.

В случае выполнения оплачиваемой работы после назначения страховой пенсии перерасчет ее размера с учетом уплаченных страховых взносов не осуществляется.

При переходе к новой пенсионной формуле предлагается в 2014 году осуществить преобразование пенсионных прав граждан на страховую пенсию, сформированных до 2015 года за счет индивидуальной части тарифа страховых взносов в размере 16% (при предельной величине базы для начисления страховых взносов, соответствующей 160% от средней заработной платы за год) в сумме расчетного пенсионного капитала, исходя из которого осуществляется исчисление страховой части трудовой пенсии за вычетом ее фиксированного базового размера, в определенное количество индивидуальных пенсионных коэффициентов.

Самозанятым гражданам, уплачивающим страховые взносы в фиксированном размере, для формирования страховой пенсии на уровне наемных работников предлагается предоставить право осуществлять уплату страховых взносов сверх фиксированного размера, при ограничении предельной величиной базы для начисления страховых взносов.

Введение предлагаемой пенсионной формулы обеспечит гражданину с 35-летним стажем работы со средней зарплатой пенсию в размере 40% от средней заработной платы в год назначения.

Кратко о предложениях по новой пенсионной формуле:

Введение с 1 января 2015 года

Трудовая пенсия трансформируется с разделением на три компоненты, регулируемые отдельными ФЗ:

Базовую пенсию, которая является трансформацией фиксированного базового размера, входящего в действующей модели в состав страховой части трудовой пенсии; базовая пенсия будет регулироваться на основе нового раздела в Федеральном законе "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и финансироваться из федерального бюджета

Страховую пенсию, формируемую на основе новой формулы, регулируемую на основе отдельного ФЗ и финансируемую за счет страховых взносов в ПФР

Накопительную пенсию, регулируемую на основе отдельного ФЗ, финансируемую за счет страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в ПФР

Тариф страховых взносов в ПФР на страховую и накопительную пенсии - 22% + 10% с сумм, превышающих "потолок"

Вводится минимальный размер страховых взносов в размере исходя из 22% от 2 мрот в расчете на год (за вычетом взноса на накопительную пенсию)

Вводится требование, выполнение которого является необходимым условием приобретения права на получение трудовой пенсии:

Минимальный страховой стаж (15 лет) с поэтапным введением: плюс один год, начиная с 2015 года;

Предельный размер заработной платы, с которой уплачиваются страховые взносы устанавливается исходя из 2,3 размеров средней заработной платы по РФ: 1005164 руб. в расчете на год (2015 год : 1005164 = 36419*12*2,3)

Льготы по тарифам и пенсионные права "Нестрахового" характера финансируются за счет связанных с этими льготами трансфертов федерального бюджета в ПФР

Лицам, которые за период трудовой деятельности не обеспечили выполнение указанных условий (1-3), назначается социальная пенсия

Базовая пенсия

БП = НБП* Квозраста, БП + (ИБП - НБП)

НБП - нормативный размер базовой пенсии (аналог существующего в настоящее время ФБР);

ИБП - индивидуальный размер базовой пенсии, устанавливаемый по аналогии с действующим порядком в дифференцированном размере для различных льготных категорий пенсионеров

НБП и ИБП ежегодно корректируются (индексируются) в соответствии с изменением федерального ПМП.

Квозраста, БП - параметр (коэффициент), повышения БП при оформлении (начале получения) пенсии позднее установленного возраста (наступления права на получение пенсии)

Страховая пенсия

СП = ИПК * Kвозраста, СЧ * СПК

ИПК - индивидуальный пенсионный коэффициент - параметр, оценивающий индивидуальный вклад в страховую пенсионную систему (СПС), определяется как сумма годовых индивидуальных пенсионных коэффициентов работника за период его участия в СПС, включая нестраховые периоды (уход за ребенком и т.д.);

Квозраста, СЧ - параметр (коэффициент), повышения СП при оформлении пенсии позднее установленного возраста;

СПК - стоимость одного пенсионного коэффициента в конкретном году

Расчет индивидуального пенсионного коэффициента

ИПК - является интегральным показателем, учитывающим как страховой стаж (чем больше стаж, тем больше слагаемых в формуле расчета ИПК), так и отчисления от заработной платы ЗЛ в СПС.

ИПК i = СВгод, i / НСВгод, i

ИПК i - индивидуальный пенсионный коэффициент за i-й год, учитывающий вклад отчислений от заработной платы работника в солидарную пенсионную систему за i-й год

СВгод, i - начисленные за год за работника взносы в персонифицируемую часть пенсионной системы (на страховую часть), учитываемые в его пенсионных правах;

НСВгод, i - нормативный размер взносов в СПС, учитываемых в пенсионных правах (рассчитывается как произведение максимального тарифа отчислений на страховую пенсию и предельной заработной платы, облагаемой).

ИПКстаж - дополнительный пенсионный коэффициент для лиц, имеющих календарный стаж на момент назначения пенсии 30 и более лет, начисляемый из расчета 1,0 за стаж 30 лет и 0,1 за каждый год страхового стажа сверх 30 лет

Учет периода назначения пенсии после наступления общеустановленного пенсионного возраста  

Число отработанных месяцев после наступления

Коэффициенты (К возраста)

пенсионного возраста (мес.)

К возраста, БП

К возраста, СП

12

1,056

1,066

24

1,12

1,15

36

1,19

1,24

48

1,27

1,34

60

1,36

1,45

72

1,46

1,59

84

1,58

1,74

96

1,73

1,9

108

1,9

2,09

120

2,11

2,32

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»