Недействующий

АДМИНИСТРАЦИЯ ПРИМОРСКОГО КРАЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 03 октября 2011 года N 247-па

Об утверждении краевой целевой программы "Улучшение условий и охраны труда в Приморском крае на 2012 - 2014 годы"

г. Владивосток

{Документ утратил силу постановлением Администрации Приморского края от 07.12.2012 N 384-па}

На основании Устава Приморского края, в соответствии с постановлением Администрации Приморского края от 26 февраля 2008 года N 46-па "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке краевых долгосрочных целевых программ, их формирования и реализации в Приморском крае и Порядка проведения оценки эффективности реализации краевых долгосрочных целевых программ", в целях реализации государственной политики в области охраны труда на территории Приморского края Администрация Приморского края:

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить краевую целевую программу "Улучшение условий и охраны труда в Приморском крае на 2012-2014 годы" (прилагается).

2. Департаменту связи и массовых коммуникаций Приморского края опубликовать настоящее постановление в средствах массовой информации края.

Губернатор края -
Глава Администрации
Приморского края
С.М. Дарькин

УТВЕРЖДЕНА

постановлением

Администрации Приморского края

от 03.10.2011 N 247-па

КРАЕВАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "УЛУЧШЕНИЕ УСЛОВИЙ И ОХРАНЫ ТРУДА В ПРИМОРСКОМ КРАЕ НА 2012 - 2014 ГОДЫ"

ПАСПОРТ краевой целевой программы "Улучшение условий и охраны труда в Приморском крае на 2012 - 2014 годы"


Наименование программы

краевая целевая программа "Улучшение условий и охраны труда в Приморском крае на 2012-2014 годы" (далее - Программа).

Дата принятия решения о разработке

распоряжение Администрации Приморского края от 06 июля 2011 года N 162-ра "О разработке проекта краевой целевой программы "Улучшение условий и охраны труда в Приморском крае на 2012-2014 годы".

Государственный заказчик программы

управление по труду Приморского края.

Разработчик программы

управление по труду Приморского края.

Цели и задачи программы

цель:
 обеспечение на территории Приморского края защиты прав работников на здоровые и безопасные условия труда, а также сокращения смертности работающего населения вследствие нарушения требований охраны труда;

 задача:
 совершенствование системы управ ления охраной труда в Приморском крае;

 у лучшение условий труда на рабочих местах, в том числе повышение качества оценки существующих профессиональных рисков;

 пропаганда культуры безопасного труда;

 содействие лечебно-профилактическому обеспечению охраны труда;

 совершенствование системы обучения, повышение эффективности организации работы по профессиональной подготовке в сфере обеспечения охраны труда.

Сроки и этапы реализации программы

2012-2014 годы в один этап.

Объемы и источники финансирования (в текущих ценах каждого года)

общий объем финансирования мероприятий Программы составляет 241308,2 тыс. рублей (в ценах каждого года), из них:
 за счёт средств краевого бюджета - 1308,2 тыс. рублей, в том числе по годам:
 2012 год - 0,0 тыс. рублей;

 2013 год - 660,1 тыс. рублей;

 2014 год - 648,1 тыс. рублей;

 за счет планируемого привлечения внебюджетных средств - 240000,0 тыс. рублей, в том числе по годам:
 2012 год - 80000,0 тыс. рублей;

 2013 год - 80000,0 тыс. рублей;

 2014 год - 80000,0 тыс. рублей.

Организация управления и система контроля за исполнением программы

текущее управление и контроль за реализацией Программы осуществляет управление по труду П риморского края.

Целевые индикаторы

численность пострадавших от несчастных случаев на производстве, в том числе:
 всего;

 со смертельным исходом;

 численность пострадавших на производстве с утратой трудоспособности на один рабочий день и более в расчете на 1000 работающих, в том числе:
 всего;

 со смертельным исходом;

 численность работников, занятых в условиях, не отвечающих действующим санитарно-гигиеническим нормативам (в процентах от списочной численности);

 показатель профессиональной заболеваемости на 10000 работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.

Ожидаемые конечные результаты реализации программы и показатели социально- экономической эффективности

а) снижение (стабилизация) количества пострадавших от несчастных случаев на производстве:
 всего до 5 процентов от уровня 2011 года;

 в том числе со смертельным исходом - до 3 процентов от уровня 2011 года;

 б) снижение (стабилизация) количества пострадавших на производстве с утратой трудоспособности на один рабочий день и более, в расчете на 1000 работающих:
 всего, до 5 процентов от уровня 2011 года;

 в том числе, со смертельным исходом - до 3 процентов от уровня 2011 года;

 в) снижение (стабилизация) численности работников, занятых в условиях, не отвечающих действующим санитарно-гигиеническим нормативам (в процентах от списочной численности) до 2 процентов от уровня 2011 года;

 г) снижение (стабилизация) показателя профессиональ ной заболеваемости на 10000 работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, до 2 процентов от уровня 2011 года.

I. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНЫМ МЕТОДОМ

Реализация государственной политики в области охраны труда в Приморском крае в предыдущие годы позволила достичь некоторых позитивных результатов.

Ежегодное число работников, погибших на производстве в Приморском крае, сокращено со 104 человек в 2006 году до 63 - в 2010 году. Количество несчастных случаев на производстве с тяжёлым исходом сократилось со 181 в 2006 году до 151 в 2010 году. По данным государственного учреждения - Приморское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - ГУ-ПРО ФСС РФ) – количество пострадавших в результате несчастных случаев на производстве сократилось с 1567 пострадавших в 2006 году до 1237 в 2010 году.

Кроме того, количество рабочих мест, ежегодно подвергающихся инструментальным исследованиям (аттестации по условиям труда), возросло с 9146 в 2006 году до 22286 в 2010 году, или в 2,4 раза. Наибольший удельный вес организаций, выполнивших аттестацию рабочих мест, приходится на организации здравоохранения (17 процентов), обрабатывающих производств (13,8 процента), торговли (10 процентов), производства и распределения электроэнергии, газа и воды (8,6 процента). Активно проводили аттестацию рабочих мест по условиям труда в 2010 году организации малого бизнеса.

Вместе с тем темпы проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в организациях края не обеспечивают периодичность её проведения в соответствии с требованиями нормативных правовых актов один раз в пять лет. Так, за 2006 - 2010 годы аттестация рабочих мест по условиям труда проведена лишь на 15,9 процента рабочих мест от их общего числа. Медленными темпами проводилась аттестация рабочих мест по условиям труда в жилищно-коммунальном хозяйстве, добыче полезных ископаемых, обслуживающем секторе экономики.

По мере увеличения числа рабочих мест, подвергшихся инструментальным исследованиям (аттестации по условиям труда), территориальным органом федеральной службы государственной статистики по Приморскому краю (далее - Приморскстат) фиксируется рост в организациях Приморского края удельного веса работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда с 44 процентов в 2006 году до 45,7 процента в 2009 году. Анализ результатов аттестации по условиям труда более 77 тыс. рабочих мест (количество аттестованных по условиям труда рабочих мест за пять лет с 2006 по 2010 годы) показал, что в среднем 64 процента рабочих мест не отвечают действующим государственным нормативным требованиям охраны труда, на которых занято почти 70 процентов работающих, вследствие чего сохраняется высокий уровень производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.

В общей структуре причин несчастных случаев на производстве с летальным исходом, происшедших в Приморском крае в 2010 году, более 55 процентов занимают типичные причины организационного характера (нарушение технологического процесса, нарушения требований безопасности, неудовлетворительная организация производства работ, неудовлетворительное содержание и недостатки в организации рабочих мест, недостатки в организации и проведении подготовки работников в сфере охраны труда, в том числе по обучении работников в сфере охраны труда, нарушения трудовой дисциплины). По причинам нарушения правил дорожного движения и требований безопасности при эксплуатации транспортных средств в 2010 году произошел каждый пятый несчастный случай на производстве, а по причинам неудовлетворительной организации производства работ, неудовлетворительной организации рабочих мест и недостатков в организации подготовки работников по охране труда почти каждый третий несчастный случай.

