Недействующий

АДМИНИСТРАЦИЯ ПРИМОРСКОГО КРАЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 12 марта 2012 года N 56-па

Об утверждении краевой целевой программы "Содействие занятости населения Приморского края на 2012 -2014 годы"

г. Владивосток

{Документ утратил силу постановлением Администрации Приморского края от 07.12.2012 N 384-па}

{Изменения:
постановление Администрации Приморского края от 20.09.2012 N 263-па}

В соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", Уставом Приморского края, постановлением Администрации Приморского края от 26 февраля 2008 года N 46-па "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке краевых долгосрочных целевых программ, их формирования и реализации в Приморском крае и Порядка проведения оценки эффективности реализации краевых долгосрочных целевых программ" Администрация Приморского края

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить краевую целевую программу "Содействие занятости населения Приморского края на 2012-2014 годы" (прилагается).

2. Департаменту связи и массовых коммуникаций Приморского края опубликовать настоящее постановление в средствах массовой информации края.

Врио Губернатора края -
Главы Администрации
Приморского края
В.В. Миклушевский



УТВЕРЖДЕНА

постановлением

Администрации Приморского края

от 12 марта 2012 года N 56-па



КРАЕВАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "Содействие занятости населения Приморского края на 2012 - 2014 годы"



ПАСПОРТ краевой целевой программы "Содействие занятости населения Приморского края на 2012-2014 годы"

Наименование программы

краевая целевая программа "Содействие занятости населения Приморского края на 2012 - 2014 годы" (далее – Программа)

Дата принятия решения о разработке

распоряжение Администрации Приморского края от 14 февраля 2012 года N 26-ра "О разработке проекта краевой целевой программы "Содействие занятости населения Приморского края на 2012-2014 годы"

Государственный заказчик программы

управление государственной службы занятости населения Приморского края

Разработчик
 программы

управление государственной службы занятости населения Приморского края

Цели и задачи программы

цель:
 формирование организационных, правовых, социально-экономических условий для сохранения стабильной ситуации на рынке труда и обеспечения эффективной занятости населения Приморского края;

 задачи:
 содействие трудоустройству граждан и обеспечение работодателей трудовыми ресурсами в соответствии с потребностями экономики;

 содействие развитию кадрового потенциала, повышению конкурентоспособности безработных и ищущих работу граждан;

 участие в регулировании процессов трудовой миграции.

Сроки и этапы реализации программы

Программа реализуется в 2012- 2014 годах в один этап

Объемы и источники финансирования программы (в текущих ценах каждого года)

общий объем финансирования Программы
 за счет средств краевого бюджета составляет 316715,6 тыс. рублей, в том числе:
 2012 год - 111213,3 тыс. рублей;

 2013 год - 105799,1 тыс. рублей;

 2014 год - 99703,2 тыс. рублей

Организация управления и система контроля за исполнением программы

контроль за реализацией Программы осуществляет Государственный заказчик

Целевые индикаторы

среднегодовой уровень регистрируемой безработицы (отношение численности безработных граждан к численности экономически активного населения);

 коэффициент напряженности на рынке труда по состоянию на 31 декабря текущего года

Ожидаемые конечные результаты реализации программы

в результате реализации Программы к концу
 2014 года среднегодовой уровень регистрируемой безработицы (отношение численности безработных граждан к численности экономически активного населения) составит 2,09 процента, коэффициент напряженности на рынке труда по состоянию на
 31 декабря текущего года не превысит 0,7 незанятых граждан на одно вакантное рабочее место.
 Доля трудоустроенных граждан в общей чи сленности граждан, обратившихся за содействием в государственные учреждения службы занятости населения с целью поиска подходящей работы, составит:
 2012 год - 63,0 процента;

 2013 год - 63,3 процента;

 2014 год - 63,5 процента.
 Доля трудоустроенных граждан, относящихся к категории инвалидов, в общей численности граждан, относящихся к категории инвалидов, обратившихся за содействием в государственные учреждения службы занятости населения с целью поиска подходящей работы, составит:
 2012 год - 44,5 процента;

 2013 год - 44,5 процента;

 2014 год - 44,5 процента.
 Доля безработных граждан, направленных на профессиональное обучение, в общей численности безработных граждан, состоящих на учете в государственных учреждениях службы занятости населения, составит:
 2012 год - 6,0 процента;

 2013 год - 6,0 процента;

 2014 год - 6,0 процента.
 Среднегодовая численность граждан, признанных в установленном порядке безработными, в Приморском крае составит:
 2012 год - 25400 человек;

 2013 год - 23520 человек;

 2014 год - 21640 человек.

