Недействующий

АДМИНИСТРАЦИЯ ПРИМОРСКОГО КРАЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 17 января 2011 года N 6-па

О краевой долгосрочной целевой программе "Сейсмобезопасность территории Приморского края" на 2011-2017 годы"

г. Владивосток

На основании Устава Приморского края, постановления Правительства Российской Федерации от 23 апреля 2009 года N 365 "О федеральной целевой программе "Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в сейсмических районах Российской Федерации на 2009 - 2014 годы", постановления Администрации Приморского края от 26 февраля 2008 года N 46-па "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке краевых долгосрочных целевых программ, их формирования и реализации в Приморском крае и Порядка проведения оценки эффективности реализации краевых долгосрочных целевых программ Администрации Приморского края" Администрация Приморского края

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить краевую долгосрочную целевую программу "Сейсмобезопасность территории Приморского края" на 2011 - 2017 годы" (прилагается).

2. Департаменту массовых коммуникаций Приморского края опубликовать настоящее постановление в средствах массовой информации Приморского края.

Губернатор края-
Глава Администрации
Приморского края
С.М. Дарьки

УТВЕРЖДЕНА

.

постановлением

Администрации Приморского края

от 17 января 2011 года N 6-па

КРАЕВАЯ ДОЛГОСРОЧНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "СЕЙСМОБЕЗОПАСНОСТЬ ТЕРРИТОРИИ ПРИМОРСКОГО КРАЯ" НА 2011 - 2017 ГОДЫ"

Паспорт краевой долгосрочной целевой программы "Сейсмобезопасность территории Приморского края" на 2011 - 2017 годы"


Наименование Программы

-

краевая долгосрочная целевая программа "Сейсмобезопасность территории Приморского края" на 2011 - 2017 годы" (далее – Программа)

Дата принятия решения
 о разработке

-

распоряжение Губернатора Приморского края от 15 июня 2006 года N 95-рг "О разработке краевой целевой программы "Сейсмобезопасность территории Приморского края"

Государственный заказчик
 Программы

-

департамент градостроительства Приморского края;

 отдел по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Приморского края

Координатор Программы

-

департамент градостроительства Приморского края

Разработчики
 Программы

-

департамент градостроительства Приморского края при участии открытого акционерного общества "Производственный и научно-исследовательский институт по инженерным изысканиям в строительстве" (ОАО "ПНИИИС")

Цели и задачи Программы

-

целью Программы является повышение уровня сейсмической безопасности на сейсмоактивных территориях Приморского края, население которых находится в условиях совокупного (комплексного) сейсмического риска недопустимого уровня
 задачи Программы:
 1. Оценка , анализ и понимание совокупного сейсмического риска для территории и населения Приморского края;

 2. Обоснование и утверждение критериев допустимого риска и поэтапных целевых, контрольных параметров сейсмического риска, определенных с учетом экономического развития Приморского края;

 3. Поэтапное управление, снижение совокупного сейсмического риска до допустимого (приемлемого) уровня с помощью повышения сейсмической надежности зданий и систем жизнеобеспечения, уточнения сейсмического районирования территории Приморского края и путем заблаговременной подготовки к чрезвычайным ситуациям, обусловленным землетрясениями;

 4. Создание благоприятных условий (законодательных, фискальных, страховых и др.) для стимулирования процесса безопасного развития Приморского края

Сроки и этапы реализации Программы

-

2011 - 2017 годы, в три этапа:
 первый этап - 2011 - 2012 годы;

 второй этап - 2013 - 2014 годы;

 третий этап - 2015 - 2017 годы

Объемы и источники финансирования (в текущих ценах каждого года)

-

общий объем финансирования мероприятий Программы составляет 3081,1 млн. руб., в том числе:
 за счет средств краевого бюджета - 1421,0 млн. рублей, в том числе:
 2011 г . - 10,0 млн. рублей;

 2012 г . - 237,3 млн. рублей;

 2013 г . - 208,3 млн. рублей;

 2015 г .- 319,8 млн. рублей;

 2015 г . - 211,5 млн. рублей;

 2016 г . - 2017 г. – 434,1 млн. рублей;

 за счет субсидий, выделяемых из федерального бюджета в рамках федеральной целевой программы "Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в сейсмических районах Российской Федерации на 2009 - 2014 годы", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 23 апреля 2009 года N 365 - 1660,1 млн. рублей, в том числе:
 2012 г. - 403,3 млн. рублей;

