МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 31 октября 2012 года N 01-11-07/17833

     
О размещении буровых шламов в шламовых амбарах


Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации в соответствии с поручением заместителя Председателя Правительства Российской Федерации А.В.Дворковича от 25.09.2012 N АД-П9-5611 рассмотрело обращение руководителей нефтегазодобывающих компаний по вопросу внесения изменений в природоохранное законодательство в области размещения отходов бурения (буровых шламов) в шламовых амбарах и сообщает следующее.

В соответствии со ст.16 Федерального закона от 10.01.2012* N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" негативное воздействие на окружающую среду является платным, в том числе взимается плата за размещение отходов.

________________

* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать "от 2002 года". - Примечание изготовителя базы данных.


Согласно ст.1 Федерального закона от 24.06.98 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон) размещение отходов - это хранение и захоронение отходов, а хранение отходов - это содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования.

В соответствии с указанной статьей Закона накопление отходов - временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования. В случае накопления отходов свыше шести месяцев плата за негативное воздействие взимается как за размещение отходов в пределах установленных лимитов.

Порядок определения платы за негативное воздействие на окружающую среду и соответствующие нормативы предусмотрены постановлением Правительства Российской Федерации от 08*.08.92 N 632 "Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды негативного воздействия".

________________

* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать "от 28". - Примечание изготовителя базы данных.


Пунктом 1 приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 N 557 "Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду" (далее - Приказ) установлен срок уплаты платежей за негативное воздействие на окружающую среду по итогам отчетного периода не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом. В соответствии с п.2 Приказа отчетным периодом признается календарный квартал.

В соответствии с разделом 4 "Размещение отходов производства и потребления" Порядка заполнения и представления формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденного приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 05.04.2007 N 204 "Об утверждении формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и порядка заполнения и представления формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду" все операции с отходами отражаются за тот отчетный период, в котором данная операция была отражена в учете.

Исходя из изложенного, Минприроды России отмечает, что плата за негативное воздействие на окружающую среду, в том числе размещение отходов, подлежит однократному внесению за отчетный период и не подлежит повторному (многократному) внесению за те же отходы в течение всего периода их хранения и захоронения в объекте размещения.

Вместе с тем, в арбитражных судах Ханты-Мансийского автономного округа - Югры рассматривается заявление ОАО "Мохтикнефть" (ОАО "Русснефть") к Управлению Росприроднадзора по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре о признании незаконными предписаний, которые предусматривают повторное взимание платы за размещение отходов бурения. По данному вопросу Высший Арбитражный Суд Российской Федерации вынес определение от 07.06.2012 N ВАС3281/12 "О передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации" в целях формирования единообразия подходов в толковании и применении норм по вопросу порядка внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду путем размещения отходов.

По вопросу толкования понятия "объект размещения отходов" следует отметить, что в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.98 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к объекту размещения отходов относится специально оборудованное сооружение (полигон, шламохранилище, хвостохранилице, отвал горных пород и другое).

В соответствии с таблицей 1 Приложения к Правилам инвентаризации объектов размещения отходов, утвержденным приказом Минприроды России от 25.02.2010 N 49, одним из видов объектов размещения отходов является шламовый амбар. Таким образом, действующее законодательство относит шламовый амбар к объектам размещения отходов.

Вместе с тем, с целью устранения различных толкований Минприроды России ведется работа с Комитетом Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии о включении "шламовых амбаров" в перечень объектов размещения отходов (абзац 10 статьи 1 указанного федерального закона) в рамках подготовки ко второму чтению в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона N 584399-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" и другие законодательные акты Российской Федерации в части экономического стимулирования деятельности в области обращения с отходами", принятого 7 октября 2011 года в первом чтении.

Минэнерго России и Минэкономразвития России поддержали предложение о необходимости уточнения понятия "объект размещения отходов" в действующем законодательстве об отходах.



Министр
С.Е.Донской




Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

рассылка

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»