I.СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНЫМИ МЕТОДАМИ


1.1. Введение

Разработка Программы осуществлялась в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", Законом Приморского края от 20 октября 2008 года N 324-КЗ "О стратегии социально-экономического развития Приморского края до 2025 года" (далее - Закон Приморского края).

В соответствии с Конституцией Российской Федерации Программа предусматривает права граждан на труд и социальную защиту от безработицы. Мероприятия Программы оказывают положительное влияние на снижение напряженности на рынке труда, способствуют развитию трудовых ресурсов и повышению качества рабочей силы в Приморском крае. Программой используется комплексный подход к решению проблем рынка труда с учетом специфики состояния и перспектив развития трудовой сферы.

Основные направления и принципы формирования Программы учитывают социально-экономическое развитие Приморского края. Реализация мероприятий в указанных объемах позволит уменьшить дисбаланс между спросом и предложением рабочей силы, повысит конкурентоспособность и трудовую мобильность граждан на рынке труда, улучшит показатели, характеризующие качество предоставляемых государственных услуг.

В Программе определены проблемы и указаны мероприятия по содействию занятости населения, реализуемые за счет средств краевого бюджета.

1.2. Анализ ситуации на рынке труда Приморского края

По состоянию на 01 января 2011 года численность постоянно проживающего населения в Приморском крае составила 1953,5 тыс. человек, в том числе 1487,0 тыс. горожан (76,1 процента от общей численности населения Приморского края) и 466,5 тыс. сельских жителей (23,9 процента). По численности населения Приморский край занимает первое место в Дальневосточном федеральном округе (далее - ДФО). Удельный вес населения Приморского края в общей численности населения ДФО составляет 31,1 процента, в общей численности населения Российской Федерации - 1,4 процента.

В Приморском крае наблюдается как естественная, так и миграционная убыль населения. За последние десять лет число умерших превышает число родившихся. С 2005 года разрыв между указанными показателями сокращается (в 2005 году разрыв составил 35,5 процента, в 2009 году - 14,5 процента).

В основном, ухудшение демографической ситуации происходит за счет оттока населения. В 2010 году в рамках миграционных процессов на постоянное место жительства в Приморский край прибыло 24327 человек (97,8 процента к 2009 году). Число покинувших Приморский край составило 31358 человек (116,4 процента к 2009 году).

Несмотря на сложную демографическую ситуацию, экономика Приморского края на протяжении последних десяти лет развивается со среднегодовыми темпами роста валового регионального продукта (далее - ВРП) 105,2 процента. ВРП с 2001 года вырос в шесть раз и составил в 2010 году 432,8 млрд. рублей против 72,8 млрд. рублей в 2001 году.

Начиная с 2007 года, существенно изменилась структура ВРП при значительной доле услуг в объеме 64,0 процента. Отдельные отрасли, аккумулирующие инвестиционный потенциал, получили активное развитие. Доля строительства в ВРП увеличилась в три раза и достигла 14,3 процента.

На рынке труда появились новые производства: автомобилестроение (компания "Соллерс"), строительство газо- и нефтепровода, ведется интенсивное строительство объектов для проведения саммита в рамках Форума Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества в городе Владивостоке в 2012 году (далее - саммит АТЭС-2012).

Значительно улучшились и социальные индикаторы.

Среднемесячная номинальная заработная плата одного работника в 2010 году составила 21800 рублей (114,8 процента к 2009 году). Величина прожиточного минимума, установленного в Приморском крае за IV квартал 2010 года, составила в среднем на душу населения 6865 рублей в месяц (107,2 процента к IV кварталу 2009 года).

По состоянию на 01 января 2011 года в Статистическом регистре хозяйствующих субъектов зарегистрировано 65,5 тыс. предприятий.

Среднесписочная численность работающих в организациях Приморского края составила 587,1 тыс. человек (99,5 процента к 2009 году).

