ПРАВИТЕЛЬСТВО ПЕРМСКОГО КРАЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 20 декабря 2013 г. N 1784-п


О внесении изменения в государственную программу "Обеспечение взаимодействия общества и власти", утвержденную постановлением Правительства Пермского края от 3 октября 2013 г. N 1326-п

     

В соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 20 августа 2013 г. N 718 "О федеральной целевой программе "Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014-2020 годы)", пунктом 2 Приказа Министерства регионального развития Российской Федерации от 11 октября 2013 г. N 440 "Об утверждении Методических рекомендаций по разработке региональной программы по укреплению единства российской нации и этнокультурному развитию народов России"

Правительство Пермского края постановляет:     

1. Внести в государственную программу  "Обеспечение взаимодействия общества и власти", утвержденную Постановлением Правительства Пермского края от 3 октября 2013 г. N 1326-п, следующее изменение:

приложение 2 к государственной программе "Обеспечение взаимодействия общества и власти" изложить в редакции согласно приложению к настоящему Постановлению.

2. Настоящее Постановление вступает в силу с 1 января 2014 года, но не ранее чем через 10 дней после дня его официального опубликования.

Председатель
Правительства Пермского края
Г.П.Тушнолобов

 

     
Приложение
к Постановлению Правительства Пермского края
от 20 декабря 2013 года N 1784-п



"Приложение 2
к государственной программе Пермского края
"Обеспечение взаимодействия общества и власти"

     

ПОДПРОГРАММА
 "Реализация государственной национальной политики в Пермском крае"

  

I. Паспорт подпрограммы

     

     Наименование подпрограммы

     «Реализация государственной национальной политики в Пермском крае»

     Дата принятия решения о разработке
подпрограммы, дата ее утверждения

     Постановление Правительства Пермского края от 3 октября 2013 г. N 1326-п «Об утверждении государственной программы «Обеспечение взаимодействия общества и власти»

     Государственный заказчик
подпрограммы

     Администрация губернатора Пермского края;

     Министерство образования и науки Пермского края;

     Министерство культуры, молодежной политики и массовых коммуникаций Пермского края;

     Министерство физической культуры и спорта Пермского края;

     Министерство по делам Коми-Пермяцкого округа Пермского края

     Государственный заказчик -
координатор подпрограммы:

     Администрация губернатора Пермского края

     Администрация губернатора Пермского края

     Основной разработчик подпрограммы

     Цели и задачи подпрограммы

     Укрепление единства многонационального народа Российской Федерации (российской нации), проживающего в Пермском крае;

     содействие укреплению гражданского единства и гармонизации межнациональных отношений;

     содействие этнокультурному многообразию народов России;

     обеспечение реализации федеральной целевой программы «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014-2020 годы)», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2013 г. N 718;

     объединение усилий всех звеньев системы власти, научных, образовательных, культурных учреждений, творческих коллективов, учреждений физической культуры и спорта, общественных национальных и других объединений для обеспечения стабильного позитивного развития сферы межэтнических отношений в Пермском крае

     Доля граждан, положительно оценивающих состояние межнациональных отношений, в общем количестве граждан Российской Федерации, проживающих в Пермском крае;

     Важнейшие целевые индикаторы
и показатели подпрограммы

     уровень толерантного отношения к представителям другой национальности;

     доля муниципальных районов и городских округов Пермского края, реализующих муниципальные программы, направленные на укрепление гражданского единства и гармонизацию межнациональных отношений, в общем количестве муниципальных районов и городских округов Пермского края;

     численность участников мероприятий различного уровня, направленных на этнокультурное развитие и поддержку языкового многообразия;

     уровень удовлетворенности возможностью реализации своих национальных потребностей в среднем по Пермскому краю;

     уровень удовлетворенности возможностью реализации своих национальных потребностей в среднем по Пермскому краю;

     удельный вес вопросов межнациональных отношений в рейтинге проблем, беспокоящих население Пермского края

     Сроки и этапы реализации
подпрограммы

     2014-2016 годы

     Объем и источники финансирования
подпрограммы

     Общий объем финансирования подпрограммы составляет 135,0 млн. руб. (в ценах соответствующих лет) за счет средств краевого бюджета;