 2013 г . - 354,0 млн. рублей;

 2014 г .- 543,4 млн. рублей;

 2015 г . - 359,4 млн. рублей;

 за счет планируемого привлечения внебюджетных средств - 90,6 млн. руб., в том числе:
 2011 г. - 22,0 млн. рублей;

 2012 г . - 19,3 млн. рублей;

 2013 г .- 29,7 млн. рублей;

 2014 г . - 19,6 млн. рублей

Организация управления
 и система контроля
 за исполнением Программы

-
               -

управление реализацией Программы и контроль за ходом ее исполнения осуществляют государственные заказчики Программы - департамент градостроительства Приморского края и отдел по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Приморского края;

 координацию хода исполнения мероприятий Программы, мониторинг выполнения, оперативный контроль обеспечивает координатор Программы совместно отделом по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Приморского края. Отчетность в рамках Программы предоставляется координатором Программы в установленные сроки

Целевые индикаторы

-

целевые индикаторы снижения сейсмического риска:
 1) индивидуальный сейсмический риск (далее - ИСР);

 2) размер (магнитуда) вероятного сейсмического бедствия (Мd) в том числе:
 а) безвозвратные потери;

 б) санитарные потери;

 в) экономический ущерб;

 3) относительная социальная уязвимость бедствия (Р);

 4) индекс экономической устойчивости территории к бедствию (Dm)

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности

-

повышение сейсмической безопасности объектов на территории Приморского края со следующими контролируемыми параметрами: 1) ИСР до 1,3 х 10-7/год-1;

 2) снижение безвозвратных потерь до нуля, санитарных потерь - не более 2 и экономического ущерба не больше 40 млн. руб. при магнитуде (Мd) землетрясений – 4;

 3) снижение относительной социальной уязвимости бедствия (P) до 1,06 х 10-7/год-1;

 4) повышение индекса экономической устойчивости территории к бедствию (Dm) до 100 процентов

1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами


Концептуальные подходы, стратегия, цели и задачи Программы базируются на положениях, принятых в Токийской Декларации ООН 1988 года, развитых в процессе Международного десятилетия по уменьшению стихийных бедствий (1990 - 1999 годы) и принятых в Российской Федерации.

В политике и стратегии уменьшения стихийных бедствий признано, что первоочередное внимание следует уделять смягчению сейсмических бедствий, поскольку именно землетрясения являются пока непредсказуемыми и, в силу этого, наиболее разрушительными природными явлениями.

Смягчение стихийных бедствий, стремление и постепенное обеспечение устойчивой безопасности, повышение надежности функционирования урбанизированных и экономических территорий и, прежде всего, жилых домов и объектов жизнеобеспечения являются важнейшими факторами устойчивого социально-экономического развития Приморского края.

В соответствии с картами общего сейсмического районирования территории Российской Федерации (ОСР-97-А, В, С) (рис. 1-3 приложения N 1 к настоящей Программе), входящими в состав действующего с 2000 года СНиП II-7-81* "Строительство в сейсмических районах", в Приморском крае 14 населенных пунктов расположены в зонах с семибалльной сейсмичностью (карта ОСР-97-А), учет которой обязателен для всей жилой застройки и других зданий гражданского назначения. Список городских и сельских населенных пунктов Приморского края с указанием расчетной сейсмической интенсивности в баллах шкалы MSK-64 для среднегрунтовых условий для трех уровней сейсмической опасности - ОСР-97-А, ОСР-97-Б, ОСР-97-С указан в приложении N 2 к настоящей Программе. Для объектов повышенной ответственности количество населенных пунктов Приморского края, где требуется учет нормативной сейсмичности семь баллов, достигает 21 (карта ОСР-97-В), а в 20 населенных пунктах для обеспечения сохранности особо ответственных объектов необходимо учитывать на площадках со средними грунтовыми условиями сейсмичность на уровне 8 баллов (карта ОСР-97-С). В случаях, когда строительные объекты возведены и эксплуатируются на площадках с неблагоприятными в сейсмическом отношении инженерно-геологическими условиями, расчетная сейсмостойкость этих объектов увеличивается на один балл, то есть расчетная сейсмичность зданий и сооружений на территории Приморского края для объектов разного назначения может достигать 8 и даже 9 баллов.

