ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 09 апреля 2014 года Дело N А29-7227/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 09 апреля 2014 года.

Полный текст постановления изготовлен 09 апреля 2014 года.

Второй арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Щелокаевой Т.А.,

судей Малых Е.Г., Тетрвака А.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Богатыревой Н.Н.,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Агентства Республики Коми по социальному развитию (ОГРН: 1041100439302; ИНН: 1101486283)

при участии в судебном заседании представителей:

от истца: Корепанова С.Н., по доверенности от 27.12.2013;

от ответчика: Лавровой Т.В., по доверенности от 11.03.2014,

на решение Арбитражного суда Республики Коми от 31.01.2014 по делу N А29-7227/2013, принятое судом в составе судьи Шипиловой Э.В.,

по иску Государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Коми (ОГРН: 1021100512685; ИНН: 1101471495)

к Агентству Республики Коми по социальному развитию (ОГРН: 1041100439302; ИНН: 1101486283)

о взыскании задолженности,

установил:

Государственное учреждение - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Коми (далее - истец, Фонд, учреждение) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с исковым заявлением от 12.09.2013 N 11-21/05-19079 к Агентству Республики Коми по социальному развитию (далее - ответчик, заявитель, Агентство) о взыскании 45933 рублей 23 копеек задолженности, необоснованно выплаченной суммы в рамках договоров от договоров о финансировании расходов на выплату отдельных видов государственных пособий лицам, не подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также уволенным (прекратившим деятельность, полномочия) в установленном порядке от 20.01.2010 N 021, от 30.12.2010 N 523 (далее также - договоры, договор N 021, договор N 523).

Исковые требования, основанные на положениях договоров, статей 15, 196, 200 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статей 10, 11.1 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - закон N 255-ФЗ), пункта 4 Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, утвержденных приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23.12.2009 N 1012н, Фонд мотивировал тем, что в результате проведенных проверки выявлены факты нецелевого использования агентством денежных средств, выделенных последнему для выплаты отдельным категориям граждан.

решением Арбитражного суда Республики Коми от 31.01.2014 требования истца удовлетворены в полном объеме. Суд первой инстанции установил, что денежные средства в общей сумме 45 933 рублей 23 копеек, полученные Агентством в рамках договоров, направлены и использованы ответчиком на цели, не соответствующие условиям их получения, что согласно бюджетному законодательству является нецелевым использованием.

Не согласившись с решением Арбитражного суда Республики Коми ответчик обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований. Заявитель не считает, что им допущено нецелевое использование бюджетных средств, поскольку денежные средства Фонда использовались Агентством в соответствии с их назначением. Сославшись на условия договоров, указал, что у Агентства нет обязанности за счет средств республиканского бюджета возмещать учреждению денежные средства, излишне выплаченные получателям пособий. Кроме этого сообщило, что в отношении лиц, необоснованно получивших денежные средства в качестве социальных пособий, вынесены решения судов общей юрисдикции о взыскании данных средств, возбуждены исполнительные производства, а также указало на добровольный возврат лицом полученного пособия в части 1 000 рублей 00 копеек. Учитывая, что переплата денежных средств произошла в результате виновных действий граждан, вина заявителя судебными актами судов общей юрисдикции не установлена, Агентство полагает себя ненадлежащим ответчиком. Помимо прочего указал, что истцом в качестве правового обоснования указана статья 15 ГК РФ, что, по мнению заявителя, в рассматриваемом случае неправильно.

Судебное заседание проведено посредством проведения видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Республики Коми в связи с удовлетворением соответствующего ходатайства заявителя.

В судебном заседании представитель Агентства поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе. Представитель истца с позицией заявителя не согласился, поддержав выводы суда первой инстанции, сделанные в решении от 31.01.2014.

Законность решения Арбитражного суда Республики Коми от 31.01.2014 проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.

Материалами дела подтверждаются следующие фактические обстоятельства.

20.01.2010 между Фондом и Агентством заключен договор N 021 (л.д.32-33, 138-139), предметом которого является финансовое обеспечение Фондом расходов на выплату Агентством отельных видов государственных пособий лицам, не подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также уволенным (прекратившим деятельность полномочия) в установленном порядке (далее - пособия), согласно Правилам финансового обеспечения расходов на выплату отдельных видов государственных пособий лицам, не подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также уволенным (прекратившим деятельность, полномочия) в установленном порядке, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 N 1162 (далее - Правила N 1162; раздел 1 договора N 021).

В соответствии с пунктом 2.1 договора N 021 Фонд осуществляет ежемесячно перечисление средств для выплаты пособий, указанных в пункте Правил N 1162, на лицевой счет Агентства в течение 5 рабочих дней с даты поступления средств, но не позднее 10-го числа текущего месяца, на основании заявок представленных Агентством в соответствии с Правилами N 1162; проверяет отчет Агентства о расходовании средств, выделенных для выплаты пособий, представляемый в соответствии с Правилами N 1162, документы, подтверждающие перечисление пособий получателям, а также документы, подтверждающие основания для назначения пособий и их выплаты; осуществляет контроль за целевым расходованием Агентством средств, перечисленных Фондом для выплаты пособий. В силу пункта 2.2 договора N 0221 Агентство ведет реестр лиц, которым выплачиваются пособия; представляет в Фонд ежемесячно до 20-го числа текущего месяца, а в отношении лиц, обратившихся впервые за пособием, - до 1-го числа месяца, следующего за месяцем обращения, заявки на перечисление средств на выплату пособий в соответствии с Правилами N 1162; обеспечивает ежемесячно в течение 5 рабочих дней с даты получения от Фонда средства на финансовое обеспечение расходов на выплату пособий, но не позднее 15-го числа текущего месяца перечисление указанных средств в организации федеральной почтовой службы либо в кредитные учреждения, указанные получателями пособий; представляет Фонду ежемесячно, до 10-го числа месяца, следующего за истекшим месяцем, отчет о расходовании средств, выделенных на выплату пособий, в порядке и по форме, которые устанавливаются Фондом; ведет обособленный учет средств, выделенных на пособия; осуществляет контроль за назначением и выплатой пособий; обеспечивает целевое использование средств, выделенных на выплату пособий.

Согласно пункту 2.3 договора N 021 стороны ежеквартально проводят сверку расчетов.

30.12.2010 Фонд и Агентство заключили новый договор N 523 (л.д.18-19) с условиями, аналогичными условиям договора N 021.

В рамках договоров Фондом были проведены неоднократные проверки целевого расходования средств агентством (л.д.21-22, 59-60), результаты которых зафиксированы в справках от 26.09.2011N 1 (л.д.23-26), от 29.09.2011 N 3 (л.д.38-41), от 26.01.2012 N 2 с/с (л.д.62-65).

В рамках указанных проверок Фондом были выявлены факты нецелевого расходования средств в виде необоснованной выплаты пособий по уходу за ребенком Курмановой Алле Викторовне (далее - Курманова А.В.) в сумме 8 651 рублей 96 копеек, Лариной Наталье Евгеньевне (далее - Ларина Н.Е.) в сумме 27 806 рублей 98 копеек, Логиновой Татьяне Пантелеймоновне (далее - Логинова Т.П.) в сумме 10 532 рублей 80 копеек. Истец установил, что Курманова А.В. неправомерно получила пособие за период с 29.06.2010 по 17.08.2010, так данное пособие ей было выплачено по последнему месту работы (л.д.25); Ларина Н.Е. неправомерно получила пособие за период с 26.02.2010 по 16.08.2010, поскольку была лишена родительских прав в отношении несовершеннолетних детей (л.д.65, 66-67); Логинова Т.П. неправомерно получила пособие за период, когда ребенок, за которым осуществлялся уход, находился в специализированном детском учреждении на полном государственном обеспечении (л.д.40).

Как видно из материалов дела, Агентством предпринимались меры по возврату денежных средств с лиц, необоснованно их получивших.

Курманова А.В. в добровольном порядке частично возвратила ответчику 1000 рублей 00 копеек неправомерно полученного пособия. Оставшаяся сумма в размере 7 651 рубля 96 копеек взыскана с Курмановой А.В. в пользу государственного бюджетного учреждения Республики Коми "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Троицко-Печорского района" решением мирового судьи Троицко-Печорского судебного участка Республики Коми от 23.04.2012 по делу N 2-537/2012 (л.д.106-108). Для принудительного исполнения судебного акта взыскателю выдан исполнительный лист серии ВС N 036586633 (л.д.110). 07.06.2012 в отношении Курмановой А.В. отделом судебных приставов по Троицко-Печорскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Коми возбуждено исполнительное производство N 6522/12/17/11 (л.д.109).

