• Текст документа
  • Статус
Недействующий

ЗАКОН

ЧИТИНСКОЙ ОБЛАСТИ

от 04 января 2001 года N 244-ЗЧО

Об областной целевой программе "Поддержка вузовской науки и интеграционных процессов в научно-образовательной сфере на 2001-2003 годы"

Опубликован:

"Забайкальский рабочий" N 17 от 25.01.2001 г.

Принят Читинской областной Думой 20 декабря 2000 года

{Утратил силу:

по истечении срока действия}

{См. также

Постановление Администрации Читинской области от 23.09.2003 N 282-А/п НГР ru75000200300279}

Статья 1.

Утвердить прилагаемую областную целевую программу "Поддержка вузовской науки и интеграционных процессов в научно-образовательной сфере на 2001-2003 годы".

Статья 2.

Администрации области для реализации областной целевой программы "Поддержка вузовской науки и интеграционных процессов в научно-образовательной сфере на 2001-2003 годы" предусматривать средства при разработке проектов областного бюджета на 2001 и последующие годы.

Статья 3.

Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Председатель областной Думы

А.Ф. Эпов

N 244-ЗЧО

г. Чита

{обнародование Закона Читинской области удостоверено Постановлением Главы администрации Читинской области от 04.01.01 г. N 3}

ПАСПОРТ Областной целевой программы "Поддержка вузовской науки и интеграционных процессов в научно-образовательной сфере на 2001-2003 годы"

Наименование программы

Областная целевая программа "Поддержка вузовской науки и интеграционных процессов в научно-образовательной сфере на 2001-2003 годы" (далее - программа).

Дата принятия решения о разработке программы

Постановление Главы Администрации области "О разработке программы "Поддержка вузовской науки и интеграционных процессов в научно-образовательной сфере на 2001-2005 годы" от 15 мая 2000 года N 397

Дата утверждения программы

Утверждена Законом Читинской области "Об областной целевой программе "Поддержка вузовской науки и интеграционных процессов в научно-образовательной сфере на 2001-2003 годы" от 20.12.2000 N 244-340

Государственный заказчик программы

Комитет общего, профессионального образования, науки и молодежной политики Администрации Читинской области

Основной разработчик программы

Комитет общего, профессионального образования, науки и молодежной политики Администрации Читинской области

Цель и задачи программы, важнейшие целевые показатели

Целью программы является развитие интеграционных процессов в научно-образовательной сфере, сохранение, укрепление и эффективное использование научно-технического потенциала, расширение инновационной деятельности.

Задачи программы:

- научное обеспечение социально-экономических реформ в Читинской области;

- поддержка существующих научных школ и направлений, имеющих всероссийское и международное значение;

- повышение эффективности использования научно-технического потенциала региона, развитие научных разработок отвечающих новым экономическим условиям;

- реализация научно-технической деятельности в интересах региона;

- поддержка научных организаций и финансирование работ по интеграции научных учреждений:

- реализация инновационных процессов и технологий на конкурсной основе;

- поддержка подготовки научных кадров для региона по приоритетным направлениям;

- максимальное привлечение ученых для решения социально-экономических проблем устойчивого развития региона.

Важнейшими целевыми показателями программы являются эффективность внедрения наукоемких технологий, создание учебно-научно-производственных комплексов, повышение качества профессионального образования, подготовка кадров высшей квалификации, создание телекоммуникационной сети "Образование Забайкалья".

Сроки реализации программы

- 2001-2003 гг.

Перечень основных мероприятий программы

1. Реализация научно-технической деятельности в интересах региона (на основе конкурса грантов).

2. Проведение конференций.

3. Обеспечение взаимодействия науки и высшего образования на основе новых форм научно-образовательной деятельности.

4. Поддержка научных организаций, создание условий для подготовки высококвалифицированных кадров.

5. Нормирование баз данных и развитие информационных технологий в управлении, научном и учебном процессе.

Исполнители основных мероприятий программы

Комитет общего, профессионального образования, науки и молодежной политики Администрации области; Комитет сельского хозяйства и продовольствия Администрации области; Комитет здравоохранения Администрации области; Комитет по финансам Администрации области; Управление топливно-энергетического комплекса, горнорудной и лесной промышленности Администрации области; Управление промышленности, транспорта и связи Администрации области; отдел жилищно-коммунального хозяйства Администрации области; научные учреждения региона; высшие учебные заведения, ЗАО "Читанэт".

Объемы и источники финансирования

Финансово-экономическое обеспечение для реализации программы в 2001-2003 гг. составляет:

всего - 22950 тыс. руб.

2001 г-7650 тыс. руб.

2002г - 7650 тыс. руб.

2003 г-7650 тыс. руб.

в том числе:

из федерального бюджета:

2001 г. - 4300 тыс. руб.

2002 г. - 4300 тыс. руб.

2003 г. - 4300 тыс. руб.

итого: -12900 тыс. руб.

из областного бюджета:

2001 г. - 2950 тыс. руб.

2002 г. - 2950 тыс. руб.

2003 г. - 2950 тыс. руб.

итого: -8850 тыс. руб.

внебюджетные источники:

2001 г. - 400 тыс. руб.

2002 г. - 400 тыс. руб.

2003 г. -400 тыс. руб.

итого: -1200 тыс. руб.

Ожидаемые конечные результаты реализации программы

- Использование имеющегося научного потенциала для решения социально-экономических проблем региона;

- поддержка научных учреждений, научных школ в сложных социально-экономических условиях;

- сохранение и дальнейшее развитие научного потенциала;

- организация научных центров при ведущих образовательных и научных учреждениях;

- сохранение материально-технической базы научных учреждений;

- создание телекоммуникационной сети "Образование Забайкалья".

Система организации контроля за исполнением программы

Контроль за ходом исполнения программы осуществляет Комитет общего, профессионального образования, науки и молодежной политики Администрации Читинской области (КОПОН и МП) путем:

- отчетности исполнителей о реализации программных мероприятий;

- контроля за целевым и эффективным использованием выделяемых средств;

контроля за соблюдением сроков и качества выполнения программных

мероприятий. Исполнители отчитываются об использовании выделенных им средств и выполнении программных мероприятий в соответствии с порядком, установленным заказчиком.

1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНЫМИ МЕТОДАМИ.

Темпы и масштабы экономического развития государства во многом определяются потребностью в проведении научных исследований и разработок, эффективностью использования имеющихся результатов в народном хозяйстве.

В Федеральном законе "О науке и государственной научно-технической политике" закреплено положение о том, что наука является социально-значимой областью, определяющей состояние производительных сил и стратегию развития государства, и на эти цели должно направляться не менее 4% расходной части федерального бюджета. В условиях глубокого экономического кризиса, в котором оказалась наша страна, сохранение научно-технического потенциала непосредственно Связано с государственной поддержкой научных исследований. В последние года финансирование науки сократилось в 15-17 раз, что составляет 0.3% от ВВП и немногим более 2% от расходной части федерального бюджета. Наиболее быстрыми темпами снизились объемы прикладных исследований. Программным финансированием охвачено около 20% сети прикладных научных учреждений, остальные оставлены без государственной поддержки. В результате многие направления, которые могли бы обеспечить высокотехнологические и наукоемкие производства, оказались бесперспективными.

Потеря государственного интереса к организации и проведению научно-исследовательских работ, отсутствие гарантированного объема финансирования, невостребованность научной продукции стали барьером для реализации научного потенциала.

Реформы последних лет серьезно повлияли на научные учреждения области. Более чем вдвое сократилось число учреждений всех типов, занятых научными исследованиями. Более чем в три раза сократилось число научных сотрудников за счет оттока кадров моложе 35-45 лет в другие сферы деятельности. Прекратился приток молодых кадров. Средний возраст кандидатов наук 45-50 лет, докторов наук - 60 лет.

Многие лаборатории оказались законсервированными из-за отсутствия заказов сторонних организаций. В результате снижения реальных объемов финансирования оказалась разрушена система распространения научной литературы обзорно-информационного характера.

Значительная часть изданий научной периодики стала малодоступной, ограничены возможности ознакомления с диссертациями, с достижениями мировой науки по реферативным журналам, нет средств на комплектование научно-технических библиотек, остро встали вопросы обновления приборного парка.

Сложившаяся в области сеть научных учреждений соответствует основным направлениям развития региона, где присутствуют представители вузовской, отраслевой, академической науки. Научный потенциал области представляют 70 докторов наук и 600 кандидатов наук, причем большинство из них сосредоточено в высших учебных заведениях. Частично сформирована система подготовки кадров высшей квалификации на базе специализированных Советов по защите докторских и кандидатских диссертаций в Читинском государственном техническом университете (Чита ГТУ) и Читинской государственной медицинской академии (ЧГМА). Продолжается работа по интеграции научных, образовательных учреждений, создаются научно-образовательные комплексы, что усиливает кооперацию вузов и научных учреждений.

В сложившейся ситуации для преодоления негативных тенденций, которые характерны для сегодняшнего состояния науки, возникает необходимость разработки областной программы исходя из реальных процессов, происходящих в социальной и экономической сферах, с определением приоритетов в научно-образовательной политике, как одного из основных факторов перспективного развития экономики области. При выполнении фундаментальных, поисковых, прикладных, опытно-конструкторских разработок, для решения социально-экономических проблем устойчивого развития региона необходимо использовать весь имеющийся научный потенциал при более широкой интеграции научных и образовательных учреждений.

2. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ И СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.

Целью программы является развитие интеграционных процессов в научно-образовательной сфере, сохранение, укрепление и эффективное использование научно-технического потенциала, расширение инновационной деятельности.

Задачи программы:

- научное обеспечение социально-экономических реформ в Читинской области;

- поддержка существующих научных школ и направлений, имеющих всероссийское и международное значение;

- повышение эффективности использования научно-технического потенциала региона, развитие научных разработок, отвечающих новым экономическим условиям;

- реализация научно-технической деятельности в интересах региона;

- поддержка научных Организаций и финансирование работ по интеграции научных учреждений;

- реализация инновационных процессов и технологий на конкурсной основе;

- поддержка подготовки научных кадров для региона по приоритетным направлениям;

максимальное привлечение ученых для решения социально-экономических проблем устойчивого развития региона.

Программа рассчитана на 2001-2003 годы.

3. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ.

Основные мероприятия проводятся на существующей материально-технической базе научных и образовательных учреждений.

Финансирование мероприятий осуществляется за счет средств федерального бюджета в соответствии с Соглашением о намерениях между Министерством образования Российской Федерации и Комитетом общего, профессионального образования, науки и молодежной политики Администрации Читинской области, областного бюджета, внебюджетных источников, источников образовательных и научных учреждений.

Общий объем финансирования программы на 2001 -2003 годы составляет:

всего - 22950 тыс. руб.:

2001 г. - 7650 тыс. руб.

2002 г. - 7650 тыс. руб.

2003 г. - 7650 тыс. руб.

в том числе:

из федерального бюджета:

2001 г. - 4300 тыс. руб.

2002 г. - 4300 тыс. руб.

2003 г - 4300 тыс. руб.

итого: -12900 тыс. руб.

из областного бюджета:

2001 г. - 2950 тыс. руб.

2002 г. - 2950 тыс. руб.

2003 г. - 2950 тыс. руб.

итого: - 8850 тыс. руб.

внебюджетные источники

2001 г. - 400 тыс. руб.

2002 г. - 400 тыс. руб.

2003 г. - 400 тыс. руб.

итого: - 1200 тыс. руб.

4. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ И КОНТРОЛЬ ЗА ХОДОМ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОГРАММЫ.

Механизм реализации программы предусматривает ежегодное формирование рабочих документов:

- Соглашения (договора) о намерениях между Министерством образования Российской Федерации и Комитетом общего, профессионального образования, науки и молодежной политики Администрации Читинской области с целью совместного финансирования мероприятий, представляющих интерес для региона;

- перечня работ, вытекающих из плана мероприятий на год с определением разграничения деятельности исполнителей, источников и объемов финансирования, утверждаемых Советом по науке и научно-технической политики, с привлечением заинтересованных структурных подразделений Администрации области и других ведомств на основе конкурса грантов, предложений образовательных и научных учреждений на проведение конференций, создание условий для подготовки кадров высшей квалификации в соответствии с решением вышеназванного Совета.

Организация исполнения программы возлагается на исполнителя программных мероприятий.

Контроль за ходом исполнения программы осуществляет Комитет общего, профессионального образования, науки и молодежной политики Администрации Читинской области путем:

- отчетности исполнителей о реализации программных мероприятий;

- контроля за целевым и эффективным использованием выделяемых средств;

- контроля за соблюдением сроков и качества выполнения программных мероприятий.

Исполнители отчитываются об использовании выделенных им средств и выполнении программных мероприятий в соответствии с порядком, установленным заказчиком:

5. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОСЛЕДСТВИЙ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.

Реализация программы позволит использовать имеющийся научно-технический и интеллектуальный потенциал в интересах развития региона, поддержать и сохранить сложившиеся научные школы, прекратить отток высококвалифицированных кадров, повысить интерес молодежи к научным исследованиям, а также создать единый научно-образовательный комплекс и выработать стратегию развития науки в Читинской области.

Оценка эффективности реализации программы проводится по показателям, определяющим цели и задачи программы.

6. Перечень мероприятий программы государственной поддержки вузовской науки и интеграционных процессов научно-образовательной сферы да 2001-2003 годы.

п/п

Наименование

Срок исполнения

Исполнители

Стоимость, тыс. руб.

Источники финансирования

2001 г.

2001 г.

2003 г.

1

2

3

4

5

6

7

8

6.1. Реализация научно-технической деятельности в интересах региона (на основе конкурса грантов).

6.1.1.

Техническая сфера.

2001-2003 гг.

КОПОНиМП1, Комитет сельского хозяйства, Комитет по финансам, Комитет здравоохранения, Управление ТЭК2, горнорудной и лесной промышленности. Управление промышленности транспорта и связи, отдел ЖКХ3 областной Администрации, научные учреждения области, ВУЗы4

15*20=300

300

300

Областной бюджет

6.1.2.

Гуманитарно-историческая и социальная сфера,

2001-2003 гг.

5*20=100

100

100

Областной
бюджет

6.1.3.

Медицина и здравоохранение.

2001-20б3 гг.

5*20=100

100

100

Областной бюджет

6.1.4.

Экономика и управление;

2001 - 2003 гг.

5*20=100

100

100

Областной
бюджет

6.1.5.

Сельское хозяйство.

2001 - 2003 гг.

5*20=100

100

100

Областной бюджет

Итого

700

700

700

Областной бюджет

6.2. Проведение конференций

6.2.1.

Проведение конференций в соответствии с решением Совета по науке и научно-технической политике.

2001-2003 гг.

КОПОНиМП, научные и образовательные учреждения области.

200

200

200

Областной бюджет

200

200

200

Внебюджетные источники

1

2

3

4

5

6

7

8

6.2.2.

Издательская деятельность.

2001 -2003 гг.

200

200

200

Областной бюджет

200

200

200

Внебюджетные источники

Итого
в том числе:

800

800

800

400

400

400

Областной бюджет

400

400

400

Внебюджетные источники

6.3. Обеспечение взаимодействия науки и высшего образования на основе новых форм научно-образовательной деятельности.

6.3.1.

Организация и поддержка научных центров при ведущих образовательных и научных учреждениях,

2001 -2003 гг.

КОПОНиМП. научные и образовательные учреждения области.

500

500

500

Федеральный бюджет

250

250

250

Областной бюджет

6.3.2.

Поддержка интеграционных процессов с целью создания учебно-научно-производствснных комплексов, проработка вопроса создания университетского округа

2001 -2003 гг.

2000

2000

2000

Федеральный бюджет

400

400

400

Областной бюджет

Итого
в том числе :

3150

3150

3150

2500

2500

2500

Федеральный бюджет

650

650

650

Областной бюджет

6.4. Поддержка научных организаций, создание условий для подготовки высококвалифицированных кадров

6.4.1.

Поддержка подготовки научных кадров для региона по приоритетным направлениям (аспирантура, докторантура, защита диссертаций)

2001 -2003 гг.

КОПОНиМП. научные и образовательные учреждения области.

500

500

500

Областной бюджет

6.4.2.

Поддержка обучения и стажировки молодых ученых, аспирантов, наиболее способных студентов в ведущих научных центрах.

2001 -2003 гг.
ч

500

500

500

Федеральный бюджет

200

200

200

Областной бюджет

6.4.3.

Поддержка экспедиционных и полевых исследований, проводимых совместно с Вузами и научными организациями с участием студентов, аспирантов, докторантов.

2001 -2003 гг.

500

500;

500

Федеральный бюджет

100

100

100

Областной бюджет

Итого
том числе:

1800

1800

1800

1000

1000

1000

федеральный бюджет

800

800

800

Областной бюджет

6.5. Формирование баз данных и развитие информационных технологий в управлении, научном и учебном процессе.

6.5.1.

Создание телекоммуникационной сети "Образование Забайкалья", адаптирование системного и прикладного программного обеспечения.

2001 -2003 гг.

КОПОНиМП. Управление промышленности транспорта и связи, ЗАО "ЧитаНЭТ5 научные и образовательные учреждения области.

800

800

800

Федеральный бюджет

400

400

400

Областной бюджет

1

2

3

4

5

6

7

8

Итого
В том числе:

1200

800

800

Федеральный бюджет

400

400

400

Областной бюджет

Всего по программе
В том числе:

7650

7650

7650

4300

4300

4300

Федеральный бюджет

2950

2950

2950

Областной бюджет

400

400

400

Внебюджетные источники

1. КОПОН и МП - Комитет общего, профессионального образования, науки и молодежной политики.

2. Управление ТЭК - Управление топливно-энергетическим комплексом.

3. Отдел ЖКХ - Отдел жилищно-коммунального хозяйства.

4. ВУЗы - Высшие учебные заведения.

5. ЗАО "ЧитаНЭТ" - Закрытое акционерное общество "ЧитаНЭТ".

Об областной целевой программе "Поддержка вузовской науки и интеграционных процессов в научно-образовательной сфере на 2001-2003 годы"

Название документа: Об областной целевой программе "Поддержка вузовской науки и интеграционных процессов в научно-образовательной сфере на 2001-2003 годы"

Номер документа: 244-ЗЧО

Вид документа: Закон Читинской области

Принявший орган: Читинская областная Дума

Статус: Недействующий

Опубликован: Забайкальский рабочий N 17 от 25.01.2001
Дата принятия: 04 января 2001

Дата редакции: 04 января 2001