В то же время большинство эксплуатируемых зданий и сооружений были запроектированы и построены в прошлом веке, когда по действующим в то время строительным нормам учитывалась зональная сейсмичность семь баллов, причем с самой низкой вероятностью такого сейсмического события.

С введением карт общего сейсмического районирования ОСР-97 после 1997 года в категорию сейсмических попали ранее несейсмические порты Врангель, Находка, Пластун и др. Таким образом, возведенные до 1997 года причальные сооружения и терминалы в указанных портах подлежат проверке на сейсмостойкость.

Строительство объектов повышенной ответственности (спецморнефтепорт в б. Козьмино (Находкинский городской округ)) и особо ответственных (мосты через Босфор Восточный и б. Золотой Рог (Владивостокский городской округ)), требует проверки на сейсмостойкость, в соответствии с картами ОСР-97-В и С.

Очень важно, что в соответствии со строительными нормами уже при пяти - шести балльных воздействиях заметные конструктивные ущербы могут возникать и в добротно построенных и правильно эксплуатируемых зданиях и сооружениях, что может вызвать, например, в городе Владивостоке (особенно в зимнее время), негативные социально-экономические последствия. Кроме первичного воздействия землетрясений, могут быть весьма ущербообразующими специфические для каждой территории вторичные сейсмогенные природные и техногенные воздействия (цунами, оползни, лавины, пожары, взрывы и т.п.), и, значит, необходимо рассматривать многофакторные комплексные бедствия и совокупный сейсмический риск.

Дополнительная информация о сейсмической обстановке и актуальности проблемы сейсмобезопасности и риска в Приморском крае указана в приложении N 1 к настоящей Программе.

По результатам работы в рамках Программы будет повышена нормативная сейсмичность территорий Южного Приморья, включая города Находку и Владивосток.

Таким образом, огромное число строительных сооружений в Приморском крае не соответствуют действующим сейсмическим нормам, а часть их находится на недопустимом уровне сейсмического риска.

Вследствие вышеизложенного, из-за повышения оценок сейсмической опасности, с одной стороны, и роста уязвимости существующих строительных сооружений из-за ускоренного износа и деградации строительных материалов и грунтов оснований, влияния климата и других факторов, с другой стороны, на территории Приморского края в случае сильного землетрясения может произойти бедствие со значительными социальными и экономическими последствиями. В то же время власти всех уровней и население Приморского края без реализации первоочередных мероприятий настоящей Программы не могут представить себе вероятные последствия возможных сейсмических событий, характер и размеры прямых и вторичных ущербов и не могут подготовиться к этим чрезвычайным ситуациям с тем, чтобы заблаговременно предотвратить или уменьшить эту вероятную, но неизвестную им беду. Вот почему для быстроразвивающегося Приморского края проблема сейсмической безопасности застройки и населения, несомненно, является важной и актуальной.

В планах Приморского края - строительство нефтеперерабатывающего и нефтехимического заводов, крупных нефте- и газопроводов, атомной электростанции, создание дальневосточного морского транспортного кластера и многое другое.

Актуальность Программы в целях обеспечения сейсмической безопасности инфраструктуры Приморского края очевидна. Как уже отмечено, прежняя карта сейсмического районирования издания 1978 года, действовавшая до 2000 года, до внедрения в строительную практику новых карт ОСР-97, существенно занижала оценку степени сейсмической опасности территории Приморья, где практически всё строительство осуществлялось без применения антисейсмических мероприятий.

Карты ОСР-97 и база исходных данных (каталог землетрясений и др.), положенная в основу их создания, особенно для Приморского края, также требуют актуализации. Необходимо выполнение работ по детальному сейсмическому районированию (далее - ДСР) в более крупном масштабе, по сравнению с исходным масштабом карт ОСР-97, и сейсмическому микрорайонированию (далее - СМР), учитывающему влияние местных грунтов на интенсивность сейсмических воздействий. Эти исследования должны сопровождаться созданием местной сети сейсмических станций, комплексом современных геофизических исследований. Вместе с тем все новые расчеты и построения непременно должны основываться на картах ОСР-97 и принятой при их создании методологии вероятностных оценок сейсмической опасности.

Выполнение намеченных программных мероприятий позволит в значительной мере снизить риски, ущербы и людские потери и, тем самым, обеспечить устойчивое развитие Приморского края и более высокую безопасность населения от стихийных бедствий.

2. Цели и задачи Программы


Целью Программы является повышение уровня сейсмической безопасности на сейсмоактивных территориях Приморского края, население которых находится в условиях совокупного (комплексного) сейсмического риска недопустимого уровня.