решением мирового судьи Жешартского судебного участка Усть-Вымского района Республики Коми от 16.05.2012 по делу N 2-350/2012 с Лариной Н.Е. в пользу государственного бюджетного учреждения Республики Коми "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Усть-Вымского района" взыскана сумма материального ущерба, причинённого преступлением в размере 27 806 рублей 98 копеек (л.д.100-101). Для принудительного исполнения судебного акта взыскателю выдан исполнительный лист серии ВС N 036383225 (л.д.103-104). 11.07.2012 в отношении Лариной Н.Е. отделом судебных приставов по Усть-Вымскому району возбуждено исполнительное производство N 9301/12/19/11 (л.д.102).

Заочным решением мирового судьи Корткеросского судебного участка Республики Коми от 27.02.2012 по делу N 2-58/2012 с Логиновой Т.П. в пользу государственного бюджетного учреждения Республики Коми "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Корткеросского района" взыскана сумма, излишне выплаченного ежемесячного пособия по уходу за ребёнком до полутора лет в размере 10 532 рублей 80 копеек (л.д.111-113). Для принудительного исполнения судебного акта взыскателю выдан исполнительный лист серии ВС N 034998501 (л.д.114-115). 16.05.2012 в отношении Логиновой Т.П. отделом судебных приставов по Корткеросскому району возбуждено исполнительное производство N 5403/12/13/11 (л.д.116-117).

Согласно пояснениям ответчика (л.д.91-97) на сегодняшний день акты судов общей юрисдикции не исполнены, денежные средства лицами, неосновательно их получившими, взыскателям не возвращены.

Учитывая условия заключенных договоров, факты, выявленные в результате проведенных проверок, Фонд обратился в Арбитражный суд Республики Коми с исковым заявлением.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы заслушав пояснения сторон, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.

В силу статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, предусмотренном АПК  РФ. При этом способы защиты гражданских прав перечислены в статье 12 ГК РФ.

Абзацем 13 статьи 12 ГК РФ предусмотрено, что защита гражданских прав осуществляется, в том числе, иными способами, предусмотренными законами.

Из буквального толкования указанной нормы следует, что использование иных способов защиты гражданских прав допускается только при наличии прямого указания закона.

Статьями 28 и 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) определен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который предполагает выделение этих средств в распоряжение конкретных получателей с указанием цели их использования. Получатель бюджетных средств обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований (статья 162 БК РФ). По смыслу статьи 289 БК РФ, действовавшей в период проведения фондом соответствующих проверок, нецелевым являлось использование бюджетных средств, выразившееся в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств. Последствием подобного использования средств является их изъятие у неисправного получателя.

Согласно статье 3 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (далее - закон N 81-ФЗ) ежемесячное пособие по уходу за ребенком является одним из видов государственных пособий, правом на получение которого обладают, в том числе лица, фактически осуществляющие уход за ребенком и не подлежащие обязательному социальному страхованию (один из родителей, опекун; часть 1 статьи 13 закона N 81-ФЗ).

Порядок и условия назначения и выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком устанавливаются Правительством Российской Федерации в части, не определенной законом N 81-ФЗ. Порядок назначения и выплаты ежемесячного пособия на ребенка устанавливается законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (статья 3 закона N 81-ФЗ).

31.12.2009 Правительство Российской Федерации утвердило Правила N 1162, утратившие силу 01.01.2014, которые определяли порядок финансового обеспечения расходов на выплату отдельных видов государственных пособий лицам, не подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также уволенным (прекратившим деятельность, полномочия) в установленном порядке.

Согласно пункту 2 Правил N 1162 за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета в установленном порядке в бюджет Фонда осуществляется финансовое обеспечение расходов, связанных с выплатой и ежемесячного пособия по уходу за ребенком перечисленным в названном пункте лицам. Порядок и условия назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей утверждены приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23.12.2009 N 1012н.