     за счет средств федерального бюджета - на конкурсной основе

     Ожидаемые конечные результаты
реализации подпрограммы
и показатели
ее социально-экономической
эффективности

     Доля граждан, положительно оценивающих состояние межнациональных отношений, в общем количестве граждан Российской Федерации, проживающих в Пермском крае, составит 56 процентов;

     уровень толерантного отношения к представителям другой национальности составит 80 процентов;

     численность участников мероприятий различного уровня, направленных на этнокультурное развитие и поддержку языкового многообразия составит 90 тыс. человек - активных участников, 310 тыс. человек - пассивных участников мероприятий;

     уровень удовлетворенности возможностью реализации своих национальных потребностей в среднем по Пермскому краю составит 92,5 процентов;

     уровень социальной напряженности, вызванный межнациональными конфликтами в среднем по Пермскому краю, составит 6,0 процентов;

     


II. Общая характеристика сферы реализации подпрограммы


Текущее состояние сферы межэтнических отношений в Прикамье (территория современного Пермского края) характеризуется рядом проблем, многие из которых свойственны для всей страны. В частности, процесс формирования общегражданского сознания (общероссийской гражданской идентичности) часто осложняется увеличением значимости этнической и религиозной самоидентификации. Русские, по материалам Всероссийской переписи населения 2010 года, составляют 83,18% от общей численности населения. Отмечаемое экспертами сложное социокультурное самочувствие русского народа, его неудовлетворенность от обеспечения этнокультурных потребностей во многом влияет на внутреннее развитие сферы межэтнических отношений. В последние годы отмечается рост националистических настроений и проявлений этнополитического и религиозно-политического радикализма и экстремизма.

Одна из причин этих явлений - усложнение этнического состава населения региона и увеличение численности отдельных этнических сообществ, сопровождающееся сокращением количественного состава народов, исторически проживающих в Пермском крае.

Так, общая численность населения Пермского края, по данным Всероссийской переписи населения 2010 года, сократилась на 184145 человек и составила 2635276 человек (0,93% от численности 2002 года). Отрицательная динамика прироста наблюдается практически по всем наиболее многочисленным группам народов. В Пермском крае проживают представители свыше 140 различных народов. Наиболее многочисленным по итогам 2010 года в Пермском крае стали: русские (2191423, или 83,18% от общей численности населения края), татары (115544, или 4,38% от общей численности населения края), коми-пермяки (81084, или 3,08% от общей численности населения края), башкиры (32730, или 1,24% от общей численности населения края), удмурты (20819, или 0,79% от общей численности населения края) и украинцы (16269, или 0,62% от общей численности населения края).

Наиболее сильное уменьшение численности, в том числе в долях от общего населения, наблюдается у белорусов (-4419, или 0,60 к уровню 2002 года), мордвы (-932, или 0,61 к уровню 2002 года), немцев (-3900, или 0,62 к уровню 2002 года), украинцев (-9679, или 0,63 к уровню 2002 года). Также снизилась численность наиболее многочисленных после русского народов: татарского (-21053, или 0,85 к уровню 2002 года), коми-пермяцкого (-22421, или 0,78 к уровню 2002 года) и башкирского (-8010, или 0,80 к уровню 2002 года). Численность русского населения сократилась на 210236 человек и составила 0,91 от численности 2002 года.

При этом увеличение численности отмечено по группам новых этнических диаспор. Самая высокая динамика зафиксирована у киргизов (+800, или в 4,43 раза), китайцев (+185, или в 3,15 раза), узбеков (+2227, или в 2,12 раза), таджиков (+1595, или в 1,82 раза).


СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ
численности основных этнических групп Пермского края по результатам Всероссийских переписей населения 2002 и 2010 года

      

Народ

2002, чел.

% от общей численности

2010, чел.

% от общей численности

Динамика, числ.