Целевые индикаторы сейсмической безопасности населения и территории Приморского края базируются на принципе допустимого и приемлемого индивидуального риска, минимизации социальных потерь и страданий, ограничении и страховой компенсации вероятного материального ущерба, а также возможности и готовности каждого муниципального образования Приморского края самостоятельно противостоять чрезвычайным ситуациям и ликвидировать вероятные сейсмические бедствия.

Программная цель реализуется путём управления - уменьшения сейсмического риска и величины вероятных сейсмических бедствий через повышение надёжности и безопасности ключевых объектов риска, что является первоочередной частью Программы.

Цель Программы достигается совместно с решением задач социально-экономического развития и территориального планирования, неуклонно и планомерно поддерживая и обеспечивая рост безопасности населения и территории, являющейся неотъемлемым элементом улучшения качества жизни человека.

Основными задачами Программы являются:

1) оценка, анализ и понимание совокупного сейсмического риска для территории и населения Приморского края;

2) обоснование и утверждение критериев допустимого риска и поэтапных целевых, контрольных параметров сейсмического риска, назначенных с учетом экономического развития Приморского края;

3) составление перечня ключевых объектов сейсмического риска;

4) поэтапное управление, снижение совокупного сейсмического риска до допустимого (приемлемого) уровня с помощью повышения сейсмической надежности зданий и систем жизнеобеспечения, уточнения сейсмического районирования территории Приморского края и путем заблаговременной подготовки к чрезвычайным ситуациям, обусловленным землетрясениями;

5) создание благоприятных условий (законодательных, фискальных, страховых и др.) для стимулирования процесса безопасного развития Приморского края.

К главным приоритетам Программы относятся:

а) повышение сейсмобезопасности населения Приморского края;

б) минимизация безвозвратных потерь;

в) инженерные аспекты анализа и управление сейсмическим риском;

г) объекты социального назначения, жизнеобеспечения и массового пребывания людей и другие, выделяемые как ключевые объекты риска.

К ключевым объектам риска относятся строительные сооружения следующих категорий:

здания повышенной социальной ответственности и высокого риска потерь, в том числе: здания с пребыванием детей дошкольного и школьного возраста;

здания с пребыванием людей, нуждающихся в помощи (некоторые больницы, дома инвалидов и престарелых и т.п.);

объекты массового пребывания людей общественного и жилого назначения;

объекты медицины и катастроф;

объекты (здания, сооружения, сети) инженерного жизнеобеспечения населения урбанизированных территорий (тепло - и электроснабжение, водоснабжение, водоотведение, связь);

здания управления чрезвычайными ситуациями (далее - ЧС) (по специальному списку, утвержденному органами по делам ГО и ЧС), в том числе пункты временного сбора и эвакуации, объекты охраны общественного порядка;

объекты особо высокой ценности, культурного и национального наследия;

потенциально экологически опасные и технически особо сложные объекты.

Составление перечня ключевых объектов риска - одна из первоочередных программных задач.

При реализации Программы научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы имеют опережающий приоритет по отношению к другим видам работ в силу их необходимости для обоснования и последующей эффективности реализации программных мероприятий.

Приоритетный подход и способ решения целевых задач заключается в комплексной оценке социально-экономического состояния территорий, опережающего планирования территориального развития в краткосрочном и долговременном аспекте с акцентом на обеспечение безопасности населения и территорий, находящихся на недопустимо высоком сейсмическом риске. При этом выделяются оперативные и срочные задачи, требующие решений по обеспечению безопасности в кратковременном аспекте (социальные задачи), и задачи, требующие решений в долговременном аспекте повышения безопасности в процессе устойчивого развития (задачи территориального развития). Решение проблемы требует наличия долговременной стратегии организационно-финансовых механизмов взаимодействия, координации усилий и концентрации ресурсов.

3. Сроки и этапы реализации Программы


Программа реализуется в 2011 -2017 годах в три этапа:

первый этап - 2011 - 2012 годы;

второй этап - 2013 - 2014 годы;

третий этап - 2015 - 2017 годы.

4. Перечень мероприятий Программы


Перечень основных мероприятий и объемы финансирования указаны в приложении N 3 к настоящей Программе.

Программой предусмотрены мероприятия по следующим направлениям:

направление А (оценка и контроль сейсмического риска для безопасного развития Приморского края);

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»