Анализ происшедших в 2010 году в Приморском крае несчастных случаев с летальным исходом свидетельствует, о том, что практически каждый пятый работник погиб в результате воздействия движущихся, разлетающихся, вращающихся предметов, деталей, машин, каждый шестой - в результате падения с высоты, обвалов предметов, материалов, земли и прочего, а также в результате дорожно-транспортного происшествия.

Анализ причин заболеваемости в России показывает, что до 40 процентов заболеваний прямо или косвенно связаны с неудовлетворительными условиями труда. В Приморском крае за последние пять лет зарегистрировано 695 случаев профессиональных заболеваний (отравлений), показатель профессиональной заболеваемости в 2010 году составил 3,09 человека на 10000 работающих во вредных и опасных условиях труда и превысил общероссийский показатель 2009 года в 1,73 раза. Наибольшее число профессиональных заболеваний регистрируется в организациях с частной формой собственности. Ежегодно каждому десятому больному, страдающему профессиональным заболеванием, в Приморском крае устанавливалась группа инвалидности.

Показатели профессиональной заболеваемости в Приморском крае в расчёте на 10000 работающих за 2006 - 2010 годы по сравнению с общероссийскими и показателями по Дальневосточному федеральному округу приведены в таблице 1:

Таблица 1

Показатели профессиональной заболеваемости (отравлений) в расчёте на 10000 работающих

2006 год

2007 год

2008 год

2009 год

2010 год

Российская Федерация

1,61

1,59

1,52

1,79

нет данных

Дальневосточный федеральный округ

1,3

1,5

1,92

4,65

нет данных

Приморский край

2,06

2,37

1,94

2,05

3,09

Охват профилактическими медицинскими осмотрами работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами в Приморском крае, составил в 2010 году 94,7 процента. Охват профилактическими медицинскими осмотрами работников на базе краевого центра профпатологии составил 99,1 процента в 2010 году, против 24 процентов в 2007 году. Участие врачей-профпатологов в работе медицинских комиссий при проведении периодических медицинских осмотров работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, позволило увеличить удельный вес профессиональных заболеваний, выявленных при проведении периодических медицинских осмотров в Приморском крае, с 39 процентов в 2007 году до 87 процентов в 2010 году.

По данным ГУ-ПРО ФСС РФ в 2010 году в Приморском крае количество дней временной нетрудоспособности в связи с несчастными случаями на производстве и профессиональными заболеваниями составило 78481 день (в 2006 году - 65020 дней). Средняя продолжительность временной нетрудоспособности пострадавших в результате несчастных случаев на производстве в 2010 году возросла в 1,53 раза по сравнению с 2006 годом и составила 63,4 дня. Прямые расходы по всем видам страховых выплат по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Приморском крае превысили в 2010 году один миллиард рублей.

Анализируя показатели статистики, характеризующие состояние условий и охраны труда в Приморском крае, следует принимать во внимание, что официальным статистическим наблюдением охвачено ограниченное количество хозяйствующих субъектов. Более того, статистика не учитывает причинно-следственные связи, обуславливающие влияние вредных факторов на повреждение здоровья трудоспособного населения: производственно-обусловленную заболеваемость, снижение иммунитета, ускоренное старение и нарушение репродуктивных функций трудящихся, так называемые "скрытые профессиональные риски", уровень которых превышает 70 процентов всех рисков наступления случаев утраты здоровья работников под воздействием неблагоприятных производственных факторов.

Таким образом, несмотря на достигнутые в последние годы позитивные результаты, характеризующие состояние условий и охраны труда работающего населения в Приморском крае, остаются проблемы, которые требуют комплексного решения. Одним из наиболее перспективных путей решения указанных проблем является использование программно-целевого метода.

Целесообразность решения задач, направленных на улучшение условий и охраны труда на территории Приморского края программно-целевым методом обусловлена тем, что целевые программы позволяют определить важнейшие проблемы и приоритеты в указанной сфере, добиться значительных результатов в сокращении производственного травматизма, профессиональной заболеваемости и рационального расходования финансовых (включая бюджетные) средств. Использование программно-целевого метода повышает вероятность достижения заявленных целей и задач по улучшению условий и охраны труда.

При использовании программно-целевого метода возможны риски, связанные с недостатками в управлении Программой (недостаточная координация действий государственных заказчиков, снижение эффективности использования средств), а также с изменениями законодательства Российской Федерации, принципов регулирования межбюджетных отношений, касающихся вопросов реализации мероприятий Программы.

Однако при разработке Программы не может не учитываться наличие рисков, обусловленных кризисными явлениями в экономике, нестабильностью в социально-экономической сфере, к которым можно отнести неустойчивость темпов экономического роста, износ основных фондов, неудовлетворительное состояние и опасные тенденции развития "человеческой составляющей" в системе производительных сил. Внедрение в механизм реализации программных мероприятий должных мер контроля, анализа и оценки минимизирует риски неэффективного расходования финансовых ресурсов и недостижения намеченных целевых показателей. В совокупности это свидетельствует об очевидных преимуществах программно-целевого метода по сравнению с иными методами.

Программа является важнейшим инструментом реализации государственной политики в области охраны труда в Приморском крае. Реализация мероприятий Программы позволит планомерно проводить работу в области улучшения условий и охраны труда, сохранения здоровья работающего населения Приморского края, снижения производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, а также позволит сократить материальные потери, связанные с последствиями профессиональной заболеваемости. Кроме того, Программа носит социальный характер, результаты ее реализации позволят создать условия, способствующие стабильному социально-экономическому развитию Приморского края, а также реализации Стратегии социально-экономического развития Приморского края до 2025 года, утвержденной Законом Приморского края от 20 октября 2008 года N 324-КЗ.

II. ОCНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ


Целью Программы является:

обеспечение на территории Приморского края защиты прав работников на здоровые и безопасные условия труда, а также сокращение смертности работающего населения вследствие нарушения требований охраны труда.

Основными задачами программы являются:

совершенствование системы управления охраной труда в Приморском крае;

улучшение условий труда на рабочих местах, в том числе повышение качества оценки существующих профессиональных рисков;

пропаганда культуры безопасного труда;

содействие лечебно-профилактическому обеспечению охраны труда;

совершенствование системы обучения, повышение эффективности организации работы по профессиональной подготовке в сфере обеспечения охраны труда.

Оценка эффективности реализации Программы осуществляется с использованием следующих целевых индикаторов:

численность пострадавших от несчастных случаев на производстве, в том числе:

всего;

со смертельным исходом;

численность пострадавших на производстве с утратой трудоспособности на один рабочий день и более в расчете на 1000 работающих, в том числе:

всего;

со смертельным исходом;

численность работников, занятых в условиях, не отвечающих действующим санитарно-гигиеническим нормативам (в процентах от списочной численности);

показатель профессиональной заболеваемости на 10000 работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.

Методика оценки эффективности реализации краевой целевой программы "Улучшение условий и охраны труда в Приморском крае на 2012 - 2014 годы" приведена в приложении N 3 к Программе.

III. СРОКИ И ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ


Программа реализуется в течение 2012-2014 годов в один этап.

IV. ПЕРЕЧЕНЬ МЕРОПРИЯТИЙ ПРОГРАММЫ


Реализацию мероприятий Программы планируется осуществить по следующим направлениям:

развитие социального партнерства между субъектами социально - трудовых отношений на территории Приморского края;

мероприятия, направленные на улучшение условий труда на рабочих местах, повышение качества оценки существующих профессиональных рисков, пропаганду культуры безопасного труда на территории Приморского края;

содействие развитию системы реабилитации пострадавших на производстве в Приморском крае;

совершенствование системы обучения, профессиональной подготовки по охране труда в Приморском крае.

Перечень мероприятий Программы с указанием сроков реализации, источников и объемов финансирования, государственных заказчиков приведен в приложении N 1 к Программе.

V. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ


Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»