Доля 2010 к 2002

     Все население

  2819421

     100%

2635276

     100%

     -184145

     0,93

     Русские

   2401659

     85,18%

   2191423

     83,18%

     -210236

     0,91

     Татары

     136597

     4,84%

     115544

     4,38%

     -21053

     0,85

  Коми-пермяки

     103505

     3,67%

     81084

     3,08%

     -22421

     0,78

     Башкиры

     40740

     1,44%

     32730

     1,24%

     -8010

     0,80

     Удмурты

     26272

     0,93%

     20819

     0,79%

     -5453

     0,79

     Украинцы

     25948

     0,92%

     16269

     0,62%

     -9679

     0,63

     Белорусы

     10989

     0,39%

     6570

     0,25%

     -4419

     0,60

     Немцы

     10152

     0,36%

     6252

     0,24%

     -3900

     0,62

Азербайджанцы

     5814

     0,21%

     5626

     0,21%

     -188

     0,97

     Армяне

     4979

     0,18%

     5464

     0,21%

     +485

     1,10

     Чуваши

     7033

     0,25%

     4715

     0,18%

     -2318

     0,67

     Узбеки

     1988

     0,07%

     4215

     0,16%

     +2227

     2,12

     Марийцы

     5395

     0,19%

     4121

     0,16%

     -1274

     0,76

     Таджики

     1953

     0,07%

     3548

     0,13%

     +1595

     1,82

     Евреи

     2628

     0,09%

     1860

     0,07%

     -768

     0,70

     Цыгане

     1606

     0,06%

     1654

     0,06%

     +48

     1,03

     Мордва

     2363

     0,08%

     1431

     0,05%

     -932

     0,61

     Молдаване

     1973

     0,07%

     1389

     0,05%

     -584

     0,70

     Грузины

     1585

     0,06%

     1138

     0,04%

     -447

     0,72

     Киргизы

     233

     0,01%

     1003

     0,03%

     +800

     4,43

     Казахи

     802

     0,03%

     677

     0,03%

     -125

     0,84

     Корейцы

     504

     0,02%

     555

     0,02%

     +51

     1,10

     Поляки

     742

     0,03%

     510

     0,02%

     -232

     0,69

Коми-язьвинцы

     -

     -

     436

     0,02%

     -

     -

     Китайцы

     86

     менее 0,01%

     271

     0,01%

     +185

     3,15

     Турки

     61

     менее 0,01%

     94

     менее 0,01%

     +33

     1,54

     Не оказавшие национальность

     15095

     0,54%

     119538

     4,54%

     +104443

     7,91


Один из ключевых источников усложнения - внешняя миграция, как правило, связанная с притоком трудовых мигрантов из стран Содружества Независимых Государств.

По информации УФМС по Пермскому краю, в 2009 году на миграционный учет поставлено 73810 иностранцев, в 2010 году - 80231, в 2011 году - 87629, в 2012 году - 92798. Большую часть из них составляют граждане Азербайджана, Армении, Кыргызстана, Таджикистана и Узбекистана. При общем росте количества мигрантов доля мигрантов из этих пяти стран в общем количестве приезжих ежегодно увеличивается: в 2009 году - 63,1%, в 2010 году - 65,3%, 2011 году - 68,1%, в 2012 году - 70,8%. Приезжающие в Пермский край мигранты, как правило, не нацелены на интеграцию в местное сообщество и плохо владеют русским языком, что создает потенциально конфликтную ситуацию в их отношениях с местным русскоязычным населением.

Перечисленные процессы усложнения этнического состава характерны не только для Пермского края, но и для всей России. Между тем в Пермском крае есть ряд специфических для региона проблем, обусловленных этническим фактором. В частности, неравномерность социально-экономического развития отдельных территорий с компактным проживанием этнических сообществ связывается местным населением с попытками "этнической дискриминации". Так, уровень жизни населения на территории Коми-Пермяцкого округа Пермского края (вошел в состав региона в 2005 году) традиционно является ниже, чем в целом по территории субъекта, что дает почву националистически настроенным группировкам заявлять о дискриминации коми-пермяков. Часто закрытие по причине убыли населения малокомплектной школы в сельской местности с компактным проживанием нерусскоязычных этнических сообществ воспринимается как следствие политики насильственной русификации и недостаточного обеспечения прав на изучение родного языка. Резонансные общественные выступления в Суксунском и Березовском муниципальных районах в 2010-2013 годах свидетельствуют о существовании данной проблемы также в среде прикамских марийцев и татар.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»