По данным еженедельного мониторинга об увольнении работников в связи с ликвидацией организаций либо сокращением численности или штата работников организаций в Приморском крае в течение 2010 года еженедельно (в среднем за неделю) в вынужденных отпусках по вине работодателей находились 179 человек, работали неполное рабочее время - 901 человек, находились в простое по вине работодателей 358 человек. Наряду с этим, в 2010 году уволено 16,0 тыс. человек в связи с сокращением численности или штата работников, ликвидацией организаций.

В соответствии с критериями, определенными Минрегионом России, в Приморском крае четыре монопрофильных населенных пункта: город Арсеньев, город Дальнегорск, село Светлогорье и село Лучегорск Пожарского муниципального района. В целях снижения напряженности на рынке труда монопрофильных населенных пунктов с уровнем регистрируемой безработицы, превышающим среднероссийский показатель, органами исполнительной власти Приморского края реализуются комплексные инвестиционные планы развития.

По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Приморскому краю (далее - Приморскстат), в 2010 году среднегодовая численность экономически активного населения в возрасте от 15 до 72 лет (далее – ЭАН) уменьшилась по сравнению с 2009 годом на 18,1 тыс. человек и составила 1081,4 тыс. человек.

В среднем за август-октябрь 2011 года численность ЭАН составила 1085,3 тыс. человек, из них были заняты в экономике 1001,8 тыс. человек, классифицировались как безработные - 83,4 тыс. человек. Уровень общей безработицы составил 7,7 процента, что на 0,8 процентных пунктов меньше, чем за август-октябрь 2010 года.

В 2010 году ситуация на рынке труда Приморского края имела положительную динамику. По состоянию на 01 января 2010 года численность безработных граждан составила 37,6 тыс. человек.

В 2010 году существенно увеличилось количество вакантных рабочих мест. Так, потребность в работниках, заявленная работодателями в органы службы занятости в течение года, составила 181,2 тыс. единиц (150,7 процента к январю-декабрю 2009 года). В их числе 151,2 тыс. вакансий (или 83,4 процента от общего количества) заявлено по рабочим профессиям, 129,0 тыс. вакансий (или 71,2 процента от общего количества) - с оплатой труда выше величины прожиточного минимума в Приморском крае, 30,3 тыс. вакансий (или 16,7 процента) находятся в сельской местности. Организации, задействованные на строительстве объектов саммита АТЭС - 2012, подали сведения о наличии 21,0 тыс. вакансий.

Учитывая текущую демографическую ситуацию и приоритетные задачи в области социально-экономического развития Приморского края, необходимость в компенсации естественной и миграционной убыли населения возрастает, это в свою очередь предполагает привлечение дополнительных трудовых ресурсов, в том числе в рамках трудовой миграции.

В настоящее время устойчивая работа многих секторов экономики (сельское хозяйство, строительство, транспорт, коммунальное хозяйство и другие) обеспечивается за счет привлечения и использования иностранной рабочей силы. На 2011 год в Приморском крае утверждена квота по выдаче разрешений на работу иностранным гражданам в количестве 34564 единиц. Предполагается использование труда иностранных граждан в строительстве - 16899 человек, торговле и общественном питании – 840 человек; сельском хозяйстве - 8367 человек; промышленности и транспорте – 7410 человек, жилищно-коммунальном хозяйстве – 1010 человек, других отраслях - 38 человек. Кроме этого, иностранные работники привлекаются на строительство объектов саммита АТЭС - 2012 года вне квоты. По оценке, их численность в 2011 году составит 7500 человек.

1.3. Прогноз ситуации в сфере занятости населения на рынке труда Приморского края

В соответствии с потребностями экономики меняется структура трудовых ресурсов и количество занятого населения в экономике Приморского края.

По данным Приморскстата "О балансе трудовых ресурсов в Приморском крае" в 2010 году среднегодовая численность трудовых ресурсов составила 980,1 тыс. человек. При этом в структуре баланса трудовых ресурсов меняется возрастной состав занятого населения. В 2001 году средний возраст составлял 39 лет, в 2010 году - 41 год.

Законом Приморского края определены основные направления экономического развития Приморского края. В среднесрочной перспективе дополнительная потребность в специалистах различного уровня квалификации составит около 200,0 тыс. человек.

За последние годы наблюдается качественное изменение структуры экономики. В Приморском крае формируются новые сектора: нефтепереработка, газопереработка, строительство судостроительных верфей, туристический комплекс и др. До 2020 года планируется создать свыше 74 тысяч новых рабочих мест, что потребует привлечение высококвалифицированных специалистов, в которых уже на сегодняшний день ощущается острый недостаток. Поэтому приоритетной экономической задачей, напрямую связанной с конкурентоспособностью экономики региона, является повышение качества рабочей силы, развитие институтов рынка труда и повышение эффективности его функционирования.

Анализ ситуации на рынке труда показывает, что положительное влияние в сфере занятости населения в 2012 году и последующие 2013 и 2014 годы окажут следующие факторы:

уменьшение объемов неполной занятости и высвобождения работников в связи с ликвидацией организаций либо сокращением численности или штата работников организаций Приморского края за счет развития производственных мощностей и модернизации экономики;

увеличение количества и повышение качества вакантных рабочих мест;

повышение конкурентоспособности граждан на рынке труда. Приоритетными направлениями работы органов службы занятости становится профессиональное обучение безработных граждан. Площадкой для инновационного развития промышленности, обеспечения её современными кадрами и научно-практическими разработками является созданный в Приморском крае Дальневосточный федеральный университет;

снижение дисбаланса между спросом и предложением рабочей силы за счет подготовки профессионально-квалифицированных кадров, востребованных на рынке труда, и развития территориальной мобильности рабочей силы;

создание новых рабочих мест. Реализация инвестиционных проектов по приоритетным направлениям развития экономики и содействие гражданам в организации предпринимательской деятельности обеспечит к 2015 году рост численности занятых граждан в экономике Приморского края до 984,9 тыс. человек, к 2025 году - до 1184 тыс. человек против 980,1 тыс. человек в 2010 году.

С учетом заявленных вакантных рабочих мест в органы службы занятости и проведенного опроса работодателей, прогнозируемая потребность в квалифицированных рабочих кадрах на период до 2015 года составит 211,3 - 223,2 тыс. человек, в том числе по отдельным видам экономической деятельности: в строительстве 73,5 - 74,7 тыс. человек, промышленности и транспорте - 27,8 - 39,0 тыс. человек, сельском и лесном хозяйствах - 15,6 - 16,6 тыс. человек, жилищно-коммунальном хозяйстве – 4,9 - 5,6 тыс. человек.

По прогнозу, в 2012 - 2014 годах численность официально зарегистрированных безработных в Приморском крае будет ежегодно снижаться, в среднем на 1,9 тыс. человек, и к концу 2014 года составит не более 21,6 тыс. человек; уровень регистрируемой безработицы соответственно снизится до 2,09 процента по отношению к численности экономически активного населения.

1.4. Основные проблемы на рынке труда Приморского края

Основной проблемой на рынке труда является дисбаланс между спросом и предложением рабочей силы, который обусловлен:

1) территориальным несоответствием вакантных рабочих мест. Наибольшее количество заявленных вакансий приходится на городские округа. В то же время максимальная напряженность на рынке труда наблюдается в сельской местности, где на одно вакантное рабочее место приходится до 13 незанятых граждан;

2) гендерным несоответствием. Так, 87 процентов вакансий заявлены по рабочим профессиям и ориентированы на мужскую занятость, в то же время в органах службы занятости на учете состоит до 60 процентов женщин;

3) ориентацией молодёжи на получение высшего или среднего профессионального образования по офисным профессиям (специальностям);

4) квалификационным несоответствием выпускников профессиональных учебных заведений потребностям регионального рынка труда.

Все эти факторы являются основными причинами замещения свободных рабочих мест и вакантных должностей трудовыми мигрантами. Возникшая в Приморском крае неудовлетворенная потребность в работниках частично компенсируется за счет территориального перераспределения рабочей силы и привлечения иностранных граждан.

Для решения указанных проблем необходимо использование программно-целевого метода, предусматривающего единый комплекс мероприятий, направленных на стабилизацию ситуации на рынке труда Приморского края.

II. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ


Целью Программы является формирование организационных, правовых, социально-экономических условий для сохранения стабильной ситуации на рынке труда и обеспечения эффективной занятости населения Приморского края.

Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:

содействие трудоустройству граждан и обеспечение работодателей трудовыми ресурсами с учетом потребности экономики;

содействие развитию кадрового потенциала, повышению конкурентоспособности безработных и ищущих работу граждан;

участие в регулировании процессов трудовой миграции.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»