Согласно пунктам 4, 5 Правил N 1162 Фонд в течение 5 рабочих дней с даты поступления межбюджетных трансфертов распределяет их между его территориальными органами на основании заявок и отчетов о расходовании средств, представляемых ими ежемесячно, но не позднее 25-го числа текущего месяца, а в отношении лиц, обратившихся впервые за пособием, - до 1-го числа месяца, следующего за месяцем обращения. Территориальный орган Фонда в течение 5 рабочих дней с даты поступления средств, но не позднее 10-го числа текущего месяца, перечисляет уполномоченному органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации средства на финансирование расходов, связанных с выплатой в том числе ежемесячного пособия по уходу за ребенком, на основании договора, заключенного ими.

Пунктом 13 Правил N 1162 предусмотрено, что контроль за целевым использованием средств, направляемых на финансовое обеспечение расходов, предусмотренных Правилами N 1162, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно положениям статьи 19 закона N 81-ФЗ органы, осуществляющие назначение и выплату государственных пособий гражданам, имеющим детей, имеют право на выборочную проверку правильности сообщенных заявителем сведений о доходах семьи, в процессе которой указанные органы вправе запрашивать и безвозмездно получать необходимую информацию у всех органов и организаций независимо от форм собственности, владеющих такой информацией.

Излишне выплаченные суммы государственных пособий гражданам, имеющим детей, удерживаются с получателя только в случае, если переплата произошла по его вине вследствие предоставления документов с заведомо неверными сведениями, сокрытия данных, влияющих на право назначения государственных пособий гражданам, имеющим детей, исчисление их размеров. Суммы, излишне выплаченные получателю по вине органа, назначившего государственное пособие гражданам, имеющим детей, удержанию не подлежат, за исключением случая счетной ошибки. В этом случае ущерб взыскивается с виновных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Суд первой инстанции верно указал на обязанность Агентства в силу заключенных договоров осуществлять контроль за правомерностью назначения и выплаты пособий, а также обеспечивать целевое использование средств, выделенных на выплату пособия.

В силу статьи 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.

Материалами дела подтверждается и сторонами не оспаривается факт излишней выплаты Агентством пособия по уходу за ребенком в отношении граждан Курмановой А.В., Лариной Н.Е., Логиновой Т.П. на общую сумму 45 933 рублей 23 копеек. Таким образом, суд первой инстанции в соответствии со статьей 289 БК РФ правильно признал использование агентством указанных денежных средств нецелевым.

При таких обстоятельствах, поскольку Агентство в нарушение условий договоров исполнило свои обязательства по контролю за правомерностью назначения и выплатой пособий ненадлежащим образом, допустив излишнюю выплату пособия, доказательств возвращения денежных средств в нарушение статьи 65 АПК РФ не представило, требования истца в рамках рассматриваемого спора к ответчику являются справедливыми, а решение суда первой инстанции о взыскании с Агентства суммы задолженности законным и обоснованным. При этом суд апелляционной инстанции отмечает, что взыскание излишне выплаченных сумм пособия с граждан не освобождает Агентство от обязанности возвратить Фонду излишне выплаченные денежные средства, принимая во внимание условия договоров между сторонами, участниками которых граждане не являются.

Довод ответчика о том, что в качестве правого обоснования истец указал статью 15 ГК РФ в данном случае правового значения не имеет, поскольку суд первой инстанции при вынесении решения в силу части 1 статьи 168, пункта 3 части 4 статьи 170 АПК РФ самостоятельно определил, какие нормы права подлежат применению в данном случае вне зависимости от приведенного сторонами правового обоснования.

С учетом изложенного у суда апелляционной инстанции отсутствуют материальные и процессуальные основания для отмены или изменения решения от 31.01.2014, в том числе и по приведенным в жалобе доводам.

В соответствии со статьей 333.17 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель освобожден от уплаты государственной пошлины.

Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Коми от 31.01.2014 по делу N А29-7227/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Агентства Республики Коми по социальному развитию - без удовлетворения.

постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.

Председательствующий

Т.А. Щелокаева

Судьи

Е.Г. Малых

А.В. Тетервак

     Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка