СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО АДМИНИСТРАТИВНЫМ ДЕЛАМ ТВЕРСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 19 марта 2014 года Дело N 33-1004/2014

19 марта 2014 года г.Тверь

Судебная коллегия по административным делам Тверского областного суда в составе председательствующего Образцовой О.А.

судей Буйнова Ю.К., Акатьевой Т.Я.

при секретаре Воронковой Е.С.

по докладу судьи Акатьевой Т.Я.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Кузьмина Д.А. на решение Московского районного суда г.Твери от 24 декабря 2013 года, которым постановлено:

«Исковые требования Кузьмина Д.А. к Управлению Федеральной налоговой службы по Тверской области, Межрайонной ИФНС России № 10 по Тверской области о признании незаконными действий налогового органа по применению к автотранспортному средству - автомобилю ГАЗ 2217 государственный регистрационный знак № ставки транспортного налога для автобуса с мощностью двигателя до 200 л.с. оставить без удовлетворения.»

Судебная коллегия

установила:

Кузьмин Д.А. обратился в суд с иском к УФНС по Тверской области. Межрайонной ИФНС России № 10 по Тверской области о признании незаконными действия по применению ставки транспортного налога к автотранспортному средству.

В обоснование исковых требований указал, что 16 марта 2011г. УГИБДД МВД России по Тверской области поставлен на регистрационный учет являющегося его собственностью автомобиль ГАЗ 2217 государственный регистрационный знак №, 1999 года выпуска (микроавтобус на 6 пассажирских мест) с разрешенной максимальной массой 2800кг, мощностью двигателя 110 л.с, категория транспортного средства «В». В налоговом уведомлении за налоговый период 2011 год на данное автотранспортное средство предоставлен расчет - хххх руб. что соответствует налоговой ставке и налоговой базе в соответствии с действующим законодательством. За налоговый период 2012г. в налоговом уведомлении расчет транспортного налога на этот же автомобиль составил хххх рублей, с которым он не согласен, поскольку к автомобилю применена налоговая ставка не соответствующая категории транспортного средства. Автомобиль ГАЗ-2217 относится к типу микроавтобусов, категории «В» -легковой автомобиль, а не автобус. Автомобиль имеет 6 посадочных мест, отнесен к категории «В» и максимальную разрешенную массу 2800кг., в связи с чем, он относится к легковым автомобилям, и не может быть автобусом.

Просит признать незаконными действия ИФНС России №10 по Тверской области по применению к легковому автомобилю ГАЗ-2217 транспортного налога, установленного для автобусов.

В суде истец Кузьмин Д.А. поддержал исковые требования по доводам, изложенным в письменных требованиях.

Представитель ответчика Межрайонной ИФНС России №10 по Тверской области исковые требования не признал, пояснив, что по информации УГИБДД УМВД России по Тверской области, транспортное средство марки ГАЗ-2217, зарегистрированное на Кузьмина Д.А. соответствует коду типа транспортного средства-«Специальное пассажирское», относится к категории М2, в связи с чем на автотранспортное средство начисляется налоговая ставка как для автобусов, а не как для легковых автомобилей.

Представитель Управления ФНС по Тверской области в суде возражал против удовлетворения исковых требований, пояснив, что отнесение транспортного средства к автобусам произведено не налоговым органом, а заводом изготовителем, а налог исчисляется из представленных сведений из УГИБДД, в связи с чем, оснований для применения иной налоговой ставки у налогового органа относительно транспортного средства истца, не имелось.

Представитель 3-го лица УГИБДД УМВД России по Тверской области в суд не явился. О рассмотрении дела извещен надлежащим образом, представил письменные возражения на иск, в которых указано, что категория транспортного средства, указываемая в ПТС, что означает возможность управления данным автомобилем лицом, имеющим соответствующее водительское удостоверение, и не характеризует данное транспортное средство с позиции назначения и конструктивных особенностей. При определении категории транспортного средства используется Классификация, установленная Комитетом по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии ООН. Согласно данной Классификации, транспортные средства подразделяются на М1, М2, МЗ, где М2 - это механические транспортные средства для перевозки пассажиров, имеющие более 8-ми мест для сидения (кроме места водителя). При сертификации механических транспортных средств используется вышеуказанная категория обозначения. Документом, подтверждающим (определяющим) тип транспортного средства является одобрение типа транспортного средства, а не ПТС, и именно данные указанные в одобрении типа транспортного средства предприятием-изготовителем являются основанием для оформления ПТС. Согласно такого ОТТС, выданного Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии, являющегося органом по сертификации, автомобиль ГАЗ-2217 относится к категории М2 - специальное пассажирское транспортное средство.

Судом постановлено приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Кузьмин Д.А. ставит вопрос об отмене постановленного по делу решения. В обоснование жалобы указывает, что технические характеристики транспортного средства содержатся в паспорте транспортного средства, согласно которому у ГАЗ 2217, государственный регистрационный знак К №, 1999 года выпуска, указана категория «В». В техническом паспорте указанный автомобиль не классифицирован как грузовой или автобус, при этом его максимальная масса не превышает 3500 кг и число пассажирских мест помимо места водителя не превышает восьми, то есть его классификация по типу «В» соответствует наименованию этого типа Венской Конвенцией по типу «М1» - механическое транспортное средство для перевозки пассажиров, имеющее не менее четырёх колес и не более восьми мест для сиденья, кроме места водителя. Указанное обстоятельство свидетельствует о необходимости применения налоговой ставки как для легкового автомобиля в размере 10 рублей. Факт принадлежности спорного автомобиля в налоговых целях к категории грузовых или автобусов не доказан.

Изучив материалы дела, выслушав Кузьмина Д.А и его представителя ФИО5, поддержавших доводы жалобы, представителя МИФНС России №10 ФИО6, представителя УФНС по Тверской области ФИО7 возражавших в удовлетворении жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы Кузьмина Д.А., возражения на апелляционную жалобу Межрайонной инспекции ФНС № 10 по Тверской области и УФНС России по Тверской области, а также отзыв УГИБДД УМВД России по Тверской области, в котором указывают на правильную классификацию ГАЗ 2217 как автобуса, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене.

В силу требований п. 1 ч. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

С т. 356 НК РФ предусмотрено, что транспортный налог устанавливается налоговым кодексом РФ и законами субъектов РФ о налоге.

В соответствии со ст. 358 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения по транспортному налогу признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы другие самоходные машины, и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Материалами дела установлено, что Кузьмину Д.А. принадлежит на праве собственности транспортное средство ГАЗ 2217, государственный регистрационный знак К 853 ОК 69 с мощностью двигателя 110 л.с., с разрешённой максимальной массой 2800 кг, категорией транспортного средства «В», микроавтобус на 6 пассажирских мест.

Налоговым органом произведено начисление транспортного налога Кузьмину Д.А. на автомашину ГАЗ 2217 как на «автобус».

Статьей 362 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые предоставляются в налоговые органы, органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.

Порядок уплаты транспортного налога определён законом Тверской области от 06 ноября 2002 года № 75-ЗО «О транспортом налоге в Тверской области».

Нормы ст. 361 НК РФ и статьи 1 Закона Тверской области № 75 ЗО не предоставляют право налоговой инспекции применять налоговую ставку исходя из типа транспортного средства, указанного в сведениях, предоставленных органами ГИБДД без учета его категории.

Согласно приказу Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 09 апреля 2003 года № БГ-3-21\177 «Об утверждении методических рекомендаций по применению главы 28 «Транспортный налог» части второй Налогового кодекса Российской Федерации, при определении видов автотранспортных средств и отнесении их к категории грузовых или легковых автомобилей следует руководствоваться: Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-94 (ОКОФ)

( утв.постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 года № 359) и Конвенцией о дорожном движении (Вена, 08ноября 1968 г.).

В соответствии с пунктом 3 статьи 15 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов.

Постановлением Правительства РФ от 18 мая 1993 года № 477 «О введении паспортов транспортных средств» одобрено предложение Министерства внутренних дел Российской Федерации о введении паспортов транспортных средств.

Паспорт транспортного средства - это документ, действующий на территории Российской Федерации для регистрации и допуска транспортных средств к эксплуатации. Паспорт транспортного средства подтверждает, в том числе, наличие одобрения типа транспортного средства (постановление Госстандарта Российской Федерации от 01 апреля 1998 г. № 19 «О совершенствовании сертификации механических транспортных средств и прицепов»), которое непосредственно указывается в паспорте транспортного средства. Как указано в приведенном постановлении, Госстандартом России в 1992 году введена сертификация автомоторных средств и прицепов, которая основана на международных принципах, нормах и процедурах Женевского Соглашения 1958 года.

В Правилах по проведению работ в системе сертификации механических транспортных средств и прицепов сертификации механических транспортных средств и прицепов, утверждённых постановлением Госстандарта РФ от 01 апреля 1998 года № 19, указано, что «одобрением типа транспортного средства» признается соответствующая международной практике форма оценки соответствия типа транспортного средства, а также одноименный документ, оформляемый при положительных результатах оценки соответствия. Согласно пунктам 26-28 Положения о паспортах транспортных средств и шасси транспортных средств, утверждённого приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации № 496, Министерства промышленной энергетики Российской Федерации № 192, Министерства экономического развития Российской Федерации № 134 от 23 июня 2005 года, в строке 2 паспорта «Марка, модель ТС» указывается условное обозначение транспортного средства, присвоенное в порядке, установленном для изделий автомобильной промышленности, и приведенное в Одобрении либо в регистрационных документах и состоящее, как правило, из присвоенного транспортному средству буквенного, цифрового или смешанного обозначения, независимого от обозначения других транспортных средств; в строке 3 «Наименование (тип ТС) указывается характеристика транспортного средства, определяемая его конструкторскими особенностями и назначением; в строке 4 «категория ТС (А, В, С, D, прицеп)» указывается категория, которая соответствует классификации транспортных средств, установленной Конвенцией о дорожном движении.

В Конвенции о дорожном движении определено, что к категории транспортных средств "B" относятся автомобили, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 кг и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает восьми. В приложении № 3 к Положению приведена сравнительная таблица категорий транспортных средств по классификации Комитета по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии ООН (КВТ ЕЭК ООН) и по классификации Конвенции о дорожном движении КВТ ЕЭК ООН определена следующая классификация транспортных средств: в том числе, M1 - Механические транспортные средства для перевозки пассажиров, имеющие не менее 4 колес и не более 8 мест для сидения (кроме места водителя), N1 - Механические транспортные средства для перевозки грузов, максимальная масса которых не более 3, 5 тонны, N2 - Механические транспортные средства для перевозки грузов, максимальная масса которых более 3, 5 тонны, но не превышает 12 тонн, M2 - Механические транспортные средства для перевозки пассажиров, имеющие более 8 мест для сидения (кроме места водителя) и максимальная масса которых не более 5 тонн.

В Конвенции о дорожном движении, принятой на Конференции Организации Объединенных Наций по дорожному движению в г. Вене, под термином «автомобиль» понимается механическое транспортное средство, используемое обычно для перевозки по дорогам людей или грузов или для буксировки по дорогам транспортных средств, используемых для перевозки людей или грузов.

Согласно ГОСТ Р52051-2003 «Механические транспортные средства и прицепы. Классификация и определения» (принят и введен в действие постановлением Госстандарта России от 07 мая 2003 г. № 139-ст) выделены, в частности, следующие категории автомобилей: категория М1 - транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров и имеющие, помимо места водителя, не более 8 мест для сидения; категория N1 - транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие максимальную массу не более 3, 5 т.

Данные по сертификации автомобиля в соответствии с ГОСТом должны быть указаны заводом-изготовителем в технической документации на автомобили.

Приказом МНС РФ от 11 июня 2004 года № САЭ-3-09/363@ «О применении сведений, поступающих в налоговые органы по формам, утвержденным приказом МНС России от 10 ноября 2002 г. № БГ-3-04/641 «Об утверждении форм сведений о транспортных средствах и лицах, на которых они зарегистрированы, представляемых органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств», в целях постановки на учет (снятия с учета) организаций и физических лиц в налоговых органах по месту нахождения транспортных средств» установлено, что сведения о транспортных средствах и лицах, на которых они зарегистрированы, представляемые органами, осуществляющими регистрацию транспортных средств в соответствии с пунктом 4 статьи 85 и пунктом 4 статьи 362 Налогового кодекса Российской Федерации, направляются указанными органами в налоговые органы однократно по формам, утвержденным Приказом МНС России от 10 ноября 2002 г. № БГ-3-04/641 «Об утверждении форм сведений о транспортных средствах и лицах, на которых они зарегистрированы, представляемых органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств», зарегистрированным в Минюсте России 18 декабря 2002 г., № 4038, и являются основанием для постановки на учет организаций и физических лиц в налоговых органах по месту нахождения транспортных средств в соответствии с положениями статей 83, 84, 85 Налогового кодекса Российской Федерации и Приказа МНС России от 03 марта 2004 г. № БГ-3-09/178@.

При этом, Минфин России в письме от 29 марта 2007 г. № 03-05-06-04/17, а также в письме от 7 февраля 2008 года № 03-05-04-04/01 указал, что если автомобиль, согласно паспорту транспортного средства, относится к категории «В» - легковой, то налоговую ставку следует применять в соответствии с региональным законом о транспортном налоге по категории «Автомобили легковые» исходя из мощности, указанной в паспорте ТС.

В «Методических рекомендациях по проведению независимой технической экспертизы транспортного средства при ОСАГО (№ 001МР/СЭ)» (утв. НИИАТ Минтранса РФ 12 октября 2004 г., РФЦСЭ при Минюсте РФ 20 октября 2004 г., ЭКЦ МВД РФ 18 октября 2004 г., НПСО «ОТЭК» 20 октября 2004 г.) содержится определение термину автобус, согласно которому это - автотранспортное средство, предназначенное для перевозки пассажиров и имеющее более 8 мест для сидения, не считая места водителя. Автобусы подразделяются на микроавтобусы, городские, пригородные, междугородние и туристические автобусы.

В п. 1.2.1 Приказа Минтранса РФ от 08 января 1997 г. № 2 «Об утверждении Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами» разъяснено, что «Автобус» - автотранспортное средство с двигателем, предназначенное для перевозки пассажиров с числом мест для сидения (помимо сиденья водителя) более 8 (классификация автотранспортных средств принята правилами ЕЭК ООН, М-2 и М-3).

Из приведенных выше нормативных положений следует, что действия налогового органа по начислению транспортного налога произведены без учета содержания сведений, предоставленных органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств, о зарегистрированных транспортных средствах.

Согласно паспорту транспортного средства спорный автомобиль марки ГАЗ-2217 в графе наименование (типа ТС) значится как микроавтобус на 6 мест, категория ТС - В, разрешенная максимальная масса 2800 кг, мощность двигателя 110 л.с. (80, 9 кВт).

Из разъяснений Департамента обеспечения безопасности движения МВД России следует, что в соответствии со сведениями, содержащимися в одобрениях типа транспортного средства такие транспортные средства классифицированы как М2 (специальное пассажирское транспортное средство) и не предназначены для осуществления маршрутных перевозок. В связи с этим в строке 3 «Наименование (тип ТС)» паспортов транспортных должна быть произведена аналогичная запись с указанием количества пассажирских мест.

В соответствии с классификацией, установленной Конвенцией о дорожном движении 1968 г., в строке 4 «Категория ТС» паспортов транспортных средств, оформленные на такие транспортные средства и имеющие восемь и менее мест, указывается категория «В» - легковые автомобили.

Разрешая заявленные Кузьминым Д.А. требования, суд первой инстанции установил, что разрешенная максимальная масса транспортного средства - автомобиля ГАЗ-2217 не превышает 3500кг и число пассажирских мест, помимо места водителя, не превышает восьми, т.е. его классификация по категории «В» соответствует наименованию этой категории по Венской Конвенции по типу «М1» - механические ТС для перевозки пассажиров, имеющие не менее четырех колес и не более восьми мест для сидения, кроме места водителя.

При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о том, что отнесение принадлежащего истцу транспортного средства к категории «В» и соответствие его типу «М1» по Венской Конвенции с учётом сведений, предоставляемых органами ГИБДД в отношении ГАЗ-2217 как о легковом автомобиле, дает право применять ставки, установленные Законом Тверской области для легковых автомобилей, поскольку как заводом-изготовителем, так и регистрирующим органом данный автомобиль был классифицирован именно по этой категории и не был отнесен ни к автомобилям, разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограммов - категория «С», ни к автомобилям, предназначенным для перевозки пассажиров и имеющим более 8 сидячих мест, помимо сиденья водителя, в том числе автобусы, - категория «D».

С учетом изложенного, принимая во внимание положения части 7 статьи 3 НК РФ, согласно которой все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене.

Таким образом, доводы жалобы заслуживают внимания, а решение суда первой инстанции подлежит отмене.

Руководствуясь ст. 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

апелляционную жалобу Кузьмина Д.А. удовлетворить, решение Московского районного суда г.Твери от 24 декабря 2013 года отменить, постановить новое решение, которым обязать ИФНС России №10 по Тверской области применять ставку налогообложения для автомобиля ГАЗ 2217 государственный регистрационный знак №, 1999 года выпуска, установленную для легкового автомобиля.

Председательствующий

Судьи

 


Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка